В чем же конкретно-исторический характер реализма?



 Индивидуальное в реализме стало формой выражения и существования всеобщего, которое осознает себя в конкретном. Как только индивидуальную личность поставили в связь с обстоятельствами, кот можно понимать как АИ и ГИ, стало ясно: для того, чтобы воплотить индивидуальность, надо понять закономерности динамического равновесия АИ и ГИ на каждом исторически-конкретном этапе общественного и личностного развития. Личность впервые предстала самоценной и в то же время заимствующей эту самоценность в совокупности общественных отношений. Личность стала духовно ответственной, стала определяется связями с социумом. Постреализм (модернизм, постмодернизм) – это потеря противоречивой цельности человека. Проблема генезиса постмодерна сложна. Основной идейно-теоретический постулат постмодерна как явления духовного можно сформулировать так: абсолютизация субъективности, объявление ее самоценной и самодостаточной. «Модели» реализма не противоречили взгляду на человека как на существо разумное, которое может понять и познать себя и окружающий мир. Постмодерн отверг все, созданное традиционной европейской культурой, он заменил принцип познания реальности установкой на переживание реальности, на рождение и рассеивание смыслов. Он провозгласил неверие в разум, в сознание и стал усматривать сущность человека в потемках непознаваемой души. Отсюда – культ подсознания, психики.

Ничего не надо объяснять или обосновывать; образное мышление заменено абстрактно-логическим, и образ стал главным в культуре постмодерна; человек стал непознаваем, мир – тоже. Что же выражают индивидуальные образы постмодерна? Прежде всего они утратили установку на концентрацию индивидуальных признаков до степени характера (характера в постмодерне нет).Отвергая разум, как стержневую основу личности, постмодерн разорвал целостность личности, объявив духовный космос личности хаосом. Индивидуальные характеристики перестали выражать всеобщее. Абсолютизированное индивидуальное стало выражать только себя, т.е. стало символом абсурда. Индивидуальный образ стал выражать универсальное содержание, но непознаваемое абсурдное начало, господствующее в мире. Не нужно было изображать сложные модели характеров в их взаимоотношениях со средой. Достаточно внести и соединить фрагменты реальности, метафоры, обрывки смыслов, реминисценции, срытые цитаты.Ирония лежит в основе постмодерна. Метод оказывается формой проявления и одновременно стратегией воплощения концепции личности, основной стратегией худ типизации. Метод воплощает концепцию личности, с одной стороны, посредством проблематики и тематики, организуя их на основе конкретно-исторических принципов обусловленности поведения личности и в свете определенной пафосной установки; с другой стороны – посредством рода, метажанра и жанра.

 

 

Психологизм в лит-ре. Закономерности расцвета психологизма в реалистической прозе.

Псих – система средств и приемов, напр на полное, глубокое и детальное раск внутр мира героев. Интерес к душевной жизни человека, иначе говоря, психологизм (в самом широком понимании), в литературе присутствовал всегда. Это вполне естест­венно Психологизм в литературе может иметь по крайней мере 3 разных аспекта, в зависимости от того, что считать объектом исследования: пси­хологию автора, героя или читателя. психологизация лит-ры в XIX веке дос­тигла невиданных масштабов, а главное - качество реалистической псих прозы стало принципиально отличаться от всей предшест­вующей лит-ры. Как видим, интерес к внутренней .жизни и психоло­гизм — понятия далеко не тождественныеНам важна не технология тв-ва или технология его восприятия (вы­теснение бессознательного, прорыва его в сознание, влияние бессозна­тельного на сознание, переход одного в другое и т. д.), а результат: нечто имеющее дух ценность, сотворенное по законам красоты. Нас будет интересовать психология героя как способ передачи духовности в лите­ратуре, срастание и переход психологической структуры в эстетиче­скую. Таким образом, под психологизмом понимается исследование ду­шевной жизни героев в ее глубинных противоречиях.Существование терминов «психологический роман», «психологиче­ская проза» заставляют еще более конкретизировать понятие психологиз­ма в литературе. Однако психологизация лит-ры в XIX веке дос­тигла невиданных масштабов, а главное - качество реалистической психо­логической прозы стало принципиально отличаться от всей предшест­вующей лит-ры.

Психологизм связан прежде всего с многомерностью характера, формирующегося одновременно и средой, и личностью. Это оказалось возможным и необходимым по следующим причинам. Реализм, как уже упоминалось, вырос из пафоса объяснения жизни, из убеждения в том, что существует реальная, земная, постижимая обусловленность поведения героя. Сама обусловленность во многом и стала предметом изображения в реализме. Вершина реализма - тв-во Л. Н. Толстого, которое можно рассматривать как энциклопедию психологической жизни людей различ­ных социальных слоев и жизненных ориентации: в произвх Толсто­го мы обнаружим целый спектр психологических жестов (внутренних и внешних), разные типы психологии речевого поведения. Именно он «до­вел до предела реалистическую обусловленность - и в самых широких ее социально-исторических очертаниях, и в микроанализе самых дробных впечатлений и побуждений» [29, 82). Это означает, что личность, как она понимается в психологическом романе, состоит уже не из одного или не­скольких свойств, кот и определяют поведение. Личность зависит от множества факторов одновременно. Человека одолевает «путаница» мыс­лей и чувств, в которой, по словам чеховской героини, «...так же... трудно разобраться, как сосчитать быстро летящих воробьев» («Несчастье»).

В лирике психологизм носит экспресс субъ характер. 3 осн. формы изоб-я: 1)прямая 2)косвенная 3)суммарно-обозначающая – краткое обозначение переживания. От 1го лица – большее правдоподобие, исповедь. От 3го возможна всесторонняя х-ка.

Несобственно прямая речь – формально принадлежит автору, но несет на себе отпечаток стилистических и псих особенностей речи героя. Псих анализ и самоанализ. Внутр монолог – непосредств фиксация и воспр-е мыслей героя, в разной степени имитирующая особенности внутр речи. Поток сознания – крайняя степень внутр монолога (Джойс).

Монологи: уединенные, обращенные.

Авторский монолог – все произв.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!