Ф. И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь...»



Также «с листа» можно прочитать и стихотворение Ф. И. Тютчева «Как весел грохот летних бурь...», контрастное по настроению и ритму стихотворению И. С. Никитина «Утро». Строки упругого четырехстопного ямба, богатые аллитерацией, насыщенные выразительными глаголами и эпитетами, завораживают своей стремительностью.
— В начальной школе вы уже учили одно стихотворение Ф. И. Тютчева, которое по ритму и настроению очень похоже на только что прочитанное. Что это за стихотворение?
Если детям трудно вспомнить, подскажем:
— В нем тоже говорится о грозе, но только не летней, а весенней.
Важно, чтобы дети ощутили родство интонации и ритма в строках «Люблю грозу в начале мая...» и «Как весел грохот летних бурь...».
— В одной строфе у Тютчева восемь строк. Какой тип рифмовки в этих восьмистишиях?
Дети обнаружат редко встречающуюся кольцевую (опоясывающую) рифмовку.
Если позволяет время, прокомментируем некоторые сложные для учеников фрагменты, поставив перед ними задачу:
— Вам надо постараться в уме, мысленно представить себе, нарисовать картины, которые описывает поэт. Будто вы прямо сейчас видите перед глазами то, о чем он говорит.
«Как весел грохот летних бурь...»: летняя буря — это не просто гроза, но обязательно сильный ветер, иногда даже смерч, перемена температуры воздуха, ливень.
— Видели ли вы в жизни такое явление природы, которое можно было бы назвать летней бурей? Почему грохот летних бурь для Тютчева весел?
«...Когда, взметая прах летучий...»: прах в этом тексте означает мелкая пыль. Обычно перед сильной грозой стоит сухая жаркая погода, и ветер, предшествующий грозе, поднимает, взметает на дорогах сухую пыль. Деепричастие взметая очень выразительно благодаря приставке вз -, которая означает поднятие чего-то вверх: мы представляем ветер как огромную метлу, которая внезапным взмахом поднимает вверх пыль с дороги.
«...Гроза, нахлынувшая тучей...»: слова, образованные от глагола хлынуть, мы обычно употребляем, когда говорим о дожде, о воде: вода хлынула, дождь хлынул. Этот глагол обозначает сильный и внезапный поток. Выражение Тютчева означает, что гроза началась тем, что на небо нахлынула туча, т. е. неожиданно заполнила весь небосклон. Туча уподобляется внезапно хлынувшей воде, и это дает нам возможность представить, как быстро это произошло.
«...Смутит небесную лазурь...»: в наше время мы употребляем глагол смутить в переносном значении: привести в смущение, т. е. заставить кого-то ощутить неудобство, смятение. У Тютчева этот глагол употребляется в первозданном значении: сделать мутным, темным.
— Вслушайтесь в две фразы, значение которых практически одинаково: «Гроза сделает голубое небо мутным, темным» и «Гроза... // Смутит небесную лазурь...». Какая из них вам кажется более выразительной? Почему?
«...И опрометчиво-безумно // Вдруг на дубраву набежит...»: наречие опрометчиво означает «необдуманно, слишком поспешно», но в данном контексте это наречие, на наш взгляд, лишено значения необдуманно в его прямом смысле, оно ближе к наречию опрометью — «очень быстро, поспешно». Наречие безумно подчеркивает полную власть стихийных природных сил, отсутствие разумного, рационального начала. В целом два этих слова, поставленных рядом: опрометчиво-безумно, усиливают значение друг друга, передавая скорость происходящего и его стихийность.
Выразительность и роль в звукописи существительного дубрава дети почувствуют, если попытаются заменить его другими словами, обозначающими лес: роща, бор, березняк, сосняк, осинник, ельник.
«...И вся дубрава задрожит // Широколиственно и шумно!..»
— Какие звуки работают в этих двух строках? Какое ощущение они создают?
«Дубрава задрожит» — впечатление мощи, напористого движения.
«Задрожит широколиственно и шумно» — шипящие и свистящие создают ощущение шума листвы.
— Слышали ли вы раньше наречие широколиственно! От какого прилагательного оно образовано? Что означает это прилагательное?
Наречие широколиственно — авторский неологизм Тютчева — образовано от прилагательного широколиственный (широколиственные породы деревьев: дуб, клен, бук, граб). Тютчевский неологизм звучит великолепно: он помогает показать широту и силу природного явления, охватывающего все на земле. Именно мощь дубравы под стать мощи и широте летней бури как стихийного действа.
— Найдите в первой строфе границы предложений.
Ученики заметят, что все восемь строк составляют одно восклицательное предложение, соответственно, и читать его надо словно на одном дыхании, мажорно, подводя к восклицательному знаку.
Предложим детям полностью прочитать первую строфу вслух, вкладывая в звучание стихов свое восприятие и понимание текста. Попросим их несколько утрировать звукопись для большего выразительного эффекта (и для запоминания самого явления аллитерации).
Затем переходим ко второй строфе.
«Как под незримою пятой, // Лесные гнутся исполины...»: пята — попросту пятка, но пятка огромного существа, которое вдруг наступило на дубраву; выражению под пятой будет синонимично выражение под гнетом. Лесными исполинами названы дубы, которые по праву считаются самыми могучими деревьями русских лесов.
«...Тревожно ропщут их вершины, // Как совещаясь меж собой...»: в этих строках наиболее выразителен глагол ропщут (неопределенная форма — роптать). Роптать — ропотом выражать недовольство, обиду. Ропот — недовольство, выражаемое негромкой речью, в неясной форме. Глагол ропщут принадлежит к высокому стилю, звучит торжественно, дети могут сказать — по-старинному.
— С помощью каких звуков поэт передает пробившееся вдруг сквозь первое веселье ощущение тревоги?
Дети заметят шипящие и аффрикату [щ] в их жестком сочетании с другими твердыми согласными.
«...И сквозь внезапную тревогу // Немолчно слышен птичий свист...»
— Какое впечатление вызывает обилие свистящих и два фрикативных [ч] в этих двух строках?
— Почему предыдущую строку от этих двух отделяет тире? Как в пятой и шестой строках строфы меняется настроение?
— Почему сквозь внезапную тревогу «слышен птичий свист»?
«...И кой-где первый желтый лист, // Крутясь, слетает на дорогу...»:
— Почему стихотворение заканчивается многоточием? Какое настроение, какие мысли вызывает упоминание о первом желтом листе?
— Может ли лист слетать на дорогу крутясь при сильных порывах ветра?
Если поэт пишет, что лист летит крутясь, значит, ветер ненадолго стих: так бывает перед самым началом ливня.
— Опишите картины, которые вы представляете себе, читая вторую строфу.
— Описывает ли Тютчев сам ливень?
Перед нами только буря — преддверие грозы, когда налетает ветер, доносятся раскаты грома, но первые капли дождя еще не упали.
Читаем вторую строфу, передавая в чтении свое понимание текста.
— Как отличается вторая строфа от первой по настроению и по характеру чтения?
— Что объединяет обе строфы?
— Повторение каких звуков мы слышим, читая все стихотворение? Что они передают?
Грохот грома, первый шум ветра в листве; шум ветра усиливается, свищут птицы, временное затишье.
Дети читают все стихотворение, акцентируя звукопись.

Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений о весне или о лете. Подобрать репродукцию картины или фотографию к выбранному стихотворению.

Индивидуальное задание
Подготовить выразительное чтение стихотворений Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...», А. Н. Майкова «Ласточки», И. С. Никитина «Зимняя ночь в деревне», И. З. Сурикова «Зима».

Урок 57
Образ осени. Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...».
А. Н. Майков. «Ласточки». Образ зимы.
И. С. Никитин. «Зимняя ночь в деревне».
И. З. Суриков. «Зима»

I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки ученики читают наизусть стихотворения о весне и лете, показывают те репродукции или фотографии, которые они подобрали дома.
Если учитель не задавал индивидуального задания подготовить выразительное чтение стихотворения об осени или зиме, то организация работы может быть такой: пока дети отвечают наизусть выбранные ими стихотворения, несколько учеников самостоятельно готовятся рассказать стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...», А. Н. Майкова «Ласточки», И. С. Никитина «Зимняя ночь в деревне», И. З. Сурикова «Зима».

II. Образ осени. Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...». А. Н. Майков. «Ласточки»
— Каждый из вас прожил уже десять, одиннадцать или даже двенадцать осеней. Какой эпизод из осенних воспоминаний является самым ярким для вас? Какое осеннее переживание вы хотели бы сохранить в своей душе навсегда?
Если атмосфера в классе доверительная, добрая, может получиться очень интересный разговор. После этого обратимся к учебнику:
— Сейчас мы послушаем (прочитаем), какие картины осени больше всего запомнились двум выдающимся поэтам XIX в. — Федору Ивановичу Тютчеву и Аполлону Николаевичу Майкову.
Подготовленные ученики читают оба стихотворения. После прослушивания учитель задает вопросы, выясняя восприятие:
— Чему посвящено это стихотворение? Какие чувства вызвало оно у вас?
— Какое настроение хотел передать автор? Удалось ли передать это настроение чтецу?
Коллективно оценим выступления учеников.
Подробный разбор тютчевского «Есть в осени первоначальной...» дан в тексте следующего урока — урока развития речи. На этом уроке можно двум-трем неподготовленным ученикам предложить вслух прочитать «Ласточек» А. Н. Майкова: стихотворение динамично по сюжету и хорошо понятно детям.

