Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины



1. Русский филологический портал Philology.ru // URL: http://philology.ru/literature1.htm

2. Интернет-журнал «Текстология» (раздел «Теория литературы») // URL: http://www.textologia.ru/literature/teoria-literatury/?q=411

3. Библиотека Гумер (раздел «Литературоведение») // URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Index_Lit.php

4. П.А. Николаев. Словарь по литературоведению // URL: http://nature.web.ru/litera/

5. Сайт кафедры русской литературы и журналистики Петрозаводского государственного университета // URL: http://philolog.ru

 

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    6.1. Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий: стандартно оборудованные лекционные аудитории для проведения интерактивных лекций – видеопроектор, экран настенный.

    6.2. Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся: видеопроектор, ноутбук, переносной экран. В компьютерных классах установлены средства MS Office: Word, Excel, Power Point и др.

    6.3. Требования к специализированному оборудованию: отсутствует

7. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (Заполняется только для стандарта ФГОС ВПО)

 

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Литературоведение» представляет собой сочетание лекционного курса, системы практических занятий и самостоятельной работы студентов. Лекционные занятия посвящены смысловому объему понятийно-терминологического аппарата литературоведения, «истории» понятий и категорий в контексте развития теоретико-литературной мысли.  

На практических занятиях студенты должны научиться применять теоретические знания при анализе конкретного художественного произведения. Каждое практическое занятие сосредоточено на одной литературоведческой проблеме. Вопросы, выносимые на обсуждение, определяют логику анализа литературного произведения в соответствии с этой проблемой.

Готовясь к занятиям, студент должен изучить лекционный материал и соответствующий раздел учебника. Затем следует ознакомиться с дополнительной теоретической литературой по теме. После этого читается художественный текст, в котором выделяются явления, относящиеся к исследуемой проблеме.

При работе с текстами в тетрадях для практических занятий надо делать необходимые заметки, выписки, комментарии. Анализ значительно обогащается, если студент знает творческую историю произведения, время и причину его создания. В ходе работы над теоретической и научно-критической литературой рекомендуется составление конспектов. В итоге самостоятельной подготовки студент должен быть готов дать развернутый ответ на каждый поставленный вопрос.

Курс «Литературоведение» способствует выработке прочной литературоведческой базы, без которой невозможно изучение литературы. Для этого в течение семестра студентами ведется систематическая работа по составлению тезауруса.

Готовясь к промежуточной аттестации (экзамен), студент должен ориентироваться на вопросы, содержащиеся в данной программе. Экзамен по курсу «Литературоведение» состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретическую часть входят два вопроса. При ответе на теоретические вопросы необходимо продемонстрировать хорошее знание терминологии, начитанность, опыт прочтения авторитетных исследований, владение научным стилем устной речи. Теоретические знания и рассуждения обязательно должны быть подкреплены примерами из художественной литературы. Практическая часть экзамена представляет практическое задание по анализу литературного текста или его фрагмента.

 

9. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

1. Применение средств мультимедиа в образовательном процессе (презентации, видео).

2. Проверка домашних заданий и консультирование посредством электронной почты.

3. Интерактивное общение с помощью электронной почты.

 

10. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Перечень информационных технологий (лицензионное программное обеспечение, информационно-справочные системы)

Название ПО № лицензии
MS Windows Professional 7 60049804
MS Office Professional Plus 2010 60049804
LibreOffice свободно распространяемая
7-zip свободно распространяемая
FastStoneImageViewer свободно распространяемая
FoxitReader свободно распространяемая
doPdf свободно распространяемая
VLC media player свободно распространяемая
ImageBurn свободно распространяемая
DjVu Browser Plug-in свободно распространяемая

 

11. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Планы практических занятий

Тема 1. ЛИТЕРАТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА (2 ч.)

1. Основные этапы развития мысли об искусстве:

а) искусство как подражание природе;

       б) искусство как субъективная творческая способность;

       в) объективно-исторические теории (идеалистическая и материалистическая);

       г) современные теории.

2. Прекрасное в природе и искусстве:

– Г.Ф.В. Гегель о прекрасном в жизни и искусстве.

– Н.Г. Чернышевский о прекрасном в искусстве.

3. Понятие о художественном образе в литературном творчестве.

4. Г.Э. Лессинг о границах живописи и поэзии.

