Презентация лекции «Проблематика пьес А.Арбузова и В.Розова»



Содержание

 

Цель и задачи практики……………………………………………….…с.2

План работы………………………………………………………………с.4

Отзыв о практике…………………………………………………………с.5

Приложения……………………………………………………………….с.6

Список литературы………………………………………………………с.78


Цель и задачи практики

Вид практики Б2.П.1 Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (производственная практика)  
Место прохождения практики (с уточнением задач функционирования предприятия (учреждения, организации) в случае прохождения практики не на кафедре ИГУ)   Кафедра русской и зарубежной литературы, кафедра новейшей русской литературы ИГУ
Сроки прохождения практики     С 22.10.18 по 02.12.18
Цель     Закрепление и углубление знаний, умений и навыков по профилирующим дисциплинам магистерской программы «Русская литература», их применение в практической деятельности; формирование профессиональной позиции, развитие личностны и профессиональных качеств, творческого потенциала будущего специалиста.
Основные задачи   - закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин литературоведческого профиля, освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности филолога в учреждении, взаимодействовать с коллегами по работе; - всесторонне оценивать литературные произведения.

План работы

Сроки (даты) Задачи Отметка руководителя

· Подготовительный этап

С 22.10.18 по 28.10.18 1. Составление плана практики;  
С 29.10.18 по 01.11.18 2. Определение темы лекции «Проблематика пьес А.Арбузова и В.Розова»;  
02.11.18   3. Установочная лекция;  

· Основной этап

С 03.11.18 по 07.11.18 4. Изучение мемуаров Анатолия Эфроса «Профессия - режиссёр»;  
04.11.18   5. Посещение спектакля Иркутского академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова по пьесе А. Н. Арбузова «Мой бедный Марат»;  
С 07.11.18 по 11.11.18 6. Изучение трудов Н. В. Ярхо В. «Трагический театр Софокла»;  
С 12.11.18 по 18.11.18 7. Изучение монографии Д. Н. Аля «Основы драматургии»;  
С 19.11.18 по 22.11.18 8. Конспектирование работы М. М. Бахтина «Автор и герой в эстетической деятельности»;  
23.11.18 9. Посещение спектакля Иркутского акаде-мического драматического театра им. Н. П. Охлопкова по пьесе В. С. Розова «Вечно живые» (23.11.2018);  
С 24.11.18 по 28.11.18 10. Написание плана и подготовка презентации лекции «Проблематика пьес А.Арбузова и В.Розова»;  
29.11.18 11. Проведение лекции; 12. Обсуждение проведенной лекции с преподавателем и другими практикантами;  

· Итоговая работа

30.11.17 13.Подготовка письменного отчёта по проведенной работе с развернутым описанием результатов;  
01.12.18 14.Представление отчёта;  
02.12.17 15.Выставление отчета в е-портфолио.  

Отзыв о практике

     За время прохождения производственной практики (Б2.П.1 Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) мною были решены следующие задачи:

1) На подготовительном этапе после установочной лекции был составлен план практики и продолжена работа в русле исследований проблем драматургии XX века;

2) Подготовка к лекции «Проблематика пьес А. Арбузова и В. Розова» для студентов третьего курса филологического факультета ИФИЯМ;

3) В ходе подготовки к лекции были проведены исследования по проблемам драматургии А. Арбузова и В. Розова: были изучены пьесы А. Арбузова и В. Розова, рассмотрен корпус текстов, связанных с изучением творчества драматургов, а также привлечены рефераты по творчеству драматургов, написанные в рамках курса «Проблемы истории и теории драматургии и театра России»;

4) В рамках исследования проблемы сценического воплощения литературных произведений были посещены спектакли Иркутского академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова по пьесам А. Н. Арбузова «Мой бедный Марат» (04.11.2018) и В. С. Розова «Вечно живые» (23.11.2018 ).

5) Была проведена лекция «Проблематика пьес А. Арбузова и В. Розова» для студентов третьего курса филологического факультета ИФИЯМ.

 

29.11.18 для студентов третьего курса филологического факультета ИФИЯМ была проведена лекция «Проблематика пьес А. Арбузова и В. Розова», посвящённая сравнительному анализу творчества обоих драматургов и выявлению кругу проблем, характерных для драматургии обоих авторов.

