Художественная система как предмет исследования



Представление об искусстве как о знаковой системе получило в ХХ веке столь обширное распространение, что останавливаться на его истории и нюансах представляется излишним. Структурализм, в прошлом решительно отвергавшийся представителями официального литературоведения, считавшийся в СССР одной из разновидностей диссидентства, уже давно перестал быть запретным плодом. Труды Ю. М. Лотмана и других отечественных и западных структуралистов настолько прочно вошли в научный оборот, что описание истории этого направления может быть темой не одной диссертации.

Поэтому ограничимся лишь констатацией факта, что и культура в целом осмысливается ныне как система знаковых систем, и литература в этом отношении не представляется исключением. Творчество отдельного автора может быть рассмотрено как локальная система, обладающая определённой степенью автономии. Однако само понятие система всё же нуждается в некотором уточнении и осмыслении.

Современная философия выработала отдельную теорию систем как частный случай теории познания с множеством дефиниций и их интерпретаций [13; 98; 302; 503; 618; 653 и др.]. Философы допускают, что и в любой другой отрасли знаний возможно системное рассмотрение явлений, если исследователь способен отличить систему от конгломерата, от случайного множества элементов, – то есть признают, что использование системного подхода доступно и нефилософскому взгляду[653, с. 27]. Системность предполагает наличие неких структурных отношений, организующих все составляющие элементы в единое целое [98, с. 141–142]. Важным уточнением представляется различение понятий «система» и «структура»: «Понятие “система” теснейшим образом связано с понятием “структура”. Но отождествлять их нельзя. <…> Под структурой понимается либо закон связи между элементами, либо инвариант системы…» [13,с. 37]. Система же представляет всю совокупность входящих в неё элементов и отношений между ними.

В 70-е годы ХХ века и некоторое время спустя системный подход переживал своеобразный бум в науке и философии, он представлялся универсальным ключом к познанию явлений любого порядка. Однако довольно скоро пришло понимание того факта, что в точных науках и в гуманитарном знании системность проявляется по-разному, что существуют различия между разновидностями систем. Важным свойством научного описания системы признана её центрированность. «В центрированных системах существует такой объект, что отношения между любыми другими элементами системы могут быть установлены лишь с помощью отношения к этому объекту, который играет роль центра» [503, с. 61]. Однако если с точки зрения абстрагирующего ума система представлялась поначалу тем более совершенной, чем меньше число её принципов [302, с. 110], то позднее выяснилось, что «жёсткие системы менее устойчивы, чем нежёсткие» [98, с. 145].

Разделение систем на жёсткие, т. е. «хорошо формализуемые, структуризованные», и мягкие, т. е. «слабо структуризованные и не формализуемые», утвердилось уже в 90-е годы ХХ столетия, и тогда же оформилось важное правило: «никогда не сводить мягкую проблему к жёсткой, так как при этом теряется самое важное в проблемной ситуации. Следует подчеркнуть особенно большое значение такого подхода к системам для понимания современных сложных ситуаций, имеющих место в обществе и в культуре» [259, с. 191–192].

Значительно ранее большей частью теоретиков было принято во внимание, что система, «в отличие от понятий «объект» и «вещь», отражает не отдельное и нерасчленённое, а противоречивое единство многого и единого. В 1977 году лауреатом Нобелевской премии стал И. Пригожин, по теории диссипативных структур которого неравновесность элементов может служить источником организации системного порядка, что, по его мнению, в равной мере свойственно природным и культурным феноменам [486]. Система, являясь конкретным видом реальности, находится в постоянном движении» [13, с. 24].

Приняв вышеперечисленные положения системного метода за основу, можно наметить направление исследования. Для того, чтобы описать систему, необходимо выделить её основные элементы и определить их соотношение и взаимовлияние, учитывая, что в гуманитарном знании эта система может быть только «мягкой» и несводимой к типу «жёстких», что динамические противоречия не исключают системности явления, а представляют её естественные качества. Поскольку речь идёт о литературе, сам по себе системный метод не может обойтись без традиционных литературоведческих подходов. Некоторые литературоведческие понятия имеют столь широкие истолкования, что для их уточнения оказывается необходимым обращение к понятийному аппарату эстетики и культурологии. Эстетические и литературоведческие понятия нередко омонимичны, но как концепты не вполне совпадают, что будет оговорено в дальнейшем.

М. С. Каган, посвятивший немало лет изучению проблемы системного подхода к гуманитарным знаниям, подчёркивал, что в этой области «приходится иметь дело с целостными, сложными и сверхсложными системами, которые оказываются доступными познанию <…> именно в своей целостности и поэтому не допускают привычного аналитического расчленения и оперирования каждой частью порознь, ибо система есть нечто большее, чем сумма составляющих её частей» [256, с. 50]. Иначе говоря, эмерджентность системы (её несводимость к отдельным элементам) и есть показатель целостности и способности к самоорганизации, что особо актуально в отношении к искусству.

Поэтому первая часть нашей работы преследует выполнение двух задач. Выявление тех параметров, в которых поэзия Ахматовой воспринималась, оценивалась и анализировалась на протяжении минувшего столетия, должно способствовать определению тех структурных характеристик, которые могут быть рассмотрены как значимые элементы её поэтической системы. История критического и аналитического осмысления её поэзии может быть также материалом для размышлений о корректности применявшихся при этом методов и критериев. Однако решение обеих задач должно служить основной цели работы: поиску характеристик, способствующих пониманию творчества Ахматовой как единого целого, как литературно-эстетической системы.

 


Дата добавления: 2019-02-13; просмотров: 255; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!