5. Индивидуальное сообщение:

– Художественная словесность и другие виды искусства. Современный взгляд.

 

Основная литература

Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике // Хрестоматия по теории литературы. М., 1982. С. 156–163.

Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии // Введение в литературоведение: Хрестоматия. М.: Высшая школа, 1988. С. 132–138.

Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности // Там же. С. 74–75, 141.

Введение в литературоведение: учебник / под общ. ред. Л.М. Крупчанова. – М.: Юрайт, 2015. С. 17-39.

Федосеева Т.В. Введение в литературоведение: учеб. пособие. – Рязань: РГУ, 2011. С. 5-13.

Дополнительная литература

- Введение в литературоведение: хрестоматия / под ред. П.А. Николаева, А.Я. Эсалнек. – М., 2006. С. 6-15; 54-63.

- Волков И.Ф. Теория литературы. – М., 1995. С. 6-37, 76-85.

- Тамарченко Н.Д. Художественная словесность и другие виды искусства // Теория литературы: в 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. – М., 2004. С. 106-123.

 

Тема 2. ЛИТЕРАТУРНЫЕ РОДЫ, ВИДЫ И ЖАНРЫ (2 ч.)

1. Аристотель о сущности искусства как подражании природе, понятие мимесиса:

       а) поэзия в ряду других видов искусства (средства подражания);

       б) разделение поэзии на род (способ подражания);

       в) виды поэзии (предмет подражания);

       г) характеристика трагедии и эпической поэмы.

2. В.Г. Белинский о родах и видах:

       а) гегелевские категории «субъекта» и «объекта» в концепции Белинского;

       б) определение эпоса и его видов;

       в) лирический род и его виды;

       г) драматический род как синтез объективного и субъективного.

3. Понятие о литературном жанре и основных принципах жанровой классификации.

5. Разрешение современным литературоведением вопроса о литературных видах и жанрах.

Основная литература

1. Введение в литературоведение: учебник / под общ. ред. Л.М. Крупчанова. – М.: Юрайт, 2015. С. 278-294.

2. Федосеева Т.В. Введение в литературоведение: учеб. пособие. – Рязань: РГУ, 2011. С. 13-26.

Дополнительная литература

– Введение в литературоведение: хрестоматия / под ред. П.А. Николаева, А.Я. Эсалнек. – М., 2006. С. 63-65; 74-85.

– Введение в литературоведение: учеб. пособие / под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. С. 134-170.

Тема 3. ЦЕЛОСТНОСТЬ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (2 ч.)

(по стихотворению в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»)

1. Прочитайте текст стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…» и определите его внутреннее (лирическое) содержание.

2. Какие композиционные части можно выделить в тексте? По какому принципу они соотносятся (сходство, противопоставление, логическая зависимость, причина-следствие и т.п.)?

3. Как композиция текста связана с антитезами юность/старость, любовь/одиночество, жизнь/смерть?

4. Определите роль рефрена и функцию заголовка в создании завершенности текста.

5. Какими средствами достигается ритмическая целостность текста (смысловая сторона, синтаксический строй, парные группы слов, повторы)?

6. Проследите поступательное развитие общего смысла произведения в тематическом единстве. Какова его идея?

7. Индивидуальное сообщение:

– «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева как цикл.

Основная литература

1. Введение в литературоведение: учеб. пособие / под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. С. 82-103; 124-134.

Дополнительная литература

– Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория и практика литературного анализа. – М., 1991.

– Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе XIX в. – СПб, 1999. С. 8-17.

– Недзвецкий В.А. И.С. Тургенев: логика творчества и менталитет героя. – М., 2011. С. 115-126.

Тема 4. МОТИВ И ЕГО ФУНКЦИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (2 ч.)

(Л.Н. Толстой «Анна Каренина»: ч.1, гл. XXIX – XXX ; ч. 7, гл. XXXI )

1. Определите «мотив» как смысловой формообразующий элемент художественного текста. 2. Перечитайте указанные фрагменты романа. Вспомните, какие события в жизни Анны предшествовали описанному путешествию. Что вам известно о семейной жизни героини, которую она оценивает как «привычную» и «хорошую»?

3. Каково состояние Анны в начале пути? Как передается нарастающее напряжение героини? Какую роль в его выражении играет повторяющийся мотив метели?

4. Найдите часть теста, где мотив метели появляется впервые. Как метель воспринимается Анной?

