ЗА РУССКУЮ МЛАДОСТЬ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО



 

Как мы все, поимев пусть и малую толику опыта реальной жизни, любим поучать, наставлять, воспитывать молодых! Какое блаженство испытывает “бывалый”, втискивая в головы менее искушённых в жизни людей советы и инструкции! Порой забавно наблюдать, с каким сладостным смакованием какой-нибудь “дед” сбрасывает на молодь свои жизненные постулаты! Мол, живи и действуй по моему образу и подобию – и всё у тебя будет нормально, “в ажуре”, так сказать.

Но вот в чём беда – на лубочную картинку управления поведением молодых людей, помимо традиционного конфликта “отцов и детей”, с угрожающей степенью дисгармонии накладывается откровенное языковое отчуждение между различными поколениями русских людей. И если в XIX веке смысловое содержание разговорного русского языка претерпевало на протяжении жизни одного поколения лишь незначительные изменения, то в XX веке этот процесс резко ускорился. Уже в первой половине нашего века разница возраста людей в 20 – 30 лет создавала серьёзные сложности общения людей на русском языке, чему в кардинальной степени поспособствовала мировоззренческая катастрофа 1917 года. Язык, традиции, индивидуальное мироощущение – все социальные атрибуты жизни человека подверглись небывалой подмене на понятийном уровне. А это, в свою очередь, привело к деградации и распаду практически всех общественных институтов российского государства. В течение очень краткого времени произошло нечто совершенно невероятное: люди, которые всего на 15 – 20 лет были старше новых хозяев жизни – молодых революционеров, взявших власть в России в свои руки, - переставали вдруг понимать смысл слов и выражений послереволюционной версии русского языка. Даже внутри семей родственники переставали при общении адекватно воспринимать друг друга.

Развитие событий XX века проявило наличие некоего сценария разобщения российского общества, испокон веков сильного традициями преемственности поколений на основе идентичного понимания своего родного языка. По этому сценарию люди старшего возраста в течение одного десятилетия после 1917 года были лишены духовно-культурной основы своего существования. Изменился государственный строй, изменился образ жизни людей, повсеместно проросла новая культура (“пролеткульт”), но, главное, русский язык с каждым годом становился совсем другим языком. Был запущен механизм постоянного изменения понятийного аппарата русского языка, который должен был происходить с нарастающим ускорением. Авторами закулисных методов управления общественными процессами предусматривалось планомерное отчуждение друг от друга различных возрастных и социальных групп русского народа посредством дробления и подмены понятий словарного запаса русского языка. Эти изолированные группы населения нашей своевольной страны сценарно должны были становиться всё менее и менее малочисленными под влиянием невосприимчивости к “диалектам” русского языка, на которых происходит общение в других группах.

Нечеловеческий сценарий предусматривал и такие менее изощрённые действия, как уничтожение письменных памятников русской словесности и физическое истребление ведоруссов – живых носителей самобытной русской ведической цивилизации, воплощающих в себе её культуру и духовность, что и было со всей беспощадностью реализовано на практике.

Определённый ренессанс “традиционной русскости” середины столетия и, в особенности, послевоенной поры сохранил возрастной диапазон адекватности восприятия русского языка в пределах 20 лет. Но, как оказалось впоследствии, сатанинский сценарий аннигиляции Руси по примеру Вавилонского столпотворения предусматривал именно такой статус-кво страны, какой она была в хрущёвско-брежневскую эпоху. Дело в том, что этот ренессанс перекрывался новыми разрушительными технологиями, ещё более опасными для культурной памяти народа, чем революционный переворот в государстве.

Технологии эти связаны, прежде всего, с бурным и всеобъемлющим развитием электронных средств массовой информации, в результате чего самым почётным членом едва ли не каждой семьи стал сначала радиоприёмник, а затем – телевизор. Началась ежедневная, неотступная и изощрённая работа по формированию нового сознания людей; сознания, основные параметры которого были определены неким закулисным властелином мира и его верными слугами, искушёнными в манипуляции массовым сознанием.

По мере развития электроники и совершенствования эффективности методов произвольного воздействия на сознание и подсознание человека смысловая эрозия русского языка увеличивалась в геометрической прогрессии. За своими повседневными заботами и гедоническим времяпровождением об изящной словесности простые люди стали вспоминать всё реже и реже. Обиходный язык становился всё более и более примитивным и упрощённым, пока не превратился, в конце концов, в засорённый жаргоном сленг. Литературный русский язык после длительного опошления и резкого снижения нравственно-этических барьеров в среде литераторов к концу столетия практически перестал существовать, как явление жизни общества.

