Итоговая контрольная работа (ИКР).



Программа дисциплины «История зарубежной литературы (ч. 1. Литература античности, Средних веков и Возрождения)».

Специальность «Издательское дело и редактирование»

I курс, 1 семестр 2018/2019 г.

Система отчетности

Оценка работы студента осуществляется на основе учета рейтинговых баллов по результатам текущего и итогового контроля. Для получения зачета нужно набрать не меньше 41 балла по сумме ТК и ИК, но студенты, набравшие меньше 25 баллов по результатам ТК, не допускаются к зачету. Студенты, набравшие по результатам ТК и ИК баллы, соответствующие оценкам «хорошо» (61 – 80) и «отлично» (81 – 100), получают бонусные баллы в следующем семестре.

Текущий контроль включает в себя две контрольные работы по текстам, оценку творческой работы, оценку работы на занятиях, учет посещения занятий.

Итоговый контроль включает в себя итоговую контрольную работу и собеседование в экзаменационной форме по программе курса.

Текущий контроль

Контрольные работы по текстам

Специфика историко-литературного курса состоит в том, что условием выполнения его программы является прочтение довольно большого количества произведений. Кроме того, важно, чтобы произведения были прочитаны своевременно. Поэтому студентам предлагается понедельный график чтения, учитывающий объем и сложность произведений, входящих в список обязательного чтения. Проверка знания произведений осуществляется в форме контрольных работ (КРТ).

Список произведений для обязательного чтения:

К первому зачету по текстам (15 – 21 окт.):

Изложение мифов Древней Греции – по любому достоверному источнику.

Гомер. «Илиада». Полностью читать песни первую («Язва. Гнев») и восемнадцатую («Изготовление оружия»). Остальные песни прочесть в изложении.

Гомер. «Одиссея». Полностью читать песни первую (Олимп и Итака), шестую (Навсикая), девятую (начало рассказа Одиссея: киконы, лотофаги, циклопы), десятую (остров Эола, лестригоны, Кирка), одиннадцатую (царство мертвых), двенадцатую (сирены, Харибда и Сцилла, быки Гелиоса, Калипсо), девятнадцатую (Эвриклея). Остальные песни прочесть в изложении.

Сапфо. Богу равным кажется мне по счастью. К Анактории (Конница – одним, а другим – пехота…). Гонгиле (Мне Гонгила сказала…). Срок настанет; в земле…

Анакреонт. Бросил шар свой пурпуровый… Поредели, побелели… Кобылица молодая… Что же сухо в чаше дно… На пиру за полной чашей…

Пиндар. Первая пифийская ода.

Архилох. Носит теперь горделиво… Сердце, сердце! Грозным строем…

Феогнид. Город все тот же, мой Кирн… Лучшая доля для смертных…

Ксенофан. Чистый лоснится пол…

Феокрит. Идиллия I («Тирсис, или Песня»). Идиллия II («Колдуньи»).

Софокл. Эдип-царь.

Катулл. Книга стихотворений (3. Плачь, Венера… 5. Будем, Лесбия, жить… 7. Спросишь, Лесбия, сколько поцелуев… 11. Фурий, ты готов, и Аврелий тоже… 38. Плохо стало Катуллу, Корнифиций… 42. Вы сюда, мои ямбы, поспешите… 51. Кажется мне тот богоравным… 85. И ненавижу ее и люблю…).

Гораций. Оды (1.1. Славный внук, Меценат… 1.5. Что за щеголь… 1.6. Пусть тебя, храбреца многопобедного… 1.9. Смотри: глубоким снегом засыпанный… 1.11. Ты гадать перестань… 1.14. О корабль, вот опять в море несет тебя… 1.20. Будешь у меня ты вино простое… 1.23. Что бежишь от меня… 1.25. Реже по ночам в запертые ставни… 2.14. О Постум! Постум! Льются, скользят года… 2.15. Земли уж мало плугу оставили… 2.16. Мира у богов при дыханье шквала… 2.20. Взнесусь на крыльях мощных… 3.13. Ключ, звенящий хрусталь… 3.30. Создал памятник я… 4.2. Тот, держась на крыльях… ). Эподы (2. Блажен лишь тот, кто, суеты не ведая…). Сатиры (1.1. Что за причина тому, Меценат… 2.6. Вот в чем желания были мои… ). Послания (1.1. Имя твое, Меценат, в моих первых стихах… 1.7. Несколько дней лишь тебе обещал провести я в деревне… 1.20. Кажется, книжка, глядишь на Вертумн…).