5. Определите характер внутреннего противоречия в поведении и состоянии героини.

6. Почему появление Вронского в гл. ХХХ предваряется описанием ночной бури?

7. Какими словами выражена автором антитеза «рассудок/душа», каков смысл сравнения «нервы/струны»?

8. Объясните значение фразы: «Весь ужас метели показался ей еще более прекрасен теперь»? 9. Каково внутреннее состояние Анны во время ее последней поездки, описанной в гл.XXXI ч.7? Как ее состояние передается через отношение к окружающим?

10. Вокруг каких понятий объединяются все оценки Анны? Как созревает мысль о самоубийстве? Какие внешние факторы способствуют этому?

11. Индивидуальное сообщение:

– Поэтические средства выражения мироощущения героини романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина».

Основная литература

1. Введение в литературоведение: учеб. пособие / под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. С. 82-103; 230-236.

2. Лермонтовская энциклопедия. – М., 1981 (цикл статей «Мотивы»)

Дополнительная литература

– Вартаньянц А.Д., Якубовская М.Д. Поэтика. Комплексный анализ художественного текста. – М., 1994.

 

Тема 5. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (2 ч.) (М. Горький «Старуха Изергиль)

1. Дайте определение понятиям «литературный язык» и «язык художественной литературы». Каково их соотношение?

2. Язык автора и язык персонажей. Их функции в произведении.

3. Охарактеризуйте речь автора по плану:

       а) особенности лексического состава речи;

       б) литературные тропы, их особенности и функция;

       в) наличие фигур поэтического синтаксиса, их повторяемость;

       г) поэтическая фонетика.

4. Пользуясь тем же планом охарактеризуйте речь персонажа (Изергиль).

5. Обобщите: каковы особенности языка произведения в целом и чем они обусловлены.

6. Определите композиционное своеобразие произведения. Свяжите его с развитием идейного смысла и сменой субъектов повествования.

7. Индивидуальное сообщение:

– Неоромантизм в русской литературе рубежа XIX - XX вв.: стилевое своеобразие.

Основная литература

1. Введение в литературоведение: учеб. пособие / под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. С. 389-416; 442-466.

Дополнительная литература

– Литературная энциклопедия понятий и терминов / сост. и гл. ред. А.Н. Николюкин. – М., 2001. Стлб. 644.  

 

Тема 6. ОСНОВЫ РУССКОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ (2 ч.)

1. Дайте общее определение стихотворной и прозаической речи.

2. Ритм в стихотворном и прозаическом тексте. Понятия ритма и метра

3. Стихотворный размер и его отношение к метру.

4. Значение рифмы в стихотворном тексте.

5. Дольник и тактовик как переходные формы стиха.

6.Принципы строения  акцентного стиха.

7. Индивидуальные сообщения:

– Античная система стихосложения и ее влияние на русскую поэзию.

– Реформе силлабического стиха В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова.

Основная литература

1. Введение в литературоведение: учебник / под общ. ред. Л.М. Крупчанова. – М.: Юрайт, 2015. С. 373-391.

2. Федосеева Т.В. Введение в литературоведение: учеб. пособие. – Рязань: РГУ, 2011. С. 114-124.

Дополнительная литература

– Богомолов Н.А. Стихотворная речь. – М., 1995.

– Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. – М., 1984.

 

Тема 7. РИТМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СТИХОТВОРНОГО ТЕКСТА (2 ч.)

(«Накануне годовщины 4 августа 1964 г.» Ф.И. Тютчева)

1. Прочитайте стихотворение. Какими средствами выделяется стихотворная строка? Соотнесите ритмическое членение фразы с синтаксическим. Имеют ли место «переносы»? Какова их функция.

2. Дайте определение понятия «строфа». Назовите основные виды строфического строения текста. Какая строфа в анализируемом стихотворении?

3. Определите смысл каждой строфы и способы соединения их в целое.

4. Определите клаузулы и анакрузы, их ритмообразующую роль. Как непостоянная анакруза способствует выражению смысла каждой строфы?

5. Какими рифмами пользуется Ф.И. Тютчев? Определите их значение для формирования мысли

6. Как изменяется интонация от начала к концу стихотворения? Проследите ее соответствие развитию общего смысла.

7. Определите метр и стихотворный размер, попытайтесь соотнести их своеобразие с развитием смысла.

