Традиции и инновации в свадебной обрядности русского населения Кабардино-Балкарской Республики



 

Проблема соотношения традиций и инноваций занимает важное место в этнографических исследованиях. Результатом этих исследований явился, в частности, вывод о взаимодополнительности инноваций и традиций: «любая традиция была когда-то инновацией, любая инновация имеет шансы стать традицией»[1]. При этом инновацию можно считать традицией тогда, когда забыты время и обстоятельства ее появления.

Целью настоящей работы является изучение традиций и инноваций в современной свадебной обрядности русского населения Кабардино-Балкарии. Доклад основан преимущественно на полевых материалах, собранных в русских селах и станицах КБР, а также на подробных описаниях свадебной обрядности станиц Прохладной и Екатериноградской, сделанных в конце XIX – начале XX в., которые позволяют выявить динамику изменений свадебной обрядности.

Современная свадьба русского населения Кабардино-Балкарии существенно упростилась и сократилось по сравнению с традиционной. В то же время многие традиционные свадебные обычаи и обряды сохраняются и в настоящее время, хотя и в измененном виде.

Не исчезло сватовство, хотя по сравнению с прежними временами оно стало короче и изменилось его значение. В прошлом главным было получение согласия родителей невесты на брак, в настоящее время – знакомство родителей жениха и невесты и договоренность об организации свадьбы.

В соответствии с традицией, сваты приносят с собой хлеб (каравай) и вино или водку. Как и положено, они заводят с родителями невесты иносказательный разговор о покупке телочки или о товаре и купце, о голубке, которую ищет голубь, о цветочке, которому необходимо найти пару и т.п. Хотя фактически все уже решено, родители девушки ведут долгие переговоры со сватами.

В селах и даже в городах, сохраняется традиционный обычай скреплять договор о браке, для чего невеста должна разрезать принесенный сватами хлеб. Как и в прошлом, согласие невесты разрезать хлеб означает ее согласие на брак. С того момента как невеста разрезала хлеб, она считается просватанной. «Отрезанный ломоть» – говорят о ней. Как отрезанный кусок отделяется от хлеба, так и девушка отделяется от своей семьи. Именно такое объяснение чаще всего дают этому обычаю жители русских сел Кабардино-Балкарии. Обычай, согласно которому невеста должна во время сватовства разрезать хлеб, существовал в русских селах и станицах Кабардино-Балкарии уже в 20-е годы прошлого века. В более ранних описаниях свадеб о нем нет упоминаний.

Обряд разрезания хлеба во время сватовства очень сходен с обрядом, сопровождавшим когда-то раздел большой семьи, когда один или несколько сыновей отделялись от отца. Хозяин разрезал целый хлеб на две части и одну из них отдавал отделяющемуся члену семьи[2]. Возможно, что именно из этого ритуала обычай разрезать хлеб и перешел в свадебную обрядность. Но к настоящему времени он воспринимается как старинный свадебный обряд. Его сравнительно недавнее происхождение забыто. То есть его можно уже считать традицией, хотя и довольно молодой.

В традиционной предсвадебной обрядности за сватовством следовал осмотр дома, хозяйства жениха родственниками невесты. В настоящее время родители и родственники невесты также на следующий день или несколько дней спустя после сватовства посещают родителей жениха, продолжают переговоры о свадьбе. В некоторых селах сохранились даже традиционные названия этого посещения – родственники невесты идут «на розгляд» (с. Кременчуг-Константиновское) или «печку смотреть» (ст. Екатериноградская, ст. Александровская)[3]. Но настоящей целью этой встречи родственников жениха и невесты являются переговоры о дне и месте проведения свадьбы, о количестве гостей с одной и с другой стороны, о сумме свадебных выкупов, о приданом.

Еще одной давней традицией южнорусской и украинской свадьбы является изготовление обрядовых изделий из теста – каравая и шишек. Эта традиция сохранилась до настоящего времени, но в отличие от прошлого их часто заказывают в пекарнях и на хлебозаводах.

В полном соответствии с традициями родители в день свадьбы благословляют жениха и невесту. Это очень старый свадебный обычай, на территории Кабардино-Балкарии он отмечался в XIX в.[4] В русской свадьбе этот обычай появился, видимо, еще в XVII в.[5], когда усилилось влияние официальной религии на свадебную обрядность. Но еще более древним является обычай ставить при этом невесту и жениха на шубу. Он относится к обрядам продуцирующей или карпогонической магии и должен был обеспечить новобрачным богатство и многодетность[6]. И сами жители русских сел Кабардино-Балкарии даже в настоящее время помнят о том, что невеста становится на шубу, «чтобы было богато»[7].