Овидий. Любовные элегии (Значит, я буду всегда виноват в преступлениях новых… Ты, что способна создать хоть тысячу разных причесок…). Тристии (Если в столице у вас об изгнаннике помнят…).

Апулей. Золотой Осел.

Ко второму зачету по текстам (17 – 23 дек.):

Старшая Эдда. Прорицание вёльвы. Речи Высокого. Перебранка Локи. Песнь о Трюме. Речи Регина. Речи Фафнира. Речи Сигрдривы. Отрывок песни о Сигурде. Первая песнь о Гудрун. Краткая песнь о Сигурде. Вторая песнь о Гудрун. Третья песнь о Гудрун. Гренландская песнь об Атли.

Песнь о Нибелунгах. Авентюры I, II (о Зигфриде), III (о том, как Зигфрид прибыл в Вормс), VII (о том, как Гунтер добыл Брюнхильду), X (о том, как Брюнхильду приняли в Вормсе), XIV (о том, как королевы поссорились), XV (о том, как Зигфрид был предан), XXVII (о том, как бургунды приехали в Бехларен), XXXIX (о том, как Дитрих бился с Гунтером и Хагеном). Остальные авентюры можно прочесть в изложении.

Поэзия трубадуров (стихотворения Джауфре Рюделя, Маркабрюна, Бернарта де Вентадорна, Гираута де Борнейля, Арнаута Даниэля, Бертрана де Борна, Пейре Видаля, Гаваудана, Сорделя).

Данте. Новая жизнь. Божественная Комедия (Ад).

Боккаччо. Декамерон (Введение. День первый. Чума. НОВЕЛЛА ПЕРВАЯ: Сэр Чаппеллетто обманывает лживой исповедью благочестивого монаха. День второй. НОВЕЛЛА СЕДЬМАЯ: Султан Вавилонии отправляет свою дочь в замужество к королю дель Гарбо. День четвертый. НОВЕЛЛА ВТОРАЯ: Монах Альберт уверяет одну женщину, что в нее влюблен ангел. НОВЕЛЛА ШЕСТАЯ: Андреола любит Габриотто. НОВЕЛЛА ДЕСЯТАЯ: Жена одного врача кладет своего любовника, одуренного зельем, но сочтенного мертвым, в ящик. День пятый. НОВЕЛЛА ПЕРВАЯ. Чимоне, полюбив, становится мудрым. НОВЕЛЛА ЧЕТВЕРТАЯ: Риччьярдо Манарди захвачен мессером Лицио да Вальбона у его дочери, на которой женится, помирившись с ее отцом. ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ. НОВЕЛЛА ДЕСЯТАЯ: Маркиз Салуццкий, вынужденный просьбами своих людей жениться, берет за себя, дабы избрать жену по своему желанию, дочь одного крестьянина).

Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль. Кн. 1 и 2.

Шекспир. Укрощение строптивой. Сон в летнюю ночь. Венецианский купец. Ромео и Джульетта. Гамлет.

Сервантес. Дон Кихот. Часть первая.

График чтения и расписание контрольных мероприятий см. в таблице ниже.

Максимальная сумма баллов за каждую КРТ – 15. Вопросы формулируются в закрытой форме. Задание может состоять в том, чтобы по фрагменту опознать произведение, правильно определить время и место действия, перечислить главных героев и т.д.

Самостоятельные работы (СР).

На практических занятиях каждый студент должен в форме доклада представить текст самостоятельной работы. Задание работы нужно получить индивидуально, обратившись к преподавателю. В некоторых случаях оценка работы требует дополнительной проверки. В этом случае текст доклада высылается преподавателю.

В состав вопроса включен фрагмент произведения. Предполагается, что ответ должен строиться по большей части как комментарий к данному фрагменту.

При выполнении СР должны соблюдаться определенные требования.

Ответ на каждый вопрос в печатном виде не должен превышать трех страниц (А4, кегль 12, 1,5 интервала, не более 10 000 знаков с пробелами). Устное сообщение должно быть рассчитано не более чем на 15 минут.

В каждом ответе должны быть цитаты не менее чем из двух источников. Цитаты должны быть в кавычках, источник цитаты должен быть указан (автор, название, год издания, страница). Если цитируются материалы, размещенные в сети Интернет, должны быть указаны автор, название работы, электронный адрес. Цитировать тексты, автор которых не указан, нельзя. В устном сообщении также необходимо сообщать источник цитаты.