Студенты, прослушав лекцию, задали вопросы, касающиеся осмысления эволюционного характера литературного процесса, сравнивая темы, свойственные советским драматургам с темами, к которым обращались писатели до них, находя  аналогии с русскими классиками XIX века. Без предварительной подготовки студенты интуитивно вышли на понятие драматургичности литературного произведения, что соответствует факультативным вопросам в задании. Направление вопросов, заданных студентами, свидетельствует о том, что материал был ими хорошо понят.

В плане освещения материала лектору не хватило академичности изложения.

Аудитория А. 15 оборудована: специализированной (учебной) мебелью на посадочных мест, доской меловой; техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории по лекции «Проблематика пьес А. Арбузова и В. Розова».

 

 

Приложения №1

План-конспект лекции «Проблематика пьес А.Арбузова и В.Розова»

Цель: Сформировать у студентов знания о драматургии А. Арбузова и В. Розова

Для достижения поставленной цели в лекции решается ряд промежуточных задач:

1) Провести сравнительную биографию двух драматургов;

2) Рассмотреть проблемы сценического воплощения пьес А. Арбузова и В. Розова;

3) Рассмотреть тему войны в пьесах А. Арбузова и В. Розова;

4) Рассмотреть тему творчества в пьесах А. Арбузова и В. Розова.

План занятия

1.Сравнительная биография А.Арбузова и В.Розова;

2.Пьесы, поставленные Анатолием Эфросом - «Таня», «Марат, Лика и Леонидик» А. Арбузова, «Шумный день» В. Розова;

3.Леонидик и Марк как персонажи с творческой профессией во времена войны у А. Арбузова и В. Розова;

4. Классификация арбузовских и розовских персонажей (поэты, музыканты, учёные, врачи, спортсмен, кукольник, группа персонажей, уехавших в Сибирь на градообразующие стройки).

4.Творчество как ключевая характеристика героев А. Арбузова и В. Розова.

 

Алексей Николаевич Арбузов родился 13 (26 мая) 1908 года в Москве в дворянской семье.

Розов Виктор Сергеевич  родился 21 августа 1913 года в Ярославле в семье счетовода Сергея Фёдоровича Розова и его жены Екатерины Ильиничны.

Семья Арбузова в 1914 году переехала в Петроград. В 1916-м Алексей Арбузов начал учиться в гимназии. Когда Алексею было 8 лет, из семьи ушёл отец.

Семья Розова в 1918 году вынуждена была покинуть Ярославль из-за эсеровского мятежа и бежать в Кострому. В Костроме Виктор окончил школу, а в 1932 году поступил в индустриальный техникум.

Алексей Арбузов  систематического образования не получил. Революция 1917 года, голод и душевная болезнь матери, тяжело переживавшей уход мужа, сделали Арбузова сиротой в 11 лет. Он был вынужден бродяжничать и вскоре попал в колонию для трудновоспитуемых. Оттуда был направлен на воспитание к тётке. В 1920 году попал на спектакль БДТ "Разбойники" Ф. Шиллера. Спектакль произвёл огромное впечатление на Арбузова и в 14 лет он работал статистом в Мариинском театре, в 16 лет поступил в студию Павла Гайдебурова при Передвижном театре. В 1928г. создаёт «Цех экспериментальной драмы», а также организует театр на колёсах «Агитвагон», просуществовавший год. В конце 1920-х принимает решение переехать в Москву.

Виктор Розов в конце 1920-х годов учился в Костроме в индустриальном техникуме, одновременно работал на местной текстильной фабрике и играл на сцене костромского Театра юного зрителя. После 1-го курса Розов бросил техникум и уехал в Москву.

Алексей Арбузов в 30-е годы возвращается в Москву, становится заведующим литературной частью пролеткультовского Театра малых форм и формирует репертуар театра. Создавая «производственные драмы», которая требует от него как от драматурга фактографической точности, он ездит с труппой по заводам и стройкам, знакомится с жизнью простых людей, и пишет пьесы на основе жизненного материала. Также увлекается театром Вс. Мейерхольда, знакомится с драматургом Александром Гладковым, актёром Исидором Штоком и режиссёром Валентином Плучеком. Молодые люди объединяются вокруг Эраста Павловича Гарина, одного из любимых учеников и актёров Вс. Мейерхольда, в кружок творческой молодежи. В 1935-м пишет пьесы «Шестеро любимых» (1935), «Дальняя дорога» (1935).