8. Индивидуальное сообщение:

– История создания стихотворения «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.» и его место в творчестве Ф.И. Тютчева.

Основная литература

1. Введение в литературоведение: учеб. пособие / под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004. С. 416-433.

2. Федосеева Т.В. Введение в литературоведение: учеб. пособие. – Рязань: РГУ, 2011. С. 123-130.

Дополнительная литература

– Богомолов Н.А. Стихотворная речь. – М., 1995.

– Ф.И. Тютчев: школьный энциклопедический словарь / сост. Г.В. Чагин. – М., 2004. С. 113-114; 244-245.

 

Тема 8. РОМАНТИЗМ И ЕГО ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ (2 ч.)

(Романтические поэмы А.С. Пушкина)

1. Романтический метод в искусстве.

2. Романтизм как литературное направление: становление, поэтика и стилистика.

3. Поэма А.С. Пушкина «Кавказский пленник»:

       а) история создания;

       б) фабула и сюжет;

       в) герой и героиня;

       г) композиционное и смысловое значение пейзажа, детали, описания, песни девушек;        д) герой и автор в стиле и композиции поэмы.

4. Поэма А.С. Пушкина «Цыганы»:

       а) своеобразие романтического конфликта;

       б) композиция, значение любовного сюжета;

       в) роль пейзажа, описания, детали, песни Земфиры;

       г) критика романтического индивидуализма.

4. Индивидуальное сообщение:

– Особенности русского романтизма.

Основная литература

1. Введение в литературоведение: учебник / под общ. ред. Л.М. Крупчанова. – М.: Юрайт, 2015. С. 312-337.

2. Федосеева Т.В. Введение в литературоведение: учеб. пособие. – Рязань: РГУ, 2011. С. 171-173.

Дополнительная литература

– Маймин Е.О. О русском романтизме. – М., 1975.

– Манн Ю. Динамика русского романтизма. – М., 1995.

 

Тема 9. РЕАЛИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД И ЛИТЕРАТУРНОЕ

НАПРАВЛЕНИЕ (2 ч.) («Матренин двор» А.И. Солженицына)

1. Художественный вымысел, условность и жизнеподобие как общие категории художественного творчества.

2. Историческая конкретность изображения – принцип художественности реализма.

3. Аналитический характер творческого метода: типизация характеров и обстоятельств. Мотивированность поведения персонажей.

4. Реализм как литературное направление: творческие принципы, позиция автора, стиль и жанровая система.

5. Рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» с точки зрения теории реализма:

       а) история создания и публикации произведения;

       б) композиция и сюжет;

       в) судьба Матрены и авторское осмысление ее жизни;

       г) образ героини, способы его создания и типология;

       д) значение описания и деталей;

       е) авторская субъективность в организации рассказа и воплощение авторской концепции;

       ж) смысл заглавия.

6. Основные этапы развития русского реализма.

Основная литература

1. Введение в литературоведение: учебник / под общ. ред. Л.М. Крупчанова. – М.: Юрайт, 2015. С. 337-343.

2. Федосеева Т.В. Введение в литературоведение: учеб. пособие. – Рязань: РГУ, 2011. С. 173-177.

Дополнительная литература

– Волков И.Ф. Литература как вид искусства. – М., 1985 (гл. 5).

– Основы литературоведения: учеб. пособие / под общ. ред. В.П. Мещерякова. – М., 2003. С. 270-293.

 

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Предметом самостоятельного изучения студентов служат сложные темы, которые, в силу ограниченности отведенного на них учебного времени, требуют углубленного изучения, а также темы, которые требуют применения практических умений и навыков, например, стихосложение и анализ текста.

Самостоятельное изучение теоретико- и историко-литературного материала не только позволяет накопить необходимые научные знания, но и позволяет студенту овладеть методикой изучения словесно-художественного произведения и литературного процесса в целом, подготавливает его к самостоятельной научно-исследова-тельской деятельности.

Примерный план доклада

- История возникновения и оформление исследуемого понятия или литературного явления.

- Основные отличительные качества и свойства. Возможные разновидности на основе родового свойства.

- Отношение к другим родственный понятиям и явлениям, место в системе.

