Анализ стихотворений Ахматовой



Есть в окрестностях Санкт - Петербурга небольшой уютный городок,названный когда-то Царское Село. С этим пушкинским городком, с его паркамии прудами, со всей атмосферой истории и искусства естественно сплеласьлитературная судьба одного из выдающихся поэтов «серебряного» века – АнныАхматовой. Девочка Аня Горенко была перевезена в Царское Село в годовалом возрасте,прожила там до шестнадцати лет. Писала в ученической тетрадке свои первыестихи. Ей тогда было одиннадцать. Позже, она не однократно приезжала в этотгородок. Литературный дебют будущей поэтессы состоялся в 1907 году – еёстихотворение было опубликовано в парижском журнале «Сириус». Регулярнопечататься Ахматова стала с 1911 года. В то время существовало огромное количество школ и течений. Все ониспорили, даже враждовали друг с другом на публичных диспутах и нажурнальных страницах, прилавки книжных магазинов пестрели обложками новыхстихотворных сборников. Впервые появлявшиеся в печати поэты пыталисьперещеголять соперников эстетской изысканностью речи. Их стихи отличалисьнамеренной изощренностью. На этом пёстром и разноречивом фоне поэзия АнныАхматовой сразу же заняла особое место уравновешенностью тона и чёткостьюмыслевыражения. Чувствовалось, что у молодого поэта свой голос, своя,присущая этому голосу, интонация. В предреволюционную поэзию лирика Анны Ахматовой вошла свежим потокомискреннего чувства. Верная заветам Пушкина Ахматова с самого началатворческого пути стремилась к простым и точным образам. В 1912 году вышел её первый сборник стихотворений под названием «Вечер».В этом сборнике все произведения великолепны, но моей душе были ближе дваиз них: «Смуглый отрок бродил по аллеям…» и «Сжала руки под тёмнойвуалью…». Я думаю, что открытый и пытливый читатель оценит мой выбор. Первый сборник имел большой успех, но подлинную известность Ахматовойпринёс её второй сборник – «Чётки», вышедший в 1914 году, главными темамикоторого стали «вечные» темы любви, смерти, разлуки и встреч, получившие влирике Ахматовой особую обострённо-эмоциональную выразительность.Особенностью второго сборника становиться знаменитая ахматовская«дневниковость», переходящая в философские размышления, «драматургичность»стиля, проявляющаяся в том, что эмоции драматизируются во внешнем сюжете идиалогах, «вещная» символика. Через бытовое и обыденное передаютсясложнейшие оттенки психологических переживаний и конфликтов, заметнотяготение к простоте разговорной речи. Из этой книги более близко по духумне оказалось стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…». Анна Ахматова начала работать до революции, в среде той части русскойинтеллигенции, которая не только не приняла сразу Великую Октябрьскуюсоциалистическую революцию, но и оказалась по другую строну баррикады.Судьба уготовила ей нести на своих плечах и бремя славы, и тяжестьотчаяния. В эту тяжкую пору она признавалась:                       А я иду – за мной беда,                        Не прямо и не косо,                      А в никуда и в никогда,                       Как поезда с откоса. На всём более чем полувековом пути у Анны Ахматовой всегда было дванадёжных посоха. Это непоколебимая вера в свой народ и собственноемужество. В вихревом 1917 году, когда произошла ломка привычных для кругаАхматовой представлений о жизни и предназначении поэта, она осталась сосвоей Россией, разоренной и окровавленной, голодной и выстуженной, но по-прежнему родной. Именно об этом Ахматова говорит в стихотворении-ответе,скорее даже – отповеди, тем, кто пытался переманить её в свой злобный стан:                  Мне голос был. Он звал утешно,                      Он говорил: «Иди сюда,                Оставь свой край глухой и грешный,                      Оставь Россию навсегда.                    Я кровь от рук твоих отмою,                    Из сердца выну чёрный стыд,                       Я новым именем покрою                      Боль поражений и обид».                      Но равнодушно и спокойно                      Руками я замкнула слух,                    Чтоб этой речью недостойной                   Не осквернился скорбный дух. Это стихотворение, написанное в 1917 году, является поистине шедевром.Оно включено в сборник «Подорожник». Далее оно будет мною рассмотреноподробнее. Но, если рассматривать творчество Ахматовой в хронологическом порядке,то перед сборником «Подорожник», была выпущена третья книга стихов – «Белаястая» (1917), она отразила появление в творчестве Анны Андреевной новыхтенденций, обусловленных изменениями общественно-политической обстановки вРоссии. Мировая война, национальные бедствия, приближение революции,дыхание которой уже явно ощущалось в атмосфере советской жизни, обостряют уАхматовой чувство сопричастности к судьбам страны, народа, истории.