Завязка - эпизод сюжета, изображающий возникновение противоречия (конфликта) и в какой-то мере определяющий дальнейшее развертывание событий в произведении.



Идеализация (фр.idealisation, от фр. ideal-идеал), метод художественного обобщения, предельно акцентирующий в чувственно-образной форме как позитивные ценности, так и негативные стороны действительности и ориентирующийся на норму – образец. Воплощением идеала чаще всего становятся образы-характеры, раздумья и чувства художника.

Индивидуализм (лат. – неделимое, особь), принцип мировоззрения и поведения человека, характеризуется стремлением к самостоятельности и самовыражению, к своеобразию собственного бытия, утверждению своих прав и свобод. Тема индивидуализма утверждается в художественной литературе по мере того, как объектом художественного познания становится человек.

Интеллектуализм в искусстве (лат.intellectus – ум, рассудок, разум), особый тип, манера, форма, концептуально-философский склад художественного мышления, в котором рациональное преобладает над эмоциональным. Воплощаясь в художественном произведении, интеллектуализм предстает как драма идей, персонажи которой олицетворяют и своими действиями передают мысли автора, выражают различные стороны его художественной концепции.

Композиция - то или иное построение художественного произведения, мотивированное его идейным замыслом. К. – это определенное расположение и взаимодействие всех компонентов произведения: сюжетных (т.е. развития действия), описательных (пейзажа, портрета), а также монологов, диалогов, авторских лирических отступлений и др.

Кульминация - та точка в развитии сюжет а, когда конфликт достигает наивысшего напряжения: столкновение противоборствующих начал (социально-политических, морально-нравственных или др.) ощущается особенно остро, а характеры в их существенных чертах раскрываются в наибольшей степени.

Несобственно-прямая речь - прием изложения, когда речь персонажа внешне передается в виде авторской речи, не отличаясь от нее ни синтаксически, ни пунктуационно. Но несобственно - прямая речь сохраняет все стилистические особенности, свойственные прямой речи персонажа, что и отличает ее от авторской речи. Как стилистический прием несобственно-прямая речь широко используется в художественной прозе, позволяя создать впечатление соприсутствия автора и читателя при поступках и словах героя, незаметного проникновения в его мысли.

Очуждение – комплекс приемов в искусстве (гротеск, парадокс и др.), целенаправленно используемый для того, чтобы добиться художественного эффекта, при котором изображаемое явление предстает не привычным, очевидным, знакомым, а новым, незнакомым, «чужим». Понятие эффекта очуждения введено Б.Брехтом.

Парабола – принцип художественной образности, иносказательный образ, тяготеющий к символу, многозначительному иносказанию. Близка к притче и аллегории, но в отличие от их однозначности и однонаправленности отличается многоплановой незавершенностью. Парабола сохраняет соответствие предметному, ситуативному плану.

Парадокс - суждение, резко противоречащее привычной логике вещей, но глубокое по значению.

Поэтика - термин П. в современном литературоведении имеет два основных значения:

Совокупность художественных приемов (сюжет, композиция, язык, стих и т.д.) литературного произведения. 2. Учение о художественной форме литературных произведений.

Притча - нравственное поучение в аллегорической форме (см. слово Аллегория), отличающееся от басни тем, что свой поэтический материал оно черпает из человеческой жизни (евангельские притчи, притчи Соломоновы).

Пролог - своеобразное предисловие к основном у сюжетном у развитию. В П. сообщаются намерения автора или изображаются события, задолго предшествовавшие основном у действию. Назначение П. – прояснить первопричины показываемых событий .

Развязка - исход, разрешение конфликта в произведении. Р. показывает, какие противоборствующие силы победили.

Реминисценция – напоминание (воспоминание) о других литературных произведениях через использование характерных для них речевых оборотов, ритмико-синтаксических ходов. Прием рассчитан на память и ассоциативное восприятие читателя.

Свободные стихи - стихи, образуемые сочетанием произвольных стоп в произвольном количестве (Валерий Брюсов «Наука о стихе»). Свободные в смысле несвязанности своей каким-нибудь определенным метром или какой-либо определенной интонационно-звучальной направленностью — свободные стихи должны, однако, подчиняться известным нормам, чтобы оставаться стихами.

Символ в искусстве (от греч. Symbobon - знак, опознавательная примета), универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление со смежными категориями – образа художественного, с одной стороны, знака и аллегории с другой.

Сказка – 1) вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность. Сказочный фольклор противостоит «строгодостоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, кощуна, предание, быличка); 2) жанр литературного повествования. Литературная сказка, либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература), на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!