Фестиваль Кузнечного дела Кубани, как форма трансляции традиционной народной культуры.



(из опыта организации просветительской работы архитектурно-этнографического музея Кузнечного дела Кубани пос. Мезмай, Краснодарский край)

 

Народная культура нашего времени отличается от общепринятых классических фольклорных форм. Эти изменения связаны с развитием общества. Сегодня фольклор теряет свое универсальное положение и начинает приобретать новые формы. С одной стороны – он образует современные вторичные формы народной культуры, а с другой – обретает роль культурного наследия.

Сегодня уже нет необходимости доказывать важность и актуальность проблем сохранения и восстановления традиционной народной культуры. Традиции народа, представляя собой самостоятельную область культуры, в то же время являются основой для развития всех современных направлений национального художественного творчества, как самодеятельного, так и профессионального.

Архитектурно-этнографический музей Кузнечного дела Кубани открылся в 2008 г. Музей представлен коллекциями, рассказывающими о кузнечном и деревообрабатывающих ремеслах. В кон. XIX – нач. XX вв. в горных и предгорных районах Кубани эти занятия были наиболее развиты и занимали ведущее место в традиционной культуре. Созданию музейной экспозиции предшествовала многолетняя научно-исследовательская работа, в.ч. экспедиционная (зарисовки, беседы с мастерами и потомками ремесленных династий, сбор фото- и аудио документов) [1, С.104], а также тесное сотрудничество с потомственными мастерами кузнечного дела Кубанской области: Гапошина А.Д, Гапошина, Жилина В.Н., Жилина П.П., Сапельникова А.Н., Енина Н.И. (См. 2).

Архитектурно-этнографический комплекс музея объединяет несколько объектов:

Центральное место занимает кузнечная мастерская, которая представляет собой реконструкцию традиционного типа хозяйственных построек кон. XIX – нач. XX вв. Экспозиция интерьера кузницы включает в себя подлинное ремесленное оборудование горн, меха, наковальню и кузнечный инструмент, образцы кованых изделий, изделия мастеров. Перед кузницей располагается стан для ковки коней. Особый интерес представляют экспонаты по кузнечному делу – подлинны ремесленный инструмент и изделия кузнечного ремесла, предметы традиционного быта переданные потомками знаменитых ремесленных династий.

Большой раздел экспозиции занимает комплекс по деревообработке, который представлен коллекцией ремесленного инструмента и изделий мастеров бондарей, колесников - специальностей которые в силу специфики технологии были неразрывно связаны с кузнечным делом. 

Сочетание научных изысканий с методом этнографической реконструкции позволило соединить в одном музейном пространстве подлинные этнографические предметы с реконструкциями, выполненными с соблюдением традиционных технологий; которые, дополнив друг друга, помогли воссоздать традиционное убранство ремесленных мастерских кон. XIX – нач. XX вв.

Особенность моделирования среды музея заключается, в том, что экспозиция кузнечной мастерской полностью соответствует традициям обустройства, сложившимся стереотипам и народной «логике» организации пространства подворья-мастерской. В представлении народа каждый отдельный предмет находится в связи с его традиционным местонахождением в помещении [1, с.105].

Важнейшей функцией экспозиции является погружение в среду – все оборудование «работает», т.е. посетитель музея может ощутить себя в действующей ремесленной мастерской. Экскурсантам не только демонстрируются традиционные ремесленные производства – кузнечное, колесное, бондарное, а так же предоставляется возможность общения с мастерами, наблюдения за их работой, активного включения в динамическую экспозицию (в т.ч. участие в изготовлении изделия).

Музей в своей просветительской работе использует целый ряд существующих форм и способов трансляции традиций народной культуры, пропаганды и популяризации ее лучших образцов. Одной из таких форм является региональный фестиваль. Основными целями фестиваля являются, во-первых, представление традиций кузнечного ремесла в их локальном своеобразии, и, во-вторых, ориентация мастеров на местный этнографический материал.

По справедливому утверждению одного из ведущих отечественных исследователей фольклора Б. Н. Путилова региональные фестивали традиционной культуры должны помочь в решении проблем, связанных с освоением местных традиций. Ссылаясь на опыт зарубежных коллег в проведении фольклорных фестивалей, он замечает, что такой фестиваль “не был бы замкнут стенами домов культуры, но захватил бы весь город или все село. Фестиваль был бы обращен и к огромной аудитории зрителей и слушателей, и к работникам культуры и искусства, к деятелям художественной критики и к фольклористам. Он мог бы сопровождаться и чисто деловым симпозиумом по проблемам сохранения и развития фольклорных традиций, и включать… выставку произведений народного прикладного искусства, и многое другое. Региональный характер фестивалей придал бы им единство и интерес с точки зрения культурно-этнографической” (1).

