Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета



Nbsp;   02-14 Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Выльгортская средняя общеобразовательная школа № 1» «Выльгортса 1 №-а шöр школа» муницпальнöй велöдан сьöкмуд учреждение     Утверждено Согласовано                                                                                                                                                  Зам. директора по УВР                             Директор МБОУ «Выльгортская СОШ № 1» _________ Шмидт О.П.                             ________________________ Белякова О.Ю. от __________ 2018 г.                            Приказ № _____ от _______________ 2018 г.  

Рабочая программа

Учебного предмета «Литература»

За курс среднего общего образования

(базовый уровень)

 

Срок реализации –2 года

Класс: 10-11

 

 

Составлена с учетом авторской программы Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой, В.М.Шамчиковой «Литература» 10-11 классы М. «Вентана – Граф. 2017г

 

 

Программу составила: Вологжанина Л.Н.

  

 

с. Выльгорт, 2018г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» разработана в соответствии с

Требованиями к результатам среднего общего образования, представленным в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578; от 29.06.2017 № 613); «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637; на основе

Примернойосновной образовательной программы среднего общего образования /одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з), с учетом авторской программы Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой, В.М.Шамчиковой «Литература» 10-11 классы М. «Вентана – Граф. 2017.и учебников Б.А.Ланин «Литература» 10 класс М.»Вентана-Граф» 2016, Б.А..Ланин «Литература» 11 класс «Вентана-Граф» 2016.

Цель учебного предмета «Литература»: формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов.

Стратегическая цель учебного предмета «Литература» в 10–11-х классах – завершение формирования, соответствующего возрастному и образовательному уровню обучающихся отношения к чтению художественной литературы как к деятельности, имеющей личностную и социальную ценность, как к средству самопознания и саморазвития.

Задачи учебного предмета «Литература»:

- получение опыта медленного чтения произведений русской, родной (региональной) и мировой литературы;

- овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме;

- овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение «видеть» подтексты);

- формирование умения анализировать в устной и письменной форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты;

- формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др.);

- овладение умением определять стратегию своего чтения;

- овладение умением делать читательский выбор;

- формирование умения использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев, архивов, в том числе цифровых, виртуальных;

- овладение различными формами продуктивной читательской и текстовой деятельности (проектные и исследовательские работы о литературе, искусстве и др.);

- знакомство с историей литературы: русской и зарубежной литературной классикой, современным литературным процессом;

- знакомство со смежными с литературой сферами искусства и научного знания (культурология, психология, социология и др.).

                                    Общая характеристика курса.

Общая характеристика курса 10—11 классы — этап познания закономерностей литературы как особого вида искусства. Анализ и интерпретация произведения помогают проникнуть в его художественный мир, постичь произведение в его целостности, в единстве формы и содержания, увидеть авторский взгляд на современную действительность и многообразные сложные связи произведения с ней.

В 10—11 классах текстуально изучаются лирические, эпические и драматические произведения, представляющие основу курса в соответствии с Примерной программой. Остальные изучаются обзорно (т. е. школьники самостоятельно читают произведения, разбор идёт по избранным главам или сюжетным линиям).

Возможно небольшое расширение списка текстуально изучаемых произведений по выбору учителя. Учащиеся получают сведения об основных периодах развития литературы, о важнейших литературных направлениях, о некоторых эпизодах литературной борьбы в XIX—ХХ вв., знакомятся с важнейшими дискуссиями из истории русской критики.

Школьники изучают творческий путь только тех писателей, чьи произведения входят в круг обязательного чтения, о жизни и творчестве остальных авторов получают лишь краткие сведения.

Из теории литературы:

 • закрепляется понятие о литературных направлениях (классицизм, сентиментализм, романтизм и реализм);

 • углубляются знания о родах и жанрах литературы;

• вводится понятие о литературном типе;

• вводится понятие о модернизме;

 • вводится понятие о постмодернизме; • вводится понятие о современной массовой литературе.