Еще один обычай, соблюдаемый на современных свадьбах, – «выкуп» невесты женихом. Это один из самых важных обрядов традиционной русской и украинской свадьбы. Он имел широкое распространение на всей территории расселения восточных славян. Когда-то он сопровождался обрядовыми песнями. Подруги невесты требовали, чтобы ее брат не продавал ее дешево, просил за нее большой выкуп, а потом упрекали его за то, что он продал сестру. Но к настоящему времени все эти песни забыты.

При проезде свадебного «поезда» жители села могут перегородить дорогу и не пропускать машины, пока не получат выкуп – обычно в виде выпивки и закуски. Это обычай существует издавна и на территории Кабардино-Балкарии, и за ее пределами. Сохраняется он и в настоящее время[8].

В станице Александровской в воротах дома жениха разжигают небольшой костер из соломы, и жених должен взять на руки невесту и перенести через него. В конце XIX в. в станице Прохладной, когда приво­зили невесту в дом жениха, то свадебный поезд въезжал во двор «через костер, разложенный нарочно для этого случая в воротах»[9]. В станицах Котляревской и Алек­сандровской, хуторе Новокурском тоже разжигали в во­ротах костер, по словам местных жителей, «от колдов­ства». К настоящему времени этот обычай сохранился только в станице Александровской.

Важнейший обычай, исполняемый на современных свадьбах – одаривание молодых. Еще в XIX в. он занимал центральное место в свадебной обрядности русских и украинцев, в том числе и на территории Кабардино-Балкарии. Но тогда было принято одаривать молодых во второй день свадьбы. Теперь же дары проходят обычно в первый день свадьбы. Каждому из гостей подносят стаканчик водки или вина и шишку. Приняв их, гость поздравляет молодых, желает им семейного благополучия, долгих лет жизни, большого терпения и т.п. Тут же он объявляет о своем подарке, а если дарит деньги, то сразу же отдает их. Одаривание сохраняется в свадебной обрядности многих сел и городов не только на Северном Кавказе, но и далеко за его пределами, например, в областях Центральной России[10].

Некоторые пожилые люди сохраняют представление о сакральности этих обрядов. Они считают, например, что если человек развелся с «законной женой» после того, как на свадьбе их поздравляли гости, дарили им подарки, желали счастья, то он всю жизнь будет несчастлив[11].

Еще один свадебный обряд – осыпание молодых конфетами, хмелем, монетами, иногда и орехами. Считается, что конфетами молодых осыпают для того, чтобы у них «жизнь была сладкой», монеты должны обеспечить благосостояние, а хмель «жизнь продолжает, на хмелю хлеб пекут»[12]. То есть хмель в данном обряде заменял собой хлеб. Осыпание должно было обеспечить новой семье благополучие. Тому, кто во время осыпания поднял монетку, «счастливую копейку», тоже должна была сопутствовать удача, особенно в денежных делах.

Осыпание – один из древнейших свадебных обрядов, связанных с продуцирующей магией. Это понятно многим жителям сел и станиц, которые говорят, что молодых осыпают, «чтобы они богатые были»[13]. Этот обычай существовал в XIX в., сохраняется и в настоящее время. Его исполняют во всех городах и русских селах Кабардино-Балкарии. Осыпание – один из самых старых и распространенных свадебных обрядов. Он был известен не только русским и украинцам, но и многим другим народам, в том числе и народам Кавказа.

Обязательным свадебным обрядом в прошлом являлось церковное венчание. В большинстве сел и станиц жених приезжал за невестой, они вместе отправлялись в церковь, а оттуда – в дом жениха. За годы советской власти место венчания в свадебной обрядности заняла регистрация брака в ЗАГСЕ. Последовательность событий в первый день свадьбы стала следующей: жених приезжает за невестой, они едут в ЗАГС, оттуда – в дом жениха.

В настоящее время церковное венчание вновь становится частью свадебной обрядности. Однако теперь оно совершается чаще всего после свадьбы, потому что свадьбы обычно начинаются в субботу, а в этот день церковь не проводит обряд венчания.

Из обрядов второго свадебного дня до настоящего времени сохранился следующий: утром в большинстве сел и станиц, как и сто лет назад, невесте приносят завтрак из дома ее родителей. Только в станице Солдатской и в городе Прохладном, как и в прошлом, завтрак невесте не приносят, а она сама вместе с женихом и его родственниками отправляется завтракать в дом своих родителей.

На второй день свадьбы принято рядиться. Этот обычай существует с давних пор и сохраняется во многих селах в настоящее время. Гости чаще всего наряжаются «цыганами», иногда – докторами. Бывает, что мужчину одевают в костюм невесты, а женщину наряжают женихом. Ряженые принимают участие в обрядах второго дня свадьбы в селах многих регионов России. Это один из наиболее распространенных и устойчивых русских свадебных обычаев[14].