Выбор темы исследования

Тема должна соотвтествовать содержанию учебной дисциплины, уровню подготовки студента и затрагивать актуальные проблемы науки. При отборе материала не следует ограничиваться выражением одной точки зрения, необходимо привлекать и те, которые противоречат ей. Это расширяет границы исследования и одновременно углубляет приводимую аргументацию.

Подготовительная работа

Определение предмета, целей, задач и основных положений исследования. Составление плана работы, простого и развернутого. По мере написания работы план может изменяться.

Определение структуры

Введение — обоснование темы и определение предмета исследования, формирование целей и задач, основных исследовательских подходов, гипотезы как предположительного решения исследовательской задачи.

Основная часть — реализация поставленных целей и задач: раскрытие темы, аргументация основных положений, полемика, доказательства, подтверждение или опровержение гипотезы.

Заключение — выводы по теме исследования.

Оформление работы

Кроме основных структурных компонентов, работа должна содержать титульный лист, содержание, список литературы.

Стилю научно-исследовательской работы соответствует обдуманное высказывание, монологический характер, строгий отбор языковых средств. Научное изложение должно носить объяснительно-повествовательный характер.

Необходимо следить за тем, чтобы отобранный материал подчинялся логике изложения и развитию мысли. Логика изложения и развития мысли автора — основа композиции работы.

Выделение в тексте работы частей, разделов, подразделов, параграфов, абзацов – должно быть продуманным и целесообразным. Опорные положения необходимо аргументировать, ссылаясь на авторитетные источники. Полемика с оппонентами должна быть корректной, следует стремиться к объективности, избегать излишне категоричных оценочных суждений.

Техническое оформление

Работа завершается списком литературы, который должен быть единообразно оформлен. В библиографическом описании необходимы: фамилия автора и инициалы, информация об отличиях данного издания (например, изд. 3-е, испр. и доп.), выходные данные, количество страниц.

В описании книги, статьи, сборника статей руководствоваться ГОСТом Р7.0.11–2011.

Цитирование

Цитата должна быть точной и обоснованной задачами исследования. Нельзя обрывать цитату, если это искажает ее смысл. На цитату обязательна ссылка с указанием страниц печатного издания или электронного ресурса.

Цитирование может быть заменено реферативным изложением основного содержания источника или его фрагмента, при этом ссылка на источник необходима. Необходимо быть предельно корректным и точным в изложении мысли автора реферируемого источника.

 


Приложение 1

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

 

Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине для промежуточного контроля успеваемости

№ п/п Контролируемые разделы (темы) дисциплины (результаты по разделам) Код контролируемой компетенции (или её части) Наименование оценочного средства
1 Литературоведение и литература ПК-11, ПКВ-2, ПКВ-3 Экзамен
2 Литературное произведение как художественное целое ПК-11, ПКВ-2, ПКВ-3 Экзамен
3 Закономерности литературного развития ПК-11, ПКВ-2, ПКВ-3 Экзамен

Требования к результатам обучения по учебной дисциплине

Индекс компетенции Содержание компетенции Элементы компетенции Индекс элемента

ПК-11

готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования

Знать  
1) основные теоретико-литературные понятия, термины и категории; ПК11 З1
2) структуру современного литературоведения; ПК11 З2
3) основные закономерности историко-литературного процесса. ПК11 З3
Уметь  
1) применять основные теоретико-литературные понятия, термины и категории в практике исследовательской работы; ПК11 У1
2) осмыслять литературные явления с научной точки зрения; ПК11 У2
3) рассматривать литературный процесс в культурном контексте эпохи ПК11 У3
Владеть  
1) необходимым категориальным аппаратом науки о литературе. ПК11 В1

ПКВ-2

 

способность демонстрировать и использовать знание основных концепций в области истории и теории литературы в профессиональной деятельности

Знать  
1) различные научные подходы к литературе и литературному процессу; ПКВ2 З1
2) различные трактовки литературоведческих понятий, их историческое движение; ПКВ2 З2
3) научные направления и школы в современной науке о литературе. ПКВ2 З3
Уметь  
1) ориентироваться в общей литературоведческой проблематике; ПКВ2 У1
2) применять разные научные подходы к литературным явлениям; ПКВ2 У2
3) использовать теоретические аспекты науки о литературе для развития своего творческого потенциала ПКВ2 У3
Владеть  
1) Различными научными подходами к художественным текстам и литературным явлениям. ПВК2 В1

ПКВ-3

владение навыками филологического анализа языковых и литературных фактов и интерпретации текстов