Конечно же, при проведении фестивалей этот опыт должен учитываться, но, вместе с тем, должны учитываться и особенности современного этапа развития проведения подобных мероприятий в регионе. Специфика современного этапа обращения художественной практики к этнографическим источникам состоит в том, что к настоящему времени, вместе с уходом из жизни последних носителей народной традиции, исчезает и тот тип народных мастеров, которых принято называть носителями аутентичной культуры.

Новое поколение мастеров владеет лишь малой частью ремесленной традиции, в работе ориентируется на так называемые “промышленные” технологии, которые значительно упрощают и ускоряют процесс обработки металла. Некоторые технологии искусства ручной кузнечной ковки (например, кузнечная сварка) практически не используется в работе современных мастеров. При этом происходит утрата качества, индивидуальности и традиционности изготавливаемых изделий. Формально называясь кузнечными мастерскими, фактически они этому статусу не соответствуют, и, по сути, являются мастерскими по художественной обработке металла.

Многие мастера-кузнецы пытаются реконструировать этнографические образцы. Но оторванность и в пространстве, и во времени от подлинной народной традиции, отсутствие теоретических знаний и практического опыта работы по освоению традиций ручного ремесла зачастую приводят к нарушениям в воссоздании образцов, и, как следствие, к профанации национального культурного наследия.

Такое положение вызывало необходимость постановки перед организаторами и участниками фестиваля Кузнечного дела Кубани общей цели восстановления народных традиций Кубани на основе местной специфики и локального своеобразия. 

В этой связи особое значение приобретает и сама форма проведения фестиваля, как мероприятия, имеющего многофункциональный характер и в первую очередь обеспечивающего творческое взаимодействие мастеров разных поколений и уровня мастерства. В сложившихся условиях фестиваль, помимо своих ставших уже традиционными задач для мероприятий подобного уровня художественно-творческого и культурно-просветительского плана, должен решать и проблемы адекватного отражения традиций ремесла в художественной практике мастеров.

В рамках фестиваля эта задача решается через представление мастерами на конкурс изделий, демонстрирующих широкой аудитории образцы местных традиций, а специалистам — степень владения практикой ручного кузнечного ремесла. Разумеется, основным критерием оценки при проведении конкурсного просмотра является достоверность воссоздаваемого материала, определяющая, в том числе и профессиональные навыки мастера.

Эта форма позволяет специалистам в области традиционных народных ремесел вырабатывать в рамках фестиваля, и предложить мастерам конкретные рекомендации по совершенствованию их работы.

Через специальные формы обмена опытом и освоения народных ремесленных традиций на фестивале решаются задачи учебно-методического плана. Такими формами являются творческие лаборатории, мастер-классы носителей традиционной культуры и неформальное творческое общение мастеров. Творческий обмен позволяет мастерам восполнить недостаток знаний и практических навыков при работе с этнографическими источниками.

Целенаправленному обмену опытом помогает присутствие на фестивале носителей традиций ручного кузнечного ремесла. Потомственные народные мастера – как правило, представители кузнечных династий, в силу их особого положения по отношению к другим участникам коллектива, приглашаются на фестиваль лишь в качестве почетных гостей, а их мастер-классы носят представительский и обучающий характер без какой бы то ни было ориентации на конкурс.

Для проведения творческих лабораторий приглашаются мастера других регионов, которые занимаются изучением традиционной культуры. Мастерство и практические навыки, которых отражают специфику их родного региона. Их участие в фестивале помогает обозначить тот уровень, к которому должны стремиться профессионалы, претендующие на звание «мастера кузнечного дела». 

Как показывает практика, фестивальные формы творческого общения не только помогают установить творческие связи между мастерами, но и переводят их деятельность по освоению традиций ремесла на качественно более высокий уровень, обеспечивают более глубокое понимание значения своей работы, и, как правило, инициируют интерес к изучению собственной культуры.

Задача архитектурно-этнографического музея Кузнечного дед Кубани как организатора фестиваля определить перспективы, сформулировать цели и задачи следующего этапа работы по возвращению в жизнь культурных традиций, на котором участники фестиваля смогут представить свою исследовательскую работу, высказать и поставить на общее обсуждение возникающие проблемы, обозначить свою позицию в сферу сохранения и развития традиционной культуры.

Органичное сочетание в рамках фестиваля художественно-творческих, учебно-методических и просветительских задач позволяет, не разрушая праздничности этого действа, включить его в контекст серьезнейшей и трудной работы музея по восстановлению региональных ремесленных традиций.

