Глава I . Биография и творческий путь С. Т. Аксакова



Исследовательская работа

Сравнения

В очерке С. Т. Аксакова «Буран»

 

 

           

Гибадуллина Линара Наилевна, 11 класс

МОБУ СОШ с. Октябрьское

МР Стерлитамакский район

Республики Башкортостан

 

Руководитель:

Попова Елена Ивановна

учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ с. Октябрьское

МР Стерлитамакский район

Республики Башкортостан

 

 

Стерлитамакский район, 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………..3

 

Основная часть

Глава 1. Биография и творческий путь С. Т. Аксакова……......................5

Глава 2. Очерк «Буран: история создания и первая публикация………8

Глава 3.Сравнение как категория стилистики и поэтики………………9

Глава 4.Семантические особенности сравнений………………………...11

Глава 5.Особенности построения сравнений…………………………….15

 

Заключение……………………………………………………………………17

 

Библиография…………………………………………………………………19

 

Приложение………………………………………… …………………………20

 

ВВЕДЕНИЕ

Никто из русских писателей не умеет

описывать природу такими сильными,

свежими красками, как Аксаков.

Н.В. Гоголь

Всякий большой художник видит мир иначе, чем его литературные предшественники. И иначе его запечатлевает – создаёт новые формы литературного выражения, способные это  небывалое видение воплотить. Другими словами, он строит такую художественную систему, которая способна, по выражению Л. Н. Толстого, «заразить» читателя, дать ему возможность увидеть и почувствовать то, что увидел и почувствовал сам писатель или поэт. Смысловые и эмоциональные эффекты, передающие это видение, рождаются в каждой микроструктуре, «клетке» художественного произведения, на каждом его уровне. Их создают и слово, и сюжет, и персонаж. Накладываясь друг на друга и друг друга взаимоусиливая, они в конечном счёте создают тот главный эффект, который и выражает новое видение мира.

 К таким мастерам слова относится Сергей Тимофеевич Аксаков, которыйсреди классиков русской литературы занимает особое место. Вот как было охарактеризовано его творчество к столетию со дня смерти: «Буквально пригоршнями можно черпать из произведений Аксакова самоцветы народного словаря … Аксаков – изумительный психолог отроческой души…Аксаков обладал каким-то непостижимым даром изображать природу и человека слитно, в неразделимом единстве».[4]

Имя Сергея Тимофеевича Аксакова пользуется всенародной любовью и глубоким уважением как имя, составляющее в ряду других имен мировую славу русской культуры. Подтверждением этому могут служить слова литературного критика А. Г. Горнфельда: «Русская литература чтит в нем лучшего из своих мемуаристов, незаменимого культурного бытописателя-историка, превосходного пейзажиста и наблюдателя жизни природы, наконец, классика языкаприроды».

С. Т. Аксаков всегда стремился к простоте языка, но вместе с тем он свободно владел богатствами русской речи. Известный литературовед С.А.Венгеров правильно заметил, что «если когда-нибудь изучат словарь Аксакова, то он окажется одним из самых точных, обильных разнообразными оттенками».

Жизнь С. Т. Аксакова тесно связана с Башкортостаном. Ей он посвятил многие свои произведения. Каждую осень в нашей школе проходят «Аксаковские чтения»,  совсем недавно литературный мир отметил 225-ти летний юбилей со дня рождения писателя. Поэтому актуальным станет обращение к его художественному наследию.

Объектомнашего исследования станет очерк «Буран»; предметом – сравнения,  используемые автором на страницах данного произведения.

Цель исследования: выявить сравнения, определить их стилистическую и эмоционально-экспрессивную функции в очерке.

В соответствии с данной целью обозначим следующие задачи:

ü изучить  теоретический материал по теме исследования;

ü рассмотреть способы использования сравнений писателем:

ü обратить внимание на особенности построения сравнений;

ü выявить наиболее часто употребляемую форму сравнений;

ü определить изобразительно-выразительные особенности сравнений.