 Специфика программы заключается в организации материала, которая позволяет учителю постепенно приобщать учащихся к миру литературы; формировать способности к восприятию, интерпретации и критической оценке произведения как искусства слова; развивать индивидуальный читательский вкус и тем самым способствовать становлению личностного самосознания школьников. К особенностям программы относится постоянное сопоставление на разных уровнях (этапах) обучения произведений русской и зарубежной (а также национальной) литературы; произведений классических и современных (в том числе написанных специально для детей), а также их трактовок в других видах искусства. Это позволяет на доступном учащимся уровне проследить основные тенденции развития русской и мировой литературы, определить «вечные» темы и проблемы, в том числе интересующие юных читателей. Критерии отбора авторов и произведений: 1) воспитательное значение произведения; 2) литературная, культурная и общественная значимость произведения; 3) репрезентативность произведения для творчества изучаемого писателя; 4) методическая и культурная традиция; 5) доступность литературного произведения школьникам — развиваемая и взятая в динамике; 6) «интересность» произведения (как по тематике, так и по художественному воплощению). Программа включает оптимальный объём теоретических сведений, изучение которых сопряжено с анализом конкретных литературных произведений; расширяет историко-литературный контекст за счёт привлечения мемуарного материала и различных историко-литературных работ. Реализация программы предполагает максимальное включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, разнообразную по формам и содержанию: от простейшего ученического исследования до создания собственных литературных сайтов. Обучение по данной программе позволяет успешно подготовить учащихся к единому государственному экзамену по литературе.

                 

Место учебного предмета в учебном плане

 Содержание обучения литературе, представленное в настоящей программе, рассчитано на 210 учебных часов за два года обучения. При этом предусмотрен резерв времени. Это резервное время используется как для введения дополнительного содержания обучения, так и для увеличения времени на изучение отдельных произведений.

Формой годовой промежуточной аттестации является контрольная работа (тест).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

К личностным результатам освоения выпускниками средней школы программы по литературе относятся:

• умение анализировать и характеризовать произведение как художественное целое; выявлять авторское отношение к изображённому, давать аргументированную интерпретацию и личностную оценку произведению;

 • умение определять нравственно-философскую и социально-историческую проблематику литературных произведений; выявлять сходство тематики и героев разных произведений; привлекать литературно-критические материалы при анализе художественного текста; • умение соотносить изученное произведение со временем его написания, с различными литературными направлениями, с основными фактами жизни и творческого пути писателя;

 • умение выразительно читать произведения или их фрагменты, в том числе наизусть; пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

• самостоятельное выполнение различных видов творческих устных и письменных работ, написание классных и домашних сочинений по изученным произведениям, а также на жизненно важные темы, связанные с курсом литературы.

Вклад изучения литературы на базовом уровне в формирование метапредметных результатов освоения основной образовательной программы состоит:

 • в овладении понятийным аппаратом и научными методами познания в объёме, необходимом для дальнейшего образования и самообразования;

• приобретении читательского опыта и повышении читательской компетенции;

• умении привлекать изученный материал и использовать различные источники информации для решения учебных проблем, анализировать, систематизировать, критически оценивать и интерпретировать информацию;

• приобретении коммуникативных навыков, в готовности выслушать и понять другую точку зрения, в корректности ведения диалога (полилога), включая общение с помощью средств новых информационных технологий, в приобретении опыта участия в дискуссиях, в умении строить речевое и неречевое поведение в условиях межкультурного общения.

Предметные результаты проявляются в знаниях, умениях, навыках, характеризующих качество (уровень) овладения учащимися содержанием учебного предмета:

 • способности ощущать и объяснять специфику литературы как вида искусства, понимании культурной ценности литературного творчества; понимании места литературы в ряду других искусств;

 • умении сопоставлять новые прочитанные произведения со своим уже накопленным читательским багажом, оценивать текстовые и визуальные интерпретации известных литературных сюжетов;

• приобретении читательского опыта, приобщении к классическим образцам отечественной и мировой литературы, образцам современной литературы в пределах основной образовательной программы среднего общего образования; чтении и понимании литературных произведений разных жанров, созданных в различные эпохи;

 • восприятии, интерпретации и критической оценке прочитанного с учётом авторской позиции; смысловом и эстетическом анализе художественного текста; понимании и формулировании авторского замысла и авторской позиции; сопоставлении (с точки зрения авторского замысла и авторской позиции) одного произведения с другими произведениями того же автора или произведений того же жанра других авторов; умении вычленять элементы художественной структуры литературного произведения и формировать целостное эстетически осмысленное представление о прочитанном;

 • способности применять полученные знания в речевой практике и при анализе художественных текстов; обоснованно и квалифицированно анализировать и оценивать литературные произведения в устной и письменной форме.

Содержание.

Класс.

Введение Общая характеристика русской классической литературы XIX века:

— золотой век русской поэзии (первая треть столетия);

— эпоха великих романов (нравственно-философская проблематика, психологизм, художественное своеобразие);

— роль литературы в духовной жизни русского общества. Общее понятие об историко-литературном процессе.

Русская литература первой половины XIX века.

А. С.Пушкин. «Борис Годунов». Новый тип исторической пьесы. («Пьеса без героя»). Особенности композиции. Образ Бориса Годунова. Роль народа в трагедии.