Расширяется тематический диапазон её лирики, в ней усиливаются мотивытрагического предчувствия горькой участи целого поколения русских людей:               Думали: нищие мы, нету у нас ничего,                А как стали одно за другим терять,                       Так что сделался каждый день                        Поминальным днём –                       Начали песни слагать                     О великой щедрости Божьей                   Да о нашем бывшем богатстве. И отчаянное желание предотвратить и изменить неумолимый ход событий:                             Так молюсь…                    Чтобы туча над тёмной Россией                   Стала облаком в славе лучей. Изменения содержательного уровня поэзии Ахматовой определили измененияпоэтики третьего сборника: разговорные интонации сменяются одическими,ораторскими, видна явная ориентация поэтессы на классические размеры. Этохорошо прослеживается в стихотворении «Памяти 19 июля 1914». Стихотворения, написанные после революции 1917 года, вразрез спредыдущими сборниками, становятся своеобразной «летописью» страшныхсобытий, происшедших и со страной, и лично с поэтессой, которой пришлось«пережить гибель от рук режима одного и второго мужа, судьбу сына, сороклет безгласия и преследований». К таким стихотворениям относится так же и,выбранное мной, под названием «Мне голос был. Он звал утешно…». В этомтворении Анна Ахматова заявила о неприятии Октября, но одновременно с этимсказала о невозможности оставить Родину в дни великих испытаний. Пятнадцать предвоенных лет были самыми страшными в жизни Ахматовой. Ноона всё равно печаталась. Был создан сборник «Anno Domini» (1922).Подвергнутая жестокой и несправедливой критике в 1946 году, Ахматова быланадолго отлучена от литературы, и лишь во второй половине 50-х годовначалось возвращение её книг к читателю. Творчество поздней Ахматовой – реквием своей эпохе. Почти нет стихов олюбви, но есть «Венок мёртвым» - цикл стихотворений, посвящённый памятиБулгакова, Мандельштама, Пастернака, Зощенко, Марины Цветаевой. Ответом натяжелые годы испытаний, пережитых народом в годы Великой Отечественнойвойны, становится цикл стихотворений «Ветер войны», вошедший в сборник, подназванием «Седьмая книга». В этом цикле нам о многом говорит стихотворение«Мужество». Ответом Ахматовой на ужасы Большого террора, стал «Реквием»,создававшийся с 1935 по  1940 годы, но опубликованный только в 80-е.Автобиографичность «Реквиема» очевидна, но драма женщины, потерявшей мужа исына («Муж в могиле, сын в тюрьме – помолитесь обо мне…»), - это отражениетрагедии всего народа:                     Это было, когда улыбался                Только мёртвый, спокойственно рад,                   И ненужным привеском болтался                   Возле тюрем своих Ленинград…                  …Звёзды смерти стояли над нами,                    И безвинная корчилась Русь                      Под кровавыми сапогами                    И под шинами чёрных Марусь. Горе Ахматовой-матери сливается горем всех матерей и воплощается вобщечеловеческую скорбь Божьей матери. Поэтесса имела полное право сказатьгорькую и гордую правду о себе:                 Нет, и не под чуждым небосводом,                  И не под защитой чуждых крыл, -                   Я была тогда с моим народом,               Там, где мой народ, к несчастью был. «Хрущёвская оттепель» несколько смягчила положение поэтессы, но,получившая к тому времени мировое признание (в 1964 году её была вручена вИталии международная литературная премия «Этна-Таормина», а в 1965 –присуждена почётная степень доктора Оксфордского университета), у себя народине Ахматова не была удостоена ни чинов, ни наград. Но поэтесса неунижала себя обвинениями в адрес эпохи, изломавшей её судьбу: «Я непереставала писать стихи. Для меня в них– связь моя со временем, с новойжизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которыезвучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годыи видела события, которым не было равных».                   Смуглый отрок бродил по аллеям,                    У озёрных грустил берегов,                       И столетие мы лелеем                     Еле слышный шелест шагов.                      Иглы сосен густо и колко                       Устилают низкие пни…                    Здесь лежала его треуголка                     И растрёпанный том Парни.