III. Образ зимы. И. С. Никитин. «Зимняя ночь в деревне». И. З. Суриков. «Зима»
Ученики читают стихотворения, обсуждают впечатления, описывают, как они представляют образ зимы.
Можно обратиться к картине Л. Каменева «Зимняя дорога».
Зимний пасмурный день. На санях по заболоченной местности, покрытой чахлым кустарником, по деревянному мосту через небольшую речку едет крестьянская семья: мы видим фигуры мужчины и женщины, закутанной в платок. Впереди по снежной целине бежит собака — может быть, она хочет спугнуть ворон, которые сидят на заснеженной болотине, может быть, почуяла знакомый запах и мчится напрямик к дому.
Слева от саней торчит вешка — палка с привязанными наверху ветками. Такие вешки в старину ставили вдоль дорог зимой, чтобы даже в буран можно было найти правильный путь. Справа синеет еловый лес, на фоне елей белеют треугольниками крыши жилья и дворовых построек. Судя по количеству крыш, перед нами не деревня, а хутор (выселки), на котором живет только одна семья.
Колорит картины холодный, мрачный: все словно бы говорит нам о долгой зиме в скудном крестьянском доме, где горит лучина и трудно заснуть под завывания вьюги. О грусти и зимней тоске человека напоминают нам торчащая вешка и одинокий след саней на дороге. Оживляют пейзаж только кумушки-вороны да бегущая собака.
— Подберите строки, которые соответствуют картине Л. Каменева «Зимняя дорога» (с. 296).
К «Зимней дороге» можно подобрать строки из стихотворения И. С. Никитина «Зимняя ночь в деревне»:

Пусто, одиноко
Сонное село;
Вьюгами глубоко
Избы занесло.

При описании можно вспомнить и строки И. З. Сурикова из стихотворения «Зима»:

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

Обсуждая стихотворения, стараясь зрительно представить картины, описанные поэтами, не забываем отмечать эпитеты, ритм и способы рифмовки.
Если останется время, посвятим его выразительному чтению выученных стихов на оценку.

Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».

Урок 58
Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения

Урок развития речи

I. Артикуляционная разминка

II. Восстановление деформированного текста
Повторим теоретические понятия:
— Что такое ритм, рифма?
Работу по восстановлению деформированного текста можно организовать как по группам, так и индивидуально. Эта работа поможет закрепить навык определения рифмующихся строк и способа рифмовки. Учитель предлагает ученикам собрать тексты, разрезанные по строчкам, записать их и прочитать выразительно.

Текст для работы

Можно предложить ученикам стихотворение И. С. Никитина «Тихо ночь ложится...», пронумеровать строфы и раздать ученикам пяти или трех групп, а затем «собрать» стихотворение и прочитать его целиком.

И. С. Никитин

* * *


Тихо ночь ложится
На вершины гор,
И луна глядится
В зеркала озер;

Над глухою степью
В неизвестный путь
Бесконечной цепью
Облака плывут;

Над рекой широкой,
Сумраком покрыт,
В тишине глубокой
Сонный лес стоит;

Светлые заливы
В камышах блестят,
Неподвижно нивы
На полях стоят;

Небо голубое
Весело глядит,
И село большое
Беззаботно спит. <...>


 

III. Анализ одного из стихотворений (по выбору учителя и учащихся)
Глубина анализа будет зависеть от уровня подготовки класса. Задача работы не в том, чтобы дать детям готовый анализ, а в том, чтобы показать им на практике основные приемы работы с поэтическим текстом, научить их ставить вопросы, наблюдать за словом и делать выводы.
Для анализа возьмем стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...».

Слово учителя
Федор Иванович Тютчев почти двадцать лет провел за границей, работая в русской дипломатической миссии. Когда он вернулся в Россию, то поселился в Петербурге, изредка приезжая в свое родное село Овстуг в Брянской губернии. Такие поездки помогали Тютчеву по-новому ощутить радость и красоту жизни.
22 августа 1857 г. поэт вместе с дочерью Марией направлялся из Овстуга в Москву.
«Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из ее рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не дает писать, берет у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...» 11.


