Листинг 10.15. Оператор присваивания



1: // Листинг 10.15.

2: // Конструктор-копировщик

3:

4: #include <iostream.h>

5:

6: class CAT

7: {

8: public:

9: CAT(); // конструктор по умолчанию

10: // конструктор-копировщик и деструктор пропущены!

11: int GetAge() const { return *itsAge; }

12: int GetWeight() const { return *itsWeight; }

13: void SetAge(int age) { *itsAge = age; }

14: CAT & operator=(const CAT &);

15:

16: private:

17: int *itsAge;

18: int *itsWeight;

19: };

20:

21: CAT::CAT()

22: {

23: itsAge = new int;

24: itsWeight = new int;

25: *itsAge = 5;

26: *itsWeight = 9;

27: }

28:

29:

30: CAT & CAT::operator=(const CAT & rhs)

31: {

32: if (this == &rhs)

33: return *this;

34: *itsAge = rhs.GetAge();

35: *itsWeight = rhs.GetWeight();

36: return *this;

37: }

38:

39:

40: int main()

41: {

42: CAT frisky;

43: cout << "frisky's age: " << frisky.GetAge() << endl;

44: cout << "Setting frisky to 6...\n";

45: frisky.SetAge(6);

46: CAT whiskers;

47: cout << "whiskers' age: " << whiskers.GetAge() << endl;

48: cout << "copying frisky to whiskers...\n";

49: whiskers = frisky;

50: cout << "whiskers' age: " << whiskers.GetAge() << endl;

51: return 0;

52: }

 

Результат:

frisky's age: 5

Setting frisky to 6. . .

whiskers' age: 5

copying frisky to whiskers...

whiskers' age: 6

 

Анализ: В листинге 10.15 вновь используется класс CAT. Чтобы не повторяться, в данном коде пропущены объявления конструктора-копировщика и деструктора. В строке 14 объявляется оператор присваивания, определение которого представлено в строках 30—37.

В строке 32 выполняется проверка того, не является ли объект, которому будет присвоено значение, тем же самым объектом класса CAT, чье значение будет присвоено. Чтобы проверить это, сравниваются адреса в указателях rhs и this.

Безусловно, оператор присваивания (=) может быть произвольно перегружен таким образом, чтобы отвечать представлениям программиста, что означает равенство объектов.

 

 

Операторы преобразований

 

Что происходит при попытке присвоить значение переменой одного из базовых типов, таких как int или unsigned short, объекту класса, объявленного пользователем? В листинге 10.16 мы опять вернемся к классу Counter и попытаемся присвоить объекту этого класса значение переменной типа int.

 

Предупреждение: Листинг 10.16 не компилируйте!

 

Листинг 10.16. Попытка присвоить объекту класса Counter значение переменной типа int

1: // Листинг 10.16.

2: // Эту программу не компилируйте!

3:

4: int

5: #include <iostream.h>

6:

7: class Counter

8: {

9: public:

10: Counter();

11: ~Counter(){ }

12: int GetItsVal()const { return itsVal; }

13: void SetItsVal(int x) { itsVal = x; }

14: private:

15: int itsVal;

16:

17: };

18:

19: Counter::Counter():

20: itsVal(0)

21: { }

22:

23: int main()

24: {

25: int theShort = 5;

26; Counter theCtr = theShort;

27: cout << "theCtr: " << theCtr.GetItsVal() << endl;

28: return 0;

29: }

 

Результат:

Компилятор покажет сообщение об ошибке, поскольку не сможет преобразовать тип int в Counter.

 

Анализ: Класс Counter, определенный в строках 7—17, содержит только один конструктор, заданный по умолчанию. В нем не определено ни одного метода преобразования данных типа int в тип Counter, поэтому компилятор обнаруживает ошибку в строке 26. Компилятор ничего не сможет поделать, пока не получит четких инструкций, что данные типа int необходимо взять и присвоить переменной-члену itsVal.

В листинге 10.17 эта ошибка исправлена с помощью оператора преобразования типов. Определен конструктор, который создает объект класса Counter и присваивает ему полученное значение типа int.

 

Листинг 10.17. Преобразование int в Counter

1: // Листинг 10.17.

2: // Использование конструктора в качестве оператора преобразования типа

3:

4: int

5: #include <iostream.h>

6:

7: class Counter

8: {

9: public:

10: Counter();

11: Counter(int val);

12: ~Counter(){ }

13: int GetItsVal()const { return itsVal; }

14: void SetItsVal(int x) { itsVal = x; }

15: private:

16: int itsVal;

17:

18: };

19:

20: Counter::Counter():

21: itsVal(0)

22: { }

23:

24: Counter::Counter(intval):

25: itsVal(val)

26: { }

27:

28:

29: int main()

30: {

31: int theShort = 5;

32: Counter theCtr = theShort;

33: cout << "theCtr: " << theCtr.GetItsVal() << endl;

34: return 0;

35: }

 

Результат:

the Ctr: 5

 

Анализ: Важные изменения произошли в строке 11, где конструктор перегружен таким образом, чтобы принимать значения типа int, а также в строках 24—26, где данный конструктор применяется. В результате выполнения конструктора переменной-члену класса Counter присваивается значение типа int.

Для присвоения значения программа обращается к конструктору, в котором присваиваемое значение передается в качестве аргумента. Процесс осуществляется в несколько шагов.

Шаг 1: создание переменной класса Counter с именем theCtr.

Это то же самое, что записать: int x = 5, где создается целочисленная переменная x и ей присваивается значение 5. Но в нашем случае создается объект theCtr класса Counter, который инициализируется переменной theShortTHna short int.

Шаг 2: присвоение объекту theCtr значения переменной theShort.

Но переменная относится к типу short, а не Counter! Первое, что нужно сделать, — это преобразовать ее к типу Counter. Компилятор может делать некоторые преобразования автоматически, но ему нужно точно указать, чего от него хотят. Именно для инструктирования компилятора создается конструктор класса Counter, который содержит единственный параметр, например типа short:

class Counter

{

Counter (short int x);

// ...

};

Данный конструктор создает объект класса Counter, используя временный безымянный объект этого класса, способный принимать значения типа short. Чтобы сделать этот процесс более наглядным, предположим, что для значений типа short создается не безымянный объект, а объект класса Counter с именем wasShort.

Шаг 3: присвоение значения объекта wasShort объекту theCtr, что эквивалентно записи

"theCtr = wasShort";

На этом шаге временный объект wasShort, созданный при запуске конструктора, замещается на постоянный объект theCtr, принадлежащий классу Counter. Другими словами, значение временного объекта присваивается объекту theCtr.

Чтобы понять, как происходит этот процесс, следует четко уяснить принципы работы, справедливые для ВСЕХ перегруженных операторов, определенных с помощью ключевого слова operator. В случае с операторами с двумя операндами (такими как = или +) находящийся справа операнд объявляется как параметр функции оператора, заданной в конструкторе. Так, выражение

а = b

объявляется как

a.operator=(b);

Что произойдет, если изменить порядок присвоения, как в следующем примере:

1: Counter theCtr(5);

2: int theShort = theCtr;

3: cout << "theShort : " << theShort << endl;

Вновь компилятор покажет сообщение об ошибке. Хотя сейчас компилятор уже знает, как создать временный объект Counter для принятия значения типа int, но он не знает, как осуществить обратный процесс.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 212; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!