ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ 2 страница



Если фундаментальность научного исследования имеет степени, то работы В.В.Сильвестрова отличают­ся наивысшей из этих степеней. В период работы над докторской, после систематической глубокой научной и преподавательской деятельности, обнаружилось по­тенциальное и закономерное свойство любой фунда­ментальности — обоснованный, осмысленный подход к актуальным практическим вопросам, в частности проблемам образования в условиях современной куль­туры. Как превратить любую образовательную деятель­ность в канал, сферу приобщения не к застывшей «со­вокупности» сведений, а к культуре в широком смыс­ле? В фундаментальном философском обосновании ответа на этот вопрос В.В.Сильвестров видел практи­ческий смысл современной философии культуры.

Однако этот ответ не представлен у него в виде рецептов или «методик». В центре внимания В.В.Сильвестрова — традиционная для всей послекан-товской философии фундаментальная проблема опос­редствования в целеполагающей деятельности индиви­да как ее субъекта. Он подробно анализирует вариан­ты ее решения в классической и современной неклас­сической философских традициях и приходит к выво­ду, что появление в них двух симметрично разных типов диалектик (Платон, Гегель) — явление законо­мерное, детерминированное динамикой мировоззрен­ческих предпосылок разных культур. В античности — мифология; в новое время — религия.

12

«В рамках античного философского самосознания можно выйти за пределы мифологического персони­фицированного образца межиндивидуального обще­ния к религиозному и вновь вернуться к мифологи­ческому». В новоевропейской культуре «...Религиозное сознание непременно соотнесено с мифологическим как с тем, что оно постоянно преодолевает, чему оно противостоит, утверждая себя... Обе формы обыден­ного сознания принадлежат всем: вне противостояния мифологическому религиозное сознание просто не может существовать»*.

Сравнительный анализ мировых религий и форм мифологического самосознания имеет у В.В.Сильве-строва синтетический историко-культурный и исто­рико-философский контекст и в этом смысле явля­ется оригинальным и, безусловно, уникальным. Этот анализ выявляет связь предпосылок и посылок в крупнейших классических философских системах [101] и завершается постановкой этого вопроса при­менительно к вариантам его философского осознания в современной культуре (конец XIX — начало XX в.).

Понятие современной культуры занимает особое место в концепции В.В.Сильвестрова. Его содержание дано в предельно общем фундаментальном виде, а по­тому обнаруживает прикладные «выходы». Современ­ная культура — никакая не вершина предыдущей ис­тории. Связь ее с предшествующей античной и ново­европейской культурами не иерархична, но «горизон­тальна», поэтому преемственность не имеет надынди­видуального абсолютного «вектора» прогресса, соот­ветственно, по меньшей мере бессмысленно разделе­ние членов общества на «более прогрессивные» и «менее прогрессивные» группы, классы, а тем более на «вождей» и «массы», «сверхчеловеков» и «толпу».

История движется личностями, если они развивают в общении и деятельности преемственные связи куль­тур. Связь культур не задается надындивидуально ни объективным Духом, ни объективным Законом. Она осуществляется на уровне целеполагающей деятель­ности каждого индивида. Поэтому способность к фор-

*См. с. 239 в наст. издании — ред.

13

мированию целей такой преемственной деятельности обществу необходимо сознательно культивировать.

«Образовательный смысл современной культуры» — так назвал В.В.Сильвестров одну из последних своих статей. В его архиве есть копии предложений по реор­ганизации образовательной и научной систем в нашей стране, проекты программ гуманитаризации образова­тельных циклов в школах, вузах. Оригиналы он риск­нул послать «в инстанции». Конечно, после 1985 г. Но ответа не получил.

Безусловно, вывод о том, что культуру развивают личности, отдельные индивиды, — общий для совре­менных западноевропейских философских концепций. Но их авторы по-разному трактуют происхождение способностей осуществлять это развитие и в этом во­просе часто явно или не явно, пользуясь новой тер­минологией, переходят все же на логические схемы ими же раскритикованной классики. В.В.Сильвестров это тонко подмечает.

Если в «золотой век» истории философии и исто­рии культуры (он завершается системой Гегеля) «со­храняется предпосылочное единство субъекта и объек­та как уверенность в принципиальной воспроизводи­мости универсальной человеческой орудийности в процессе межиндивидуального общения» и источни­ком (предпосылкой) этой уверенности является тради­ционализм земледельческой деятельности, то «дина­мически прогрессирующее индустриальное общество исключало подобный традиционализм». Для совре­менной философии «основная теоретическая труд­ность состоит в определении исходной деятельной по­зиции, поскольку она не предзадана очевидной пред­посылкой»*.