А это означает, что современных русских людей лишили фундаментальной основы своей культуры, равно, как и адекватного средства межличностного общения. Поэтому-то нам никак и не удаётся договориться между собой даже по самым элементарным вопросам совместного проживания на земле наших предков. Соборность при таком раскладе становится всё более и более призрачной мечтой.

Но наивысшей степени пагубности и морального разложения размывание смысловой основы русского языка оказало и оказывает на молодёжь, всё дальше и дальше отдаляющейся от своих национальных святынь. Без исконной же русскости национальной молодёжи будущее русского народа призрачно и темно. В этом случае русские разделят судьбу многих бывшими великими народов прошлого, ныне превращенных в лакействующих манкуртов.

 Исполнение же главной партии в этом заказном преступлении против наших первооснов отведено сегодня телевещанию. Телевизионная агрессия, направленная на подчинение мыслей и эмоций телезрителей заданным целевым установкам, не знает пощады и приостановки в своём напоре. От телевизора крайне тяжело оторваться: он пленяет внимание, он доминирует над всеми другими интересами человека. Тоненький ручеёк образовательных программ с лихвой перекрывают мощные селевые потоки теле-шоу, эротики, насилия, варварства и цивилизованной дикости. Именно поэтому у детворы, просиживающей часами у телеэкранов, расплывается смысл даже самых обычных слов.

В связи с колоссальной динамичностью и изощрённостью телевещания диапазон языковой отчуждённости наших современников теперь составляет уже 3 – 4 года. Это означает, что жизненные ценности, формирующиеся у современных людей в основном посредством телевизора, кардинально различаются у людей отстоящих по возрасту друг от друга всего на 3 – 4 года. Помимо такого различения по вертикали наличествуют серьёзные отличия жизненных устремлений граждан Российской Федерации и по горизонтали, то есть в пределах компактных возрастных групп населения страны. Таким образом, план раздробления российского общества на мелкие группы чуждых друг другу людей реализован практически в полном объёме. Если и далее всё в нашей жизни будет происходить по “тайному сценарию” разобщения русских людей через выхолащивание истинного значения русских слов, то в третье тысячелетие мы войдём в состоянии абсолютно искажённого восприятия действительности. А это не что иное, как полная и окончательная гибель русского самосознания.

Мрачно? Да. Беспросветно? Нет. Есть книги, в которых русский язык живёт во всей своей Красе. Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Тургенев, Толстой, Чехов, Бунин, Паустовский… Титаны русской словесности несут нам, их неразумным потомкам, сквозь года и века заветы наших предков – уложения Великого Русского Языка. Толковые словари. Энциклопедии. В конце концов, целая плеяда современных писателей и поэтов творят на исконном русском языке. Мы ещё не всё потеряли. У нас ещё есть силы, достаточные для возврата к заветным книгам русского народа, для избавления от тяжёлой наркотической зависимости от телевизора. И лекарство для всего этого вполне щадящее для нашей ослабленной искушениями лёгкой жизни психики – читать, как можно больше читать классическую русскую литературу (именно читать, а не смотреть по телевизору!).

Животворящий русский язык со страниц классических произведений способен исцелить душу человека, дать ему энергию жизни, сформировать у него правильное миропонимание, помочь определить конкретный смысл его жизни. И ещё. Неискажённый русский язык – мощнейшее средство защиты, развития и объединения своих индивидуальных носителей.

Телевизионные передачи принципиально не способны дать всего этого человеку, в особенности молодому человеку, только вступающему в хаос современной жизни без надёжных нравственных ориентиров. И это действительно так, поскольку телевизор задумывался и создавался по замыслам тайных правителей мира, как средство технотронного воздействия на человека по заданным программам для превращения его в послушную чужой воле куклу. Не более того.