Значение творчества Пушкина в русской литературе и духовной жизни русского общества.Русская литература второй половины XIX века. Обзор русской литературы 2 половины XIX века Расцвет русского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смысл нравственно-философской проблематики русской литературы. Глубина психологического анализа, богатство языка.

Расцвет русского реализма

 И. А. Гончаров. Жизнь и творчество И.А.Гончарова. Роман «Обломов». Своеобразие художественного таланта Гончарова. Роман «Обломов». Реалистические приёмы изображения главного героя в первой части. Полнота и сложность характера Обломова. Истоки характера героя. Эпизод «Сон Обломова», его роль в романе. Финал романа. Авторская оценка итогов жизненного пути героя. Историко-философский смысл романа. Статья Добролюбова«Что такое обломовщина?»

Теория литературы. Реализм. Роман. Сюжет. Система образов. Герой, характер, тип. Авторская позиция. Психологизм. Диалог. Внутренний монолог. Деталь. Авторская позиция. Замысел.

 А. Н. Островский. Жизнь и творчество А.Н.Островского. Драма «Гроза». Творческая история пьесы. Нравы города Калинова. Изображение Островским драматических противоречий русской жизни в кризисную эпоху. Образ Катерины Кабановой. Народные истоки ее характера. Суть конфликта героини с «темным царством». Смысл названия пьесы. Трагическое и жизнеутверждающее в драме Островского. Статья Н.Добролюбова «Луч света в тёмном царстве»

Теория литературы. Драма как жанр. Конфликт. Сюжет. Система персонажей. Конфликт. Герой, характер, тип. Идея, пафос. Художественный образ. Трагическое.

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество И.С.Тургенева. Сборник «Записки охотника». Новый герой 60-х гг. - нигилист Базаров. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа «Отцы и дети». Споры партий и конфликт поколений в романе. Сатирическое изображение представителей «отцов» и «детей». Базаров в кругу единомышленников. Сложность позиции Тургенева. Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью. Базаров как«трагическое лицо». Причины мировоззренческого кризиса и закономерность фатального исхода внутренней борьбы героя. Финал романа. Статья Д.Писарева «Базаров». «Стихотворения в прозе»: тематическое и жанровое своеобразие, стилистические особенности.

Теория литературы. Герой, тип, характер. Проблематика. Ирония, сатира, сарказм. Психологизм. Трагический конфликт. Верлибр. Афоризм

М. Е. Салтыков – Щедрин Жизнь и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина. Роман «История одного города» (обзор с чтением и разбором избранных страниц). Обзор.

«Сказки для детей изрядного возраста» Салтыкова-Щедрина

Теория литературы. Сатира, сарказм. Гротеск, гипербола.

Н.С.Лесков. Жизни и творчество. «Очарованный странник».

Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.

Из русской поэзии второй половины XIX века.

Ф. И. Тютчев Жизнь и творчество. Лирика. Мотивы лирики Тютчева Своеобразие любовной лирики Тютчева. «О, как убийственно мы любим…», «К. Б.» ,

«Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К.Б.» («Я встретил вас - и всё былое...»); «Эти бедные селенья...», «Над этой тёмною толпою», «Последняя любовь»

Теория литературы. Понятие о философской лирике. Изобразительно-выразительные средства в лирике. Лирический герой.

А. А. Фет Жизнь и творчество. Лирика. «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Ещё майская ночь»; «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «Я пришёл к тебе с приветом...» и др. Мотивы лирики А.А. Фета.

Теория литературы. Художественный образ. Содержание и форма. Новаторство. Традиции.

Н. А. Некрасов Жизнь и творчество Н.А. Некрасова. Лирика. Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! Я у двери гроба...»; «Я не люблю иронии твоей...»«Забытая деревня». «Блажен незлобивый поэт». Тема любви в лирике. Тема народа в творчестве Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Творческая история, масштабность замысла поэмы-эпопеи. Роль фольклорно-сказочных мотивов в поэме-эпопее. Изменение крестьянских представлений о счастье. Крестьянские судьбы в изображении Некрасова. Яким Нагой и ЕрмилГирин. Вера поэта в духовную силу, «богатырство народа». Савелий и Матрёна Тимофеевна. Образ Гриши Добросклонова, его роль в поэме. Открытый «финал» поэмы. Неразрешённость вопроса о народной судьбе.

Теория литературы. Проблематика. Лирический герой. Жанр поэмы-эпопеи. Образ автора. Авторская позиция.