Для неклассических западноевропейских, как, впрочем, и концепций русской философии начала XX в., проблематизация исходной деятельной позиции для индивида современной культуры имеет разные формы осознания, которые В.В.Сильвестров разделяет на два потока: сциентизм и философская антрополо­гия. Если первый в лице классиков позитивизма и не­опозитивизма исходно «отказывается» обсуждать во-

* См. с. 246 в наст, издании — ред.

14

прос о соотношении предпосылок и посылок теорети­ческой формы деятельности (определяя всеобщность деятельности индивида через инструментальность кон­кретно-научного знания), то во втором направлении «единство человеческой деятельности определяется через межиндивидуальное общение», правильно под­черкивается момент его суверенности по отношению к орудийной деятельности. Однако при попытке выра­зить субъекта деятельности как источника целей пред­ставители этого направления, выходя за рамки мифо­логического и религиозного традиционализма, тем не менее в логическом отношении следуют за ним, ибо «догматически вводят предпосылочность субъекта дея­тельности: им становится или биолого-психологичес­кая природа человека, или художественная деятель­ность, или словесный естественный язык».

В чем ценность этих новых вариантов осмысления названной центральной проблемы всей истории фило­софии — проблемы соотношения предпосылок и по­сылок теоретического определения объекта или субъ­екта деятельности? Ответ: в том, что осознанное «вве­дение разных субъектных предпосылок философской теории свидетельствовало о постановке проблемы их происхождения, которой не знала классическая фило­софия».

Показывая границы и подводные камни наиболее типичных вариантов решения этой проблемы в не­классических философских концепциях XX в., В.В.Сильвестров предлагает свой подход в ее поста­новке. Он считает, что нельзя межиндивидуальное об­щение рассматривать в отрыве от операционально-орудийного процесса преобразования «человеком самого себя и своего отношения к миру». Проблема только в том, «как обеспечить имманентность общи­тельной связи и орудийности», учитывая запрет на возврат к догматическому введению тех или иных предпосылочных определений объекта или субъекта деятельности современной культуры (но и не снимая проблемы предпосылочности, как это сделано в пози­тивизме и вообще в сциентизме).

Требования, предъявляемые к постановке пробле­мы имманентности, или соответствия, общения и дея­тельности, протекающей в пространстве и времени, можно учесть только в одном случае: «если осознан-

15

ным предметом общительной связи является форми­рование цели деятельности, вернее, способности целе-полагания»*. Этот центральный для концепции В.В.Сшьве- строва вывод автор разворачивает в разных аспектах, но лейт­мотив один: нельзя образовать человека раз и навсегда, ибо «в со­временной культуре формирование субъекта деятельности стано­вится основой любой деятельности», коль скоро она всегда есть преемственность целей.

Как это сделать? Прежде всего сознательно вычле­нить образовательный смысл взаимосвязи общения и деятельности как предмета философии культуры: «из­бавиться от односторонней абсолютизации двух форм объективизации деятельности субъекта, как было в античной (субъект исходно совпадает с объектом) и новоевропейской (субъект противостоит объекту) культурах, но сделать проблему соотносительности именно этих культур образцом общительной межобъ­ектной связи»; представить многообразие орудийно-дифференцированной современной деятельности как процесс, имеющий общий образовательно-общенчес-кий континуум, а общение — как ориентированное на «процесс орудийно-опосредованного общительного формирования субъекта деятельности».

Отсюда следуют требования к любому образова­тельному процессу, если он претендует не на простое сообщение совокупности разрозненных сведений или морализаторство, а на приобщение индивида к куль­турному творчеству. Вот некоторые из них.

Первое — необходимо определение истории куль­туры как воспитательного основания любого процесса обучения.

Второе — необходимо философское осознание преемственности духовной связи в любом изложении истории культуры.

Таким образом, история и философия культуры — предметы взаимопроникающие, создающие контекст друг для друга.

Третье — требуется осмысление взаимообучения как сути любой общительной связи, в том числе в процессе научной деятельности.

* См. с. 248 в наст. издании — ред.

16

«И только при соблюдении этих требований фор­мирование субъекта деятельности становится основой любой деятельности». И наоборот, только исходно со­знательная ориентация всего общества на формирова­ние каждого индивида в качестве такого субъекта дает возможность реализовать эти требования.