Чтобы Русь выжила, чтобы русский народ-богоносец выполнил своё историческое предназначение, каждый из нас обязан припасть к живительным истокам нашим – книгам на Великорусском Языке. Особенно это относится к молодым русичам. Читайте, читайте, читайте книги на истинном языке! Какие это книги? Те, кто развивался и рос вдали от телевизора, и без подсказки знает их. Те же, кто уже подвергся гипнотической телевизионной обработке, сам без труда достаточно просто определит эти книги: его от них отвращает неведомая ему сила, не позволяя даже взять их в руки. Чтобы одолеть этот искусственный барьер и положить начало процессу собственного выздоровления, достаточно хоть раз усилием воли заставить себя вчитаться в произведения классиков родной словесности, пусть даже поначалу и фрагментарно. Отвращающая сила при этом сгинет в небытиё, а “живая вода” красоты и гармоничности русского сказа вновь оживит сердца потомков Славы.

Своё нравственное выздоровление человек ощущает всегда весьма отчётливо, поскольку буквально всё вокруг него кардинально изменяется: краски обретают насыщенность, чувства – глубину, мысли – свет.

Завет наших предков – Великорусский Язык –должен звучать в каждом из нас во всю свою исполинскую силу. Только тогда прекратится вавилонское столпотворение на нашей родной земле. И тогда Русь возродится в единении всех народов России.

    26. 11. 1999 г.

 

ПОКАЯНИЕ ТВОРЧЕСТВОМ

 

Всегда и везде люди что-то производили или что-либо выполняли. Их усилия, естественно, в корне отличны по различным степеням исполнительского качества, оригинальности и талантливости. Но какими бы не были результаты людских деяний, все они могут быть разделены на две неравные части – на творческие произведения и на нетворческую работу. Всё зависит от человека, от состояния его души, от осознания им своего предназначения в жизни.

Испокон веков не прекращаются жаркие споры о движущей силе человеческого творчества. Чем только не пытались обосновать творческий процесс! Проистекание его выводили и из материальной выгоды, и из стремления к блеску популярности, и из жажды власти, и из мессианства, и из психического расстройства, и из интеллектуального хулиганства, и из одержимости бесами, и из...

Многие, очень многие позиции в этом вопросе может примирить такой всеобъемлющий критерий истинного творчества, как исповедь перед людьми, являющейся предтечей покаяния.

И в самом деле, все мы знаем, что наиболее талантливые произведения создаются художниками своего дела только тогда, когда они имеют Честь открыть людям душу в своих творениях, когда они обнажают перед всем миром все тайники своего сердца. Именно в этом состоит признак высочайшего нравственного потенциала человека-творца.

Что же заставляет того или иного мастера творить? Неподвластная ему тяга к покаянию перед родом человеческим, поскольку в каждом индивидууме творческий человек видит воплощение божественной воли. Если побуждения личности к деятельности не носят покаятельной мотивации, результат такой деятельности не несёт в себе творческого заряда. В лучшем случае – это хорошо отлаженное ремесло: настоящий творец далёк от мыслей о материальном воздаянии своей созидательности. Да и какой мерой можно определить денежную значимость душевных граней человека?! Нет такой мерки.

Конечно, многим из числящих себя творческими натурами, мерящим всё и вся в денежном выражении, такой подход к пониманию истинности творчества не понравится, вызовет в среде “заказных творцов” злобные и циничные окрики. Более того, само слово “покаяние” спровоцирует у них приступ бешеной ярости. Но такая реакция ловкачей от искусства околотворческой стряпни легко прогнозируема ввиду того, что выдача низкопробных поделок за мастерские творения – это широко распространенный и высокодоходный вид бизнеса. И эти псевдотворцы крайне не заинтересованы в том, чтобы их вывели на чистую воду. Кстати, проворные дельцы, что стяжают дешёвую публичную славу заслуженных художников, литераторов, журналистов, учёных, архитекторов, строителей, конструкторов, программистов и т.д. и т.п., при жизни процветают в материальном плане. И опять же общеизвестно, что выдающиеся творцы обречены, в основном, на посмертную славу, находясь при жизни в весьма стеснённых обстоятельствах. Шедевры же их сияют светом Истины в веках, олицетворяя собой всю мощь божественной природы человека, а поделки продавшихся Мамоне теряют свою притягательность сразу, как только падают стоимостные показатели их стряпни в угоду денежным мешкам.

Душа творческого человека настолько обострённо воспринимает всё несовершенство окружающего мира, все пороки людей, что каждое его произведение заключает в себе покаяние как от него самого, так и от лица всех, кто вошёл в унисон с мыслями и чувствами автора. Поэтому творцы в нашей жизни – это божьи люди, неосознанно жертвующие собой во имя искупления грехов людских, во имя очищения Земли, во имя указания пути к спасению. Подобное осознание смысла творчества для самих авторов, создающих высочайшие по внутренней красоте произведения, по большей части недоступно, ибо в случае достижении подобного осознания такой творец-художник превращается уже в духовного лидера, исполняющего свою миссию другими способами и средствами.