Эпоха великих романов.  Л. Н. Толстой Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Роман «Война и мир» как народная эпопея. Творческая история произведения. Сатирическое изображение большого света в романе. Образ Элен Безуховой. Противостояние Пьера Безухова пошлости и пустоте петербургского общества. Семьи Ростовых и Болконских: различие семейного уклада и единство нравственных идеалов. Образ Наташи Ростовой. Изображение безнравственной сути войны 1805-07гг. Эпизод Аустерлицкого сражения, его роль в судьбе кн. Андрея Болконского. Духовные искания любимых героев Толстого: Пьера, кн. Андрея, Наташи и Николая Ростовых. Война 1812 года в судьбах героев романа. Изображение Толстым народного характера войны. Наполеон и Кутузов. Взгляд Толстого на роль личности в истории. Народность в понимании Толстого. Пьер Безухов и Платон Каратаев. Финал романа. Смысл названия.

Теория литературы. Эпопея. Герой. Характер. Деталь. Портрет. Внутренний монолог. Сатира, ирония. Авторская позиция. Идея. Народность. Герой. Проблематика. Антитеза.

Ф. М. Достоевский Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание» Атмосфера 60-х гг. и ее отражение в романе «Преступление и наказание». Петербургские углы, униженные и оскорбленные в романе. Истоки и смысл теории Раскольникова. Преступление Раскольникова. Глубина психологического анализа в романе. Идея и натура Раскольникова. Преступление и наказание героя. Второстепенные персонажи, их роль в повествовании. Раскольников и Сонечка. Нравственное возрождение героя. Раскольников в эпилоге романа. Нравственный смысл произведения, его связь с почвенническими взглядами писателя.

Теория литературы. Тема. Проблематика. Система персонажей. Психологизм. Стиль повествования. Герой. Характер. Идея. Пафос. Авторская позиция. Идея. Мировоззрение писателя.

А.П. Чехов. Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Студент», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч».Творчество Чехова и традиции русской классической литературы 19 века. Чехов – враг пошлости, фальши, бездуховности. «Лирический герой» Чехова. Мечта о красоте человеческих чувств и отношений, о творческом труде как основе честной и чистой жизни. Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа, отсутствие морализаторства, ориентация на читателя – единомышленника. Тема будущего.

«Вишнёвый сад». Сложность отношений между героями пьесы. Разлад их желаний и стремлений. Лиризм и мягкий юмор Чехова. Новаторство Чехова-драматурга.

Из зарубежной литературы

Краткие сведения о жизни и творчестве писателей; беседы по прочитанным произведениям; обзор крупных эпических произведений с чтением и разбором избранных глав и страниц.

 Ф. Стендаль «Красное и Черное». Г. Флобер «Госпожа Бовари».

Класс.

Введение. Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

Литература начала XX века

И. А. Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Вечер», «Последний шмель», «Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений). Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Темные аллеи». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан- Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.

Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).

А. И. Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.) Повесть «Поединок». (обзор) Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора.

Трагизм любовной темы. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.

 

Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).

М. Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.) «На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).

Серебряный век русской поэзии Символизм. «Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.

«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.

Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.

В. Я. Брюсов. Слово о поэте.Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Кинжал», «Отрады», «Ассаргадон», «Нить», «Хвала человеку», «Город», «Прздники», «Завет Святослава», «Поэт – музе». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.

К. Д. Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Я мечтою ловил уходящие тени», «Камыши», «Маленький султан», «Я не знаю мудрости», Я вольный ветер», «Я в этот мир пришел», «Альбатрос», «Безглагольность». Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта.

А. А. Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.)Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения).«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». (Возможен выбор других стихотворений.) Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева.

Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.

Теория       литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).

Акмеизм. Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.

Н. С.Гумилев Слово о поэте. Стихотворения: «Жираф», «Памяти Анненского», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.

Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери»,«Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Ша-ганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведения обязательны для изучения).«Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым - людям.

Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия).

Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия).Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).

Футуризм Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский),

«Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.

Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведения являются обязательными для изучения).

«Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.)

Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора.

Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.

Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.

 Литературный процесс после революции 1917 года

Культурная ситуация: образование   двух литературных      процессов внутри единой русской литературы. Литературные объединения(«Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).

Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Мы» Е.И. Замятина,«Усомнившийся Макар», «Котлован» А.П. Платонова).

Первая волна русской эмиграции.

Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны для изучения). Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.

Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).

Литература 20-30-х годов XX века От литературных дискуссий – к политическим репрессиям. Создание теории социалистического реализма и образование Союза советских писателей. Первый сънзд советских писателей и утверждение сациалистического реализма как направления в советской литературе и как эстетической теории. (М.А. Шолохов «Тихий Дон», А.А. Фадеев «Разгром», В.В. Маяковский «Хорошо!», «Товарищу Нетте»

Теория литературы. Реализм и социалистический реализм

Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.) Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (изучается альтернативно). (Изучается один из романов — по выбору.) История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа.

Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 359; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!