Как видно, изложенные критерии не формально-нормативны по сути, хотя касаются институциональ­но-организационных сторон образовательной деятель­ности общества. Главное — восстановление и созида­ние «клеточек» полноценного преемственно-деятель­ного общения; для науки и искусства — это школы, направления и — главное — «сращивание» их с обра­зовательными структурами. Поэтому основная практи­ческая задача на первом этапе звучит прямо по Рею Брэдбери («451° по Фаренгейту»): надо отыскать всех чудом спасшихся «в лесах» от антикультурных пожа­ров тоталитаризма крупных мастеров, прежде всего знатоков классических текстов; мастеров любых про­фессий, возможно, не титулованных, но как-то унас­ледовавших от своих Учителей и сохранивших спо­собность к «связи времен», к преемственному освое­нию и передаче культурных традиций в своем деле. К сожалению, их мало, продолжается «утечка мозгов». Их жизнь, у многих уже пенсионная, по-прежнему не балует, многих топит в рутине «службы», «подрабо­ток» и быта. Именно их надо окружить вниманием (как? — вопрос специальный) и предоставить возмож­ность для той деятельности, содержание и цели кото­рой они могут выбрать сами, но главное — дать им право иметь учеников.

По мнению В.В.Сильвестрова, «субъектность куль­туры состоит не в таинственной духовной способнос­ти, которой наделен тот или иной выдающийся инди­вид или народ в целом, но в процессе преемственной межиндивидуальной общительной связи, т.е. в про­цессе формирования подобной способности и ее реа­лизации в соответствующей деятельности — создании материальных и духовных произведений некоторой культурной общности. Преемственность самосознания определяет и культурную значимость этих произведе­ний как реальной основы межиндивидуальной общи­тельной связи — культурной общности. Процесс меж­индивидуального общения не знает границ, раз любые

17

особенные результаты составляют моменты его осу­ществления. В этом процессе, и только в нем состоит универсальность человеческой деятельности, челове­ческой истории, человеческого бытия. — Это и есть царство всеобщего»*.

Трудно остановиться, цитируя последнюю работу В.В.Сильвестрова. Это первая и, к сожалению, един­ственная глава незавершенной монографии. Те, кто ее прочитал, единодушны в оценке: ее автор был на по­роге нового исключительно глубокого и плодотворно­го периода своего творчества. Он написал ее, преодо­левая болезнь, но как бы на одном дыхании, за пос­ледние 2—3 месяца жизни, очень спешил...

Понятие всеобщего для его новаторской концеп­ции имеет особый смысл: «Всеобщее есть смыслообра-зующая основа общения, а не сам факт общительной связи. Понять же и воспроизвести это движение смыс­ла можно только через формы его выраженности, т.е. через такого рода результаты этого процесса, в кото­рых он представлен не только как некая завершен­ность, но и как начало — как вызов и отклик, вопрос и ответ. Нахождение этого проблемного... эпицентра культурной общности в формах ее выраженности — основная задача культурологии. Определить целост­ность культуры — это значит найти смыслообразующий источник в формах ее выражения, представить послед­ние как способы выражения смысла и преемственнос­ти этого выражения в межиндивидуальном общении. Этот смыслообразующий источник, разумеется, не от­делим от реальных индивидов, в общительной дея­тельности которых культура живет, воспроизводится и развивается. Вот почему выявление процесса смысло-образования предполагает обнаружение реального твор­ческого сообщества индивидов — реальной представлен­ности межиндивидуальной общительной связи. Это творческое общительное содружество индивидов — сердце и душа любой культуры... Осознание членами общности этого творческого ядра культуры не есть психологический акт, но процесс, тождественный интел­лектуализации общественной деятельности в целом»**.

* См. с. 94 в наст, издании — ред. "См. с. 94—95 в наст, издании — ред.

18

Таким образом, ориентация общества на развитие каждого индивида не может из лозунга превратиться в реальность только политикой «предоставления мате­риальных условий», увеличения процента отчислений «на культуру и образование» от национального дохода. Это все небесполезно, разумеется, однако главное — в отказе от идеологической «социальной инженерии», разделяющей общество на экспериментаторов — уп­равленцев и подопытную толпу, и в переходе на куль­тивирование образовательно-общенческих сторон любой деятельности, обеспечивающих преемствен­ность в ее развитии. Иными словами, пора как в тео­рии, так и на практике принять тезис о том, что ин­дивид, а не группа есть субъект культуры и истории, и его способность укоренять содержание своих целей в преемственном движении культурных процессов об­щения и деятельности, порождать новые смыслы (а не от века якобы данные групповые или классовые стад­ные интересы) — движитель этой истории.

«Бесконечный процесс смыслообразования в меж­индивидуальной связи индивидов опосредствуется бесконечным развитием объектного содержания: толь­ко тогда может быть воспроизведена смысловая це­лостность природы (экологическое мышление), когда воспроизводится смысловая целостность культуры»*.

