Трудности отправления правосудия.



Несмотря на распоряжения королей, стремившихся упорядочить судоустройство и придать большую эффективность своим привилегиям, дух беспорядка и анархии, господствовавший в эту эпоху, претензии привилегированных социальных групп и произвол должностных лиц чрезвычайно затрудняли нормальный ход судопроизводства.

Не помогали законы, в которых декларировалось, что все должны быть равны перед судом, что никто не может быть арестован и казнен или лишен имущества, не будучи выслушан судом, что никто не может понести наказание, если суд в соответствии с тем или иным фуэро не признал вины обвиняемого.

Нередко обиженные, кредиторы или тяжущиеся, сами чинили суд и расправу, особенно если это были дворяне;                                                                                     еще чаще они старались обеспечить успех тяжбы, захватывая в качестве залога имущество противной стороны, что приводило к ссорам и убийствам.

Преступники злоупотребляли правом убежища либо прикрываясь привилегией иммунитета, предоставленной духовенству, либо отдаваясь под покровительство церкви и монастырей;                                                                                                                               их порог не мог переступить ни один судья, и следовательно, пре­ступник, скрывающийся в храме, был недосягаем, хотя бы вина его не вызывала сомнений.

Видные лица также часто укрывали в своих домах преступников.

К этому следует еще добавить обычай отпуска на волю в определенные дни года или в дни религиозных праздников преступников, содержащихся в тюрьмах, даже если они не были еще судимы (обычай индульгенции).                                               Правом помилования короли нередко злоупотребляли, особенно под влиянием магнатов.

 Ясно, что в таких условиях правосудие отправлялось крайне нерегулярно.

Из-за вышеуказанных причин происходило немало беспорядков, пока преем­ники Фернандо III не приняли меры для исправления создавшегося положения.

Войско.

Военная служба, как уже отмечалось, была в этот период общим дол­гом всех подданных короля, как дворян и духовенства, так и плебеев.

От военной службы освобождались только в очень немногих случаях и только когда речь шла об укрепленных или близких к границе селениях, причем жители их должны были давать обязательство в случае нападения врага отражать его своими силами.

Ины­ми словами, они освобождались только от необходимости сражаться в открытом поле.

Более абсолютный характер носило освобождение от военной службы отдель­ных лиц, которым эта льгота предоставлялась на условиях уплаты возмещения в деньгах или натурой (фонсадера).

Войско собиралось только во время кампании.

По окончании войны воины возвращались к своим мирным занятиям, если это были плебеи, или же предава­лись отдыху, если это были дворяне.

Постоянной армии не было, имелось своего рода временное ополчение, которое созывалось только в случае необходимости;

в мирное время войско состояло только из нескольких наемных дружин короля или из лиц, находившихся на службе во дворце (меснадерос-донселес) ( mesnaderos donceles ).

Когда война становилась неизбежной, король обращался с призывом, по кото­рому к нему являлись светские и духовные сеньоры со своими вассалами, крепост­ными и т. д., образуя различные дружины (меснады) под командой сеньора, причем в некоторых случаях дружинники находились на содержании у своего командира.

Если сеньор был могущественным и от него зависели другие дворяне или кавальеро, каждый из них сопровождал своего патрона с таким количеством пехотинцев или конников, которое ему удавалось собрать.

С другой стороны, на войну шли также ополчения вольных городов, руководимые альфересами ( alferezes ) или абандерадо ( abanderados ) (знаменосцами).

В фуэро каждого города устанавливалось число граждан, которые должны были участвовать в ополчении, их должности,  обязанности, время и обстоятельства, при которых они должны были отправляться в военный поход.

В действительности же на войну шли не все горожане.

Прежде всего не обязаны были идти на войну алькальды, судьи и главы семей; последние могли посылать вместо себя (в соответствии с некоторыми фуэрос) сына или племянника.

Командиры ополчения были одновременно и судьями; им принадле­жало право карать нарушителей дисциплины и преступников во время похода и распределять захваченную в боях добычу.

В одном из повествований о битве npи Аларкосе (1195 г.) упоминается муниципальное ополчение.

В битве при Лас Навас де Толоса участвовали ополчения Сории, Альмасана, Атьенсы, Сан Эстевана-де-Гормас, Айльона, Мединасели, Куэнки, Медины, Вальядолида, Толедо, Авилы Сеговии и других городов.

