Связь между богом-змеем и игрой «Мехен»



Точная связь между богом-змеем и игрой «Мехен[en]» не установлена. Также неизвестно, ведёт ли своё происхождение игра от имени божества или же, наоборот, имя божества произошло от названия игры.

Известно, что объект, известный как «мехен», представляет собой игру, а не религиозный фетиш. Изученные фрески гробниц и доски для игр наглядно продемонстрировали это. Первоначальные правила и методы игры неизвестны. Правила игры, существующие сегодня, основываются на том, как в принципе возможно было бы играть в данную игру.

См. также

Мехен на Викискладе
  • Апоп

Примечания

· Discussion of the game by University College London

· · The Complete Gods and Goddesses of Ancient Egypt by R. Wilkinson ISBN 0-500-05120-8

· · The Ancient Egyptian Books of the Afterlife by Erik Hornung ISBN 0-8014-8515-0

· Hannig, R. 1995. Die Sprache der Pharaonen: Großes Handwörterbuch Ägyptisch-Deutsch

Мехурт

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску

Мехурт


Мехурт с солнечным диском между рогами

богиня неба

Мифология Древнеегипетская
Толкование имени «Большая северная вода»
Пол женский
Отец Ра
Дети Нейт
Связанные понятия око Ра
Животное корова

Иллюстрации на Викискладе

Мехурт (Мехтурт, Мехет-верет егип. Mḥ.t-wr.t — «Большая северная вода») — богиня неба в древнеегипетской мифологии. В древнеегипетском мифе о сотворении мира говорится о том, что Мехурт — богиня рождающая солнечного бога Ра. Мехурт изображали в виде коровы с солнечным диском между рогами или в виде женщины с головой коровы. Она отождествлялась с такими богинями как Нейт, Исида и Хатхор, каждая из которых имела похожие черты, также все они представляли собою око Ра, то есть были дочерьми Ра[1]

 

Содержание

  • 1 См. также
  • 2 Примечания
  • 3 Литература
  • 4 Ссылки

См. также

  • Список египетских богов
  • Книга Небесной Коровы
  • Хатхор

Примечания

1. Wilkinson, Richard H. (2003). The Complete Gods and Goddesses of Ancient Egypt. Thames & Hudson. p. 174

Литература

  • Wilkinson, Richard H. The Complete Gods and Goddesses of Ancient Egypt. Thames & Hudson. 2003. 256 page. ISBN 978-0-500-05120-7

Мин (егип. Mnw; неправильная транскрипция Хем) — в египетской мифологии бог плодородия и покровитель странствующих караванов, почитавшийся в Коптосе. Почитался с додинастических времён, его культ стал упорядоченным при Царе Скорпионе (Серкете). Мину был посвящён салат-латук. На ранних этапах древнеегипетской истории он отождествлялся с Хором, в период Нового царства — с Амоном (Амон-Мин, Камутеф). Правая рука Мина развёрнута вверх, в неё вложена плеть в форме созвездия Ориона, левая — на египетских фресках обычно не изображается, но на статуях она обхватывает фаллос у основания, полностью оттягивая плоть с головки члена, которая в результате выглядит как обрезанная.

 

Содержание

  • 1 Праздник Мина
  • 2 История культа
  • 3 Современные взгляды
  • 4 Примечания

Праздник Мина

Мин в колонном зале Карнакского храма

[уточнить]

Основная статья: Праздник Мин

Фараон срезал серпом первый сноп и укладывал его перед статуей бога. Праздник Мина отмечали в начале сезона земледелия, когда фараон мотыжил поле тяпкой и поливал водой под личным надзором бога Мина. Когда фараон вступал на царствование, он также считался и наследником Мина. Во время праздников, посвященных Мину, голые мужчины участвовали в состязаниях, играх, посвящённых богу, таких как лазание по высокому шесту, вероятно, от палатки.

Праздничный ход возглавлял в праздник Мина белый бык.

История культа

Мин считается додинастическим божеством. В самую древнюю эпоху он был богом неба и представлял собой созвездие Ориона. Культ божества отправлялся в Коптосе, Омбосе, Хеммисе и Нубии. С развитием Коптоса Мин начал принимать черты бога — покровителя торговли, пустынь и караванов. Являлся защитником караванов от Коптоса и до Красного моря. В качестве божества «зарубежных стран» Мин покровительствовал купцам, паломникам, кочевникам и охотникам. Мину оказывали почитание также шахтёры и работники в каменоломнях.