Любая классическая философская концепция — момент 2000-летней истории развития человеческой мысли, поэтому ее идеологизация, т.е. выхватывание из всего потока и разложение на нормативные тезисы, якобы универсальные для всех времен и народов, — акция антикультурная, в которой сами классики абсо­лютно неповинны. В конце концов вырвать из кон­текста живого преемственного диалога, в котором, собственно, и рождались философские традиции, и «заидеологизировать», оборвав все корни и нити пре­емственности, можно всех философов, даже скепти­ков, даже Сократа и Канта (хотя их потруднее), не го­воря уже о тех, кто давал текстуальные поводы для этого, доводя свои выводы до сиюминутных рецептов революционного преобразования всех порядков.

* См. с. 95 в наст, издании — ред.

19

Парадокс состоит в том, что наша повсеместная ориентация на установки «сверху» до сих пор работает в массовом масштабе. Мы помещаем «наверх» не толь­ко живых «вождей», но и любого классика филосо­фии, расчленяем его мысли на готовые рецепты, а затем требуем, но только во время перестроек и «отте­пелей», от него ответа, как от провинившегося боль­шого начальника. Так проще продолжать бездумное существование. Та же жажда «стерильных», абсолютно истинных путеводных концепций, не требующих раз­мышлений и собственной работы ума, лежит в основе призывов современных ниспровергателей всех автори­тетов, которые хотят либо новой «твердой руки» и вос­становления в любом деле привычной иерархической пирамиды, либо удовлетворяются бесконечным плава­нием в волнах бесплодного и невежественного ниги­лизма. Это тоже, кстати, источник будущих катастроф, поскольку присущ более молодежи, которую взрослое поколение не сумело укоренить в культуре. Сейчас мо­лодежи предлагаются все виды поучительного морали­заторства вместо того, чтобы придать человеческий облик хотя бы нашим школам, буквально гибнущим под бременем ведомственных казарменных порядков.

Конечно, проще всего обвинить в провалах нашей истории какого-то пророка-классика. Между тем тео­ретические заблуждения великих мыслителей — до­стояние культуры так же, как и их достижения, по­скольку и те, и другие — результат определенной ло­гики, в рамках которой строится концепция. Но эту логику можно увидеть только в контексте воспроизве­дения всего историко-философского, научного и куль­турного процесса. Именно поэтому, не цепляясь за отдельные «буквы», но восстанавливая преемственные нити последнего, пора проститься с цитатнически-идеологическим мумифицированием трудов Маркса и возвратить их философской культуре. Такая работа у нас была плодотворно начата в годы «оттепели» и связана прежде всего с именем крупного советского философа Э.В.Ильенкова.

В.В.Сильвестров неоднократно обращался к твор­честву Маркса; каждый раз как бы на новом витке: в связи с определенным этапом осмысления всего исто­рико-философского процесса и места в нем гегелев­ской традиции. Отмечая принадлежность Маркса в ос-

20

новном к этой традиции, он выделил в его трудах ростки новых неклассических культурологических подходов, которые не были реализованы в силу разных причин, но, возможно, Маркс мог бы к ним вернуться, даруй ему судьба более долгую жизнь. В целом же его кон­цепция имеет более жесткую связь с догматической стороной гегелевской ретроспективной логики*.

В заключение этого очерка в надежде на то, что он разбудит интерес читателей к изучению работ В.В.Сильвестрова, добавлю несколько слов об особен­ностях его исследовательского почерка, авторского стиля. Строго говоря, чтобы освоить столь богатую содержанием концепцию, необходимо пройти вместе с ним этапы ее становления, учитывая необычайную основательность установок исследователя. Начав в ас­пирантское время с достаточно частного аспекта исто­рии науки Нового времени, диссертант настолько уг­лубился в предшествующие века в выяснении причин обозначенного феномена, что в итоге работу при­шлось назвать «Логическая структура дотеоретическо-го и первоначального теоретического мышления». Она дала толчок «пройти» всю историю философии в кон­тексте истории культуры вплоть до современности, а затем возвратиться к началу движения. И кто сейчас может сказать, сколько раз, в каких аспектах, с при­влечением каких источников автор будущего фунда­ментального труда «Философское обоснование исто­рии и теории культуры» осуществляет такую челноч­ную философскую рефлексию, поднимая и сопостав­ляя пласты разных культурных и научных традиций?

Конечно, пока сохранена его библиотека, есть его ученики и друзья — свидетели этого труда, и, безус­ловно, как бы ни сложилась их творческая биография дальше, они постараются по мере сил продолжить разработку его идей. Однако каждый интерпретатор — это все же вторичный источник, читатель же сможет найти в работах В.В.Сильвестрова свои смыслы. Буду­щий исследователь трудов философа будет, конечно, вознагражден приобщением к процессу столь тонкой интеллектуальной работы. Но надо сразу сказать, что


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 117; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!