Король имел определенные обязательства перед кавальеро в отношении уплаты жалованья войскам и распределения завоеванных земель или добычи.

Это обязательства впоследствии были четко определены Альфонсом X, преемником Фернандо III.

Помимо сеньориальных дружин и муниципальных ополчений, в войско часто входили иностранцы — союзные мавры, евреи, а также французы, немцы, итальянцы и т. д.

Военные ордена.

В войнах христиан с восточными мусульманами (в Палестине) возникли ополчения смешанного военно-религиозного характера, состоявшие из добровольцев, большей частью рыцарей, дворян и монахов.

Первым был создан орден храмовников (тамплиеров, 1118 г.) для защиты паломников, которые посещали Палестину.

Эти ополчения смешанного характера названы были военным орденами.

Такие ордена были организованы наподобие орденов монашеских, всякий, кто вступал в них, давал различные обеты, постоянно носил орденскую одежду, обязан был беспрекословно подчиняться дисциплине ордена и т. д.

Уставные положения этих орденов определялись военными целями, а поэтому ряд требований, которые предъявлялись монахам чисто духовных орденов, были для членов военных орденов необязательными.

Например, не все тамплиеры должны были соблюдать обет безбрачия, а в других военных орденах подобный обет не приносился вообще.

В Испании создание военных орденов было обусловлено особыми потребностями реконкисты.

Первый по времени возникновения орден был создан для защиты крепости Калатравы против альмохадов и назван по имени этого селения.

 Немного спустя был учрежден другой орден — Сантьяго, поскольку рыцари eго посвящали себя главным образом защите паломников, посещавших Сантьяго де Компостелу.

В 1166 г. был организован третий орден, орден св. Хулиана из Перейро, который позже получил имя ордена Алькантары, так как Альфонс I пожаловал ему город Алькантару.

Все три ордена были утверждены папой.

От членов его не требовалось обета безбрачия, и духовные лица («братья» — freires )  принимались в ряды орденов наравне с рыцарями-мирянами.

Духовные лица - члены ордена — жили в особых орденских домах (конвентах). Во главе орденов стояли магистры ( maestres ), избираемые рыцарями ордена и утверждаемые папой,

 

АРАГОН

Классы.

При детальном изучении истории арагонского королевства можно отметить более резкие, по сравнению с Леоном и Кастилией, социальные различия.

Для арагонского дворянства характерна сложная и отличающаяся большей касто­востью иерархия и больший деспотизм, проявляемый по отношению к зависимому элементу и крепостным.

Дворянство делилось на несколько категорий.

К первой принадлежали так называемые рикос омбрес де натура ( ricos hombres de natura ) — знать no естеству, считавшая себя потомками первых завоевателей.

С ними король делил завоеванные земли, передавая их или пожизненно, или за обязатель­ство нести военную службу на правах гонора (en honor ), или же на условиях, подобных существовавшим в Леоне и Кастилии.

С течением времени гоноры превратились в наследственные владения.

Феодальная организация стала более четкой после объединения Арагона с Каталонией, когда были введены «Барселон­ские Обычаи».

За рикос омбрес следовали кавальеро, получавшие от первых ренты или земли, которые они приобретали на правах вассалов.

Король имел также своих собственных кавальеро, со времен Хайме получивших название меснадерос ( mesnaderos — дружинников) и представлявших собой иногда столь же могущественную знать, как и знать высшего ранга, хотя меснадерос и не при­знавались равными рикос омбрес.

За кавальеро шли инфансоны.                                                                                                 

 В Арагоне под инфансонами понимали категорию лиц, освобожденных от уплаты податей и не обязанных отбывать военную службу, за исключением, однако, тех случаев, когда военные действия происходили на территории, расположенной вблизи их замка, или когда предпринимались большие кампании.

В этом случае они служили в войске за счет короля и должны были являться к нему, «имея с собой хлеб на три дня».

Это была знать по праву грамоты ( de fuero ).

Рикос омбрес должны были за свой феод три месяца в году служить в королевском войске.

Хайме I создал новую группу дворянства из 380 арагонских и каталонских кавальеро, участвовавших в завоевании королевства Валенсии.

Это были Caballeros de conquista — рыцари по праву завоевания.

Духовенство Арагона пользовалось теми же прерогативами, что и леонско- кастильское.