Приведённая интерпретация творческого процесса многое расставляет по своим местам. К примеру, становится понятным, почему одни производят что-либо только в силу необходимости при глубоком внутреннем равнодушии, а другие буквально болеют душой, пока не создадут что-то важное для людей. Творить можно и в большом, и в малом. Любое действие человека может быть творческим. И ни один профессиональный цех не в праве монополизировать понятие “творческие работники”. Потому-то люди так чутко различают творческих и равнодушных на любых рабочих местах, будь то на заводе, в поле, в лаборатории, в руководящем кресле или в художественной мастерской.

Покаяние – это великий очистительный процесс. Вслед за покаянием человек начинает ощущать себя творческой частицей Вселенной. Он как бы вновь рождается. Это возрождение в Духе. После такого знаменательного события материальное уже принципиально не может доминировать в его жизни. Он становится великой творящей личностью.

Всё вышесказанное имеет прямое отношение и к пишущим людям. Писатель, штампующий печатные труды только ради денег, славы и удовлетворения своих амбиций, – бумагомаратель, да и только. Обычно такие писаки – закоренелые циники и снобы, получающие неимоверное удовлетворение от моральных издевательств над описываемыми персонажами. Этим заблудшим душам неведомо творчество. И в мир они несут не очищение от скверны, а наоборот – новую порцию грязи. Ознакомившись с материалами таких бумагомарателей, ощущаешь себя брошенным на дно выгребной ямы. Остаётся только пожалеть этих людишек, мнящих себя великими ассенизаторами, поскольку рано или поздно все те нечистоты, что они выплёскивали на читателей обернутся против них самих. И многие, как это ни печально констатировать, наверняка захлебнутся в вызванных ими же потоках людской мерзости. Поэтому далеко не всё, что печатается, полезно читать. Зрячая душа легко распознаёт незамутнённые источники мудрости в потоке многочисленных печатных изданий, среди которых всегда есть и несущие в себе хаос и разрушение. В зависимости от того, что мы читаем или смотрим по телевизору, происходит очищение или осквернение нашей духовной природы. Каждому – своё.

Писательские творения, созданные огнём души мастера пера, буквально светятся радостью помощи ближнему. Они притягивают к себе. Этическая глубина этих животворящих текстов подвигает читателя на неоднократное возвращение к ним. И каждое их новое прочтение даёт ему дополнительные силы на пути самосовершенствования. Через такие откровения многие приходят, наконец, к осознанию себя истинного. Писатель, кающийся перед людьми своим творчеством, помогает и читателям совершить покаяние, тем самым, пробуждая их к новой, духовно богатой жизни. Такой творец – это призванный светлыми силами Мастер Слова!

25. 09. 1999 г.

 

 

                   ИСКУШЕНИЕ ЖУРНАЛИСТИКОЙ

 

     Младой невежда, с завистью или восторгом наблюдая за красивой жизнью журналистов, их поездками по всему свету, интересными встречами, просматривая по телевизору или читая их репортажи о щекочущих нервы событиях, может возгореться мечтой об этой профессии. Чего же проще? Пиши, как в школе, сочинения на разные свободные темы или разглагольствуй перед телекамерой о том, что видишь перед собой, – и синяя птица счастья у тебя в кармане. В сравнении с огромным ворохом разнообразных впечатлений, познавательностью и эмоционально насыщенной жизнью корреспондента выполнение им своих рутинных обязанностей кажется сущим пустяком. Да и платят, как правило, прилично. За счёт редакции можно объездить весь мир. Никакой турист за тобой не угонится. Разве только какой-нибудь ненормальный отпрыск не в меру богатых родителей.

