Кант и Г. Гегель о политике и праве.



И. Кант (1724–1804 гг.), политико-юридические взгляды которого содержатся в трудах: «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения», «К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве».

Человек – субъект нравственного познания, в корне отличный от окружающей природы, – в своем поведении должен руководствоваться велениями нравственного закона. Закон этот априорен, не подвержен влиянию никаких внешних обстоятельств и потому безусловен. Кант называет его «категорическим императивом».

Право – совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения закона свободы.

Классификация права по Канту:

1. Естественное право – базируется на требованиях сознания разума, включает нормы нравственного сознания. Естественное право делится на частное и публичное.

- Частное право – отношения между собственниками, в естественном состоянии есть только собственность, но нет права собственности. Отсутствует принцип неприкосновенности собственности.

- Публичное право – совокупность законов, необходимых для создания правового состояния. Включает государственное, международное, уголовное право.

2. Положительное право, источником которого является воля законодателя.

Право Кант тесно связывал с моралью. Происхождение государства Кант рассматривал в традициях школы общественного договора. Он соглашался с тем, что необеспеченность права в естественном состоянии побудила людей учредить государство посредством заключения договора между собой

 

Г. Гегель (1770–1831 гг.), основные труды: «Конституция Германии», «Феноменология духа», «Философия духа», «Английский билль о реформе 1831 г.».

Философия права – основная часть всей гегелевской системы философии.

Понятие права употребляется в трех значениях:

1) право как свобода («идея права»);

2) право как определенная ступень и форма свободы («особое право»);

3) право как закон («позитивное право»).

В структуре гражданского общества Гегель выделяет три сословия:

1) субстанциальное (землевладельцы – дворяне и крестьяне);

2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);

3) всеобщее (чиновники).

Государство рассматривается трояко:

1) как непосредственная действительность в виде индивидуального государства;

2) в отношениях между государствами как внешнее государственное право;

3) во всемирной истории.

Тремя властями, на которые подразделяется политическое государство, являются: законодательная власть, правительственная власть и власть государя.

 

Социалистические, коммунистические и социал-демократические концепции государства и права ХIХ в. представлены:

Н. Г. Чернышевский (1828–1889 гг.) М.А. Бакунин (1814–1856 гг.) П.Л. Лавров (1823–1900 гг.)

 

 

Политико-правовое учение К. Маркса.

К. Маркс (1818–1883 гг.), основным трудом которого является «Капитал», «Манифест коммунистической партии» и т. д.

По мнению же Маркса, общество глубоко разделено на классы, отличающиеся друг от друга социальными, имущественными, правовыми признаками

В исторической эпохе, которая откроет акт ниспровержения классового господства буржуазии, Маркс выделяет три периода:

1. Переход от капитализма к первой ступени коммунистического общества – социализму.

2. Первую (низшую) фазу коммунистического общества.

3. Высшую фазу коммунизма.

 

Анархизм П. Прудона, М. Штирнера и М. Бакунина.

М. А. Бакунин (1814–1876 гг.) – один из представителей коллективистского анархизма.

Основные произведения: «Федерализм, социализм и антитеологизм», «Кнуто-германская империя», «Государственность и анархия».

Основные позиции Бакунина:

1. Все юридические законы, в отличие от законов природы и заурядного правила общежития, являются деспотическими. Политическое законодательство неизменно враждебно свободе и противоречит естественным для природы человека законам.

2. Завоевание свободы и утверждение общечеловеческого права для всех и каждого связано с классовой борьбой.

3. Совершить социальную революцию – значит разрушить все учреждения неравенства и насилия, а в первую очередь, государство.

4. Свобода человека должна соизмеряться с той свободой, которая есть отражение «человечности» и «человеческого права» в сознании всех свободных людей, относящихся друг к другу как братья и как равные.

 

Политико-правовые взгляды в нашем государстве также были представлены: Сперанским, Сорокиным, Булгаковым, Бердяевым, Соловьевым, Ильиным, Лавровым, Ткачевым, Петражицким (Петражицкий считал, что источник права следует искать в мире духовном, в психике человека. Право – психический феномен, изучить который можно, наблюдая свой или других психический опыт.), Виноградовым ,Пашуканисом и др.

 

В ХХ веке появляются и развиваются новые политико-правовые теории: нормативизм (Кельзен), Концепция плюралистической демократии (Г. Ласки), неолиберализм и кейнсианство (Дж. Кейнс), неокорсеватизм.

После второй мировой войны получила международное признание политическая наука (политология), предметом которой являются политические отношения, субъекты политики, политическое сознание, их историческое развитие.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 629; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!