Атрибутом Мина служил салат-латук, считавшийся афродизиаком, так как он был высоким, прямым, а при растирании выделял белёсую жидкость, тем самым напоминая пенис.

Современные взгляды

Мусульмане и христиане тщательно уничтожали все изображения и статуи эрегированного божества, расстреливая из оружия. Особенно они старались вышибить фаллос. Египтологи Англии фотографировали статуи бога лишь по пояс, обходя гениталии, или находили различные способы прикрыть плоть. Однако для самих египтян в этом образе не было ничего особо предосудительного: при их жарком климате рабочие на полях, танцовщицы и прислужницы были обнажёнными, дети не носили никакой одежды даже в подростковом возрасте, вплоть до вступления в первый половой контакт или женитьбы.

Мут

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску

У этого термина существуют и другие значения, см. Мут (значения).

Мут

богиня неба

Мифология Древнеегипетская
Латинское написание Mut
Пол женский
Функции покровительница материнства
Отец Амон или Ра
Супруг Амон
Дети Амон, Хонсу, Монту
Связанные персонажи Наунет
Культовый центр Фивы
Главный храм Карнакский храм
Животное стервятник

Иллюстрации на Викискладе

Мут (егип. Mw.t — «мать») — древнеегипетская богиня неба, второй член фиванской триады (Амон-Мут-Хонсу), богиня-мать и покровительница материнства.

Первоначально Мут считалась эпитетом вод Наунет, женской пары первоначального океана Нун, в системе мифологических воззрений, связанных с гермапольской Огдоадой. Со временем Мут сама стала выступать в образе богини-творца. В период возвышения Фив, ставших столицей Египта Среднего царства, соответственно возросло и значение местного бога Амона, провозглашённого царём богов, поэтому место его жены Амаунет (Амонет), бывшей всего лишь женским эквивалентом Амона, заняла более колоритная богиня Мут.

Мут считалась матерью, супругой и дочерью Амона, «матерью своего создателя и дочерью своего сына» — выражение божественной предвечности. Среди её имен также «богиня-мать», «царица богинь», «владычица (царица) неба», «матерь богов». Постоянный эпитет Мут — «владычица озера Ишру», по имени священного озера при её храме, выстроенном Аменхотепом III к северо-востоку от главного Карнакского храма Амона-Ра и соединённом с ним аллеей сфинксов.

Мут изображалась в виде женщины, с коронами и грифом — её иероглифом — на голове. Имея собственного сына Хонсу, Мут усыновила также Монту, включив его в состав фиванского пантеона, что подтверждало её статус как богини материнства.

Монту

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску

Монту

«Владыка Фив»

Мифология Древнеегипетская
Пол мужской
Отец Амон
Мать Мут
Супруга Тененет

Иллюстрации на Викискладе

Монту (егип. mnṯw) — древний бог города Гермонтиса, в области которого находились возвысившиеся и ставшие столицей Египта Фивы, которые также почитали Монту, откуда его традиционный эпитет — «владыка Фив». В фиванском пантеоне периода Нового царства Монту входил в состав триады Амон-Мут-Монту и считался сыном Амона и богини Мут. Первоначально Монту принадлежал к числу солнечных божеств и изображался нередко, подобно Ра, с головой кобчика; но при XIX династии получил характер бога войны. В этом образе он выступает в эпосе Пентаура как покровитель воинственного царя Рамсеса II в битве при Кадеше. Супруга Монту — Тененет.

Небтуи — древнеегипетская богиня, олицетворяющая плодородие, жена Хнума. Её имя переводится как «владычица полей». Покровительствовала городу Латополису. Функции Небтуи были близки к функциям таких богинь, как Исида, Хатор, Менхит. Впоследствии культ Небтуи был постепенно оттеснен культом Нейт[1].

Примечания

Н. Н. Швец. Словарь египетской мифологии. — Москва: ЗАО "Центрполиграф", 2008. — С. 98. — 249 с. — ISBN 978-5-9524-3466-0.

Нейт

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску

Нейт


Нейт

Богиня первоначального неба, мудрости, ткачества, искусства, охоты и войны. Покровительница цариц и Саиса в Западной Дельте. Защитница женщин и хранительница бракосочетания.

