Собеседование по дополнительным вопросам.



В билете два вопроса. Первый вопрос формулируется по историко-литературному материалу курса.

 

Список вопросов к зачету по дисциплине «История зарубежной литературы. Часть первая. Литература античности, Средних веков и Ренессанса»

Специальность «Издательское дело и редактирование»

I курс, 1 семестр 2017/2018 г.

1. Миф как тип мышления. Основные черты олимпийской мифологии. Главные персонажи античной мифологии. Миф и литература.

2. «Греческий мир», география и история древнегреческой литературы. Литература в жизни древнегреческого общества.

3. Гомеровские поэмы и проблема происхождения эпоса как литературного рода. Гомеровский вопрос. Повествователь/рассказчик/певец в гомеровском эпосе. «Эпическая объективность». Своеобразие построения образа героя в гомеровских поэмах. Герой и его судьба.

4. Эпические сравнения и специфика образности гомеровских поэм. Основные закономерности построения сюжета в гомеровских поэмах. Серьезное и смеховое в гомеровском эпосе.

5. Происхождение античной лирики, ее связь с мифологическими представлениями. Человеческое и сакральное в лирике Архилоха, Сапфо, Анакреонта, Феогнида, Пиндара. Классическая лирика. Жанры оды и элегии в античной поэзии.

6. Происхождение, сакральное и социальное значение древнегреческого театра. Жанр трагедии. Основные авторы. Жанр комедии в древнегреческой литературе.

7. Действие драмы: перипетия, узнавание, страдание. Катарсис как завершающее действие драмы. Тема рока.

8. Эллинизм и эллинистическая литература. Александрия Египетская как культурный центр греческого мира. Феокрит из Сиракуз и жанр идиллии (буколики) в античной поэзии.

9. Греческий роман. Происхождение, своеобразие формы.

10. «Римский мир». Греческое влияние в римской культуре. Греко-римские соответствия богов.

11. Литература Рима времени кризиса и гибели Республики (середина II в. – до 30 г. I в. до н.э.). Цицерон. Катулл – «изобретатель чувства» (М. Л. Гаспаров).

12. Поэзия и политика в период принципата. Важнейшие авторы.

13. Гораций, Философские и этические основы его поэзии, жанровый репертуар.

14. Частное и универсальное в лирике Овидия.

15. Послеклассическая литература. Своеобразие римского авантюрно-бытового романа. Автор, повествователь, герой в романе Апулея «Золотой Осел». Сюжет романа Апулея «Золотой Осел». Иносказательность, символика, аллегоризм сюжета. Принцип кумуляции в сюжете романа. Жанровый синтез в романе Апулея «Золотой Осел».

16. Своеобразие средневековой культуры и общий характер литературы Средневековья. Периодизация средневековой литературы.

17. Древнескандинавская литература. Героика «Старшей Эдды», специфика героического характера и героической судьбы. Мифологическое и историческое в песнях «Старшей Эдды».

18. Немецкий героический эпос. Фольклорное и литературное, история и миф в рыцарском эпосе Высокого Средневековья.

19. Куртуазная культура и куртуазная литература. Рыцарский роман. Поэзия трубадуров. «Темный» и «ясный» стиль. Куртуазная ситуация любви. Жанровый репертуар провансальской поэзии.

20. Карнавальная культура средневековья и народная смеховая литература.

21. Проблема Возрождения. Возрождение и средневековая культура. Ренессанс и Проторенессанс. Проблема соотношения религиозного и светского, идеального и реального в литературе Ренессанса. Идея «великой цепи бытия». Ренессансный синтез художественных традиций средневековой литературы. Идеи ренессансного гуманизма. Возрождение как «возрождение античности». Ренессанс и Реформация.

22. Возрождение в Италии. Общая характеристика. Основные авторы. Значение Флоренции для становления литературы Ренессанса.