Виктор Розов в 1934 году поступил в училище при Театре Революции в Москве в класс Марии Бабановой. После окончания учёбы Розов стал актером вспомогательного состава труппы Театра Революции. В 1935 году на детской ёлке познакомился со своей будущей женой, актрисой Надеждой Козловой.

В январе 1938 года Государственный театр имени Вс. Мейерхольда был закрыт.

Алексей Арбузов организовывает свою театральную студию с целью создания современного спектакля коллективными усилиями творческой молодежи. пишет пьесы «Город на заре» (1938), «Таня» 1939 (перер. 1947). Пьесу «Таня» Алексей Арбузов пишет, восхищённый актрисой Мейерхольдовского театра Марией Бабановой специально для неё. С началом войны студия фактически распалась: многие актёры и актрисы ушли на фронт. В период войны часть студии была преобразована во Фронтовой театр.

Виктор Розов в 1941г. в начале войны уходит добровольцем на фронт. Розов участвует в единственном бою, где гибнут все его друзья и соратники, а он получает тяжелейшее ранение. Его отправляют в тыловой госпиталь во Владимир, где врачи спасают от ампутации его ногу, после чего он ещё год находится в больнице. После выписки в середине 1942 года он возвращается в Кострому и решает поступить в Литературный институт им. М. Горького. В 1943 пишет пьесу «Семья Серебрийских», которую позже назовёт «Вечно живые». После войны в 1945 уезжает в Казахстан работать в Алма-Ате в только что созданном Натальей Сац Казахском театре для детей и юношества. Позже Розов возвращается в Москву и в 1949 году ставит на сцене Центрального Детского Театра пьесу «Ее друзья».

Алексей Арбузов в 1940-е пишет пьесы «Бессмертный» и «Домик на окраине». В 1950-е пишет «Годы странствий» (1950), «Иркутская история»  (1959).

Виктор Розов пишет в 1950-е годы пьесы «Страница жизни» (1955), «В добрый час!» (1958),  «В поисках радости»  (1959).

Алексей Арбузов в 1960-1980-е написал «Мой бедный Марат» (1965), «Сказки старого Арбата» (1970), «Жестокие игры» (1978), «Победительница» (1982), «Виноватые» (1984).

Виктор Розов пишет «Неравный бой» (1960), «В дороге» (1962), «Традиционный сбор» (1967), «С вечера до полудня» (1970), «Гнездо глухаря» (1979), «У моря» (Кабанчик) (1986).

Анатолий Эфрос, советский режиссёр театра и кино, поставил пьесы «Таня», «Марат, Лика и Леонидик» А. Арбузова и «Шумный день» В. Розова, что сделало их одними из самых знаковых в творчестве драматургов.

Анатолий Эфрос уловил присущую обоим драматургам лиричность интонации в звучании пьес. Эфрос понимал духовные запросы поколений, поиски жизненных путей, видел зарождение любви, верности, дружбы, становление человеческого характера. Следуя сложному искусству переживания, актеры вместе с режиссёром искали суть образов, над которыми работали. Вскрывая в персонажах Арбузова и Розова глубины психологических проблем, он показывал зрителю предельную достоверность чувств и логику поступков персонажей. Конфликт для Эфроса проистекает из становления характера и непреодолимой тяги героя познать мир, из чего проистекают общие процессы формирования современного человека. Таким образом, режиссура Эфроса выявляла тот высокий идеал и нравственный стержень, который присущ пьесам А. Арбузова и В. Розова.

Работа Анатолия Эфроса, Олега Ефремова и Виктора Розова над пьесой «В добрый час!» положила начало дружбы между Розовым и Ефремовым. Их совместная работа продолжилась над пьесой Розова «Вечно живые». Этот спектакль стал вторым открытием для публики Розова как драматурга.

