ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ СТРОЙ: РЕАЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА



Беспрецедентное овеществление общества именно в эпоху Модерн происходитпотому, что к формированию социальных институтов - комплексов универсальныхи абстрактных норм, регулирующих взаимодействие людей и превращающих этовзаимодействие в систему социальных ролей, приводит ориентация деятельностина ценности Свободы и Прогресса. Рынок, денежное обращение, предприятие (фирма) стали социальнымиинститутами в силу стремления к росту производства и потребления, косвобождению хозяйственной деятельности от религиозной, цеховой исениориальной регламентации. Это стремление превратило хозяйственныепрактики из специфичных, эксклюзивных занятий отдельных кланов или сословныхгрупп в системы универсальных обезличенных ролей "продавец - покупатель","кредитор - заемщик", "руководитель/начальник - исполнитель/работник" и т.д. Экономические институты образуют комплекс норм, определяющих впредставлении людей эпохи Модерн способы постановки и решения проблемсоздания, распределения и использования богатства. Базовыми элементами этогонормативного комплекса, инвариантными по отношению к специфике национальныхэкономик и различных периодов эпохи Модерн, являются: товар - вещь, чьиобъективные свойства есть благо; инновация - разработка и внедрение новыхтоваров; труд- продуктивная деятельность, организованная в определенноевремя в определенном месте; платежеспособность - обладание универсальнымвещественным заместителем товаров - деньгами. В институциональных нормах,реализующих идеи Свободы и Прогресса применительно к хозяйственнойдеятельности, отчетливо проступает отношение к ней как к эффективномуобращению с вещами, как к практике сугубо материальной, а не сакральной.Решения проблем создания и использования богатства оказываются частнымирешениями фундаментальной проблемы располагания сущим. [27] Институты предстают по отношению к целям индивидов реальностью, скоторой необходимо считаться. Хозяйственные практики как целесообразнаядеятельность по накоплению   и распоряжению богатством становятсяследованием/подчинением институциональным нормам, превращающим этудеятельность в производство стоимости. Тот, кто следует институциональнымнормам, расценивается как участник экономической деятельности, и то, что онделает, наделяется стоимостью. Стоимость - наделение того, что делается, астало быть и того, кто делает, социокультурным статусом - проявляется вотношениях между людьми как объективная характеристика продукта. Этоозначает, что институты не просто автономны по отношению к деятельности, ониреальнее, чем она. Экономическое отличается от неэкономического поинституциональной принадлежности, а не в силу специфики вещи или действия.Проведение границы между экономическим и неэкономическим становитсявозможным и даже жизненно важным потому, что в эпоху Модерн возникаетэкономика как обособленная сфера общества. Экономическую сферу образуют всете артефакты и социальные технологии, которые для людей эпохи Модернвоплощают возможные решения фундаментальной проблемы располагания сущим,представляемой в форме проблемы производства стоимости. Тенденция к овеществлению политики в полной мере проявилась спревращением власти из наследственной привилегии в делегируемые народомполномочия. Отношение к власти как к практике материальной, а не сакральной,как к эффективному управлению ресурсами (сторонниками, средствамиинформации, деньгами и т.д.) сформировало стремление к вовлечению в практикуборьбы за власть все большего количества ресурсов. Это стремление былоартикулировано в идеях расширения и совершенствования демократии,освобождения от религиозных, сословных, клановых ограничений на доступ квласти. С распространением избирательного права на большинство народа ипревращением выборов в систему универсальных ролей "избиратель-кандидат"государство стало общественным институтом, который можно/нужно захватить,удержать, использовать, изменить, но который не возникает и не существует поволе человека. Государственное управление превратилось из фамильного ремесласюзерена или вдохновенного искусства узурпатора в бюрократический аппарат.Того типа государства, суть которого блестяще сформулировал Людовик XIV,больше нет(1). Государство деперсонифицировалось и стало ролевой системой"гражданин-чиновник". Борьба за власть и ее применение превратились изискусства клановых и кабинетных интриг в политическое предприятие.