Литературный процесс 30-40-х годов 20 века



Репрессии против многих деятелей культуры. Русская литература о Великой Отечественной войне. Формирование литературы второй волны эмиграции. Постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград»

Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других стихотворений.)

 Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).

Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других стихотворений.)

Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико- интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.

Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)

«Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века. Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия).

Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).

Литературный процесс второй половины 20 века Художественные поиски поэтов

Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» , «Быть знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.

Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины...» «В тот день, когда закончилась война...», «К обидам горьким собственной персоны.», «Признание» Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века.

 Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.

Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).

Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Стансы», «На смерть Жукова», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя в клетку...». (Возможен выбор трех других стихотворений.)

Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических,философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.

Теория литературы. Аллюзии и реминесценции

Тема Великой Отечественной войны «Лейтенантская проза»: В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда»; К.Д. Воробьев «Убиты под Москвой», Ю.В. Бондарев «Горячий снег»

В.В. Быков. Очерк жизни и творчества. «Сотников». Человек на войне: стремление к самосохранению и патриотический подвиг. Выбор линии поведения: Сотников и Рыбак. Беда и вина Рыбака. Безымянный подвиг Сотникова.

Литература 50—60-х годов. Литература «оттепели».

Возникновение «молодежной позы»: новый герой, ищущий новые ориентиры жизни (А.Т. Гладилин «Хроника времен Виктора Подгурского», В.Н. Войнович «Хочу быть честным», В.П. Аксенов «Апельсины из Марокко»). Исключение Б.Л. Пастернака из Союза писателей. Процессы над И.А. Бродским, А.А. Синявским и Ю.М.Даниэлем.(обзор)

«Лагерная» литература: А.И. Солженицын, В.Т. Шаламов, Ю.О. Домбровский, Е.С. Гинзбург. Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)

Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).«Архипелаг ГУЛАГ (опыт художественного исследования)» (главы из произведения)

Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возможен выбор двух других рассказов.) Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.

Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).

Литературный процесс 70-80-х годов. Борьба за освобождение литературы от партийного руководства, за творческую свободу художника. Появление маргинального героя: творчество

В.М. Шукшина и «деревенская проза» (В.Г. Распутин, В.И. Белов, Ф.А. Абрамов, В.П. Астафьев). Высылка А.И. Солженицына за границу.

Возникновение «самиздата». Формирование «Третьей волны» эмиграции.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 488; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!