Гомер и «гомеровский вопрос» в науке. Современное состояние этого вопроса. Мифы о Троянской войне и особенности ее изображения в «Илиаде» Гомера. Гуманистический смысл поэмы.



Основные этапы развития зарубежной литературы. Литература древнего мира. Понятие об античной литературе. Ее значение в развитии мировой литературы.

Основные этапы развития зарубежной лит-ры:

I Античная лит-ра. Литература древних греков и римлян, которая развивалась в бассейне Средиземного моря (на Балканском и Апеннинском полуостровах и на прилегающих островах и побережьях). Её письменные памятники, созданные на диалектах греческого языка и латыни, относятся к I тысячелетию до н. э. и началу I тысячелетия н. э. Античная литература состоит из двух национальных

литератур: древнегреческой и древнеримской. Исторически греческая литература предшествовала римской.

II Средние века - литература, принадлежащая периоду, который начинается в поздней античности (IV—V века), а завершается в XV веке. Своей кульминации средневековое искусство достигло в XII—XIII веках. В это время его важнейшими достижениями стала готическая архитектура (Собор Парижской Богоматери), рыцарская литература, героический эпос. В Средние века появляется новая, по сравнению с античностью, система эстетического мышления, обусловленная тремя основными источниками: влиянием античности, христианства и народного творчества «варварских» народов.

III Эпоха Возрождения - крупное направление в литературе, составная часть всей культуры эпохи Возрождения. Занимает период с XIV по XVI век. От средневековой литературы отличается тем, что базируется на новых, прогрессивных идеях гуманизма. Синонимом Возрождения является термин «Ренессанс», французского происхождения. Идеи гуманизма зарождаются впервые в Италии, а затем распространяются по всей Европе. Также и литература Возрождения распространилась по всей Европе, но приобрела в каждой отдельной стране свой национальный характер. Термин Возрождение означает обновление, обращение художников, писателей, мыслителей к культуре и искусству античности, подражание её высоким идеалам.

IV Эпоха рационализма – 17-18 вв. Методы: классицизм, барокко, просветительский реализм, просв. классицизм, сентим-м.

V Романтизм (1/3 19 в.) Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Романтизм впервые возник в Германии (В. Г. Ваккенродер, Людвиг Тик,Новалис, братья Ф. и А. Шлегели).

Реализм (2/3 19 в.) Цель - правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах. О. де Бальзак "Человеческая комедия"Стендаль "Красное и черное"

 

VI Эпоха Декадана - возникла в конце 19 и продлилось до 20 века. Характерная черта декаданса – противостояние общепринятой морали (тогда ее называли «мещанской»). Декаданс создавал культ из красоты, иногда вплоть до оправдания порока. Среди авторов-декадентов можно назвать французских поэтов Бодлера или Рембо, из русских - Мережковского, Гиппиус. Ф. Соллогуб и др.

- Реализм

-Натурализм

-Символизм

-Эстетизм

-Неоромантизм

-Импрессионизм

-Экспрессионизм

20 в.

1917-1945

-Реализм (2/3)

- Модернизм (2/3)

-Постмодернизм (3/3)

VI XXI век

Литература Древнего мира

В Древнем мире существовали разнообразные литературные жанры: сказки, поучения, биографии, религиозные тексты, поэзия и пр. Религиозная и философская литература начала активно развиваться уже в III тыс. до н. э. Появились коллекции изречений, которые учили жизненной мудрости. Тем самым были заложены основы тысячелетней литературной традиции.

Из сохранившихся древних памятников, литература Двуречья представлена большим числом поэм, мифов, гимнов, легенд, эпосов и т. д. Шумеры создали выдающиеся памятник письменности под названием «Эпос о Гильгамеше» и труд о происхождении мира «Энума Элиш».

В сокровищницу древнеиндийской литературы вошли Веды – сборники священных гимнов. Одновременно с ведической традицией формировалась и эпическая литература – поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», каждая из которых содержит несколько десятков тысяч стихов.

Греческая литература архаического периода – это прежде всего приписываемые Гомеру поэмы «Илиада» и «Одиссея», которые устно передавались из поколения в поколение. Гесиод написал поэму «Теогония», в которой повествуется о появлении мира и богов, и поэтическое произведение «Труды и дни». Гесиода называют отцом поучительной поэзии, а Гомера – эпической.