Это стихотворение было написано в 1911 году в Царском Селе о Пушкине-лицеисте. В нём всего восемь строк, но и из них образ юного поэта выступаетнеобыкновенно живо. Как удачно выбрано слово «лелеем» ! Не «слышим», не«помним», а именно лелеем, то есть любовно бережем в своей памяти. Аллеи,озеро, сосны – живые приметы Царскосельского парка. Глубокое раздумьеПушкина выражено двумя малыми деталями: он отбросил от себя недочитаннуюкнигу, и она рядом с лицейской треуголкой лежит на земле. Следует добавить,что строка «Еле слышный шелест шагов» подбором самих звуков прекраснопередаёт шелест – возможно, от осенней опавшей листвы. Вообще, вспоминая об Ахматовой, перед нами неуклонно возникает образПушкина. Гений Пушкина, его гуманистическая философия, открытия, сделанныев области русского стиха, оказали огромное влияние на литературудевятнадцатого века, вошедший в историю, как «золотой век» русской поэзии.Но и лучшие поэты «серебряного века» сформировались под влиянием его Музы,все они были внимательнейшими читателями Пушкина, многие внесли свою лептув исследование его поэзии. В жизни и поэзии Ахматовой Пушкин, чьи стихи она называла золотыми,занимал особое место. По словам близко знавшей поэтессу Эммы Герштейн(литературоведа), в этом стихотворении отразились особенности восприятияПушкина Анной Андреевной: сочетание конкретного ощущения его личности(«здесь лежала его треуголка») и всеобщего поклонения национальному гению(«и столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов»). У Пушкина училась Ахматова краткости, простоте и подлинностипоэтического слова, и всё, что с ним связано, дорого поэтессе. Не даром этостихотворение написано в моём сборнике первым, ведь именно с произведенийПушкина и питались начальные ручейки её гениального творческого потока.                 Сжала руки под тёмной вуалью…                    «Отчего ты сегодня бледна?»                  - Оттого, что я терпкой печалью                       Напоила его допьяна.                   Как забуду? Он вышел, шатаясь,                    Искривился мучительно рот…                   Я сбежала, перил не касаясь,                     Я бежала за ним до ворот.                    Задыхаясь, я крикнула: «Шутка                  Всё, что было. Уйдёшь, я умру».                    Улыбнулся спокойно и жутко                 И сказал мне: «Не стой на ветру».Это стихотворение, являющиеся поистине шедевром творчества Ахматовой,вызывает у меня сложную гамму чувств и хочется читать его снова и снова.Конечно, все её стихотворения прекрасны, но это – моё любимое. В художественной системе Анны Андреевной умело выбранная деталь, приметавнешней обстановки всегда наполнены большим психологическим содержанием.Через внешнее поведение человека, его жест Ахматова раскрывает душевноесостояние своего героя. Одним из ярчайших примеров является это небольшое стихотворение. Онобыло написано в 1911 году в Киеве. Здесь идет речь о ссоре между любящими. Стихотворение делится на двенеравные части. Первая часть (первая строфа) – драматический зачин, ввод вдействие (вопрос: «Отчего ты сегодня бледна?»). Всё дальнейшее – ответ, ввиде страстного, всё ускоряющегося рассказа, который, достигнув высшейточки («Уйдёшь, я умру»), резко прерывается нарочито будничной, обиднопрозаической репликой: «Не стой на ветру». Смятённое состояние героев этой маленькой драмы передано не длительнымобъяснением, а выразительными частностями их поведения: «вышел, шатаясь»,«искривился рот», «сбежала, перил не касаясь» (передаёт быстроту отчаянногобега), «крикнула, задыхаясь», «улыбнулся спокойно» и так далее. Драматизм положений сжато и точно выражен в противопоставлении горячемупорыву души нарочито будничного, оскорбительно спокойного ответа. Для изображения всего этого в прозе понадобилась бы, вероятно, целаястраница. А поэт обошёлся всего двенадцатью строчками, передав в них всюглубину переживания героев. Заметим попутно: сила поэзии – краткость, величайшая экономиявыразительных средств. Сказать многое о немногом – вот один из заветовподлинного искусства. И Ахматова научилась этому у нашей классики, в первуюочередь у Пушкина, Баратынского, Тютчева, а также у своего современника,земляка по Царскому Селу Иннокентия Анненского, большого мастераестественной речевой информации и афористического стиха. Возвращаясь к прочитанному стихотворению, можно заметить ещё одну егоособенность. Оно полно движения, в нём события непрерывно следуют одно задругим. Эти двенадцать кратких строк легко превращаются даже вкиносценарий, если разбить их на кадры. Вышло бы примерно так. Вступление:вопрос и краткий ответ. 