Политическое дело - это организация агитации и мобилизации масс черезпрофессиональ- ------------------- (1) По преданию, Людовик XIV заявил членам Парижского парламента -высшей судебной палаты, регистрировавшей указы короля: "Вы думаете, господа,что государство - это вы? Вы ошибаетесь, государство - это я!". [28] ные партийные комитеты и заключение внутри- и межпартийныхсоюзов-политических сделок. Политические партии перестали бытьгруппировками, возникающими на основе родственных, дружеских связей иликаких-либо иных личностно ориентированных отношений и также оформились винститут, в систему ролей "лидер-сторонник". Политические институты сформировались в эпоху Модерн как комплекс норм,определяющих способы постановки и решения проблем обладания властью. Базовыеэлементы этого нормативного комплекса: политический курс - программа(идеология) действий и их результаты; реформа - выработка и реализациянового курса; организация - постоянное объединение людей для выработки иреализации курса; поддержка общественности - наличие активных сторонниковкурса и позитивного общественного мнения. В базовых институциональныхнормах, призванных реализовывать идеи Свободы и Прогресса при распределениии использовании власти, легко угадывается все та же фундаментальнаяориентация на располагание сущим. Эта ориентация обнаруживает себя вартикуляции описанных институциональных норм в политическом дискурсесовременности, перенасыщенном "материальными" и "хозяйственными" метафорами:"административный ресурс", "партийное строительство", "партийная работа","политический капитал" и т.п. Только деятельность, следующая определенным выше институциональнымнормам, расценивается как политическая. Как и в случае экономики,политическое отличается от неполитического не в силу свойств слов и вещей,мыслей и поступков, а в силу оценки их институциональной принадлежности.Политика оформляется как автономная сфера общества. Политическая сфера - этовсе те артефакты и социальные технологии, которые для людей эпохи Модернявляются воплощениями решения проблемы располагания сущим как проблемыобладания властью. Наука возникла как автономная сфера общества в результате реализацииидей Просвещения о науке как инструменте приращения и распространения знанияна благо всех людей. Стремление избавить процесс познания от религиозныхпредрассудков и сословных ограничений, умножить число полезных открытий инаучить человечество извлекать эту пользу превратило поиски истины ипередачу знаний в научное предприятие. С одной стороны, сформировался корпусстандартизованных процедур сбора и обработки данных - технологий обращения сматериалом: экспериментальными установками, препаратами, подопытнымиживотными и людьми. Наука из интуитивных поисков, внезапных открытий игениальных озарений превратилась в регулярное научное производство. С другойстороны,  сформировалась система статусов, регулирующая отношения междунаучными работниками. В эпоху Модерн университет и исследовательскаялаборатория - это универсальные ролевые системы "преподаватель-студент" и"научный руководитель-научный работник". [29] Наука из занятия одиночек превратилась в функционирование "научногосообщества". Научные институты сформировались как комплекс норм, которыеобеспечивают в представлении людей эпохи Модерн решения проблем открытияистины и повышения квалификации. Базовые элементы этого нормативногокомплекса: факт - положение вещей, фиксируемое органами чувств; открытие -обнаружение нового положения вещей; исследование - процедура сбора исистематизации фактов; компетентность - обладание "запасом" фактов.Институциональные нормы очевидно ориентируют человека на обладание знанием,которое предстает как реализация в плане науки универсального стремлениярасполагать сущим. Исследовательские и учебные практики, не следующие этиминституциональным нормам, квалифицируются как ненаучные, независимо от ихсодержания и полезности. Тем самым наука конституируется как автономнаясфера общества и обособляется от ремесла, коммерции, идеологии, а заодно отпаранауки. С окончанием охоты на ведьм в XVII-начале XVIII в. и вплоть доначала эпохи легитимации научной деятельности апелляциями к идеям Свободы иПрогресса занятия алхимией, астрологией, спиритизмом и т.п. никак неотделялись от занятий, ныне квалифицируемых как наука в собственном смыслеслова. С превращением же науки в сегмент социальной реальности алхимия,астрология и тому подобные практики оказались не просто антинаучными, но иантиобщественными. Институционализация определила грань между реальностьюквантов и нереальностью духов как грань между реальностью социальнойструктуры и нереальностью, эфемерностью и незначительностью субъективныхстремлений индивида. Основанием процесса овеществления искусства стало превращениепроизведения как предмета эстетического переживания в художественнуюценность. Стремление сделать искусство инструментом просвещения народа иосвободить творчество от зависимости от церкви и аристократии - главныхзаказчиков и высокомерных покровителей художников, поэтов, музыкантовпривело к превращению экспонируемости в основной эстетический принцип. Врезультате, со времени первых выставок импрессионистов произведениеперестает быть атрибутом салонного культа красоты, разыгрываемогопредставителями привилегированных слоев общества, и все более становитсявиртуозно сработанной вещью, созданной для показа широкой публике. Ценностьпроизведения определяется его культурной, то есть общественной значимостью.