Античной литературой принято называть литературу Древней Греции и Древнего Рима. Термин «античный» образован от латинского прилагательного antiquus («древний»). Это название стало синонимом классической древности, т.е. того мира, в лоне которого возникла европейская цивилизация.

Хронологические рамки античной литературы охватывают период от IX-VIII вв. до н.э. до V в. н.э. включительно Древние греки населяли Балканский полуостров, острова Эгейского моря, западное побережье Малой Азии, Сицилию и Южную часть Аппенинского полуострова.

Греческая литература старше Римской, которая начала развиваться в то время, когда греческая уже вступала в период относительного упадка.

Для понимания античной литературы и отличия её от европейских литератур не следует забывать, что рабовладение наложило отпечаток на развитие античной литературы – в этом её первая особенность. Второй особенностью – является органическая связь античной литературы с мифологией.

Историческое значение античной литературы велико и в том плане, что она оказала огромное влияние на развитие европейской литературы и, по сути, она была невозможна без великих идей античности. Говоря о значении античной литературы, необходимо помнить о том, что в её русле зародились и оформились такие науки, как теория литературы, историческая наука, теория красноречия, философские учения, филология, грамматика. Следует помнить, что все стихотворные размеры европейских языков основ стихосложения и носят греческие наименования: ямб, хорей, дактиль, анапест и амфибрахий. «Стопа», «ритм», «метр» тоже заимствованы из греческого языка.

Понятие о мифе и мифологии. Типы и циклы мифов. Космогоническая мифология. Мифы о богах и героях. Основные сюжеты и образы (знание книги Н.А. Куна и А.А. Нейхардт «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима»).

Слово «миф» греческое и буквально -означает предание, сказание. Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных. Мифология есть совокупность подобных сказании о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Мифологией называют и науку о мифах.

Типы мифов: мифы хтонические, классические, литературные и
политические.

Циклы:

- космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной,
- антропологические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества,
- мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ,
- эсхатологические мифы - мифы о "конце света", конце времен.

Космогонические мифы, как правило делятся на две группы:

Мифы развития | Мифы творения
|
В мифах развития происхождениях ми- |В мифах творения акцент делается на
ра и Вселенной объясняется эволю- |утверждении о том, что мир сотворен
цией,превращением некоего бесфор- |из каких-то первоначальных элемен-
менного первоначального состояния, |тов (огня,воды,воздуха,земли)
предшествующего миру и Вселенной. |сверхестественным существом -богом,
Это могут быть хаос (древнегречес- |колдуном,творцом (творец может
кая мифология),небытие (древнееги- |иметь облик человека или животного-
петская,скандинавская и др. мифоло- |гагары,вороны,койота).Самый извест-
гия)."...все было в состоянии неиз- |ный пример мифов творения-библейский
вестности,все холодное,все в молча- |рассказ о семи днях творения:"И ска-
нии:все бездвижное,тихое,и прост- |зал Бог:да будет свет...и отделил
ранство неба было пусто..." - из |Бог свет от тьмы.И назвал Бог свет
мифов Центральной Америки. |днем,а тьму ночью..."

Очень часто эти мотивы сочетаются в одном мифе: подробное описание первоначального состояния завершается подробным рассказом об обстоятельствах творения Вселенной.

Гомер и «гомеровский вопрос» в науке. Современное состояние этого вопроса. Мифы о Троянской войне и особенности ее изображения в «Илиаде» Гомера. Гуманистический смысл поэмы.

Гомеровский вопрос – вопрос об авторстве. Гомер считается легендарным поэтом, потому что о нём нет достоверных сведений. Существуют девять биографий поэта, но предполагается, что он родился в городе Смирна на острове Хиос. Нет точных сведений о времени жизни Гомера: XII –VI века до н.э. В настоящее время история создания поэма представляется следующим образом: 1два ионийских рапсода (Ярхо), 2Гомер – один автор, но поэмы были написаны в разное время («Илиада» – в молодости, «Одиссея» – в старости) – Гордезиани. Им были использованы древнегреческие мифы о могуществе микенских царей, о походе их на Трою, о скитаниях и возвращении мужа – участника Троянской войны. Впервые поэмы были записаны в VII веке до н.э., когда в Греции начали писать на папирусе, в Афинах в VI веке (редакция Писистрата) – Цицерон.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 632; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!