Мифология Древний Египет
Имя на других языках лат. Neith, егип. иероглифы
Пол женский
Занятие путеводительница покойного
Отец Нун
Мать Мехурт
Супруг Хнум или Нун
Дети Себек, Апоп, Ра
Связанные персонажи Себек, Апоп, Хнум, Ра, Нун
Атрибуты Лук, стрелы, щит на голове, анкх, красная корона Нижнего Египта
В иных культурах соответствует карфагенской и берберской богине Танит

Иллюстрации на Викискладе

Нейт — египетская богиня охоты и войны, покровительница Саиса в Западной Дельте. Возможно, Нейт соответствует карфагенской и берберской богине Танит. Культ Нейт также был распространён у ливийцев. Её иероглиф был одним из знаков их татуировки.

Культ

Статуэтка Нейт в короне дешрет, ок. 664—332 годы. Лувр

Уже в текстах пирамид и надписях Древнего царства Нейт встречается неоднократно как мать бога Себека и путеводительница покойного. Она постоянно выступает в качестве матери божеств, особенно солнечных, и в месте своего особенного почитания, Саисе, играла первенствующую роль, не входя в состав триады.

Большинство мифологов склоняется видеть в Нейт космическое божество материи, из которой воссиял солнечный бог; лук и стрелы, с которыми она изображалась, указывали, может быть, на лучи солнца.

До статуса главного божества страны возвысилась в так называемую саисскую эпоху, совпадающую с началом синкретизма и гностического направления в религии; поэтому с Нейт сопоставлялись все женские божества, и с её именем соединялись довольно возвышенные философско-богословские представления.

Плутарх и Платон передают следующим образом саисский догмат:

«Я вс бывшее, настоящее и грядущее; моего покрывала никто не открывал; О богиня юная, великая, покрывало которой не открывается! которой непостижимо. О богиня юная, великая, покрывало которой не открывается! О, открой свою завесу, сокровенная, ибо не дано мне пути, чтобы войти к тебе. Явись, прими мою душу и защити её руками твоими».

Особенно ревностным проповедником её славы был жрец Ухагор, посвятивший Камбиса II в мистерии Нейт.

Примечания

Литература

  • Нейт // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Не́мти (егип. транслит. nmtj «шагающий») — в египетской религии бог в образе сокола, плывущего в ладье, имел локальное значение в некоторых верхнеегипетских номах на правом (восточном) берегу Нила[1]. Почитался как бог Восточной пустыни — покровительствовал идущим через неё к Красному морю караванам и разработкам здешних минералов[2]. Имя этого бога имело идеограмму в египетской иероглифической письменности — иероглифы G7* и G7** по «Египетской грамматике» А. Х. Гардинера[3].

 

Содержание

  • 1 Имя
  • 2 Упоминания в мифах
  • 3 Центры культа
  • 4 Примечания
  • 5 Литература

Имя

Долгое время чтение иероглифа G7* было неизвестно. В 1910 году К. Зете на основе ряда произвольных допущений предложил читать его как ˁntj («Анти» в условной транскрипции), понимая это слово как прилагательное со значением «когтистый». А. Гардинер принял чтение Зете в своей «Египетской грамматике», хотя и с некоторыми оговорками. Предлагались и иные варианты чтения, но все они были малоосновательны.

Настоящее чтение идеограммы установил в 1969 году советский египтолог О. Д. Берлев. Он исследовал две стелы эпохи XII династии с параллельными текстами, на одной из которых имя бога было записано звуковыми иероглифами как nmtj («Немти»). Берлев считал это имя причастием от глагола nmt «шагать, идти, двигаться», что вполне согласуется с ролью бога как покровителя путешественников или караванщиков. На статус «бога-странника» указывает также ладья, которая являлась неотъемлемым атрибутом Немти.

Упоминания в мифах

В мифе о тяжбе Хора и Сета Немти выступает в роли простого лодочника, соблазненного золотом Исиды и наказанного богами Девятки за ослушание приказа отсечением пальцев ног. Согласно папирусу Жумильяк, в качестве наказания за очередное преступление с Немти снимают весь покров костей, то есть кожу и плоть. Проходя это своеобразное «очищение» Немти приобретает новое качество: по сути теперь это серебряный скелет, стоящий над своей золотой плотью. Согласно мифам Немти проклял золото после жестокого наказания, и в тех местах, где почитали Немти на золото налагалось жёсткое табу. Немти — одна из ипостасей бога Сета.