 

Оно точно так же обладало крупной собственностью и вассалами и осуществляло свою юрисдикцию в пределах церковных сеньорий.

 

Свободный средний класс создавался в муниципиях таким же образом, как и на кастильских землях, однако имел меньшее значение.

Средний класс делился на две категории — бургесес ( burgeses — граждане, занимавшиеся свободными про­фессиями) и омбрес де кондисъон ( hombres de condition ) — ремесленники, рабо­чие и т. д.

Что касается сервов и колонов (сервы известны были под именем mezqbinos до XII в. и как casati , collati , peitarii , villani de parata , nomines signi servitii в XIII в.), то, как полагают, они вначале находились в достаточно благопри­ятных условиях, причем свободные колоны могли по своей воле менять местожи­тельство.

Однако в XIII в. их зависимость от сеньоров стала значительно более тяжелой.

Сеньоры приобрели абсолютную власть над своими крепостными, в том числе и право морить их голодом, жаждой и холодом.

Такое решение было приня­то на кортесах в Уэске в 1245 г.

Это был первый документ, в котором отражалось бедственное положение народных масс.

Движение за освобождение началось в Арагоне позже и относится полностью к следующему периоду.

Мавританские рабы, приписанные к земле, назывались, как в Наварре и Каталонии, — эскарико ( exaricos ).

Их положение было отлично от положения сервов-христиан.

Наиболее древние документы, в которых упоминаются эскарико, относятся к периоду 1095— 1247 гг.

Следует, однако, отметить, что форма крепостной зависимости, распростра­нявшаяся на мавров в Кастилии, носила личный характер, в то время как в Арагоне и Каталонии мусульман прикрепляли к земле.

В общем арагонский социальный строй был более аристократичным, а арагонские законы более суровы (для народ­ных низов), чем законы Леона и Кастилии.

Иностранцы.

Помимо коренного, христианского населения, в Арагоне, так же как и в Кастилии, имелись и другие значительные группы населения — евреи, мосарабы, мудехары.

До начала XIII в. положение евреев было таким же, как в этот же период в Кастилии и Леоне.

В некоторых арагонских городах евреи образовали влиятельные общины (например, в Туделе).

Хайме I покровительство­вал им (хотя в его время уже начинаются религиозные преследования), объявив их своими клиентами; это, правда, не мешало королю благоприятно относиться к про­ектам обращения евреев в христианство, которые разрабатывались и предлагались духовенством.

Он разрешал устраивать публичные диспуты между священника и раввинами и на некоторых из них присутствовал лично.

Число мосарабов увеличивалось в ходе завоеваний.

Альфонс I покровительствовал андалусским мосарабам;

10 тысячам мосарабов он предоставил землю;

с ростом числа мосарабов росло и их значение, что особенно сказалось в сфере культуры и наложило отпечаток на развитие языка в северных областях Испании.

 

То же самое можно сказать и о мудехарах, обосновавшихся здесь в конце XI века.

 

В Арагоне мудехаров было гораздо больше, чем в Кастилии, так как им покровительствовали короли, как например Альфонс 1.

 

Об этом свидетельствует большое число фуэрос, предоставленных мудехарам в эту эпоху в Арагоне и служивших образцом для подобных же фуэрос в Кастилии.

 

Несмотря на то что решения латеранских соборов 1179 и 1215 гг. запрещено было христианам проживать совместно с маврами и евреями и установлено, что те и другие должны отличаться от христиан покроем и цветом одежды, тем не менее общественное мнение не только благосклонно относилось к общению с маврами и евреями (и трудно было понять иное отношение у людей, проживающих постоянно бок о бок друг с другом), но и законодательство, как мы отмечали, предоставляло им специальные привилегии и приравнивало к христианам.

Так, фуэро Туделы (1115—1122 гг.) предоставляло мудехарам следующие привилегии: быть судимыми только собственными алькальдами, судьями и альгвасилами; сохранять свою мечеть; не отбывать военной службы; христиане карались по условиям этого же фуэро за насилия, учиненные над мусульманами.

 

Аналогичные привилегии предоставлялись фуэро Калатаюда 1120 г.

 

Этим фуэро маврам гарантировалась свобода торговли, и в нем, в частности, указывалось, что мудехарская алхама (община) имеет право устанавливать размер откупа с лиц, совершивших убийство их сочлена.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!