Методами исследования будут наблюдение, выборка и систематизация материала.

Практическая направленность работы будет способствовать определённому углублению знаний о значимости творчества С. Т. Аксакова и пополнению краеведческого материала.

      Апробация работы. С данной работой будут ознакомлены члены кружкового объединения «Литературное краеведение»; на основе работы будетсоздан дидактический материал (в форме буклета) для использования его на уроках литературы и русского языка.

Тема, цель и задачи исследования определили его структуру: работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографии, приложения.

 

Глава I . Биография и творческий путь С. Т. Аксакова

Сергей Тимофеевич Аксаков происходил из старинной, но небогатой дворянской семьи. Отец его, Тимофей Степанович Аксаков, был провинциальным чиновником. Мать — Мария Николаевна Аксакова, урождённая Зубова, очень образованная для своего времени и социального круга женщина. Детство Аксакова прошло в Уфе и в имении Ново-Аксаково. Значительное влияние на формирование личности Аксакова в раннем детстве оказал его дед Степан Михайлович.

В возрасте восьми лет, в 1799 году, Аксаков был определен в Казанскую гимназию. С 1804 года, когда старшие классы гимназии были преобразованы в 1-й курс новообразованного Казанского университета, Аксаков стал в нём студентом.

В годы своей учёбы в Казани (1804—1807) Аксаков участвовал в издании рукописных журналов: «Аркадские пастушки» и «Журнал наших занятий». В них появились его первые литературные опыты — стихи, написанные в наивно-сентиментальном стиле. В это время он прочитал «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка» адмирала А. С. Шишкова и стал ревностным сторонником его литературно-лингвистической теории. Приверженность эта, однако, у него носила скорее характер идеологический и теоретический, чем практический, поскольку она слабо влияла на поэтику и стилистику его литературного творчества.

С 1806 года Аксаков принимал участие в деятельности «Общества любителей отечественной словесности» при Казанском Университете. В июне 1807 года он переехал в Санкт-Петербург.

Воспоминания детства и юности Аксакова впоследствии легли в основу его мемуарно-автобиографической трилогии: «Семейная хроника» (1856), «Детские годы Багрова-внука» (1858), «Воспоминания» (1856).

По переезде в Санкт-Петербург в 1808 году Аксаков поступает на службу переводчиком в «Комиссию по составлению законов». В то же время как молодой литератор и талантливый чтец-декламатор он быстро становится участником литературно-общественной и театральной жизни столицы. Он знакомится с Г. Р. Державиным, А. С. Шишковым - артистом-трагиком, Я. Е. Шушериным, о которых позднее напишет замечательные мемуарно - биографические очерки.

В 1811 году была создана «Беседа любителей русского слова», свидетелем чего был Аксаков. В то время оно было главным выразителем «русского направления в литературе». Аксаков сохранял к нему симпатию всю свою жизнь, хотя, в силу возраста, в то время не принимал активного участия в деятельности этого литературного общества.

В том же году он оставляет службу и переезжает в Москву. Здесь он сближается с кругом ныне забытых писателей: Н. М. Шатровым, Н. И. Ильиным, С. Н. Глинкой и др. Несколько позже он знакомится с видным театральным деятелем и драматургом той эпохи кн. А. А. Шаховским, писателем М. Н. Загоскиным и драматургом А. И. Писаревым. Воспоминания о периоде его жизни с 1812 по 1826 гг. легли в основу его «Литературных и театральных воспоминаний» (1856—1858).

С 1812 по осень 1826 гг. Аксаков преимущественно проживает в поместье Надеждино, в Оренбургской губернии, лишь периодически приезжая в Москву и Петербург.

В 1816 году он женится на Ольге Семеновне Заплатиной, которая станет не только хозяйкой дома и матерью многочисленного семейства, но и верной помощницей, доверенным лицом в литературных и служебных делах своего мужа. В 1817 году у них рождаются дети: сын Константин, в 1819 дочь Вера, а в 1823 ещё один сын Иван, будущие писатели и общественные деятели, идеологи славянофильства.