     Тот, кто долго живёт на свете и многое пережил, рано или поздно приходит к осознанию иллюзии легкости жизни, в какой бы форме она не была проявлена в нашем несовершенном мире. Мудрый человек всегда готов к каверзам жизни. Даже когда ничего не предвещает неприятностей и всё вокруг кажется стабильным и несокрушимым. Так и в журналистике - за яркой привлекательностью фасада скрывается часто неподъёмный камень преткновения. Далеко не каждому удаётся его сдвинуть или хотя бы обойти. Ведь никто не фиксировал все случаи личных драм и трагедий на журналистском поприще. А сколько на самом деле поломано судеб кажущейся беззаботностью процесса отображения информации?! Достаточно напомнить, что журналистика – одна из самых опасных профессий, известных человечеству. И дело здесь не в угрозе физического воздействия на журналиста, хотя достаточно часто ему приходится проходить и через это испытание его мужества и отчаянности. Эта профессия опасна, прежде всего, разрушительным внутриличностным конфликтом самого журналиста и его рецидивами.

     Если упрощённо представить технологическую схему журналистской работы, то самого журналиста можно сравнить с чувствительным датчиком, реагирующим на малейшие изменения окружающей среды по широкому спектру параметров. Естественно, как и в любой другой сфере жизнедеятельности, среди пишущей братии имеются в наличии и барракуды, и бракоделы, и прилипалы, и упыри, и середнячки, и... Одно лишь можно сказать без сомнения: каждый журналист мечтает достичь ведущего положения в своём секторе работы и войти в элиту прессы на национальном или международном уровне. Как говорится, плоха та «акула пера», которая не жаждет славы. Ну, а вариантов по достижению профессионального признания – масса. И каждый дерзающий на творческое мастерство идёт своей уникальной тропой к вершине журналистского Олимпа, реализуя свой шанс достичь высот журналистики.

     Как это не печально для младого невежды, личная популярность среди читателей или телезрителей, равно как и у собратьев по ремеслу, зависит от тех самых пудов соли, которые для этого нужно съесть. Главное же во всём этом – найти дорогу к своей аудитории можно только тогда, когда отображаемые тобой события или явления пропущены через твоё сердце, через твою душу. И чем более отзывчива и многогранна душа журналиста, тем более притягательно его творчество. Человек с чёрствой душой, с циничным отношением к жизни и к людям в этой жизни никогда не сможет стать выдающимся мастером слова. Таких в журналистском корпусе – устойчивое меньшинство. Большинство же объемлют своей душой всю скорбь и всю радость сего подлунного мира.

     Здесь-то и сокрыта та самая опасность, которую за внешней привлекательностью профессии журналиста не желают замечать начинающие. Обострённо реагируя на всю нелицеприятность и противоречивость жизнеустройства человеческого общества, журналист, как никто другой, находится в состоянии постоянного стресса. Человек – не бездушный датчик. Отражая жизнь в своих материалах, журналист никогда не остаётся безучастным. Он страдает, радуется, ругается, мирит, болеет, теряет друзей, влюбляется – одним словом проживает сюжеты своей журналистской работы. У кого-то жизненных сил больше, у кого-то – меньше. Кого-то хватает на большее, кого-то – на меньшее. Кто-то побеждает, кто-то – ломается. Кто-то долго живёт, кто-то быстро умирает. Здоровье, особенно душевное состояние, страдает у каждого журналиста без исключения. Вот вам и красивость профессии.

     Кстати, очень явно распределение журналистов по шесточкам. В зависимости от собственного жизненного ресурса и творческих способностей каждый журналист рано или поздно занимает определённую профессиональную нишу. К примеру, чувствуя ухудшение здоровья и снижение творческого потенциала, журналист старается сублимировать свои достижения в журналистском цехе. Обычно в таких случаях он начинает специализироваться на какой-нибудь одной тематике, которая им уже хорошо разработана ранее. Или сосредотачивается на организационной работе в обеспечивающих журналистику подразделениях. Часто таким демаршем человек спасает себя от физической немощи, а то и от смерти. Правда, как правило, в жертву такой сублимации приносится талантливость: на личное проживание описываемых событий уже не остаётся здоровья и сил. И тогда на столе у редактора оказывается материал весьма поверхностного содержания с упором на описательную детализацию фабулы явлений.

Сердце журналиста – не из камня. И только людское милосердие не даёт угаснуть его Огню. На свету теплее, чем во тьме.

07. 05. 1999 г.