Культовым фильмом, поставленным по пьесе В. Розова «Вечно живые», стала картина Михаила Калатозова «Летят журавли». 

Война у Алексея Арбузова и Виктора Розова в пьесах «Мой бедный Марат» и «Вечно живые» показана безликой силой, которая безжалостно перемалывает судьбы людей, с одинаковой беспощадностью уничтожающая и мужчин и женщин. Показывая человека в тылу, Арбузов и Розов сходятся в том, что война гибельна для женщины, так как лишает её юности, любви, и радости, и вместо этого наделяет их чувством вины и опустошённости. Героям Арбузова и Розова приходится преодолеть огромное недоверие, которое у них появилось по отношению к себе и людям, прежде чем они снова научатся мечтать и быть счастливыми. С этим опустошением им помогает справиться дружба и человеческое участие.

Оба драматурга показывают человека творческой профессии в условиях войны и трансформацию характеров героев, которую те претерпевают в условиях трагического выживания.  

В. В. Розов в пьесе «Вечно живые» показывает малодушие в характере Марка, которое перерастает в подлость. Марк, пользуясь тем, что он пианист, а его дядя – влиятельный врач, обманным путём добывает себе бронь. В дальнейшем он пользуется тем, что Борис пропал без вести, а Вероника осиротела, и женится на ней. Каждый раз, когда Марк извлекает личную выгоду из сложившейся ситуации, приспосабливаясь к обстоятельствам, его характер неуловимо меняется не в лучшую сторону. Постепенно у Марка накапливается усталость от семейной жизни, и он начинает изменять Веронике. К концу войны он из выдающегося музыканта становится заурядным пианистом, который начинает раздражать не только своих родных, но и администратора филармонии, стараниями которого Марк имел во время войны платные концерты.

Розов устами своей героини Анна Михайловна заключает: «…Война калечит людей не только физически, она разрушает внутренний мир человека, и, может быть, это одно из самых страшных ее действий…».

Арбузов в пьесе «Мой бедный Марат» показывает малодушие в характере Леонидика и те последствия, к которым приводит его боязнь поступать согласно своим убеждениям и понятиям - Леонидик пишет стихи «аккуратно», «как полагается», отказываясь печатать свои лучшие стихи. В итоге он разучился писать стихи, и вместе с растерянностью у него наступает усталость от жизни. Арбузов остро обозначает проблему послевоенного поколения, которое оказалось ошеломленным ответственностью перед мертвыми за то, что они остались живыми.

Леонидик постепенно теряет способность писать стихи, Марк теряет свои музыкальные способности. Каждый из них не смог преодолеть душевной трусости, которая в итоге приводит к их творческой несостоятельности. Герои оказываются способными пережить войну, но неспособными пережить мирное время.

Ставя своих героев в условия непростого выбора, драматурги демонстрируют разные решения, которые принимают герои. Арбузов показывает, как Леонидик находит в себе мужество изменить свою жизнь, отказывается от комфортной жизни, и, попытавшись вернуть утраченную душевную гармонию, уезжает в Сибирь. Розов показывает, как Марк, укрепившийся в своей испорченности, в итоге изгнан из семьи Бороздиных.

Проанализировав арбузовских и розовских персонажей военных пьес, выделим основной, объединяющий их, лейтмотив – творчество. Для того чтобы полнее увидеть, как лейтмотив перерастает в центральную тему в драматургии Арбузова и Розова, проанализируем персонажей, сгруппировав их по общим признакам:

 

1.Поэты, музыканты «Мой бедный Марат» (Леонидик) «Вечно живые» (Марк) Душевная трусость. Способны пережить войну, но не способны пережить мирное время. Талант истончается.
2.Врачи, учёные Сделанные/несделанные открытия
3.Группа персонажей, уехавших в Сибирь на строительство градообразующих предприятий Сибирь – сакральное пространство Талант возрождается.
Кукольник Балясников («Сказки старого Арбата»): Работает над куклами Еленой и Парисом, олицетворяющих вечную красоту. Для вдохновения человеку нужен эмоциональный подъём, который связан с чувством удивительного и чудесного, которое постоянно должно жить в человеке. Спортсмен Ким («С вечера до полудня»): Теория всадников Каждый хочет вскочить на коня. Один из тех, кто вскочил, несётся во весь опор, не замечая, куда и на кого лошадь ставит копыта, наступает на голову другим. Избранники – те, кто на конях из бронзы, те, кто заслужили почёт и уважение народа.