Центры культа

На сегодняшний день египтологи полагают, что Немти почитался только в Среднем Египте вдоль правого берега Нила, утверждение это не доказано, но вполне вероятно[4].

Город Ном Верхнего Египта
mrnn, qaH, aHat, aHat, rngA, mnDw (второстепенные центры культа Немти) ?
Чебу (др.-греч. Антеополь, совр. Кав эль-Кебир) X Уаджит
Джу-фит, Пер-Немти (др.-греч. Иеракон, совр. Эль-Атавла) XII Атефет
Trtj XV Унут
Хебену (др.-греч. Гиппонон? Алабастрополь?[5], совр. Ком эль-Ахмар) XVI Махедж
Хут-Несу (др.-греч. Гиппонон? Алабастрополь?[5] совр. Шаруна и Ком эль-Ахмар Саварис) XVIII Немти

Примечания

· Gardiner A. H. Ancient Egyptian Onomastica. Vol. 1-3. Oxford, 1947.

· · Мифы народов мира. — М.: «Советская энциклопедия», 1991. — Т. 2 — С. 210.

· · Gardiner A. H. Egyptian Grammar. Being an Introduction to the Study of Hieroglyphs. — 1927. — P. 468.

· · Берлев О. Д. «Сокол, плывущий в ладье». Иероглиф и бог. — 1969.

5. · Отождествление династического и эллинистического города предположительно.

Литература

  • Берлев О. Д. «Сокол, плывущий в ладье». Иероглиф и бог // Вестник древней истории, 1, 1969. — С. 3-30.
  • Берлев О. Д. Имя персонажа Повести о красноречивом жителе оазиса и иератический знак Moller I 208 B // Древний Восток, 1 (сб. ст.)— М., 1975. С. 15-24.

Непри (npr, nprj, от nрг, «непер», «зерно») — бог зерна в древнеегипетской мифологии.[1]

 

Содержание

  • 1 Общие сведения
  • 2 См. также
  • 3 Литература
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Общие сведения

Изображался в виде человека с телом сплошь разрисованным колосьями или зёрнами пшеницы.[2] Также его изображали с колосьями пшеницы в руках. Иероглифы, которыми записывалось имя Непри, включают в себя символы с изображением зёрен пшеницы. Кроме того, Непри часто изображали в виде ребёнка, которого кормила грудью Рененутет.[1] Непри считали «господином рта» (дословный перевод имени), а его мать идентифицировали с Рененутет, которая отдала «Ран» (одна из разновидностей души) и настоящее имя, также она выступала в качестве источника питания. Иногда Рененутет и Непри ассоциировали с Исидой и Гором.

Имя Непри отождествляли с наиболее часто используемыми видами зерновых культур, таких как ячмень и пшеница. В мифе об Осирисе и Исиде было сказано: «теперь Осирис является богом жизни, смерти и возрождения», подобные записи встречаются во многих культурах мира. Эта история ассоциировалась с ежегодными урожаями и неурожаями зерновых культур. Таким образом, Непри стали рассматривать как некий вариант Осириса, и он получил титул «живущий после смерти». В период Нового царства, появляются первые упоминания о его жене по имени Непит. В наиболее древних текстах, словом «Непри» называли «молодую воду», что символизировало начало разлива Нила, несущего плодородный ил. В заупокойных культах, Непри, символизировал семя пшеницы, которое, которое снова оживёт, после того как будет посеянно в землю. Таким образом Непри, помогал усопшему возродиться вновь, после предания его земле.[2]

В заклинаниях об обеспечении умерших пищей, Непри выступает в образе бога пива, которое использовали для ритуальных возлияний. Днём рождения Непри считался первый день жатвы.[2][3]