Знать  
1) общие свойства художественной литературы как вида искусства; ПКВ3 З1
2) принципы и приемы анализа литературного текста; ПКВ3 З2
3) общие критерии адекватной интерпретации художественных произведений. ПКВ3 З3
Уметь  
1) разбираться в художественных особенностях текстов;. ПКВ3 У1
2) анализировать литературные факты и художественные произведения; ПКВ3 У2
3) адекватно интерпретировать художественные тексты. ПКВ3 У3
Владеть  
1) технологией анализа литературного текста. ПКВ3 В1
2) умением доказательно интерпретировать произведения ПКВ3 В2

 

Комплект оценочных средств для промежуточной аттестации (экзамен)

Содержание оценочного средства Индекс оцениваемой компетенции и ее элементов
1 Литературоведение как наука, основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины. ПК11 З1 З2 У1 У2 В1 ПКВ2 З1 З2 З3 У1 У2 У3 У2 В1
2 Концепции сущности художественного творчества. ПК11 З1 З2 З3 У1 У2 У3 В1 ПКВ2 З1 З2 З3 У1 У2 У3 У2 В1 ПКВ3 З1 У1
3 Классификации видов искусства. ПК11 З1 З2 З3 У1 У2 У3 В1 ПКВ2 З1 З2 З3 У1 У2 У3 У2 В1 ПКВ3 З1 У1
4 Литература как вид искусства, ее функции. ПК11 З1 У1 У2 В1 ПВК2 З1 У2 В1 ПКВ3 З1 У1
5 Литературные иерархии и репутации. ПК11 З1 У1 У2 В1 ПКВ2 З1 З2 З3 У1 У2 У3 У2 В1 ПКВ3 З1 З2 З3 У1 У2 У3 В1 В2
6 Художественный образ: структура, специфические черты, классификация по характеру обобщенности. ПК11 З1 У1 У2 У3 В1 ПКВ2 З2 У1 У2 У3 В1 ПКВ3 З1 У1
7 Литературные типологии: род, вид, жанр. ПК11 З1 З3 У1 У2 У3 В1 ПКВ2 З1 З2 З3 У1 У2 У3 У2 В1
8 Эпос. Виды эпических произведений ПК11 З1 У1 У2 У3 В1 ПКВ2 З1 З2 У1 У2 В1 ПКВ3 З1 З2 З3 У1 У2 У3 В1 В2
9 Лирика. Виды лирических произведений ПК11 З1 У1 У2 У3 В1 ПКВ2 З1 З2 У1 У2 В1 ПКВ3 З1 З2 З3 У1 У2 У3 В1 В2
10 Драма. Виды драматических произведений ПК11 З1 У1 У2 У3 В1 ПКВ2 З1 З2 У1 У2 В1 ПКВ3 З1 З2 З3 У1 У2 У3 В1 В2
11 Форма и содержание художественного произведения, их взаимодействие. Категории содержания и уровни формы. ПК11 З1 У1 У2 У3 В1 ПКВ2 З1 З2 З3 У1 У2 У3 У2 В1 ПКВ3 З1 З2 З3 У1 У2 У3 В1 В2
12 Тема как объективная сторона содержания, аспекты тематики. ПК11 З1 У1 У2 В1 ПКВ2 З1 З2 З3 У1 У2 У3 У2 В1 ПКВ3 З1 З2 З3 У1 У2 У3 В1 В2
13 Проблема как субъективная сторона содержания, типы проблематики. ПК11 З1 У1 У2 У3 В1 ПКВ2 З1 З2 З3 У1 У2 У3 У2 В1 ПКВ3 З1 З2 З3 У1 У2 У3 В1 В2
14 Авторские оценки, авторский идеал, художественная идея. ПК11 З1 У1 У2 У3 В1 ПКВ2 З1 З2 З3 У1 У2 У3 У2 В1 ПКВ3 З1 З2 З3 У1 У2 У3 В1 В2
15 Пафос, его типологические разновидности. ПК11 З1 У1 У2 У3 В1 ПКВ2 З1 З2 З3 У1 У2 У3 У2 В1 ПКВ3 З1 З2 З3 У1 У2 У3 В1 В2
16 Изображенный мир, его компоненты. Основные свойства изображенного мира. ПК11 З1 У1 У2 В1 ПКВ2 З1 З2 З3 У1 У2 У3 У2 В1 ПКВ3 З1 З2 З3 У1 У2 У3 В1 В2