 

 

     ПРИЗРАЧНОЕ СЧАСТЬЕ ЖУРНАЛИСТА

 

     Массовое сознание наделяет журналистов всеми основными атрибутами человеческого счастья. Журналист и преуспевание в жизни стали чуть ли не синонимами. Да и есть к тому причины: на различных политических тусовках, на престижных презентациях общественных проектов, на дипломатических приёмах, в коридорах правительственных учреждений и тому подобных публичных столпотворениях можно всегда увидеть красующихся молодцов и молодиц от журналистики. В одеяниях " а ля элита общества " и с повадками приобщённых к тесному кругу вершителей людских судеб эти особи с удостоверениями редакций популярных средств массовой информации назойливо крутятся вокруг "бонз" и всегда оказываются в кадре с сильными мира сего. Простой потребитель наркообразной продукции масс-медиа, естественно, переносит таким способом намалёванный портрет любимца судьбы на всех журналистов, награждая их навечно в своём воображении лавровым венком победителя в гонке за вожделенной "синей птицей счастья".

     Такая лубочная картинка, на самом деле, не что иное, как иллюзия, не имеющая ничего общего с истинной работой журналиста. А писаные красавцы и красотки на званных приёмах – всего лишь простые редакционные клерки, отрабатывающие свой хлеб на дежурных мероприятиях.

     Журналистское же счастье – это очень щепетильная категория. И состоит оно в творческой реализации журналиста. Очевидно, уже пора различать в журналистике просто информаторов, составляющих сухим языком сводку происходящих событий, и собственно журналистов, способных по тем или иным фактам синтезировать явление, а в отдельных личностях видеть типажи.

     Как бы то ни было, любой журналист, так или иначе, в процессе своего творчества ежедневно сталкивается с самой трудноразрешимой для себя проблемой, нависающей над ним подобно дамоклову мечу. Это проблема востребованности его таланта, его взглядов на мир, его методов работы с информацией, его стиля письма или формирования телерадиопередачи. Эта же проблема тесно увязана с так называемой "свободой слова".

     Бывалые журналисты очень хорошо знают, что их мировоззрение, моральные принципы по сути дела не интересуют ни издателей, ни учредителей СМИ. Идет заказ на освещение событий в определённом ключе. Будешь соответствовать заданным рамкам – твой материал будет пропущен в печать или в эфир. Нет – пиши себе на здоровье в свой письменный стол. Работа же "в письменный стол" – это трагедия для талантливого человека, мастера пера. Сколько журналистов прошли или сейчас проходят через такие адские муки – об этом никто никогда не узнает.

     Устраиваясь на работу по специальности, журналист поступает полностью в распоряжение хозяина газеты, журнала или телерадиокомпании. Хозяйский поводок журналиста – это и есть та самая продажная журналистика, которую все и всюду клеймят и от которой невозможно избавиться, так как сами клеймящие в большинстве своём тоже работают на хозяина, на его политический имидж или коммерческую выгоду. Такой вот парадокс.

Все крупные СМИ имеют жёсткую установку их хозяев по корпоративной информационной политике. Поэтому с большой долей уверенности можно сказать, что многие журналисты этих изданий или телерадиокомпаний имеют свой "тайный письменный стол", куда они складывают свои материалы, созданные по зову души. Это заведомо талантливые работы, несоизмеримые с той серятиной, что эти журналисты вынуждены ради зарплаты публиковать на страницах престижных изданий, скрывая за яркими красками фотографий и блеском мелованной бумаги убожество "разрешённых" мыслей.

Бывает, правда, и такое, что талант берёт верх в журналисте. Тогда он бросает шикарные условия работы в "жёлтой прессе" и начинает сам издавать на свои деньги какую-нибудь небольшую газету тиражом 999 экземпляров. И уж здесь он даёт волю своему долго скрываемому профессиональному мастерству. К сожалению, денег обычно хватает на 3 - 4 номера газеты. А дальше бедолага вынужден опять продаваться в рабство к очередному толстосуму издательского бизнеса или менять профессию. Вот так – из огня в полымя и обратно.

А с журналистским счастьем всё ясно: его почти никому не дано постичь. За деньги его нельзя купить, а без денег тебя услышит только узкий круг твоих друзей – верных почитателей твоего таланта. Каждому, осенённому способностью писать, приходится искать на поприще журналистики какое-то срединное положение, позволяющее хоть как-то самореализовываться, доходить до широкого читателя и, при этом, удовлетворять требованиям Хозяина. Такая вот сложная шарада.

А ведь если опубликовать все залежи "письменных столов", то мир содрогнётся от жестокой правды о самом себе.

  18. 05. 1999 г.