Многие из свадебных обычаев и обрядов возникли в глубокой древности. Это, например, приемы апотропейной магии, которые должны были защитить молодых от сглаза (булавки в свадебном платье, запрет переходить дорогу молодым), это обряды, связанные с карпогонической или продуцирующей магией (осыпание молодых или использование шубы). Несколько столетий назад уже существовали свадебные выкупы (обычай, известный многим народам), свадебные дары, раздача каравая. Все это, видимо, элементы древнего свадебного обряда восточных славян, сохранившиеся до настоящего времени. Позже появились обычаи, связанные с церковным оформлением брака – венчание и благословение молодых. 

Многие обычаи и обряды, сохранявшиеся еще в 20-30 гг. прошлого века, до настоящего времени не сохранились. Это относится, в частности к предсвадебным обрядам. Исчез один из важнейших обрядовых комплексов предсвадебного цикла – девичник. Забыты такие обряды как расчесывание косы невесты, прощание ее со своей косой, со своей девичьей волей. Исчез обычай посещения кладбища невестой-сиротой, когда она просила благословения у своих умерших родителей.

Из ритуалов первого дня свадьбы забыт выкуп и торжественный перевоз приданого невесты в дом жениха. Не сохранились многие обычаи второго дня свадьбы – вывешивание красного флага на доме жениха или посещение сватами жениха родителей невесты «с известием» или «с весельем».

Некоторые традиционные компоненты свадебной обрядности сменились новыми, но выполняющими те же функции. Это относится в первую очередь к материальным компонентам. Фаэтоны и брички свадебного «поезда» заменили современные машины. Изменился покрой одежды невесты, жениха и гостей. В составе приданого сундуки заменила современная мебель. Молодым стали дарить чаще всего деньги, а не скот, как это было раньше. На свадебном столе стали появляться блюда, не характерные для традиционной русской или украинской кухни – салаты, шашлык и т.п. Старинные свадебные обрядовые песни часто заменяются современными эстрадными.

Появляются и новые, не существовавшие ранее обычаи. Так, не только горожане, но и многие жители сел свадьбу празднуют не дома, а в кафе или ресторанах. В селении Новоивановском и в других селах Майского района с недавних пор существует обычай: когда машина с молодыми подъезжает к мосту, жених выходит и на руках переносит невесту через мост, машины едут сзади и сигналят. Затем открывают шампанское. Если по дороге попадается еще один мост, то все повторяется. Этот обычай был занесен в Кабардино-Балкарию извне: первоначально он появился в военной части Нальчик-20, а оттуда распространился по другим населенным пунктам. Еще один недавно появившийся обычай – молодые вешают на перила моста замок, закрывают его и ключ выбрасывают в реку. Обряд символизирует прочность брачных уз[15].

В некоторых селах жених вносит невесту в дом на руках[16]. В других он неизвестен и, очевидно, появился недавно.

Инновацией является также обычай символического «воровства невесты», появившийся в некоторых селах. Родственники или друзья жениха стараются под каким-нибудь предлогом вывести невесту из-за стола и посадить ее в машину. Жених должен выкупать ее. Для традиционной свадебной обрядности были характерны многочисленные выкупы, которые жених давал за невесту, но получали эти выкупы родственники или подруги невесты и никогда – родственники или друзья жениха. Это противоречило бы самому смыслу свадебной обрядности.

Еще одна инновация последних лет – «продажа» свадебного торта. Часто она завершает свадьбу. Торт режут на кусочки, и молодые раздают их гостям в обмен на деньги. Торт в данном случае дублирует традиционный свадебный каравай[17]. 

Инновации часто представляют собой заимствования традиций других регионов и культур, а иногда и явным результатом влияния современной массовой культуры. К числу последних относится, например, исполнение на свадьбе современных эстрадных песен или существующий в некоторых селах обычай бросать букет невесты ее подругам. Перед отъездом невесты из родного дома ее подружки выходят вместе с нею, и она бросает им свой свадебный букет. Кто из подружек поймает букет, та вскоре выйдет замуж. Еще несколько лет назад этого обычая не существовало. Он появился совсем недавно и, видимо, под влиянием западных фильмов.

В то же время в последние годы усиливается интерес к традиционной свадебной обрядности, особенно в селах. Молодежь расспрашивает старших о том, какие ритуалы должны быть исполнены во время свадьбы, приглашает пожилых людей или участников художественной самодеятельности, знающих старинные свадебные песни, или же с их помощью разучивает эти песни.

