Политико-правовые теории Древней Греции (зарождение политико-правовой мысли; софисты).



В истории возникновения и развития древнегреческой политико правовой мысли выделяют три этапа:

- Ранний период (IХ–VI вв. до н. э.) – связан со временем возникновения древнегреческой государственности (Гомер, Гесиод, Пифагор, Гераклит);

- Второй период (V– первая половина IV в. до н. э.) – время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель);

- Третий период (вторая половина IV–II в. до н. э.) – период эллинизма, время начавшегося упадка древнегреческой государственности, подпадание греческих полисов под власть Македонии и Рима.

ПЛАТОН

Основные труды Платона: трактат «Государство», диалоги «Законы», «Политик».

Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности.

1. Тимократия –правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ.

2. Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса.

3. Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы – тирании.

4. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату.

Платон считает, что трем основным сословиям соответствует три из четырех основных добродетелей:

· мудрость добродетель правителей и философов;

· храбрость добродетель воинов;

· умеренность – народа.

Четвертая справедливость не относится к отдельным сословиям, но является «над сословной», некоей «державной» добродетелью.

АРИСТОТЕЛЬ

Его работа «политика» (он впервые употребил это понятие)

Государство, по Аристотелю, - это органическое целое, объединение свободных людей, которые обладают равными правами и обязанностями. Целью государства является благо всех его граждан. Поэтому в полисе должно господствовать право, а не воля отдельных личностей. Соответственно и политический строй должен основываться на отношениях свободы и равенства всех граждан.

Право, по Аристотелю, тождественно справедливости, т.е. законное и справедливое должны совпадать. Философ делил право на естественное и условное (человеческое). Первое всюду признано и не нуждается в законодательном оформлении. Второе – это нормы, установленные людьми в форме законов

Создание идеального государства Аристотель считал невозможным

Представителями эллинизма являются Эпикур, Полибий, Зенон.

Учение о государстве Полибия

Полибий (ок. 200 – 120 гг. до н.э.). Его политическая концепция и теория всемирной истории изложена в труде «Всемирная история в сорока книгах». В центре этой работы – история взлета могущества Римской державы.

Важнейшим фактором, оказывающим влияние на историческую судьбу того или иного государства, является его строй. Под влиянием Аристотеля историк выделял 6 форм государственного устройства, последовательно сменяющих одна другую (царская власть, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия). Цикличность общественного развития, выраженная в смене форм государственного устройства, - «закон природы», неизбежная «судьба», которой подчиняются все государства и мира. Судьба любого из них подчиняется законам становления и уничтожения, поскольку каждая из 6 форм по своей природе является неустойчивой.

Политико-правовые теории Древнего Рима.

Значительное влияние на древнеримских авторов оказали взгляды Сократа, Платона, Аристотеля, Полибия, Цицерон.

Основное достижение древнеримской мысли – создание юриспруденции как самостоятельной науки.

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.).

Основные труды: «О государстве», «О законах», «Об обязанностях».

Основные концепции Цицерона:

1. Государство Цицерон определяет как дело, достояние народа.

2. Основная причина происхождения государства не в слабости людей, а в их врожденной потребности жить вместе.

3. Семья трактуется как первоначальная ячейка общества.

4. Государство и право носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости.

5. В зависимости от числа правящих выделяются три формы правления: царская власть, аристократия, демократия.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 434; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!