17 Художественные время и пространство, хронотоп. ПК11 З1 У1 У2 В1 ПКВ2 З1 З2 З3 У1 У2 У3 У2 В1 ПКВ3 З1 З2 З3 У1 У2 У3 В1 В2
18 Соотношение понятий «персонаж», «герой», «действующее лицо», «характер», «тип». Система персонажей. ПК11 З1 У1 У2 В1 ПКВ2 З1 З2 З3 У1 У2 У3 У2 В1 ПКВ3 З1 З2 З3 У1 У2 У3 В1 В2
19 Сюжет и фабула. Конфликт как двигатель сюжета, виды конфликтов. ПК11 З1 У1 У2 У3 В1 ПКВ2 З1 З2 З3 У1 У2 У3 У2 В1 ПКВ3 З1 З2 З3 У1 У2 У3 В1 В2
20 Сюжетные элементы и их связь с конфликтом. ПК11 З1 У1 У2 У3 В1 ПКВ2 З1 З2 З3 У1 У2 У3 У2 В1 ПКВ3 З1 З2 З3 У1 У2 У3 В1 В2
21 Типы сюжетов. ПК11 З1 У1 У2 У3 В1 ПКВ2 З1 З2 З3 У1 У2 У3 У2 В1 ПКВ3 З1 З2 З3 У1 У2 У3 В1 В2
22 Дополнительные компоненты сюжета. ПК11 З1 У1 У2 У3 В1 ПВК2 З1 У1 В2 ПВК3 З1 З2 У1 В1 В2
23 Внесюжетные элементы. ПК11 З1 У1 У2 У3 В1 ПКВ2 З1 З2 З3 У1 У2 У3 У2 В1 ПКВ3 З1 З2 З3 У1 У2 У3 В1 В2
24 Композиция: определение, состав, функции. Композиционные приемы. ПК11 З1 У1 У2 В1 ПКВ2 З1 З2 З3 У1 У2 У3 У2 В1 ПКВ3 З1 З2 З3 У1 У2 У3 В1 В2
25 Художественная речь, ее общие свойства и формы организации (повествование, описание, монолог, диалог, рассуждение). ПК11 З1 У1 У2 У3 В1 ПКВ2 З1 З2 З3 У1 У2 У3 У2 В1 ПКВ3 З1 З2 З3 У1 У2 У3 В1 В2
26 Лексико-семантические средства поэтической речи. ПК11 З1 У1 У2 У3 В1 ПВК2 З1 У1 В2 ПВК3 З1 З2 У1 В1 В2
27 Поэтические тропы. ПК11 З1 У1 У2 У3 В1 ПВК2 З1 У1 В2 ПКВ3 З1 З2 З3 У1 У2 У3 В1 В2
28 Фигуры поэтического синтаксиса. ПК11 З1 У1 У2 У3 В1 ПВК2 З1 У1 В2 ПКВ3 З1 З2 З3 У1 У2 У3 В1 В2
29 Поэтическая фонетика. ПК11 З1 У1 У2 В1 ПВК2 З1 У1 В2 ПКВ3 З1 З2 З3 У1 У2 У3 В1 В2
30 Художественный стиль, стилевые доминанты. ПК11 З1 У1 В1 ПКВ2 З1 З2 З3 У1 У2 У3 У2 В1 ПКВ3 З1 З2 З3 У1 У2 У3 В1 В2
31 Основные системы стихосложения: тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая. ПК11 З1 У1 У2 У3 В1 ПКВ2 З1 З2 З3 У1 У2 У3 У2 В1 ПВК3 З1 З2 У1 В1 В2
32 Понятия «стопа», «метр», «размер» в силлабо-тоническом стихосложении. ПК11 З1 У1 У2 У3 В1 ПВК2 З1 У1 В2 ПКВ3 З1 З2 З3 У1 У2 У3 В1 В2
33 Ритмические определители стиха. ПК11 З1 У1 У2 В1 ПВК2 З1 У1 В2 ПКВ3 З1 З2 З3 У1 У2 У3 В1 В2
34 Рифма, ее виды и способы рифмовки. ПК11 З1 У1 У2 У3 В1 ПВК2 З1 У1 В2
35 Строфа, ее виды и функции ПК11 З1 У1 У2 У3 В1 ПКВ2 З1 З2 З3 У1 У2 У3 У2 В1 ПКВ3 З1 З2 З3 У1 У2 У3 В1 В2
36 Неклассические формы стиха. ПК11 З1 У1 У2 У3 В1 ПКВ2 З1 З2 З3 У1 У2 У3 У2 В1
37 Литературный процесс. Стадии развития литературы. ПК11 З1 З 2 З3 У1 У2 У3 В1 ПКВ2 З1 З2 З3 У1 У2 У3 У2 В1 ПКВ3 З1 У2У3 В2
38 Основные понятия теории литературного процесса: метод; направление, течение, школа; стиль эпохи ПК11 З1 З 2 З3 У1 У2 У3 В1 ПКВ2 З1 З2 З3 У1 У2 У3 У2 В1 ПКВ3 З1 У2У3 В2