В каждом селе существуют свои особенности современной обрядности. Некоторые обычаи и обряды во всех селах почти одинаковы, различаются лишь деталями. Например, повсеместно невеста во время сватовства должна разрезать хлеб, но где-то она его режет на две, где-то на 4 части, где-то дает его своим родителям и родителям мужа, где-то – всем гостям, а в некоторых селах этот хлеб ставят на стол для угощения сватов.

Некоторые из различий вызваны тем, что какие-то из свадебных обрядов в одних селах сохраняются дольше, в других – исчезают раньше. Например, обычай приносить завтрак невесте от ее родителей на второй день свадьбы в поселке Заречном уже забыт, а в других селах еще существует.

Наконец, часть различий связана с тем, что многие инновации присутствуют в обрядности только одного или нескольких сел. Только в некоторых селах при переезде свадебного поезда через мост жених должен нести невесту на руках. Или на руках вносит невесту в свой дом.

Анализ полевых материалов позволяет предположить, что наименьшей устойчивостью отличается свадебная обрядность в поселках, которые возникли сравнительно поздно – в советский период. Возможно, причина заключается в том, что в таких молодых населенных пунктах не может быть глубоких, сохраняющихся на протяжении веков, традиций. Поэтому народная культура здесь менее устойчива, и легче поддается влияниям извне.

Если же говорить о городской свадьбе, то следует отметить, что в таких городах как Прохладный и Майский, (в состав которых вошли казачьи станицы), и Баксан (объединивший одно кабардинское и одно русское село), свадебная обрядность не слишком отличается от сельской. Здесь сохраняются те же основные элементы обрядности, что и в селах: сватовство с разрезанием хлеба невестой, изготовление каравая и шишек, выкуп невесты, обход жениха вокруг стола, выкуп невесты, осыпание, свадебные дары, ряжение на второй день свадьбы и т.п. Таким образом, свадебная обрядность русских жителей этих городов и жителей сел является однотипной.

В то же время свадебная обрядность русского населения города Нальчика существенно отличается от сельской. В Нальчике большая часть традиционных свадебных обрядов забыта или исполняется очень редко. Такие различия в обрядности русского населения Нальчика и других городов республики объясняются отчасти размерами этих городов. Но, кроме того, в Прохладном, Майском и Баксане сохраняется преемственность населения с XIX в. до настоящего времени, что способствует сохранению традиций. В Нальчике же старожилы и их потомки совершенно растворились среди переселенцев более позднего времени, что привело к неустойчивости традиционных форм культуры, в том числе и свадебной обрядности. 

Но, даже в селах современная свадебная обрядность существенно отличается от традиционной. Многие существовавшие в прошлом обряды забыты, в то же время появилось немало инноваций, часть из которых в будущем может превратиться в традицию. Именно эти изменения и позволили свадебной обрядности приспособиться к новым условиям и тем самым сохраниться до настоящего времени.

Примечания

  1. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989. С.163.
  2. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб, 1993. С.101
  3. Долженко Н.С. р.1949 г. ст. Екатериноградская; Кулик В.Г р. 1953 г., ст. Александровская.; Косарева З.И., р.1935 г. с. Кременчуг-Константиновское.
  4. Головчанский С. Ф. Станица Прохладная Терской области Пятигорского округа // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1893. Вып. 16. С. 42.
  5. Русские: народная культура (история и современность). Том 3. Семейный быт. М., 2000.С.116
  6. Там же. С.119; . Кагаров Е.Г. К вопросу о классификации народных обрядов//Доклады Академии Наук СССР 1928. М., 1928. С. 249
  7. Полевые материалы автора (далее ПМА)Гаврилина Г.И. р.1954 г., ст. Александровская
  8. Гусева С.М. Проблемы традиционности современной русской свадьбы//Русские: семейный и общественный быт. М., 1989. С.227
  9. Головчанский С. Ф. Указ. соч. С. 32.
  10. Гусева С.М. Указ. соч. С. 224-225
  11. ПМА. Герасименко Н.Т. , р. 1928 г., ст. Солдатская
  12. ПМА. Кобец В.М. р.1947 г., с.Светловодское
  13. ПМА. Долженко Н.С. р.1949 г. ст.Екатериноградская
  14. ПМА. Долженко Н.С.р.1949 г. ст.Екатериноградская
  15. ПМА. Шипоша Л.А, р.1968, с. Новоивановское.
  16. ПМА. Данкова В.А. р.1952 г. пос. Заречный
  17. ПМА. Шамурзаева Л.М., р. 1959, с. Малакановское; Шипоша Л.А.

 

 


Гимбатова М.Б. 

(Махачкала)

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!