Эвристическая беседа
Анализируем стихотворение в ходе эвристической беседы, основные мысли записываем в тетрадь.
В стихотворении «Есть в осени первоначальной...» Федор Иванович Тютчев передает читателю свое настроение.
— На сколько строф делится стихотворение? О чем они рассказывают?
В первом четверостишии поэт описывает картину природы, которую он видит. Во второй строфе он вспоминает о времени жатвы, а потом внимательно всматривается в паутину на стерне («на праздной борозде»). В третьей строфе он говорит о том, что впереди ждут зимние бури, но сейчас поэт не хочет о них думать и наслаждается теплом.
— Какие эпитеты употребляет поэт?
Для создания настроения нежной грусти и торжественности Тютчев употребляет выразительные эпитеты: «в осени первоначальной», «дивная пора», «бодрый серп», «на праздной борозде» (на праздной — т. е. на отдыхающей, на которой закончена работа), «чистая и теплая лазурь», «отдыхающее поле».
Предложим детям найти метафоры — сравнения, которые словно бы скрыты, спрятаны в тексте (скрытые сравнения).
Поэт сравнивает паутину с волосом: «лишь паутины тонкий волос»; голубой цвет неба он называет лазурью и говорит, что небесная лазурь льется. Мы вслед за поэтом представляем поле как большого и сильного отдыхающего человека.
Природа замерла в ожидании, и это передается в первом четверостишии всего двумя глаголами: есть и стоит.
— Какой способ рифмовки в этих строфах? Что он помогает передать? Понаблюдайте за длиной строк.
Мы представляем, что поэт задумчиво смотрит на осеннее поле и размышляет неторопливо. Это состояние задумчивости передает разный способ рифмовки (в первых двух строфах рифмовка перекрестная, в третьей кольцевая, или опоясывающая), разная длина строк 12: длинные строчки в 10 слогов рифмуются с более короткими, в 8 слогов, строки в 11 слогов — со строками из 9 слогов. Более короткие строки идут вслед за длинными, ритм как бы сбивается, и это создает впечатление, будто человек устал и хочет отдохнуть:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, (11 слогов)
Но далеко еще до первых зимних бурь — (12 слогов)
И льется чистая и теплая лазурь (11 слогов)
На отдыхающее поле... (9 слогов)

Описывая осенний день, Тютчев передает читателям красоту природы, настроение грусти и покоя.
Заканчиваем анализ выразительным чтением стихотворения Тютчева.

IV. Проверка домашнего задания
В оставшееся время урока слушаем выразительное чтение наизусть стихотворений о природе.

Домашнее задание
Для тех, кто не ответил стихотворение: подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений.

1 См.: Эзоп. Заповеди. Басни. Описания / перевод М. Л. Гаспарова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999; Классическая басня / сост., подг. текста, прим. М. Л. Гаспарова и И. Ю. Подгацкого. — M.: Московский рабочий, 1981. — С. 4—41.
2 См.: Классическая басня / сост., подг. текста, прим. М. Л. Гаспарова и И. Ю. Подгацкого. — М.: Московский рабочий, 1981. — С. 117—145.
3 Цит. по кн. Гаршин В. М. Люди и война // В. М. Гаршин. — М., 1988. — С. 371.
4 Маршак С. Я. Воспитание словом / С. Я. Маршак. — М., 1964. — С. 12.
5 Сочельник — канун Рождества Христова.
6 Материал подготовлен по книге: Власова М. Русские суеверия: энциклопедический словарь / М. Власова. — СПб.: Азбука, 2000. — С. 226—234.
7 Скатов Н. Н. Некрасов / Н. Н. Скатов. — М.: Молодая гвардия, 1994. — С. 339.
8 Скатов Н. Н. Некрасов / Н. Н. Скатов. — М.: Молодая гвардия, 1994. — С. 30—31.
9 Скатов Н. Н. Некрасов / Н. Н. Скатов. — М.: Молодая гвардия, 1994. — С. 297—299.
10 Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарева И. В. Поурочные разработки по литературе / О. Б. Беломестных, М. С. Корнеева, И. В. Золотарева. — М.: ВАКО, 2002. — С. 131, 298—299.
11 Чагин Г. И. Федор Иванович Тютчев / Г. И. Чагин. — М.: Просвещение, 1990. — С. 78.
12 Стихотворные размеры по программе под редакцией В. Я. Коровиной изучаются в 6 и 7 классах, поэтому мы говорим не о количестве стоп и не о размерах. Однако детям доступна работа по подсчету слогов.

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1125; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!