Глава II . Очерк «Буран»: история создания и первая публикация
Очерк «Буран» был написан случайно, по просьбе издателя альманаха «Денница»М.А. Максимовича. В этом издании он впоследствии был опубликован. Этот небольшой очерк предшествовал и сопутствовал пушкинскому изображению бурана в повести «Капитанская дочка», сам жеАлександр Сергеевич был сотрудником «Денницы», в альманахе публиковались отрывки его произведений.
Сергей Тимофеевич позже признавался, что «кроме каких-нибудь мелких статей, вынужденных, так сказать, обстоятельствами», он ничего не писал в то время, но обещание издателю отдать в первый номер «что-нибудь» нужно было выполнить. Так появился на свет этот образец русской пейзажной прозы.
Его публикация сопровождалась забавным эпизодом, связанным с отношениями С.Т. Аксакова и Н.А. Полевого. Он был описан Сергеем Тимофеевичем в его книге «Разные сочинения», вышедшей в 1858 году. Издатель «Денницы» был близко знаком с Н.А. Полевым и понимал, что его новый альманах будет благосклонно принят критиком. «Московский Телеграф» был в то время прогрессивным журналом, и мнение издателя Н.А. Полевого считалось авторитетным.
Отзыв на первый номер «Денницы» не был особенно доброжелательным. Сравнивая альманах с прежними изданиями такого типа, в которых печатались научные и критические статьи, отражалась литературная полемика, он отмечал, что «Денница» «не походит даже на своих прародичей». «Без предисловий, без объяснений представляет она несколько приятных произведений Словесности».
|
|
Очерк С.Т. Аксакова был помещен в раздел прозы и опубликован вместе со сказками «Марко богатый» и «Веселые злыдни», «Опал», с отрывком «Вещий сон» Н.А. Мельгунова, сочинениями И.И. Лажечникова и А.Ф. Вельтмана. Как и С.Т. Аксаков, это писатели второго ряда. Оказавшись в контексте отрывков из романов, очерк Сергея Тимофеевича был воспринят тоже как часть большого сочинения. Творчество представленных авторов не было схоже, но появление «Бурана» рядом с произведениями русского фольклора было вполне обоснованно: М.А. Максимович – известный этнограф, исследователь русского и украинского языка, литературы, поэтому очерк об Оренбургской земле, насыщенный местными понятиями, описывающий красоту этого отдаленного уголка России, не мог не заинтересовать его.[3]
Глава 3. Сравнение как категория стилистики и поэтики
Сравнение – категория стилистики и поэтики, образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку с целью выявить в объекте сравнения новые, важные для субъекта речи свойства. Сравнение включает в себя сравниваемый предмет (объект сравнения), предмет, с которым происходит сопоставление (средство сравнения), и их общий признак (основание сравнения).
|
|
Ценность сравнения как акта художественного познания в том, что сближение двух разных предметов помогает раскрыть в объекте сравнения, кроме основного признака, также ряд дополнительных признаков, и это обогащает художественное впечатление.
Сравнение широко используется в фольклоре и поэзии; оно может выполнять изобразительную: «И кудри их белы, как утренний снег над славной главою кургана…» (А. С. Пушкин) и выразительную: «Прекрасна, как ангел небесный...» ( М. Ю. Лермонтов) функции или совмещать их обе.
Выделяют простое, или одинарное, сравнение: «Как в ночь звезды падучий пламень,/ Не нужен в мире я» (М. Ю. Лермонтов) и сложное, или составное: «Исчезли юные забавы,/ Как сон, как утренний туман» (А. С. Пушкин).
Как средство оценки эстетической и этической сторон сравнения подразделяются на деэстетизирующие, «ухудшающие», и эстетизирующие, «улучшающие» (облака, как тряпки и облака, как крылатые кони – в восприятии разных персонажей). Сравнение может окрашивать произведение как в трагические («горечь едкая…, как горечь полыни»), так и в комические тона (у запорожца шаровары шириной в Чёрное море). Разграничиваются сравнения проходные и развёрнутые (например, у Гомера).
|
|
Чтобы сопоставить, сравнить одно явление с другим, мы в своей речи пользуемся разными языковыми конструкциями, которые помогают выразить значение сравнения:
1. Сравнительные обороты. Это наиболее распространённый тип. Как правило, он преобладает и употребляется с различными союзами: как, точно, словно, будто и др.: «Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием» (Л. Толстой).
2. Сравнительные придаточные предложения, в которых вместе с подлежащим есть сказуемое. Они присоединяются к главным с помощью тех же сравнительных союзов: как, точно, словно, будто и др.: «Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду» (С. Есенин).
3.Сравнение, выраженное творительным падежом, который синонимичен обычному сравнительному обороту: «Швейцара мимо он стрелой…» (А. Пушкин).
4.Сравнение, выраженное родительным падежом вместе со сравнительной степенью прилагательного: горит жарче огня, темнее тучи.
5.Сравнение, образованное с помощью прилагательного похожий, синонимичного союзу как: «Пантелей Прокофьевич, рассердившись на сноху, был похож на вытащенного из воды судака» (М. Шолохов).
|
|
6. Сравнение, передающееся следующими словами: подобен... (подобен старинной иконе), кажется... (кажется драгоценным камнем), напоминает... (напоминает весенний день), вроде... (шляпа вроде колокольчика), наподобие... (бант наподобие бабочки) и др.
7.Сравнение, выраженное наречием с приставкой по-: Он крест кладёт по-писаному, по-учёному.
8. Сравнение, выраженное фразеологизмом: похожи как две капли воды.
9. Сравнение «спадающее», или развёрнутое, представляющее собой своеобразную антитезу. Оно обычно состоит из двух самостоятельных и иногда очень больших предложений (и, может быть, даже абзацев), которые как бы противопоставляются друг другу. Обычно вторая часть такого сравнения начинается со слова так:
«Всходит остролистая зелёная пшеница, растёт; через полтора месяца грач хоронится в ней с головой, и не видно; сосёт из земли соки, выколосится, набухнет зерно пахучим и сладким молоком; потом зацветёт, золотая пыль кроет колос. Выйдет хозяин в степь – глядит, не нарадуется. Откуда ни возьмись забрёл в хлеба табун скота: ископытели, в пахотьзатолочили грузные колосья. Там, где валялись, - круговины примятого хлеба… дико и горько глядеть.
Так и с Аксиньей: на вызревшее в золотом цветеньи чувство наступил Гришка тяжёлым сыромятным чириком. Испепелил, испоганил – и всё» (М. Шолохов)
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 385; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!