Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе



3 часа

Урок 56
Образы природы в русской поэзии. Образ весны.
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды».
А. Н. Плещеев. «Весна». Образ лета.
И. С. Никитин. «Утро».
Ф. И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь...»

I. Артикуляционная разминка

II. Образы природы в русской поэзии
Игра в ассоциации
Запишем тему и предложим ученикам провести небольшой эксперимент. Учитель называет слово, а ученики молча записывают поэтические ассоциации, возникающие у них. Потом ученики читают свои записи вслух.
— Когда мы думаем о поэзии и говорим слово природа, что мы первым делом вспоминаем?
— Что мы представляем, когда говорим весна, лето, осень, зима?
Сравнивая записи, мы увидим, что у многих учеников названия времен года вызывают сходные мысли, воспоминания.
Прочитаем статью учебника из раздела «Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе» (с. 289—290).
— Найдите предложения, которые связаны с нашей работой по выявлению ассоциаций. Запишем эти предложения в тетрадь.
1. «В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали».
2. «Природа изображалась не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но частью его души...»
Очень важно, чтобы работа над стихотворениями сопровождалась музыкой. Для этого можно использовать альбом «Времена года» П. И. Чайковского.

III. Образ весны. Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды». А. Н. Плещеев. «Весна»
Подготовленные ученики читают стихотворения о весне.
— Какие чувства вызвали у вас эти стихотворения? Какие впечатления оставили?
Стихотворения Федора Ивановича Тютчева оставляют доброе, радостное впечатление. «Зима недаром злится...» похоже на игру, оно более бодрое. «Весенние воды» более задумчивое, нежное.
Отрывок из стихотворения Алексея Николаевича Плещеева «Весна» вызывает чувство радостного ожидания, предчувствия счастья.
— Какой образ весны складывается у нас под впечатлением этих стихотворений?
Весна — это образ праздничный, молодой, нежный и радостный.
Рассмотрим репродукции картин, данные в учебнике (с. 291, 293), и спросим:
— Каким стихотворениям более соответствуют эти картины?
Картине И. Левитана «Весна — большая вода» созвучны строки стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенние воды»:

А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...

Стихотворение Ф. И. Тютчева подходит к картине И. Левитана «Март»:

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.

Анализ стихотворения
Выберем из трех одно стихотворение, которое больше всего понравилось детям, и подробно разберем его, отрабатывая одновременно его выразительное чтение. Например, стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенние воды».
— Как вы воспринимаете ритм стихотворения?
— Найдите рифмы в этом стихотворении. Какой в нем способ рифмовки?
— Выпишите из стихотворения глаголы. Какое ощущение помогают передать эти глаголы?
— Выпишите эпитеты.
— Как вы думаете, почему глаголов больше всего в первой строфе, а эпитетов — в третьей?
Выразительно читаем стихотворение. Возможно коллективное чтение.

IV. Образ лета. И. С. Никитин. «Утро». Ф. И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь...»
Чтение и анализ стихотворений
Чтение предыдущих стихотворений некоторые ученики готовили дома; отдельные стихотворения детям представлял учитель. Сейчас перед нами тексты, которые пока никому из детей не знакомы. Предложим им, как говорят музыканты, «читать с листа», т. е. сразу уловить ритм, интонацию и правильно произнести слова без подготовки.

И. С. Никитин. «Утро»

Попросим одного ученика прочитать стихотворение «Утро» и будем следить, как меняется ритм и интонация по мере углубления в содержание. Затем еще раз прочитаем текст стихотворения выразительно.
Пятиклассники еще не изучали размеры стиха, но можно обратить их внимание на размер с помощью ритмического проговаривания (в ритме вальса):

Звез-ды мерк-нут и гас-нут. В ог-не об-ла-ка.
Раз-два-ТРИ, раз-два-ТРИ, раз-два-ТРИ, раз-два-ТРИ.

Сразу можно отметить метафору: «В огне облака», — т. е. алый свет зари сравнивается с огнем, в котором облака выглядят алыми, словно горят.
— Что хочет нам передать поэт: описание утра, свои впечатления от летнего утра, впечатления людей, действия людей? Поясните свой ответ.
Заметим: первые восемь строк — описательные, вторая часть стихотворения — повествовательная (в ней почти нет эпитетов, есть рассказ о событиях летнего утра). Вторая часть выделена графически — отступом (с опозданием на строку).
— Какие ощущения возникают у нас, когда мы слышим стихотворение Никитина? Что мы чувствуем?
Ответы могут быть такими: в стихотворении И. С. Никитина «Утро» мы спокойно любуемся красотой тихого утра, а затем вместе с автором и героями стихотворения (рыбаками, пахарем) приветствуем солнце.
— Удалось ли передать это настроение чтецу?
— На что похоже это произведение?
Дети почувствуют близость стихотворения к народной песне. Но есть особенности, которые отличают текст от фольклора, например не постоянные, а авторские эпитеты.
— Найдите и выпишите эпитеты из первых восьми строк стихотворения.
Белый пар (т. е. туман; эпитет является частью метафоры), по зеркальной воде, алый свет, чуткий камыш, тропинка росистая, роса серебристая.
В стихотворении встречаются повторы слов, характерные для фольклора: морщит-рябит, горит-разгорается. Обратим внимание на простонародную форму возвратных глаголов: скрылися , пробудилися.
— Соответствует ли стихотворению Никитина картина В. Поленова «Заросший пруд» (с. 293)? Расскажите о картине строками стихотворения.
О картине «Заросший пруд» В. Поленова можно сказать так:

Дремлет чуткий камыш. Тишь-безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.

При желании (если есть время и возможность) можно описать картину «Заросший пруд», но учитель должен помнить о недостаточном качестве репродукции, которое не дает полного впечатления от пейзажа (так, например, в тени, на скамье, сидит молодая женщина, которая на репродукции только угадывается).
Закончим анализ выразительным чтением произведения, в котором с помощью интонаций, логических ударений и пауз должно отразиться более глубокое понимание проанализированного текста.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 367; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!