 

                              ТВОРЧЕСТВО ДУШИ

 

Человек, живущий яркой, многоцветной, насыщенной событиями жизнью, рано или поздно берётся за перо. Художественное творчество – важная часть жизни многих выдающихся деятелей, принадлежащих к самым различным профессиональным сферам общества. Казалось бы, этим сверхзанятым людям, забывающим даже нормально отдыхать, занятие литературой должно быть только в тягость. Но оказывается всё – с точностью до наоборот: напряжённо трудясь в течение своего рабочего дня, такие люди посвящают ночные часы, выходные и отпускные дни созданию художественных произведений.

И как часто именно в часы художественного творчества они получают истинное удовлетворение результатами своего труда.

Как часто они в эти часы им удаётся услышать ликующую Песнь своей души!

Как часто увлечение литературным творчеством становится главным делом их жизни!

Почему всё так происходит? Что двигает пером этих людей? Что влечёт за собой их мысль? Какие причины заставляют их терпеть от обывателей презрительную кличку «бумагомарателей»? Пренебрегать плотскими усладами ради чистого листа бумаги, лежащего на письменном столе и неудержимо влекущего к себе?

Одарённому мыслями, чувствами и реальными жизненными событиями человеку физически не хватает времени, сил и конкретных возможностей для того, чтобы донести высокий строй своего внутреннего мира людям. Всё, что с ним происходит в жизни, всё, что он познаёт из различных информационных источников, синтезируется в его сознании в некую абстрактную картину, которую очень сложно расшифровать в разговоре, лекции, циркуляре, методике и т.д. Но этот человек знает, что в этой абстракции находятся ответы на самые животрепещущие вопросы современности. И у него нет никакого сомнения, что эти ответы нужны людям. При таком положении дел литературное творчество – это практически единственная его возможность поделиться с людьми богатствами своей души.

И тогда всё то, что потребовало бы многих часов изложения на лекции или в докладе, громадного объёма научных публикаций, может найти своё полное выражение в сотворённом литератором художественном образе. Постигая этот образ, люди в меру своего духовного развития находят в нём ответы на тревожащие их вопросы. Каждый – по-своему и на свои.

30.06. 2002 г.

 

СЕРЕБРИСТАЯ РОССЫПЬ СИНЕПЛАМЕННЫХ ЗВЁЗД...

 

В честь коллектива библиотеки № 45 г. Москвы                        

 

XIX век. На российских просторах мощно пульсирует идея народного образования. Интеллигенция, осенённая этой идеей, напряжённо пытается создать в социальном организме России “серебряного века” культурные очаги, в которых эта идея обрела бы реальные очертания. После ряда неудач была, наконец, найдена устойчивая форма таких культурных очагов – избы-читальни в деревнях и сёлах и публичные библиотеки в городах. Довольно быстро такая форма воплощения идеи народного образования завоевала необычайную популярность в обществе. Постепенно библиотеки стали носителями передовых обществоустроительных новаций, образовательными центрами, объединяющими любителей и хранителей национальной словесности, народных традиций. Но, самое главное, в библиотеках начало вершиться таинство возрождения духовной силы русского народа.

После вспышки насилия 1917 года и последовавшего вслед за этим общекультурного упадка нашей отчизны идея становления гармоничного человека обрела себя в повсеместном возникновении Домов Культуры. К сожалению, к концу XX века Дома Культуры под гнётом непосильной идеологической ноши, взваленной на них государством “рабочих и крестьян”, изжили себя, как явление. Казалось бы, в эпоху космической связи и всеохватного телевещания уже вовсе отмерла потребность личных встреч людей, на которых происходит их прямое общение, обсуждение простых задушевных тем. Возникло ощущение, что уже стали никому не нужными какие-то совместные деяния культурного плана. Многочисленные апологеты сквозной технизации человеческой жизни уже вовсю пируют в ознаменование своей полной и окончательной победы над пережитками прошлого, над атавизмом живого слова планеты людей, над божественной природой человека.

Дома Культуры, за небольшим исключением, либо перепроданы коммерческим структурам, либо перепрофилированы, либо превратились в убогие развалины, олицетворяющие собой память об эпохе утопизма. Поэтому с подмостков Домов Культуры более не звучат завораживающие стихотворные строфы, не слышны в их стенах задушевные песни и проникновенные музыкальные композиции. Искусство, великое искусство духа человеческого, претерпело метаморфозу в поп-искусство и полыхнуло умопомрачительной прибыльностью шоу-бизнеса.