23. Творчество Данте. Стихи и проза «Новой жизни». «Божественная комедия». «Земная жизнь» в структуре мира Данте. Концепция человека у Данте. Проблема характера.

24. Соотношение обрамляющего рассказа и новелл в «Декамероне» Боккаччо. Сюжетное и смысловое значение «Вступления» к «Декамерону» Боккаччо. Ситуация «Декамерона»: универсальное и конкретное.

25. Роман Рабле и карнавальная культура. Образность романа. Панург в идейной структуре книги. Идеи гуманизма у Рабле.

26. Испанский Ренессанс и творчество Сервантеса. Композиция романа «Дон Кихот». Жизнь и идея в романе Сервантеса.

27. Шекспир и общая характеристика английского Возрождения. Периодизация творчества Шекспира. Жанры шекспировской драматургии.

28. «Магистральный сюжет» и типология героев шекспировской драмы. Какова роль шута в идейной структуре шекспировской драмы (на примере одного произведения)?

29. Человек и природа в произведениях Шекспира.

30.  «Гамлет» Шекспира. Герой и сюжет. Проблема «трагического гуманизма».

 

Второй вопрос экзаменационного билета предполагает составление краткого комментария к фрагменту произведения из числа тех, которые включены в обязательный список. Студент должен: 1. Определить автора и произведение; 2. Охарактеризовать место фрагмента в сюжете и композиции произведения, объяснить, какие сюжетные линии завязываются, развиваются или разрешаются в нем, какие образные мотивы, важные для произведения в целом, в нем присутствуют; 3. Если возможно, указать, какие черты характера и личности героя (героев) проявляются в цитируемом фрагменте; 4. Охарактеризовать фрагмент в аспекте проявления в нем черт авторского стиля.

Ответ может включать контекстуальный и интертекстуальный комментарий. Контекстуальный комментарий объясняет исторические и культурные реалии, знание которых необходимо для адекватного понимания текста. Интертекстуальный комментарий выявляет и объясняет присутствующие во фрагменте литературные аллюзии.

Ответы на оба вопроса оцениваются отдельно. Оценка «отлично» за ответ дает 10 баллов, оценка «хорошо» - 7 баллов, оценка «удовлетворительно» – 3 балла. В сумму баллов за ответы на дополнительные вопросы будут включены баллы за работу на практических занятиях (кроме баллов за доклад). Баллы, полученные по результатам собеседования, прибавляются к тем, которые были получены в течение семестра и за итоговую контрольную работу.

Основная литература

Литература по отдельным темам указана в заданиях самостоятельных работ

Античная культура. Литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь – справочник / под ред. В.Н.Ярхо. – М.,1995.

Античная литература / Под ред. А.А.Тахо-Годи. – М.,1997 (и др. издания).

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Любое изд.

История всемирной литературы: В 9 т. М., 1984. Т. 1, 2; М., 1985. Т. 3.

История зарубежной литературы: Средние века. Возрождение: Учеб./ М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский, С.С. Мокульский, А.А. Смирнов. М., 1978 (и др. издания).

Косиков Г.К. Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы // Зарубежная литература второго тысячелетия. М., 2001.

Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. Любое изд.

Луков Вл. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учебн. пособие для студентов высш. учеб. заведений. — М., Издательский центр «Академия», 2003. — 512 с.; 2-е изд., испр. — 2005; 3-е изд., испр. — М.: Академия, 2006; 4-е изд. — 2008; 5-е изд. — 2008; 6-е изд. — 2009.

Пинский Л. Е. Реализм Возрождения// Пинский Л. Е. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961.

Радциг С. И. История древнегреческой литературы. – М.,1977.

Теория литературы: Учеб. пособие: в 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. Т. 2 : Бройтман С. Н. Историческая поэтика. М., 2004.

Тронский И. М. История античной литературы. – М.,1983.

Чистякова Н. А., Вулих Н. В. История античной литературы. – М.,1971.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 98; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!