Процессы создания и восприятия произведения рационализируются истандартизируются, превращаясь в процедуры кодировки/декодирования"художественной информации" о ценностях, обозначаемых как "новаторскийстиль" или "рост изобразительного мастерства", "свобода самовыражения" или"свободное владение техникой". Превращение произведения в ценность открылопуть к тиражированию его в индустрии массовой [30] культуры, которая начала воспроизводить кодированную "художественнуюинформацию", помещая ее на дешевые носители - альбомы фотографий ирепродукций, открытки, кинопленку, бумажные и пластиковые пакеты(1).Тиражирование предоставляет практически каждому возможность располагатьискусством наряду с другими предметами обихода. По мере либерализации, демократизации и индустриализациихудожественного творчества искусство все более институционализируется. Вэпоху Модерн художественная презентация (выставка, спектакль, концерт ит.п.) и художественная школа (направление) становятся социальнымиинститутами - универсальными системами ролей "художник-публика" и"мастер-ученик/последователь". Стандартизация, унификация художественныхпрактик посредством институциональных норм стимулирует превращение искусстваиз таинства общения с музами в художественное предприятие. Эпоха Модернзнаменуется развитием художественной организации. Театр, галерея, филармония- это воплощения системы ролей "художественный руководитель-художественныйработник". Институты в сфере искусства образуют комплекс норм, определяющихспособы постановки и решения проблем создания и сохранения художественнойценности. Базовые элементы этого нормативного комплекса: произведение -вещь, созерцание которой есть благо; творчество - создание оригинальногопроизведения; вкус - обладание способностью к творчеству/созерцанию. Деятельность и ее результаты, соответствующие этим нормативнымтребованиям, расцениваются как принадлежащие сфере искусства. И именноследование институциональным нормам, а не "объективные" свойства вещей ипоступков, определяет в конечном итоге, что же есть искусство. Даже полноеотсутствие звуков, но в ситуации, когда в филармоническом залесоприсутствуют, с одной стороны - оркестранты на сцене, а с другой стороны -публика, может квалифицироваться как музыкальное произведение (опусы ДжонаКейджа "4 минуты 33 секунды" и "0 минут 0 секунд"). Даже полное отсутствиеизображения, но на холсте, вывешенном для обозрения публики в галерее, можетрасцениваться как произведение живописи ("Черный квадрат" Казимира Малевичаили "Белый свет" Джексона Поллака). Таким образом, искусство - это все теартефакты и социальные технологии, которые воплощают для людей эпохи Модернрешения проблемы доставления эстетического переживания. Располагание сущим,переведенное в план искусства, предстает как обладание художественнойценностью. Семья как часть институционального строя современного обществасформировалась в результате реализации идей освобождения тела и психикииндивида из-под религиозного и кланового контроля -------------- (1) Об изменении характера искусства в эпоху Модерн см.: Беньямин В.Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости, М., 1996. [31] за его сексуальным поведением. Импульс эмансипации субъекта желаний иудовольствии, заданный идеями Просвещения  (от Руссо до маркиза де Сада),парадоксальным образом привел к тому, что личная жизнь, превратившись вценность, стала частью жизни общественной, так и не успев стать вполнеинтимной. Как показал М. Фуко, человек в качестве субъекта сексуальностиформируется в XVIII- XIX вв. дискурсивными практиками, продуцируемымиинстанциями власти(1). Дискурс философии, медицины, педагогики, демографии,криминалистики, проникнув в повседневность, "навязал" человеку обладаниесексуальностью как материальным атрибутом - психофизической структуройпобуждений личности, изначально биологической, но социокультурноформируемой, познаваемой, поддающейся контролю. В процесс институционально регулируемого воспроизводства и контролянародонаселения в современном обществе (Modern society) человек включаетсяименно как субъект сексуальности - чуткий (прислушивающийся к себе) иответственный ее носитель. Эра сексуальной свободы наступает вмодернизированном обществе в той мере, в какой сексуальность превратилась всвоего рода собственность личности. Э. Гидденс артикулировал эту тенденцию,констатировав, что сексуальность стала более управляемой, открытой дляразнообразных способов ее формирования, стала потенциальным "достоянием"индивида(2). Современная культура "отпускает" человека в сферу интимноготолько как уже сформировавшегося субъекта, располагающего собой, своимиудовольствиями, своей сексуальной ориентацией, но и проблематизирующегопостоянно личную жизнь как использование или наращивание этогопотенциального достояния. С процессом овеществления сексуальности коррелирует вытеснение напротяжении XIX-середины XX в. так называемой большой семьи, объединявшей вединую общность несколько поколений и ветвей родственников, семьейнуклеарной, ядро (нуклеус) которой составляют супружеская пара и их дети.