КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ



 

Отладка программы – процесс исправления ошибок в коде программы. Ошибки могут быть синтаксическими и логическими. Синтаксические ошибки выявляются на этапе компиляции программы. Сообщения об ошибках компилятор выводит в окне. Исправление синтаксических ошибок необходимо начинать с первой ошибки, так как она может вызвать серию связанных с ней ошибок. Для выявления логических ошибок требуется наблюдать за изменением переменных, поведением функций, объектов, процессов и линий потока управления. Это можно сделать с помощью встроенного отладчика IDE C++Builder 5. Отладчик IDE обладает широкими возможностями вплоть до отладки на уровне машинного кода.

 

Отладочные пункты меню

 

При отладке вам понадобится обращаться в основном к трем меню: это каскадное меню View>Debug Windows, меню Run и контекстное меню редактора кода. Пункты этих меню приведены в таблицах 6.1 - 5.3.

 

Таблица 5.1. Пункты меню Viev | Debug Windows

Пункт Клавиша Описание
Breakpoints Ctrl+Alt+B Открывает окно списка контрольных точек, показывающее активные контрольные точки и их свойства.
Call Stack Ctrl+Alt+S Открывает окно стека вызовов. Стек показывает, какие и в каком порядке вызывались функции, прежде чем управление достигло текущей точки программы.
Watches Ctrl+Alt+W Открывает окно наблюдения за переменными. Окно отображает список наблюдаемых переменных с их текущими значениями.
Local Variables Ctrl+Alt+L Открывает окно локальных переменных. В нем отображаются значения всех локальных переменных текущей функции.
Threads Ctrl+Alt+T Окно активных процессов и линий потока управления (threads).
Modules Ctrl+Alt+M Окно загруженных модулей – исполняемых файлов, динамических библиотек и пакетов запущенного проекта.
Event Log Ctrl+Alt+E Отображает протокол событий, происходящих при запуске проекта; какие события будут регистрироваться, можно задать на странице Event Log диалога Debugger Options.
CPU Ctrl+Alt+C Открывает окно состояния процессора. Отображает, в частности, компилированный код программы и содержимое регистров.
FPU Ctrl+Alt+F Открывает окно состояния FPU, отражающее содержимое его регистров и флагов.

 

Таблица 5.2. Пункты меню Run

Пункт Клавиша Описание
Run F9 Запускает программу, при необходимости производя перед этим её сборку (Make).
Attach to Process...   Прикрепляет отладчик к уже выполняющемуся в данный момент процессу.
Parameters...     Позволяет ввести аргументы командной строки или указать приложение, которое является “хозяином” отлаживаемой DLL.
Step Over F8 Исполняет текущую строку исходного кода и переходит к следующей строке.
Trace Into F7 Исполняет текущую строку исходного кода; если строка содержит вызов функции, переходит к трассировке последней.
Trace to Next Source Line Shift+F7 Исполняет программу до следующей строки исходного кода. Например, если программа вызывает функцию API, требующую возвратно-вызываемой процедуры, отладчик остановит выполнение на входе в эту процедуру.
Run to Cursor F4 Исполняет программу до строки исходного кода, в которой установлен курсор редактора.
Run Until Return Shift+F8 Исполняет программу до возврата из текущей функции
Show Execution Point   Устанавливает курсор редактора кода на строку, в которой приостановлена программа.
Program Pause   Приостанавливает выполнение программы, как только управление попадает в наличный исходный код.
Program Reset Ctrl+F2 Закрывает программу.
Inspect...   Открывает диалог Inspect, в котором можно ввести имя инспектируемого объекта.
Evaluate/Modify... Ctrl+F7 Открывает диалог Evaluate/Modify
Add Watch... Ctrl+F5 Открывает диалог Watch Properties
Add Breakpoint     Каскадное меню, позволяющее устанавливать контрольные точки различного вида (в исходном коде, на адресе, на данных, точки загрузки модуля).

 

Для любой из вышеперечисленных команд меню можно поместить соответствующую кнопку на инструментальную панель. Откройте правой кнопкой мыши контекстное меню инструментальной панели и выберите Customize...; на странице Commands открывшегося диалога выберите нужную кнопку и перетащите ее на инструментальную панель. Чтобы убрать с панели какую-нибудь кнопку, просто вытащите ее мышью за пределы главного окна C++Builder. По умолчанию на панели инструментов размещены кнопки Run, Pause, Trace Into и Step Over.

Следующая таблица показывает пункты контекстного меню редактора в режиме приостановленной программы. В основном они дублируют перечисленные пункты главного меню, но в ряде случаев более удобны.

 

Таблица 5.3. Отладочные пункты контекстного меню редактора

Пункт Клавиша Описание
Toggle Breakpoint F5 Переключает (устанавливает или сбрасывает) контрольную точку в строке, где находится курсор редактора.
Run to Cursor F4 То же, что и в меню Run.
Goto Address...   Позволяет указать адрес области памяти, которая будет отображаться в панели дизассемблера окна CPU.
Inspect... Alt+F5 Открывает окно инспекции объекта, на имени которого находится курсор.
Evaluate/Modify...   То же, что и в меню Run.
Add Watch at Cursor Ctrl+F5 Вносит в список наблюдения переменную, на имени которой находится курсор.
View CPU   То же, что Viev меню.| Debug Windows| CPU в главном

 

Ну а теперь мы поговорим о том, чем управляют все эти меню и какие вообще инструментальные средства отладки имеются в распоряжении программиста.

Элементы отладки

 

Наиболее общими приемами отладки являются установка контрольных точек, наблюдение за переменными и пошаговое исполнение кода.

Контрольные точки

 

Программа, запущенная под управлением отладчика IDE, исполняется как обычно, т. е. с полной скоростью, пока не будет встречена контрольная точка (breakpoint). Тогда отладчик приостанавливает программу, и вы можете исследовать и изменять содержимое переменных, исполнять операторы в пошаговом режиме и т. д.

Контрольные точки в C++Builder 5 могут быть четырех видов: в исходном коде, на адресе, на данных и точки загрузки модуля.

 

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 259; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!