Литературным творчеством Аксаков в этот период занимается нерегулярно, в основном его привлекает переводческая деятельность.

Несмотря на свое нерегулярное участие в литературной и театральной жизни Москвы, Аксаков все же является в ней довольно заметной фигурой, и 1821 году он избирается в Действительные члены «Общества любителей российской словесности» при Московском Университете.

В 1826 году после ряда безуспешных своих попыток организовать ведение хозяйства в оренбургском поместье, Аксаков вынужден переехать в Москву на постоянное место жительства и вновь поступить на государственную службу. По рекомендации А. С. Шишкова, в то время министра просвещения, летом 1827 г. он получает должность цензора в Московском цензурном комитете. Пребывание его на этой должности было не долгим. В 1828 году Николай I утвердил новый Цензурный устав, предполагавший более строгий отбор членов комитета. Несмотря на ходатайство московских литераторов, друзей Аксакова, он был уволен с должности.

В 1830 произошло событие, имевшее серьёзные последствия для Аксакова. В № 1 «Московского вестника» был анонимно опубликован фельетон «Рекомендация министра», который очень не понравился императору Николаю I. В связи с этим московским губернатором было произведено расследование. После того, как был арестован цензор, пропустивший фельетон, и опасность нависла над редактором журнала М. П. Погодиным, отказавшимся раскрыть имя анонима, Аксаков явился в полицию и сам заявил о своем авторстве. В III Отделении на него было заведено дело и только благодаря личному заступничеству кн. А. А. Шаховского перед А. Х. Бенкендорфом, Аксаков не был выслан из Москвы.

Испытывая материальные затруднения, Аксаков продолжал добиваться возвращения на службу, и летом 1830 года несмотря на историю с фельетоном «Рекомендация министра» ему все же удалось вновь занять должность цензора.

В 1831 г. вышел первый номер журнала «Телескоп», в котором была опубликована статья Н. И. Надеждина «Современное направление просвещения», вызвавшая неудовольствие властей. Аксаков как цензор получил выговор. В ответ он написал резкие по форме объяснительные письма начальнику жандармского управления в Москве и самому руководителю III Отделения А. Х. Бенкендорфу.Новое строгое замечание Аксаков получил за разрешение на публикацию статьи «Девятнадцатый век» И. В. Киреевского в № 1 журнала «Европеец». Журнал был закрыт.

Мнение руководства о деятельности Аксакова становилось все менее благоприятным. Последней каплей стала публикация допущенной им сатирической баллады «Двенадцать спящих будочников» Е. Фитюлькина, вызвавшей вновь гнев императора. В феврале 1832 г. Аксаков был уволен из Цензурного комитета.

В октябре 1833 года С. Т. Аксаков получил новое назначение - в Константиновское землемерное училище в качестве инспектора. А полтора года спустя училище было преобразовано в Межевой институт. С. Т. Аксаков стал его первым директором. На этом новом поприще он пробыл до конца 1838 года, где развил необычайную энергию. В короткий срок межевой институт был превращен в образцовое учебное заведение.

В 1834 году С. Т. Аксаков купил под Москвой имение Абрамцево, расположенное в 50 верстах от города, которое служило ему местом отдыха и труда.

В 1839 г. С. Т. Аксаков, расстроенный службой, которая дурно влияла на его здоровье, вышел окончательно в отставку и зажил довольно богато и открыто частным человеком, получив значительное наследство после смерти отца. В числе постоянных гостей у него бывали Гоголь и Тургенев, братья Киреевские, Погодин, Шевырев.

Аксаков скончался 30 апреля 1859 года в Москве. Об Аксакове справедливо было сказано, что он рос всю жизнь, рос вместе со своим временем, и что его литературная биография есть как бы воплощение истории русской литературы за время его деятельности.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 443; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!