Подготовка текста и перевод Н. В. Понырко, комментарии Н. В. Понырко и Я. С. Лурье 10 страница



[63] ...«И никтоже бы своего ищетъ, но дружняго». — 1 Кор. 10, 24.

[64] …«Въспроси отца своего... елико видѣша и слышаша». — Вт. 32, 7.

[65] ...ревнуя по своемъ праотцѣ, великомъ князе Борисе Александровиче. — Текст явно испорчен. Среди предков Бориса не было князя Бориса Александровича; речь идет, вероятнее всего, ο Михаиле Александровиче Тверском.

[66] ...великого князя Ивана Михайловича. — Дед Бориса Александровича Иван Михайлович, великий князь тверской (1399—1425 гг).

[67] ...манастырь близу... града Тфѣри на рѣцѣ Тмацѣ и нарѣкова церковъ 3-ю святители... — Н. П. Лихачев считал, что речь идет ο монастыре Святых отец, «иже в Никеи», который был разрушен литовцами в начале XVII в.

[68] ...князь же великий Александръ Ивановичь... — Отец Бориса, бывший великим князем пять месяцев в 1425 г.

[69] ...манастырь устрои на рѣцѣ Перемере и нарече Благовещение пресвятыя Богородици... — Благовещенский монастырь при впадении речки Перемерки в Волгу.

[70] ...манастырь на рѣцѣ Въръщинѣ и нарѣковахъ церковь самого творьца... еже ему на небеса Възнесению. — Очевидно, здесь имеется в виду Вознесенский Оршинский монастырь, находившийся при впадении речки Орши в Волгу. Реки Ворщины в тверских пределах нет.

[71] ...входъ Господу нашему Исусу Христу въ градъ Иерусалимь, и от дѣтей еврейскыхъ велику почесть приимъ... «...осанна в вышнихъ» вопиахуть ему... и ризи свои постилахутъ... по пути. — Согласно Евангелию, Иисус Христос при входе в Иерусалим с почестями был встречен народом, многие устилали его путь своими одеждами. См. Мф. 21, 8—10; Мр. 11, 8—10; Иоан. 12, 12—13.

[72] Но и слуги же почти царя Христа, святыхъ великихъ мученикъ... Бориса и брата его Глѣба. И устрои имъ храмъ среди своего двора от камени бѣлаго... — Борис и Глеб — сыновья киевского князя Владимира I Святославича, убитые по приказанию брата, Святополка Окаянного, первые святые, канонизированные в русской церкви. Ο создании церкви в честь Бориса и Глеба в Тверской летописи упоминается под 1438 г. Писцовая книга XVI в. сообщает, что храм стоял «на сенях», т. е. был связан с княжеским дворцом. Β 1612 г. в нем произошел пожар, а к 1626 г. храм уже «завалился».

[73] ...при Соломонѣ въ Святая Святыхъ. — Согласно Библии, царем Соломоном был воздвигнут храм Богу, Святая Святых, чудесно и богато украшенный.

[74] …«Пытайте Писаний... жизнь вѣчную имате»... — Ср. Иоан. 5, 39.

[75] ...святого Христова мученика Феодора. — Имеется в виду византийский святой Феодор Тирон (сожжен на костре в 306 г.). Β Тверской летописи строительство «града» (крепости) на месте прежнего монастыря Феодора Тирона упоминается не под 6955 (1447), а под 6954 г., и говорится в связи с этим, что Борис «разорилъ манастырь... Феодора Тирона, а поставил город, архимандритию перевелъ къ святому Григорию Богослову и церковь поставил святаго Феодора». По мнению исследователя древнерусского зодчества Н. Н. Воронина, укрепление монастыря было лишь формой, в которую было облечено сооружение на острове княжеского замка с особым княжеским двором.

[76] ...якоже и Моисѣй новаго Веселеила... — Согласно Библии, Веселиил был художником и строителем скинии, походного храма евреев. См. Исх. 31, 2.

[77] ...городню... — Городня — сруб стены, засыпаемый изнутри землей.

[78] Кашин — крупнейший после Твери центр Тверского княжества; «запустение» Кашина было, вероятно, связано с уничтожением удельного княжества Кашинского в начале правления Бориса или с нападением Дмитрия Шемяки, сжегшего в 1453 г. посады Кашина.

[79] ...градъ въ области Клинской... тако же за многыя лѣта запустѣвший. — Город Клин в Тверском княжестве был разорен татарами во время нашествия Едигея в декабре 1408 г. По мнению Η. Η. Воронина, «город в области Клинской» — это Городня, где, по сведениям дозорной книги 1614 г., находилась церковь Рождества Богородицы «строенья великого князя Бориса Александровича Тверского».

[80] ...Иоанну Златаусту... — Иоанн Златоуст (ок. 350—407 гг.) — один из отцов церкви, знаменитый своими проповедями.

[81] ...апостольскыи книги имаши... — Имеются в виду книги Нового завета: апостольские послания.

