Развитие сольной лирики в творчестве Алкея, Сапфо, Анакреонта. Анакреонтика. Чтение стихотворений наизусть.
Алкей и Сапфо жили в VI веке до н.э. и происходили из аристократических семей острова Лесбос. Их творчество высоко ценилось в античном мире. Произведения Сапфо были изданы в девяти папирусных книгах, Алкея – в десяти. Их творчество было известно в Римской империи. До нас дошло по 400 строк от каждого поэта.
Сапфо и Алкей исполняли свои произведения в фиасе и гетерии соответственно. Эти объединения берут своё начало в родовом строе. По мере формирования классовых обществ возрастные границы начали стираться. Мужчины составляли замкнутое объединение и жили вне семьи. Гетерия жила политической борьбой, а фиас – женскими заботами. Гетерии покровительствовал Зевс, Аполлон, Гермес, Дионис, а фиасу – Афродита, Гера. Жречества в Греции не было, так как каждый гражданин полиса мог принести жертву богу. Фиас существовал в дорийских и эолийских областях Греции, где положение женщины было свободней.
Коллектив Сапфо был посвящён Афродите и Музам. Основная тематика песен Сапфо – общение с подругами, свадьбы, праздники. Политическая жизнь не интересовала Сапфо, но она была в изгнании, когда к власти пришёл враждебный ей род. Вопрос об отношении Сапфо к воспитанницам остаётся спорным. В школу Сапфо отправляли девушек из Ионии. Уже в античности вокруг Сапфо родилось множество легенд. Её отец – богатый гражданин Митилены, мать рано умерла. В фрагменте 50 ею вводится ставшая известной античная формула kalos kagathos (прекрасный и благородный), характеризующая человека, принадлежащего знати. Сохранились сведения о братьях Сапфо. По легенде, она изобрела фектиду (вид арфы) и миксолидийский лад в трагедиях.
|
|
Поэтика произведений Сапфо:
1. Начало и конец стихотворения – обращение к богам;
2. Призываются женские божества: Гера, Афродита, Музы, Хариты;
3. Любовь и поэзия – два начала, служащие Сапфо;
4. Сапфо верит в возможность эпифании – явления божества смертному.
Центральная часть гимна – биография божества. «Гимн Афродите» - призыв, цель которого – исполнение желания. Ритуальный характер носит начальная строка («дочь Зевса», «бессмертная»). Подчёркивается могущество божества: внутренняя рама – могущество, внешняя – её качества и свойства. Древние греки искренне верили в возможность общения человека и бога, но бог не мог появляться в истинном обличье. Эта иллюзия подкрепляется актуализацией предыдущего свидания с богиней. Речь идёт не только о лейтмотиве. Сапфо соблюдает ещё одно условие призывной песни: если бог однажды оказал благодеяние, он окажет его вновь. Отсюда в завершающей строфе призыв повторяется. Рамочная композиция известна ещё эпосу. Вся структура динамично устремлена от начала до конца.
|
|
Культ Афродиты носил эротическую окраску. Обязательным элементом почитания Афродиты являлось любовное томление. Ярким примером служит стихотворение «Огненное» (фрагмент 52). В нём описывается состояние, в которое предмет страсти повергает влюблённого. У Сапфо присутствуют внешние симптомы, но она характеризует страсть. С другой стороны, Сапфо испытывает и внутренние переживания. Также она употребляет нанизывающий стиль: яркая картина создаётся накоплением коротких фраз, определения сведены к минимуму. Исход драматического действия один – страсть губит того, кто испытывает её. У Сапфо любовь теряет однозначную привлекательность, становится «горько-сладким неодолимым чудовищем», «потрясает душу как бурный ветер, обрушивающийся на дубы». Преобладает неразделённая любовь, ревность, страдания.
Творчество Алкея формируется в рамках гетерии. Алкей живёт политикой. В начале VI века Лесбос представлял собой разделённый противоречиями полис. Вначале Алкей в союзе с Питтаком боролся против тирана Мирсила. Однако, когда Питтак стал правителем («примирителем») на 10 лет, Алкей выступил против, используя фольклорное поругание, бранные стихотворения. Он называл Питтака «завсегдатаем пьяных притонов» и призывал соратников к борьбе, хотя собственная гетерия казалась ему «кораблём, застигнутым бурей в открытом море». Эта метафора перешла в мировую поэзию. Забвение от неудач Алкей находит в вине и общении с друзьями. Древние говорили, что «для Алкея любой повод – повод выпить». Ему приписывается афоризм «истина в вине».
|
|
Анакреонт (572/569 – 487/484 гг.) относится к странствующим поэтам. Он родился на острове Самос. Темы его поэзии – любовь, эротика, меланхолия. Анакреонт – символ изящного эротизма. Анакреонт в основном известен через своих подражателей. До нас дошёл сборник стихов в стиле Анакреонта, относящийся к поздней античности.
Анакреонт – поэт редкого жизнелюбия, выражающий общегреческое мировоззрение – мир прекрасен. Анакреонт до старости славил чувственные удовольствия. Программным произведением считается фрагмент 19. Предмет любовной лирики Анакреонта – преимущественно гетеры. Долгое время Анакреонт жил в Афинах, культурном центре Греции. Концепция любви у Анакреонта – наслаждение, лёгкое, светлое чувство. Эрот Анакреонта – шаловливый мальчик, играющий человеческими судьбами в кости. Сходные мотивы позднее встречаются у Горация. В поздней лирике Анакреонт шутит над своей старостью. Любовь у него неотделима от вина, пиров, музыки, вписана в стиль придворной жизни. Эллинов отличает чувство меры, и Анакреонт не теряет голову от вина и любви. Простота и ясность восприятия мира отличает Анакреонта от Алкея и Сапфо. Его лирический герой легкомысленный, но его принципы подчёркиваются мыслью о неизбежном конце. В мировой и русской литературе темы Анакреонта нашли своё продолжение.
|
|
"Анакреонтикой" или "анакреонтической поэзией" называются стихотворения, созданные в разное время в стиле Анакреонта (см. стр. 104). "Анакреонтика" появляется как поэзия культурных верхов уже в поздней античности; эти стихотворения отличаются простотой, изяществом, игривостью. Основные мотивы ее - радостное, беспечное упоение жизнью, любовной страстью, вином. Любовные божества анакреонтиков - Эрот, Киприда, Вакх, Грации, Хариты. "Анакреонтикой" увлекались многие поэты Западной Европы (поэты "Плеяды", Вольтер, особенно Парни, Лессинг, Якоби и другие) и России (Ломоносов, Херасков, Державин, Батюшков, Гнедич, Дальвиг и, наконец, особенно Пушкин).
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 646; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!