 

Разделив всех персонажей по разным категориям, можно увидеть, что их всех объединяет концепция человека-творца.

У А. Арбузова фигурируют в различных пьесах персонажи-врачи. Врачи делают научные открытия в области медицины, изобретают новые лекарства и спасают людей.

У В. Розова фигурируют в различных пьесах персонажи-учёные из разных отраслей науки (биологии, медицины, литературы, истории, и др.). Его герои делают открытия, как в научных, так и в гуманитарных областях науки.

На этом этапе анализа становится очевидным мотив сделанных и несделанных открытий. Наука становится таким же искушением, как искусство. Недоработанная формула, из-за которой учёные тщетно бьются над изобретением лекарства, бесполезного для людей без заключительного вывода, имеет такое же значение, как ненаписанные стихи. Души калечит не только война, но и быт мирной жизни.  Наука ставит человека перед испытанием научным открытием, его способности или неспособности бороться против искушения славой и обеспеченностью  и, в итоге, оказывается не менее опасной для внутреннего мира человека, чем война. Талант истончается.

У А. Арбузова и В. Розова присутствуют в пьесах персонажи-учёные, чьё малодушие привело к тому, что герои потеряли способность к открытиям, и блестящая научная деятельность, последовавшая за первыми успехами, прервалась из-за их неспособности справиться с собственным успехом.

В пьесах 50-х годов у обоих драматургов центральным образом становится Сибирь, которая олицетворяет собой сакральное пространство, в котором происходит исцеление героев от душевных недугов, восстановление душевных сил, жизнь обретает смысл, а талант и воля к жизни восстанавливаются. Мотив странствий, присущий обоим драматургам, обретает сакральный смысл, так как связан напрямую с духовным ростом персонажей А. Арбузова и В. Розова.

В 80-х коллизия пьес у обоих драматургов усложняется, и Сибирь перестаёт быть пространством, в котором происходит разрешение всех вопросов, которые жизнь поставила перед персонажами А. Арбузова и В. Розова. Сама дорога становится тупиковой и теряет свой сакральный смысл, как показано в пьесах А. Арбузова «Сказки старого Арбата» и В. Розова «С вечера до полудня». Мотив успеха, связанный с темой творчества, переплетается с мотивом соперничества, и на первый план у А. Арбузова и В. Розова выходят взаимоотношения отца и сына. Рассматривая человека в обществе, оба драматурга обращаются к проблеме взаимопонимания между отцами и сыновьями.

А. Арбузов в пьесе «Сказки старого Арбата» показывает старого кукольника Балясникова, который работает над куклами Еленой и Парисом, олицетворяющих вечную красоту. Балясников считает, что для вдохновения человеку нужен эмоциональный подъём, который связан с чувством удивительного и чудесного, которое постоянно должно жить в человеке. А. Арбузов показывает, что чувство удивительного живёт в человеке благодаря любви к женщине, которая является олицетворением всего прекрасного, что только есть на земле. Главной чертой персонажей А. Арбузова является умение мечтать, что предано в названии пьесы. Это помогает им сохранять вдохновение на протяжении многих лет жизни. Соперничества, существующего между отцом и сыном в любви и профессии, Балясниковы даже не осознают благодаря способности женщины на самопожертвование, которое проявляет Виктоша, будто бы появившись в их жизни только для того, чтобы примирить отца и сына.    

В. Розов в пьесе «С вечера до полудня» разрабатывает оригинальную концепцию всадников, которую проповедует Ким (спортсмен). Используя аллегорию скачущих всадников, Ким считает, что каждый человек, который стремится к успеху, хочет вскочить на коня, и тот, кому это удалось, несётся во весь опор, не замечая, куда и на кого лошадь ставит копыта, наступая на голову другим. Смысл жизни семьи Жарковых – не стать всадниками. И В. Розов показывает волнения отца за своего сына, который может не преодолеть искушения успехом и перестанет исповедовать идеалы отца. Ким по замечанию Аллы, своей бывшей жены, так и не стал чемпионом из-за жалости, которую он испытывает к тем, кого ему придётся победить. Обострённая честность не позволяет Киму вскочить на коня, потому что его личный успех всегда будет связан с чьим-то поражением. Как отмечает Алла, честность – это крест Кима, который он будет нести до конца. Симптоматично, что его сын уезжает со своей матерью в Англию, поэтому вопрос о нравственных принципах семьи Жарковых остаётся открытым.  