[82] ...почти Царства. — Имеются в виду библейские Книги Царств, посвященные истории иудейского и израильского царств.

[83] ...«Всяко бо древо... познано будетъ». — Мф. 12, 33.

[84] ...Дионисиа Арепагита... — Дионисий Ареопагит, ученик апостола Павла, упоминается в новозаветной книге Деяния апостолов (см. Деян. 17, 34). Христианская традиция приписывает Дионисию Ареопагиту ряд богословских и христологических сочинений (Избр. соч. Ареопагита см. в т. 8 наст. изд.).

[85] ...«В память вѣчную будетъ праведникъ». — Пс. 111,6.

[86] …«память праведнаго с похвалами». — Пр. 10, 7.

[87] ...убоимься притчи лениваго оного раба, съкрывъшаго таланътъ государя своего... прикуп не сътворшаго. — Имеется в виду евангельская притча ο человеке, отправившемся в чужую страну и поручившем свои деныи (талант — денежная единица) своим рабам. Двое рабов пустили деньги в оборот и получили на них прибыль для господина. Ленивый же раб закопал порученный ему талант в землю и не получил прибыли. См. Мф. 25, 14.

[88] ...«Пасый Иизраиля». — Ср. Пс. 77, 71, 72.

[89] «Упасе бо люди своя рукою... Ааронею» — Ср. Пс. 76, 21.

[90] ...какъ царскому и праоческому престолу достоинъ есть великий князь Борисъ Александровичь. — Упоминания ο «царском престоле» Бориса Александровича, встречающиеся в Слове неоднократно, связаны, очевидно, с далеко идущими политическими претензиями тверского князя. Претензии эти получили отражение в памятнике начала XVI в. «Послание ο Мономаховом венце», автор которого Спиридон-Савва, тверской монах, претендовавший на митрополичий престол, повествуя ο переходе римско-византийских царских регалий на Русь, заканчивал изложение родословием тверских князей — потомков Владимира Мономаха.

[91] …«Богатство аще ли спѣетъ, то не прилагайте сердца». — Пс. 61, 11.

[92] ...егоже бо отець сына биетъ, того и милуетъ... — Ср. Евр. 12, 7—8.

[93] ...«И да даст ми ся томитель... сосуд буду избранъ Богу». — Ср. 2 Кор. 12, 7.

[94] ...И сей же бысть пожаръ в лѣтъ 6957. — Β Тверской летописи упоминаются виновники пожара 1449 г. — «Ростопчины дѣти, Иванко да Степуря», казненные по приказу Бориса Александровича.

[95] ...повелѣниа полагаеши, и не мимо идутъ. — Ср. Пс. 148, 7.

[96] …«Многы скорби праведнымъ... избавить Господь». — Пс. 33, 20.

[97] …«Аще ли наказание терпите... обрѣтаеться Богъ». — Евр. 12, 7.

[98] ...«Многы раны грѣшному... обрящетъ милость». — Ср. Пс. 31, 10.

[99] ...домъ Святого Спаса... — Речь идет ο Спасо-Преображенском соборе, патрональном храме Твери, по которому и само Тверское княжество именовалось «домом Святого Спаса».

[100] ...король великопольский и краковьский и великий князь литовъский Казимиръ... — Казимир Ягеллон, литовский великий князь с 1440 по 1492 г; в 1447 г. был избран польским королем (Казимир IV).

[101] ...недругъ бысть великому князю Борису и князю Дмитрею, зовомому Шемяцѣ. — Дмитрий Юрьевич Шемяка, удельный князь галицкий, занимавший в 1446—1447 гг. московский великокняжеский престол.

[102] Бог нам прибѣжище и сила... обрѣтших ны зѣло. — Пс. 45, 2.

[103] …«Надѣющейся на Господа... не подвижиться въ вѣкы». — Пс. 124, 1.

[104] ...мученика Христова Дмитриа, и какъ ο своихъ си людехъ глаголаше... — Речь идет ο византийском святом Димитрии Солунском; согласно житию, Димитрий Солунский, встав из гроба, отказался покинуть город Солунь (соврем. Солоники), где находились его мощи, и оставить без зашиты жителей, которым грозило нападение врагов.

[105] ...брата по своего по молодшаго, по князя Ивана Андрѣевича. — Удельный князь Иван Андреевич Можайский, активный участник войны 1446—1447 гг. между Дмитрием Шемякой и Василием II, в июле 1447 г. заключил перемирие, а в сентябре — «докончание» с Василием Темным, в котором признавал себя «братом молодшим» московского великого князя; Борис Александрович выступил с Василием Темным «за один человек». Именование Ивана Андреевича «братом молодшим» Бориса связано, возможно, и с тем, что в сентябре 1447 г. Ивану Андреевичу был передан Бежецкий Верх, примыкавший к владениям тверского князя.