Примечания

1. Скворцова О.Ю.  Архитектурно-этнографический музей традиционных ремесел Кубани как механизм трансляции народной культуры (основные идеи и принципы воссоздания этнографических ремесленных мастерских). // Сбережение народа: традиционная народная культура. Материалы научно-практической конференции, - Краснодар, ООО РИЦ «Мир Кубани»; 2007. С. 103.

2. Скворцова О.Ю. Кузнечные ряды: семейные ремесленные династии г. Майкопа // Традиционная культура народов Краснодарского края и Северного Кавказа. К 100-летию Леонида Ивановича Лаврова. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (г. Краснодар, 21 ноября 2009 г.). / науч. ред. и сост. Н.И. Бондарь, О.В. Матвеев. – Краснодар: Традиция: Научно-методические материалы. – 2009.

3. 3. Путилов Б. Н. Фольклор и художественная самодеятельность // Фольклор и художественная самодеятельность. / Отв. ред. Н.В. Новиков. Л., 1968. С. 17-18.

 


352646,Краснодарский край, Апшеронский район, пос. Мезмай, ул. Больничная, 14

 

 

14-16 августа 2009 г. состоялся первый фестиваль Кузнечного дела Кубани. Местом проведения стал архитектурно-этнографический музей Кузнечного дела Кубани пос. Мезмай, Апшеронский район, Краснодарский край.

Фестиваль был проведен по инициативе и на собственные средства Скворцовым Михаилом Ивановичем директором детской школы традиционных народных ремесел Кубани пос. Мезмай.

Идея нашла живой отклик у кузнецов Кубани, на фестиваль съехались мастера с многолетним опытом работы - Харламов Иван Иванович (пос. Тульский), Криницкий Виктор Иванович (г. Горячий ключ), Широков Петр (ст. Ханская), так и молодые кузнецы, нашедшие свое призвание в древнем ремесле – представители кузнечных мастерских «Кузница №1» руководитель Болотов Геннадий (г. Краснодар), «Главкузня Огнемет» директор Циома Артем (г. Краснодар).

На территории музей расположились 4 передвижных горна, на которых продемонстрировали мастер-класс 12 участников (мастеров и молотобойцев).

Почетными гостями фестиваля стали потомственный мастер из знаменитого рода кузнецов г. Майкопа Гапошин Александр Дмитриевич, а также потомки кузнечной династии Жилиных.

Так как подобное мероприятие проводится на территории Кубани впервые, организаторы, посоветовавшись с мастерами, решили в этот раз отказаться от конкурсной программы. Важнейшей задачей мероприятия стало знакомство мастеров кузнечного дела разных поколений, создание центра общения и обмена опытом.

Каждый из приехавших мастеров во время демонстрации мастер-класса отковал свой особенный гвоздь. Несмотря на свою непритязательность, гвозди у мастеров получились совершенно разные и по художественному и техническому решению. Ковать гвоздь и вбивать его в именной столб мастеров кузнечного дела станет доброй традицией фестиваля. 

Украшением фестиваля стал фольклорный коллектив ст. Тульской «Вечная молодость» (рук. Хаторина Е.А) - народные песни живой нитью вплелись в кузнечный перезвон. Дополнительный колорит внесли краснодарские ребята исполнением этнической музыки на волынке-козе, барабанах и сопилках (Сахно Анатолий, г. Краснодар и Рудкова Анна, г. Темрюк).       

Научно-методическое руководство организацией праздника осуществлялось научно-исследовательским центром традиционной культуры Кубани ГНТУ «Кубанский казачий хор»№ (рук. профессор Бондарь Н.И).

Фестиваль освещали представители фотокорреспонденты ведущих российских изданий.

Несмотря на то что, проведение фестиваля не рекламировалось широко. Информация о намечающемся мероприятии распространялась среди мастеров и заинтересованных лиц. Мероприятие посетили более 300 чел.

Участники и организаторы фестиваля отметили первую попытку как очень удачную, поэтому наметили для ежегодного проведения праздника вторую субботу августа.

Все желающие принять участие или посетить фестиваль в 2010 г. могут направлять свои заявки и предложения по указанным адресам.

 

Наш адрес: 352646, Российская Федерация, Краснодарский край, Апшеронский район, пос. Мезмай, ул. Больничная, 14, тел/факс. 8 861 52 32021 сот. 8 918 3579701, 8 918 3262737, e-mail: mezmaiolga@rambler.ru, remeslo@tnrk.ru

 

 


352646,Краснодарский край, Апшеронский район, пос. Мезмай, ул. Больничная, 14

 

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 282; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!