1часть. Он. 1. Вышел, шатаясь. 2. Его горькаяулыбка (крупный план). 2 часть. Она. 1. Бежит по лестнице, «перил некасаясь». 2. Догоняет его у ворот. 3. Её отчаянье. 4. Последний её выкрик.3 часть. Он. 1. Улыбка (спокойная). 2. Резкий и обидный ответ. Получается выразительный психологический киноэтюд, в котором внутренняядрама передана чисто зрительными образами. Это превосходное стихотворение достойно высочайшей оценки читателя.                   Я научилась просто, мудро жить,                 Смотреть на небо и молиться богу,                  И долго перед вечером бродить,                  Чтоб утомить ненужную тревогу.                    Когда шуршат в овраге лопухи               И никнет гроздь рябины жёлто-красной,                      Слагаю я весёлые стихи              О жизни тленной, тленной и прекрасной.                   Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь                 Пушистый кот, мурлыкает умильней,                     И яркий загорается огонь                  На башенке озёрной лесопильни.                    Лишь изредка прорезывает тишь                 Крик аиста, слетевшего на крышу.                 И если в дверь мою ты постучишь,                  Мне кажется, я даже не услышу. Стихотворение написано в 1912 году. Оно является шедевром лирикипоэтессы.Её лирическая героиня – не окружённая бытом и сиюминутными тревогами, нобытийная, вечная женщина. Она не совпадает с личностью автора, она – лишьсвоеобразная маска, представляющая ту или иную грань женской души, женскойсудьбы. Естественно, Ахматова не переживала всех тех ситуаций, которыеприсутствуют в её поэзии, просто благодаря своему особому дару сумелавоплотить в стихах все ипостаси русской   женщины. Современники женеоднократно отождествляли Ахматову-человека с её лирической героиней. В период с 1911 по 1917 год в лирике Анны Андреевной всё более и болеенастойчиво проявляется тема природы, что было отчасти связано с тем, чтоэтот период жизни она провела в имении своего мужа Слепнёвское. Русскаяприрода описана в лирике Ахматовой с удивительной нежностью и любовью:«шуршат в овраге лопухи», «гроздь рябины жёлто-красной», «лишь изредкапрорезывает тишь крик аиста, слетевшего на крышу». В этот период происходитсближение лирической героини с окружающим её миром, который становитсяболее близким, понятным, родным, бесконечно красивым и гармоничным – миром,к которому стремится её душа. Анна Андреевна  верила в Бога, была ему верна. Поэтому в этомстихотворении говорится о женщине, которая нашла утешение в Господе. Ясливчитаться в произведение, то можно разглядеть некий совет: как переноситьпревратности судьбы. Можно вывести даже формулу: природа, вера и уединение. Анна Андреевна Ахматова – один из замечательных поэтов нашего времени.Её исключительное лирическое дарование не только тонко передавало душевныесостояния человека, но и чутко откликалось на большие события народнойжизни.                         ПАМЯТИ 19 ИЮЛЯ 1914                  Мы на сто лет состарились, и это                    Тогда случилось в час один:                   Короткое уже кончалось лето,                 Дымилось тело вспаханных равнин.                   Вдруг запестрела тихая дорога,                  Плач полетел, серебряно звеня…                    Закрыв лицо, я умоляла бога                  До первой битвы умертвить меня.                 Из памяти, как груз отныне лишний.                  Исчезли тени песен и страстей,               Ей – опустевшей – приказал всевышний              Стать страшной книгой грозовых вестей.Это стихотворение было написано в 1916 году в Слепневе. Время былотревожное: шатались вековые устои Российской Империи, гибли в жестокойвойне люди, близилась пора огромных социальных потрясений. Тыловой же,высокопоставленный и чиновный Петербург продолжал свою обычную жизнь,стараясь забыть о том, что происходит на западных границах государства. В поэзии того времени громко звучали фанфары официозного патриотизма. Накаждом шагу висели плакаты «Военного займа», а газеты крупными заголовкамикричали о «войне до победного конца». Анна Ахматова, которую уже привыкли считать поэтом камерных переживаний,так же задумывалась о судьбе, выпавшей на долю народа. Стихотворение«Памяти 19 июля 1914» написано о первом дне империалистической войны.