Делая выводы о творчестве А. Арбузова и В. Розова, нужно отметить, что обоим драматургам присуща автобиографичность, поиск новых форм высказывания, новых героев для своих пьес. Используя элементы производственной драмы, оба преобразовали её жанровые каноны, создав новые жанры и героев (новая мелодрама у А. Арбузова и розовские мальчики у В. Розова). Расширив границы восприятия жизни, они показали, что проблемой является не только человек, победивший на войне, но и человек, который должен выжить в мирное время. А. Арбузову и В. Розову свойственна оптимистическая вера в доброе начало человеческой личности и присуще восприятие человека как творца. Творчество необходимо человеку как неизменная составляющая его личности, которое одновременно является испытанием его духовной стойкости и свидетельством его человеческой состоятельности.

Литература:

1. Алексей Арбузов: «Таня», «Мой бедный Марат», «Иркутская история», «Сказки старого Арбата».

2. Виктор Розов: «Вечно живые», «В поисках радости», «С вечера до полудня».

Фильмография:

1. «Марат, Лика и Леонидик» (1971); в постановке Московского театра им. Ленинского комсомола; реж. Анатолий Эфрос; в ролях: Александ Збруев, Ольга Яковлева, Лев Круглый.

2. «Сказки Старого Арбата» (1973); реж. Александр Музиль, Василий Чириков; в ролях: Б. Фрейндлих, В. Семеновский, Ю. Толубеев, Н. Максимова.

3. «Иркутская история» (1973), телеверсия спектакля Театра им. Вахтангова, реж.: Борис Ниренбург, Евгений Симонов; в ролях: Ю. Борисова, В. Шалевич, В. Лановой.

4. «Таня» (1974); реж. Анатолий Эфрос; в ролях: О. Яковлева, В. Гафт, Л. Ахеджакова, Л. Броневой, Ю. Богатырев, Н. Волков-младший, Н. Архангельская.

5. «Летят журавли» (1957); реж. Михаил Калатозов; в ролях: Т. Самойлова, А. Баталов.

6. «Вечно живые» (1976), телеверсия спектакля театра «Современник»; постановка Олега Ефремова, реж. Галина Волчек; в ролях: Олег Ефремов, О. Даль, Л. Толмачева, Ю. Богатырев, М. Неёлова, И. Кваша, и др.

7. «Шумный день» (1960); реж.: Георгий Натансон, Анатолий Эфрос; в ролях: В. Сперантова, Г. Печников, О. Табаков, Л. Толмачёва, и др.

8. «С вечера до полудня» (1981); реж. Константин Худяков; в ролях: В. Санаев, Л. Филатов, Н. Фатеева, А. Петров, Э. Марцевич, С. Аманова, Л. Савельева.

Задания:

Задания носят факультативный характер и рассчитаны на развитие филологической интуиции и приобретение драматургического опыта. Выполнять их рекомендуется до лекции, чтобы на совместном занятии прийти к коллективному заключению о природе драматургичности. Студенты вместе с преподавателем сделают выводы о диалогичности литературного текста, которая и обеспечивает ему сценическое воплощение.  

1.Используя репертуар Иркутского академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова проанализировать, сколько из входящих в репертуар спектаклей поставлено по пьесам драматургов, а сколько – по произведениям писателей.

2.Сравнить, как в пьесах А. Арбузова «Мой бедный Марат» и В. Розова «Вечно живые» представлена темы войны, любви, дружбы, творчества выявить их сходства и различия.  

3.На основании полученных данных подумать, что такое драматургичность литературного произведения, каковы способы и формы её проявления.

 

 

Презентация лекции «Проблематика пьес А.Арбузова и В.Розова»

 

 

Приложения №2


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 1535; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!