Ответ не должен состоять только из цитат.

Ответ должен быть связным.

Перед началом работы студент должен удостовериться, что правильно понимает все слова, входящие в название темы. Определения терминов можно найти в лекциях, литературоведческих словарях (рекомендуется «Литературная энциклопедия терминов и понятий»). При этом определение термина не нужно включать в работу. Необходимым условием выполнения задания является чтение тех произведений, которые упомянуты в задании или знакомство с которыми предполагается его формулировкой.

В ответе не должно быть ничего лишнего. Не надо говорить о том, когда писатель родился, где он жил, какие произведения написал, как о нем отзывалась критика, если это не предусмотрено формулировкой темы.

Оценка «отл.» за ответ соответствует 15 баллам, «хор.» - 10 баллам, «уд.» - 5 баллам.

Оцениваться будет также работа на занятии: вопросы к докладчикам, комментарии и дополнения к выступлениям. За работу на занятиях можно получить до 20 баллов. Эти баллы будут включены в сумму баллов итогового контроля.

                                                                                    

Посещение занятий

Стопроцентное посещение лекционных и практических занятий соответствует 5 баллам.

График работы по дисциплине «История зарубежной литературы (ч. 1. Литература античности, Средних веков и Возрождения)».

  График чтения Темы практических занятий Контрольные работы
3 – 9 сентября Мифы Древней Греции. Илиада    
10 – 16 сентября Одиссея    
17 – 23 сентября Древнегреческая лирика.    
24 – 30 сентября Эдип-царь    
1 – 7 октября Поэзия Древнего Рима Практическое занятие 1. Софокл. Эдип-царь  
8 – 14 октября Апулей. Золотой Осел    
15 – 21 октября Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах   КРТ-1
22 – 28 октября Поэзия трубадуров. Данте. Новая жизнь Практическое занятие 2. Античная лирика  
29 октября – 4 ноября Данте. Божественная Комедия    
5 – 11 ноября Боккаччо. Декамерон    
12 – 18 ноября Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль    
19 – 25 ноября Шекспир. Укрощение строптивой. Сон в летнюю ночь. Венецианский купец. Практическое занятие 3. Данте  
26 ноября – 2 декабря Шекспир. Ромео и Джульетта. Практическое занятие 4. Боккаччо.  
3 – 9 декабря Шекспир. Гамлет. Практическое занятие 5. Рабле  
10 – 16 декабря Сервантес. Дон Кихот. Практическое занятие 6. Шекспир  
17 – 23 декабря   Практическое занятие 7. Шекспир КРТ-2
24 – 30 декабря      
       

Итоговый контроль

Экзамен (зачет) по дисциплине проводится в два этапа.

Итоговая контрольная работа (ИКР).

Первый этап экзамена (зачета) – это письменная итоговая контрольная работа. Задание содержит 25 вопросов в закрытой и 3 – в открытой форме. Цель ИКР, главным образом, – проверка фактических знаний студентов в пределах программы. В задании будут, во-первых, вопросы на конкретное знание текста. Задания на конкретное знание текста будут только по тем произведениям, которые включены в обязательный минимум. Вопросы по текстам будут аналогичны тем, которые включены в семестровые КРТ. Во-вторых, значительная часть вопросов – это проверка конкретных историко-литературных знаний. Студент должен представлять себе содержание основных историко-литературных категорий; круг авторов, представляющих в данную эпоху ту или иную литературу; основную проблематику и круг произведений тех или иных писателей; иметь представление о важнейших литературных репутациях. Проверяться будет необходимый минимум фактических знаний в объеме программы. Для подготовки к ИКР достаточно учебника и лекционного материала. При этом ИКР не характеризует ни способность к творческой работе, ни способности мышления и самостоятельной интерпретации материала. Для этого предусмотрены другие формы работы, которые выполняются в течение семестра.

За ИКР можно получить до 30 баллов, в зависимости от количества правильных ответов на закрытые вопросы и качества ответов на открытые вопросы. Баллы, полученные за ИКР, добавляются к тем, которые были получены в течение семестра. Если набранных баллов недостаточно для получения желаемой оценки (зачета), проводится собеседование по дополнительным вопросам в обычной экзаменационной форме.