Знаменательны её строки тем, что показывают ужас нависшей над странойугрозы: дороги родины засыпаны толпами призывных, гонимых на фронт и что ихсопровождает плач и стон осиротевших деревень. Поэт ощущает эти минутынародного бедствия как перелом в своей личной судьбе: «лишним грузом души»и тенью подлинной жизни кажутся отныне прежние песни и прежние страсти. Конечно, лирика любовных переживаний продолжает жить в ахматовскихстихах, но теперь она сочетается с темой разбуженной тревоги,  котораяостаётся на все годы, приближающие страну к порогу великих социальныхперемен и катастроф. И рождена эта тревога чувством истинного патриотизма,которое, углубляясь и расширяясь, становится одним из основных мотивовтворчества Ахматовой.                   Мне голос был. Он звал утешно,                      Он говорил: «Иди сюда,                Оставь свой край глухой и грешный,                      Оставь Россию навсегда.                     Я кровь от рук твоих отмою,                    Из сердца выну чёрный стыд,                       Я новым именем покрою                      Боль поражений и обид».                      Но равнодушно и спокойно                      Руками я замкнула слух,                    Чтоб этой речью недостойной                   Не осквернился скорбный дух. В вихревом 1917 году, когда произошла ломка привычных для кругаАхматовой представлений о жизни и предназначении поэта, она осталась сосвоей Россией, разорённой и окровавленной, голодной и выстуженной, но по-прежнему родной. Именно об этом Ахматова говорит в стихотворении-ответе,скорее даже – отповеди, тем, кто пытался переманить её в свой злобный стан. Тема Родины, появившаяся в лирике этих лет, приобретает особуютрактовку, сочетающую публицистичность и автобиографичность. Для поэтессыхарактерно контрастное видение Родины, созданию именно такого образаспособствует введение библейских мотивов и новаторская интерпретациятрадиционных мотивов русской поэзии девятнадцатого века. Не сразу Анна Ахматова могла разобраться в величии и социальных перемен,принесённых Октябрьской революцией. Но свойственная ей любовь к Родиненикогда не отделялась у неё от мыслей о судьбах народа. Она твёрдо знала,что в эти исторические дни надо быть на родной земле, рядом со своимнародом, а не искать спасения за рубежом, как это сделали многие из еёпрежнего круга. Ахматова не осуждает тех, кто уехал, но чётко определяетсвой выбор: для неё эмиграция невозможна. Любовь её к Родине не предметанализа, размышлений. Будет Родина – будет жизнь, дети, стихи. Нет её – нетничего. Огромная боль за страдания России очень точно выразилась в этом еёшедевре.                              МУЖЕСТВО                  Мы знаем, что ныне лежит на весах                      И что совершается ныне.                Час мужества побил на наших часах,                    И мужество нас не покинет,               Не страшно под пулями мёртвыми лечь,                  Не горько остаться без крова, -                 И мы сохраним тебя, русская речь,                      Великое русское слово.                 Свободным и чистым тебя пронесём,                 И внукам дадим, и от плена спасём                              Навеки!Это произведение было написано 23 февраля 1942 года в Ташкенте. В те дниона, как и все ленинградцы, вносила посильный вклад в укрепление обороны:шила мешки для песка, которыми обкладывались баррикады и памятники наплощадях. Об этой работе Ахматовой знали немногие. Зато с быстротой молниипо бескрайнему фронту Великой Отечественной войны разнеслось еёстихотворение «Мужество». Эти гордые и уверенные слова неоднократно звучалив военные годы в концертных залах, с эстрады, на фронтовых выступленияхпрофессиональных чтецов и армейской самодеятельности. Ахматова долго отказывалась от эвакуации. Даже больная, истощённаядистрофией, она не хотела покидать «гранитный город славы и беды». Толькоповинуясь настойчивой заботе о ней, Ахматова, наконец, эвакуируетсясамолётом в Ташкент. Но и там под небом Средней Азии, мысленно возвращаласьона к терпящему беды вражеского окружения героическому народу. ЧувствоРодины, впервые увиденной ею с самолёта на долгом воздушном пути, явилосьдля неё как бы новым этапом творческого постижения жизни. Тон её стиховобретает особую торжественность и убедительность. Безмерно расширяется кругнаблюдений и размышлений. Это была уже полная зрелость духа и то, что можноназвать мудростью жизненного опыта. Ахматовой этого времени в высокой степени присуще чувство патриотизма.Действия в её стихах происходит как бы на фоне больших исторических событийсовременности, хотя, как и прежде, стихи остаются искренней исповедью души.

Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!