ТЕОРИЯ ВИРТУАЛИЗАЦИИ: КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СХЕМА И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ



Концептуальная схема, выведенная в данной работе под названием"виртуализация общества", представляет собой набор логических связок междуразрозненными и фрагментарными фактами, замеченными и выхваченнымипристрастным исследователем из мира, поддающегося наблюдениям социолога. Ихотя концепция виртуализации даже в ее настоящем, эскизном виде вполне можетслужить моделью общественных изменений, происходящих на рубеже XX-XXI вв.,модель эта, не учитывающая многие и многие факты, провоцирует своимнесовершенством продолжение исследований. До полноценной теории общественныхизменений еще далеко. Результатом дальнейшего исследования или просто дебатирования феноменавиртуализации общества может стать как подтверждение, так и опровержениевыводов, изложенных в данной работе. Но каждый концепт, каждое эмпирическоеобобщение, вдохновленные или спровоцированные представлением овиртуализации, так или иначе вносят вклад в формирование исследовательскогопроекта "Виртуализация общества". И если создание рабочей моделиобщественных изменений является непосредственной задачей представленногоисследования, задачей, диктуемой в том числе соображениями научнойконкуренции с учеными, работающими фактически над тем же проектом(1), тоформирование нового направления разработки теории общественных изменений -это перспективная задача для социологического сообщества, сверхзадача, нестолько решаемая, сколько выдвигаемая здесь. ----------------- (1) Buhl A. Die virtuelle Gesellschaft. Okonomie, Politik und Kultur imZeichen des Cyberspace. Opladen, 1997; Becker В., Paetau M. (Hrsg.).Virtualisierung des Sozialen. Die Informationsgesellschaft zwischenFragmentierung und Globalisierung. Frankfurt a. M., 1997; Kroker A.,Weinstein M. Data trash. The theory of the virtual class. Montreal, 1994. [82]

ИДЕОЛОГИЯ ВИРТУАЛИЗАЦИИ: ВИРТУАЛЬНЫЙ АНАРХИЗМ И ВИРТУАЛЬНЫЕ ИМПЕРИИ

Как и другие концепции общественных изменений, концепция виртуализациибезусловно содержит идеологические импликации и легко поддается политическойтрактовке. Среди теорий модернизации и глобализации существуют отчетливо"правые" и "левые" в политическом отношении концепции. Для "правого" взглядана модернизацию и глобализацию характерно отождествление этих процессов сразвитием свободы, равенства, братства. Основное содержание модернизации иглобализации видится в либерализации и демократизации. Для "левого" взглядахарактерно определение модернизации и глобализации как процессов развитияновых форм эксплуатации, неравенства, подавления свободы, колонизации (суказанием на характер и эпицентр колонизации: вестернизация, американизацияи т.п.). Следует ожидать, что та же логика политической оценки общественныхизменений и политического использования социологических теорий будетприменена и к понятию виртуализации. В начальной своей фазе виртуализация приводит к возникновениювиртуальных оппонентов реальных инстанций власти. Уход циников - аутсайдеровинституционально организованного общества из-под сервиса-надзора социальныхинститутов вызывает конфликты, являющиеся симптомами ослабленияинституционально поддерживаемого социального порядка. Так например,неподконтрольность коммуникаций, осуществляемых в сети Internet, служитпричиной постоянных инцидентов, будь то недовольство католических иерарховфактом основания неким французским епископом в одной из конференций Internetвиртуальной епархии(1); будь то распространение через Internet некимзавсегдатаем киберкафе в обход французской цензуры книги, выставляющей внеблагоприятном свете покойного президента Миттерана(2); будь то скандалы вСША вокруг проникновения компьютерных "взломщиков" (хакеров) вгосударственные секретные базы данных или в управляющие системы телефонныхкомпаний(3). С точки зрения поборников свободы коммуникаций в сети Internet,виртуализация общества вполне может рассматриваться как осуществление нановой технологической основе идеалов свободы, равенства, братства. Но новые свободы, возникающие по мере виртуализации социальныхинститутов, сопровождаются возникновением новых нера- ---------------- (1) The virtual bishop // The New Yorker. 1996. Mar. 18. (2) Ibid. (3) Hackwork //The New Yorker. 1996. Jan. 29. [83] венств, вызываемых к жизни перераспределением благ между участниками иаутсайдерами создания и конкуренции образов - торговых марок, корпоративногостиля, политических имиджей, научных сенсаций и т.п. Как следствие,появляются новые формы концентрации власти. Поэтому не стоит рассматриватьпроцессы виртуализации общества как некий светлый путь к эмансипациичеловека. В перспективе усилий, предпринимаемых государственными чиновниками ируководителями крупных корпораций по развитию и использованию инфраструктурывиртуализации от имени общества, нас ожидает формирование виртуальныхимперий. Виртуализация общества вызывает к жизни новый тип империализма -виртуальный. Виртуальная империя - принципиально новая форма политическойинтеграции и мобилизации экономических ресурсов. Не занимая фиксированногогеографического пространства, виртуальная империя призвана колонизоватьвиртуальное пространство. Раздвижение ее границ - это вовлечение всебольшего числа образов и коммуникаций (массовых и межиндивидуальных) вконсолидированный процесс создания и трансляции экономически, политически,культурно притягательных и влиятельных образов. В эпоху виртуализацииобщества империя - это империя образов, которые более значимы для внешнегомогущества, чем большая территория, большая промышленность или большаяармия, и это образ империи, который более значим для внутреннейконсолидации, чем жесткий контроль за исполнением законов или распределениемресурсов. Виртуальная империя - это отнюдь не утопия, она - требованиенаступающей эпохи консолидации виртуального капитализма, подобно тому, какимперии XVI-XVII и XIX-XX вв. были востребованы в периоды консолидацииторгового и индустриального капитализма. Но это не означает, что виртуализация - это путь исключительно к новомуотчуждению и новой эксплуатации. Параллельно с возникновением новых формнеравенства и концентрации власти, всегда возникают и новые формы борьбыпротив них. Невозможно предотвратить использование концепции виртуализации видеологических конструкциях. Но можно предупреждать о несводимостисоциологической модели общественных изменений к их политической оценке. [84]

ПРИЛОЖЕНИЕ


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 152; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!