39 Классицизм как литературное направление. ПК11 З1 З3 У1 У2 У3 В1 ПКВ2 З1 З2 З3 У1 У2 У3 У2 В1 ПКВ3 З1 У2У3 В2
40 Национальная модель классицизма в России. ПК11 З1 З3 У1 У2 У3 В1 ПКВ2 З1 З2 З3 У1 У2 У3 У2 В1
41 Сентиментализм как направление в европейской литературе. ПК11 З1 З3 У1 У2 У3 В1 ПКВ2 З1 З2 З3 У1 У2 У3 У2 В1 ПКВ3 З1 У2У3 В2
42 Сентиментализм в русской литературе. ПК11 З1 З3 У1 У2 У3 В1 ПКВ2 З1 З2 З3 У1 У2 У3 У2 В1 ПВК3 З1 З2 У1 В1 В2
43 Предромантизм как переходное явление и литературное течение. ПК11 З1 З3 У1 У2 У3 В1 ПКВ2 З1 З2 З3 У1 У2 У3 У2 В1 ПКВ3 З1 У2У3 В2
44 Романтизм как эстетическое выражение исторической  эпохи, его проявление в литературе. ПК11 З1 З3 У1 У2 У3 В1 ПКВ2 З1 З2 З3 У1 У2 У3 У2 В1 ПКВ3 З1 У2У3 В2
45 Реализм и его художественные принципы. ПК11 З1 З3 У1 У2 У3 В1 ПКВ2 З1 З2 З3 У1 У2 У3 У2 В1
46 История реализма в России. ПК11 З1 З3 У1 У2 У3 В1 ПКВ2 З1 З2 З3 У1 У2 У3 У2 В1 ПКВ3 З1 У2У3 В2
47 Литературный декаданс, модернизм, авангард. ПК11 З1 З3 У1 У2 У3 В1 ПКВ2 З1 З2 З3 У1 У2 У3 У2 В1 ПКВ3 З1 У2У3 В2
48 Символизм и акмеизм как основные направления модернизма. ПК11 З1 З3 У1 У2 У3 В1 ПКВ2 З1 З2 З3 У1 У2 У3 У2 В1 ПКВ3 З1 У2У3 В2
49 Футуризм, группа ОБЭРИУ. ПК11 З1 З3 У1 У2 У3 В1 ПКВ2 З1 З2 З3 У1 У2 У3 У2 В1 ПКВ3 З1 У2У3 В2
50 Экспрессионизм, сюрреализм, экзистенциализм в литературе XX века. ПК11 З1 З3 У1 У2 У3 В1 ПКВ2 З1 З2 З3 У1 У2 У3 У2 В1 ПКВ3 З1 У2У3 В2

 

Показатели и критерии для оценивания компетенций (шкала оценивания)

«Отлично» (5)» – оценка соответствует повышенному уровню и выставляется обучающемуся, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, причем не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, использует в ответе материал научной литературы, правильно обосновывает принятое решение, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач.

«Хорошо» (4)» – оценка соответствует повышенному уровню и выставляется обучающемуся, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос или выполнении заданий, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения.

«Удовлетворительно» (3)» – оценка соответствует пороговому уровню и выставляется обучающемуся, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, демонстрирует недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ.

«Неудовлетворительно» (2)» – оценка выставляется обучающемуся, который не достигает порогового уровня, демонстрирует непонимание проблемы, не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические задания.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 130; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!