См. также

  • Осирис

Литература

  • Hans Bonnet: Lexikon der ägyptischen Religionsgeschichte (früherer Titel: «Reallexikon der ägyptischen Religionsgeschichte»). Nikol, Hamburg 2005, ISBN 3-937872-08-6, S. 517-518.
  • Christian Leitz: Lexikon der ägyptischen Götter und Götterbezeichnungen, Bd. 1: 3 — y. Peeters, Leuven 2002, ISBN 90-429-1146-8, S. 195.
  • Richard-Anthony Parker: The calendars of ancient Egypt, Chicago Press, Chicago 1950
  • Siegfried Schott: Altägyptische Festdaten, Verlag der Akademie der Wissenschaften und der Literatur, Mainz/Wiesbaden 1950

Примечания

· «Conceptions of God In Ancient Egypt: The One and the Many», Erik Hornung (translated by John Baines), p. 276, Cornell University Press, 1996, ISBN 0-8014-8384-0

· · Энциклопедия мифологии (mirslovarei.com)

· Н .Н .Швец . Словарь Египетской Мифологии. — первое. — Центрполиграф, 2008. — С. 100. — 256 с. — ISBN 978-5-9524-3466-0.

Нефертум — в египетской мифологии бог растительности, сын Сехмет (разрушение и восстановление) и Птаха (строительство). В Мемфисе они составляли божественную триаду. В другом варианте вырос из тела богини полей. Имя Нефертума обозначает «прелестное дитя богов».

Нефертум чаще изображался в виде младенца на цветке лотоса или юношей с цветком лотоса на голове. Лотос (эмблема Верхнего Египта) олицетворял красоту, процветание, рождение и воскресение после смерти. В «Текстах пирамид» он назван «лотос из носа Ра». В Гелиополе Нефертума изображали львом или человеком с львиной головой.

Греки приравнивали Нефертума к Асклепию, их собственному полубогу медицины. Может показаться, что многие из имён богов были не более чем титулами, привнесёнными из архаического прошлого, нередко включавшимися в имя более ранней личности, проявившей экстраординарные способности в определённом виде деятельности. Так, Нефертум обладает способностями, во многом сходными с умением Хонсу — третьего члена фиванской триады, который также был исцеляющим божеством.

Нехбет (егип. Nḫbt — Та из Нехеба)[1] — древнеегипетская богиня Верхнего Египта, покровительница власти фараона. С богиней-коброй Уаджит составляет пару Госпожей Двух земель (то есть Верхнего и Нижнего Египта) и часто представлена на царской диадеме — урей[2].

 

Содержание

  • 1 Изображение
  • 2 Культ
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Литература

Изображение

Нехбет представлена в образе грифа или стервятника[1]. Часто изображалась над фараоном, защищающей его своими распростёртыми крыльями[3]. Представала также в виде женщины с хохолком коршуна на голове, в белой короне Верхнего Египта (хеджет). Царский венец Нехбет всегда белого цвета, тогда как цветом богини Нижнего Египта Уаджит являлся красный.

Стилизованный головной убор, около 1981 –1952 годы до н.э., XII династия, правление Аменемхeта I

Нехбет в святилище Анубиса в храме Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри

Изображение богинь на опахале Тутанхамона

Роспись потолка в заупокойном храме Рамсеса III

Уаджит и Нехбет надевают корону Обеих земель на Птолемея VIII Эвергета. Храм Эдфу

Культ

Нефертум на цветке лотоса изображён между Госпожами Двух земель — Уаджит и Нехбет. Храм Дендеры, римский период

Культовый центр богини находился в Нехебе (современный Эль-Каб) в Верхнем Египте, напротив греческого Гиеранкополя (египетского Нехена)[2][4][5]. Вероятно, её культ и культ Уаджит уходит в века, когда египетская цивилизация существовала как два отдельных государства. Впервые их имена встречаются на табличке слоновой кости Менеса и позже всё чаще в период правления Семерхета[5]. В текстах называется «Нехбет, белая Иеранкополя», «Госпожа вселенной»[3], «Госпожа пустынных земель»[6]. Её имя вошло в титулатуру фараонов объединённого Египта — Имя по Небти[7].

Являлась также владычицей восточной пустыни, покровительницей горных работ (добычи золота и серебра), имела функции богини-матери (в этом качестве отождествлялась с Мут), помогала при родах (поэтому её сближали с богиней плодородия Хекет). Во время праздника 30-летнего юбилея фараона «хеб-сед» изображение Нехбет устанавливали на носу царской ладьи.