Предназначение нуклеарной, малодетной семьи - социально санкционированныйсоюз разнополых эго, нацеленный на материальную и эмоциональную взаимопомощьи "воспроизводство" потомства. Нуклеарная семья - это институциональнаяформа воспроизводства сексуальности. В этом ее принципиальное отличие отбольшой семьи, которая предстает не как ряд специализированных институтов,регулирующих деятельность индивидов наряду с экономическими, политическими ит.д., а как многофункциональный сегмент традиционного общества3. Образующиефеномен нуклеарной семьи социальные институты сущест- ----------------- (1) Foucault М. Histoire de la sexualite. Т. I: Volonte de savoir.Paris, 1976. (2) Giddens A. The transformation of intimacy. Cambridge, 1993. (3) Различие между институциональным типом структуры современногообщества и сегментарным типом, характерным для общества традиционногоотчетливо провел еще Э. Дюркгейм в трактате "О разделении общественноготруда". [32] венным образом отличаются от традиционных отношений, обозначаемых темиже терминами.  Институт брака служит легитимации различных проявленийсексуальности, превращая взаимоотношения индивидов в систему универсальныхролей "женатый/замужняя-холостяк/незамужняя". Иные аспекты традиционногобрака в модернизированном обществе редуцируются. Так брак все более теряеткачества межкланового отношения, в которое вовлечены многочисленныеродственники и в котором реализуются мотивы вековой дружбы или вражды семей.Одновременно брак утрачивает большинство традиционно присущих ему свойствхозяйственного акта, которым перераспределялись трудовые функции в большойсемье, приобретались дополнительные активы и рабочая сила. Изменяются внуклеарной семье и отношения родства. Интеграция семьи теперь осуществляетсяна основе гармонии сексуальностей и эмоциональной привязанности. Родство,утратив качества отношений, складывающихся между индивидами под действиемтрадиционной иерархии кровных связей, оформилось в систему универсальныхролей "член семьи-родственник", причем родственники, в противоположностьотношениям в большой семье, членами семьи не являются. Члены семьи - это те,чьи отношения формируются в процессе репродукции сексуальности: сексуальныепартнеры и их дети. Семейное воспитание также сводится к репродукциисексуальности. В модернизированном обществе, где социализация во все большеймере осуществляется в рамках образовательных и хозяйственных институтов,семейное воспитание превращается в исполнение стандартных ролей в ролевойсистеме "родители-дети", которая обеспечивает главным образом усвоениестандартов гендерного поведения. Семейные институты сформировались как комплекс норм, которые воплощаютдля людей эпохи Модерн решения проблемы обладания личной жизнью,удовлетворения психо-физиологических потребностей. Базовые элементы этогокомплекса: личность- тело, чьи физические и психические атрибуты сутьпроявления сексуальности; любовь - реализация сексуальности в брачномповедении; семья - постоянный брак и домохозяйство; зрелость - обладаниефизической, эмоциональной способностью к заботе о близких. Практики,соответствующие этим нормативным требованиям, и расцениваются как "личнаяжизнь" в противовес жизни общественной, несмотря на то, что сфера семьи илисфера интимности - это часть институционального строя, однопорядковаяэкономике, политике, науке, искусству. Во всех рассмотренных сферах - экономике, политике, науке, искусстве,семье, прослеживается одна и та же тенденция: стремление к освобождению отпроизвола, к равноправию, к определенности и управляемости отношенийприводит к подчинению взаимодействий универсальным безличным нормам.Следствием институционализации практик явились деперсонификация индивидов ивозникновение [33] общества как исторического феномена. В ходе модернизации складываетсяобщество как система институтов. Эмансипация индивида оборачиваетсяинституционализацией практик и утратой спонтанности. Реальность общества каксистемы доминирует над социальной реальностью индивида. Общество - этосоциальная реальность per se. Таким оно стало в ходе социокультурнойтрансформации, суть которой охарактеризовали, каждый по своему и всеодинаково верно, Маркс, Хайдеггер, Сорокин: воля к господству над миромвещей приводит к овеществлению социального бытия. Таким образом, процессреализации базовых для культуры Модерн ценностей Свободы и Прогресса,подлинное содержание которых - располагание сущим в любых его ипостасях,выливается в процесс реификации, овеществления общества.

Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!