Экзаменационный минимум, соответствующий программе курса:

Историко-литературные вопросы в итоговой контрольной работе возможны по следующим разделам курса:

1) По учебнику «Античная литература» под ред. А.А.Тахо-Годи:

 

Мифология;

Гомеровский эпос;

Классическая лирика;

Происхождение драмы;

Софокл;

Эллинизм;

Феокрит из Сиракуз;

Греческий роман;

Лирическая и лиро-эпическая поэзия Рима (середина II в. – до 30 г. I в. до н.э.);

Общий обзор классической литературы периода принципата;

Гораций;

Овидий;

Послеклассическая литература.

2) По учебнику «История зарубежной литературы: Средние века. Возрождение» (М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский, С.С. Мокульский, А.А. Смирнов):

 

Древнескандинавская литература;

Немецкий героический эпос;

Лиика трубадуров и труверов;

Рыцарский роман;

Драма;

Возрождение в Италии. Общая характеристика;

Данте;

Петрарка;

Боккаччо;

Гуманизм в Германии и Нидерландах. Немецкая Реформация;

Рабле;

Сервантес;

Общая характеристика английского Возрождения. Гуманисты;

Шекспир.

 

Историко-литературные вопросы в итоговой контрольной работе возможны по творчеству следующих авторов:

 

Гомер;

Эсхил;

Софокл;

Аристофан;

Сапфо;

Цицерон;

Катулл;

Вергилий;

Гораций;

Овидий;

Петроний;

Апулей;

Данте;

Петрарка;

Боккаччо;

Эразм Роттердамский;

Рабле;

Лопе де Вега;

Сервантес;

Шекспир.

 

Основные литературоведческие понятия и проблемы историко-литературного процесса, вопросы по которым могут быть включены в задание итоговой контрольной работы:

1. Олимпийская мифология.

2. Гомеровский вопрос.

3. «Эпическая объективность» в гомеровских поэмах.

4. Эпические сравнения.

5. Герой гомеровского эпоса. Предопределенность героической судьбы.

6. Гомеровские поэмы и проблема происхождения эпоса как литературного рода.

7. Серьезное и смеховое в гомеровском эпосе.

8. Происхождение античной лирики, ее связь с мифологическими представлениями.

9. Жанр оды в античной поэзии.

10. Жанр элегии в античной поэзии.

11. Жанр идиллии (буколики) в античной поэзии.

12. Происхождение античного театра.

13. Жанр трагедии в древнегреческой литературе.

14. Жанр комедии в древнегреческой литературе.

15. Действие драмы: перипетия, узнавание, страдание.

16. Катарсис как завершающее действие драмы.

17. Эллинистическая литература.

18. Происхождение греческого романа.

19. Своеобразие формы греческого любовно-авантюрного романа.

20. Греческое влияние в римской литературе.

21. Греко-римские соответствия богов.

22. Поэзия и политика в эпоху Принципата.

23. Жанр сатиры в римской литературе.

24. Жанр послания в римской литературе.

25. Своеобразие римского авантюрно-бытового романа. 

26. Своеобразие средневековой культуры и общий характер литературы Средневековья.

27. Периодизация средневековой литературы.

28. Героика «Старшей Эдды», специфика героического характера и героической судьбы.

29. Мифологическое и историческое в песнях «Старшей Эдды».

30. Фольклорное и литературное в рыцарском эпосе Высокого Средневековья.

31. История и миф в рыцарском эпосе Высокого Средневековья.

32. Куртуазная культура и куртуазная литература.

33. Рыцарский роман.

34. Поэзия трубадуров. «Темный» и «ясный» стиль. Куртуазная ситуация любви. Жанровый репертуар провансальской поэзии.

35. Карнавальная культура средневековья и народная смеховая литература.

36. Проблема Возрождения. Возрождение и средневековая культура. Ренессанс и Проторенессанс.

37. Проблема соотношения религиозного и светского, идеального и реального в литературе Ренессанса. Идея «великой цепи бытия».

38. Ренессансный синтез художественных традиций средневековой литературы.

39. Значение Флоренции для становления литературы Ренессанса.

40. Идеи ренессансного гуманизма.

41. Возрождение как «возрождение античности».

42. Понятие о Реформации.

43. Роман Рабле и карнавальная культура.

44. Роман Рабле и идеи гуманизма.

45. Плутовской роман.

46. Периодизация творчества Шекспира.

47. Жанры шекспировской драматургии.

48. «Магистральный сюжет» шекспировской драмы.

49. Типология героев шекспировской драмы.

50. Проблема «трагического гуманизма».

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!