См. также

  • Имя по Небти
  • Уаджит
  • Хеджет
  • Иеракосфинкс

Примечания

· Magnus Ottosson. Uppsala Studies in Ancient Mediterranean and Near Eastern Civilizations. — Universitet, 1980. — С. 115—117. — 552 с.

· · Michael Rice. Who's Who in Ancient Egypt. — Routledge, 2002. — С. 88. — 320 с. — ISBN 9781134734207.

· · Вестник истории, литературы, искусства. — Собрание, 2010. — Т. 7. — С. 114—115, 119. — 672 с.

· · Макс Мюллер. Египетская мифология = Egyptian Mythology / пер. Г. Бажанова. — М.: Центрполиграф, 2007. — 336 с. — (Загадки древнего Египта). — 5000 экз. — ISBN 978-5-9524-3094-5.

· · I. E. S. Edwards, C. J. Gadd, N. G. L. Hammond. 11 // The Cambridge Ancient History. — Cambridge University Press, 1971. — С. 32, 54. — 1102 с. — ISBN 9780521077910.

· · Hans Bonnet. Reallexikon der ägyptischen Religionsgeschichte. — Walter de Gruyter, 2000. — С. 165. — 901 с. — ISBN 9783110827903.

7. · Kathryn A. Bard. An Introduction to the Archaeology of Ancient Egypt. — John Wiley & Sons, 2015. — С. 135. — 508 с. — ISBN 9781118896112.

Литература

  • Сергей Александрович Токарев. Мифы народов мира. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — Т. 2. — С. 214.

Нехебкау (егип. nḥb.kʒw — Наградитель многих Ка)[1] — в древнеегипетском пантеоне бог-змееборец, кто в роли судьи определяет умершим kʒw загробный мир[2]. Позднее один из стражей входа в Дуат, спутник Ра в ночном плавании, божество плодородия и времени, один из богов Малой Эннеады. Центр культа — Гераклеополь[3].

 

Содержание

  • 1 Изображение
  • 2 Происхождение
  • 3 Культ
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Изображение

Изображался Нехебкау в виде змея «со многими кольцами»[2] или змея с человеческими ногами[4]. Его образ встречается на многих фресках с рисунками солнечной ладьи, пересекающей ночью Дуат, зачастую стоящего среди других божеств-защитников Ра — Мафдет, Упуаут, Онурис и др.

Бронзовое изваяние его выставлено в Египетском зале Эрмитажа[3].

Происхождение

Нехебкау считался сыном бога Хнума и богини Селкет[1]. Поздняя форма Нехебкау — змей Кематеф (Kamephis), вышедший из Нуна-пещеры (или водной бездны) и вступивший в брак с чёрной коровой Хемсут[1].

Культ

Из совокупности текстов, в которых упоминается Нехебкау, неясно, что именно он представляет собой. В одних случаях он — воплощение самого бога Ра в образе змеи, в других — враг солнечного бога[4]. Нехебкау именовался Ниспровергателем двойников и изначально был злым духом, который нападал и пожирал души сошедших в подземный мир. Позже он стал одним из 42 советников на суде Осириса, подобно змее Неха-хо(р) (Та, Нехем(т) — которая обращает лицо). Впоследствии его ассоциировали со злым змеем Апопом[5].

Праздник Нехебкау отмечался в начале сезона Посева (prt), совпадая с праздником Хнума. Первый день сезона ассоциировался также с Гором, отчего назывался «Новым годом Гора» (wp-rnpt n Hr). Таким образом праздник Нехебкау ассоциировался с Новым годом и, по замечанию Э. Спелинджера, представлял собой второй Новый год (wp-rnpt). Не исключено также, что в правление Хатшепсут и Тутмоса III во время солярных праздников, Нового года и Нехебкау проводились коронационные обряды[6].

Примечания

· Людмила Ивановна Акимова, Ирина Евгеньевна Данилова. Образ -- смысл в античной культуре. — Гос. музей изобразительных искусств, 1990. — С. 22, 40. — 328 с.

· · Сборник статей. Aegyptiaca Rossica. Выпуск 3 / Университет Дмитрия Пожарского. — Центр Египтологии имени Б. А. Тураева, 2015. — С. 319. — 374 с. — ISBN 9785040780624.

· · И. В. Рак. Мифы Древнего Египта. — 1993. — С. 207.