Кажется, всё. Летальный исход идеи единения народов России на ниве духовного просветительства.

И, вдруг, как удар высоковольтного разряда, с уст молодой девушки срываются слова:

 

“Порой забываешь начал всех Начало,

На землю спустившись, стоишь одичало,

Кого не коснулось, что с неба упало,

Ползут в ослеплении мимо причала”.

 

Что это? Где? Из чего возникло? Как стало возможным? И, вот снова:

 

            “Возможно ль слышать звуки неба

            В ежеминутной суете,

            В страстях бессмысленного бега,

            В ненужных мыслях, в пустоте?

 

            Так хочется собрать всю ересь,

            Над нею прикрепить крыло,

            Чтоб озабоченную “прелесть”

            От сердца вдаль перенесло.

 

            Да будет мир, да будет чисто,

            Родится таинство любви,

            Перед глазами золотисто

            И только золото внутри!”

 

...Обычная районная библиотека сегодняшних дней северо-западной окраины столицы. Обычные проблемы. Обычное забвение властями её значимости в развитии духовного мира человека. Да и вообще, кому он нужен этот духовный мир, когда кругом сверкают шикарные особняки, мягко шуршат по дорогам “круто навороченные” иномарки, а офисы фирм и банков стали местом гипнотического поклонения культу пресыщенности материального благополучия? Так обывательскому сознанию видится столбовая дорога общественного прогресса!

Но в этой, такой обычной на первый взгляд, библиотеке возгорается пламя. Пламя огня духовности. По зову сердца сюда тянутся люди. Люди, которые своей внутренней мудростью осознали безмерность силы живого слова, явленного нам промыслом Всевышнего. Литераторы и поэты из литобъединения “Берендей”, притянувшиеся к духовному очагу, пылающему в стенах этой районной библиотеки, вносят неоценимый вклад в благородное дело просветления духовного пространства России. Их ежемесячные творческие встречи, где прилюдно звучат сердцем рождённые созвучия, – это воистину чудодейственный источник очищения души человеческой.

Голос мудрости осеняет нас в разных ипостасях. Одна из них – творения Ирины Таварацян, той самой молодой поэтессы божьей милостью, проникновенные поэтические строки которой были приведены выше. Слушая её стихи, ощущаешь всю благословенность того живительного родника, из которого черпает жизненные силы эта девушка с поразительной глубины глазами. Когда она объявляет ценности безумства массового сознания наших современников “прелестью”, значимость её творчества приобретает планетарный масштаб. Её лира – манифестация сил Света, протягивающих руки помощи потерявшим себя землянам. О каких дебрях нравственных исканий, практиках духовного развития и школах познания тонких тел человека можно говорить после её поэтических мистерий, открывающих нам путь к самим себе?

 Вслушайтесь в её строфы. Вы почувствуете свою органическую вовлечённость в процессы вселенского мироздания.

 

“Серебристая россыпь мигающих звёзд

                                                               молчала.

Я её вопрошала:

- Сколько дней мне понадобится строить мост

                                                                           Начала?

   И сама отвечала:

- Серебристую россыпь мигающих звёзд.

 

 

За прикрытыми веками слабостью грёз

                                                            стучала,

Я вопрос усложняла:

- Может мне подарить тебе тысячу роз?

                                                                 Мечтала.

И к тебе прибежала

За прикрытыми веками слабостью грёз”.

 

Вновь, как и в прежние времена, библиотеки стали ядром духовно-нравственных устремлений Хранителей и Творцов жизненных первооснов. Низко поклонимся сотрудникам Великого Действа, вершащегося в тиши библиотек! Их повседневное служение светлым идеалам человечества отмечено красной строкой в Книге Жизни.

Без их труда не смогут обойтись даже те, кто на 600-х “мерсах” гордо рассекают по городским магистралям. Пройдёт время и они, покаявшись за свою неправедность, готовы будут отдать все свои материальные безделушки ради теплоты чувств человека, ведающего беспредельное.

Но у жизни свои законы. Они неотвратны. И “мерседесы” для этих законов – не аргумент. Ибо, как сказано Великими через перо и сердце Ирины Таварацян,

 

“Вердикт оглашён, кто был приглашён

Его заключением был поражён”.

 

Так блистает Истина. И открыта она всем, идущим дорогой Света!

20. 09. 1999 г.

 

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 117; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!