· · Михаил Александрович Коростовцев. Религия древнего Египта. — Наука, 1976. — С. 144. — 344 с.

· · Макс Мюллер. Египетская мифология. — Центрполиграф. — 489 с. — ISBN 5457035611.

· Вопросы эпиграфики. Выпуск VI / Авдеев А. Г.. — М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2012. — С. 178—179. — 624 с.

Нун (мифология)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску

У этого термина существуют и другие значения, см. Нун.

Нун


Хех в образе первозданного океана

Первозданный океан

Мифология Древний Египет
Пол мужской
Супруга Наунет
Дети Атум, Хнум, Нейт, Ра и Амон

Иллюстрации на Викискладе


Нун (др.-егип. «nwn» [Naun] — «вода», «водный») — в древнеегипетской мифологии — существовавший в начале времён первозданный океан, из которого вышел Ра и начал творение мира Атум. Собственных мест культа и храмов не имел. Изображался в виде человекоподобного мужского божества[1]. Изображение Нуна, держащего на руках солнечную ладью, можно увидеть в Осирийоне храма Сети I в Абидосе[2].

Нун вместе со своей супругой-продолжением Наунет (др.-егип. Nwn.t) были покровителями разлива Нила, а также зимнего солнцеворота и сезона дождей в Дельте. Нун и Наунет (олицетворение неба, по которому солнце плавает ночью) — первые из богов Гермопольской Огдоады. От них произошёл Атум[3], её глава. Нуна считали отцом Хапи, Хнума и Хепри[3]. В Мемфисе его отождествляли с Птахом, а в городе Фивы — с Амоном. Нун — воплощение водной стихии, которая существовала на заре времен и заключала в себе жизненную силу. Нун и его жена Наунет, олицетворяющая небо, являлись первой парой богов, от них произошли все другие египетские боги.

Примечания

· И. В. Рак. Мифы Древнего Египта. — М., 1993.

· · Энциклопедия Древний Египет под редакцией В. В. Солкина 2004.

3. · Древнеегипетская книга мёртвых. Слово устремлённого к Свету — М.: «Эксмо», 2004. — 432 с. — (Антология мудрости). ISBN 5-699-09113-0

Ссылки

  • Нун, в мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Боги Древнего Египта: Нун. Проверено 17 ноября 2011. Архивировано 18 мая 2012 года.

Ра-Хорахте

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску

Ра-Хорахте


Жрец Ремпетмаа держит священное помазание перед сидящим Ра-Хорахте. Стела из Лувра (ок. 900 года до н. э., XXII династия

Мифология Древнеегипетская
Толкование имени Живущий за горизонтом
Пол мужской

Иллюстрации на Викискладе

Ра-Хорахте[1] (устар. Ра-Горахти) — синкретическое божество Солнца в древнеегипетской мифологии, смешение образов богов Ра и Гор-ахти (Хора).

 

Содержание

  • 1 Изображение и значение
  • 2 Значение
  • 3 Места поклонения
  • 4 Возрождение культа в новое время
  • 5 Примечания
  • 6 Литература

Изображение и значение

Ра-Хорахте изображался как правило в виде стоящего или сидящего мужчины с красноватым цветом кожи и головой сокола, над которой были видны солнечный диск и священный знак урея. На некоторых изображениях он предстаёт с головой барана и солнечным диском над ней (храм мёртвых фараона Сети I в Абидосе), либо с львиной, кошачьей или соколиной головой с бараньими рогами или солнечным диском.

Значение

Образом Ра-Горахти воплощается поднимающийся с Востока солнечный бог. Это собственное имя бога Ра, почитаемого в Гелиополисе. Именно из Гелиополиса его место в древнеегипетской религии определилось как «Повелитель мира». Ра из Гелиополиса был признан в храмах Эдфу как равный богу Гору. Фараон Эхнатон являлся верховным жрецом Ра-Горахти. При введении общеегипетского культа бога Атона Эхнатон в его первом «учащем имени» описывает Атона привычным образом Ра-Горахти.

Места поклонения

Около 2445 года до н. э. впервые встречается воплощение божеств Ра и Гора в едином образе в храме Солнца в Абусире. Кроме этого, культ Ра-Горахти почитался в большом храме Абу-Симбела, а также в храмах Вади-эс-Себуа, Амада, Дерра.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 393; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!