[106] ...от Шаврукова царьства... — Царство Шахруха, сына Тимура, бывшего с 1409 по 1447 г. номинальным властителем всей территории, находившейся под властью Тимура перед его смертью. Столицей этого обширного царства (включавшего Среднюю Азию, Афганистан, Иран и Пенджаб) был Герат.

[107] ...от лѣтописца вкратцѣ... — Летопись, используемая далее в Слове, не совпадает с так называемой Тверской летописью или Тверским сборником (ПСРЛ, т. XV) и во многом расходится с нею.

[108] ...хотя убити брата своего старийшаго великого князя Василиа... — Подробный рассказ об этих событиях содержится в «Повести об ослеплении Василия II» (см.: т. 6 наст. изд., a также известия Севернорусского летописного свода 1472 года в наст. т.).

[109] ...еже зоветься Маковець... — Название «Маковец» носит гора, на которой Сергий Радонежский основал Троицкий монастырь.

[110] ...старца Сергиа в поруку вписаша... — Сергий Радонежский (ок. 1321—1391 гг.), основатель и игумен Троицкого монастыря, был свидетелем при составлении в 1389 г. завешания Дмитрия Донского (вокруг которого велись споры между его внуками), но в договоре Василия II с Дмитрием 1441 г., предшествующем феодальной войне, он упоминаться как свидетель, естественно, не мог. Однако в «Повести об ослеплении Василия II» Василий также упоминает Сергия: «...цѣловали есмя животворящий крестъ и сию икону... у сего же чюдотворцева гроба Сергиева».

[111] ...«Но что ся ο злобе силъный... от земля живущихъ». — Ср. Пс. 51, 3—4, 7.

[112] ...княгиню великую Софию послалъ въ Галичь... — Согласно великокняжеской летописи, мать Василия II была сослана в Чухлому.

[113] ...коломенского владыку Варламиа... — Участие коломенского владыки Варлаама вместе с будущим митрополитом Ионой в «поимании» Шемякой детей Василия Темного в других летописях не упоминается.

[114] ...«Но аще ли весь мир приобрѣсти... кака есть полза». — Ср. Лк. 9, 25.

[115] ...князь Дмитрей послал посла своего к великому князю Борису Александровичю... — Β отличие от комментируемого летописца общерусские летописи (как и Новгородская четвертая) утверждают, что Борис Александрович уже с начала заговора Дмитрия Шемяки и Ивана Можайского знал ο нем и был его соучастником.

[116] ...твою отчину... да и наши отчины хощет предати тотаромъ. — Об обвинении Василия II в пособничестве татарам, выдвинутом Шемякой, упоминается и в «Повести об ослеплении Василия II», и в Севернорусском летописном своде 1472 года.

[117] ...князя Ондрѣя Дмитреевича... — Вероятно, Андрей Дмитриевич Дорогобужский, представитель княжеского рода, служившего в первой половине XV в. тверским великим князьям, а затем перешедшего на московскую службу.

[118] ...якоже Ярославъ... — Очевидно, имеется в виду киевский князь Ярослав Мудрый, отомстивший Святополку Окаянному за убийство братьев Бориса и Глеба.

[119] ...намѣстника своего кашинскаго, князя Феодора Шуйскаго... — Видимо, Федор Юрьевич Шуйский, внук великого князя суздальско-нижегородского Василия Дмитриевича. С XV в. потомки суздальских князей Шуйские превращаются в служилых князей при московском и, как мы видим из Слова Фомы, тверском дворе.

[120] ...«Ваш избыток... недостатокъ будет». — 2 Кор. 8, 14.

[121] ...нѣкогда пришедшу на меня дядѣ моему, князю Юрию... не обрѣтохъ обителища ни у когоже, но развѣе... у великого князя Бориса Александровича. — Василий II впервые нашел убежище в Твери в 1433 г. после победы над ним его дяди князя Юрия Дмитриевича (отца Шемяки).

[122] ...преже бо видѣша брата своего великого князя Василиа добролѣпна... и нынѣ же уничижиина и нищевидна... — Здесь повествуется уже, очевидно, ο личном свидании обоих князей после бегства Василия в 1466 г. в Тверь. Β предшествующем тексте, однако, ничего не говорится об этом бегстве (речь идет только ο приглашении, переданном через Шуйского) — возможно, что здесь какой-то пробел в тексте Слова.

[123] ...великии княгини, Настасиа с великою княгинею Мариею... — Первая жена Бориса Александровича — княгиня Анастасия Андреевна, сестра князя Ивана Андреевича Можайского; жена Василия II — Мария Ярославна (сестра князя Василия Ярославича Серпуховского).

[124] ...«Обратилъ еси плачь мой в радость мнѣ». — Пс. 29, 12.

[125] Александр Садык — по-видимому, представитель тверского служилого рода Садыковых-Шетневых.

[126] ...воеводу своего Лва... — По-видимому, Льва Измайлова, упоминающегося в Тверской летописи (ПСРЛ, т. XV. СПб., 1863, с. 493). Β великокняжеском летописании здесь назван только московский воевода Плещеев.

[127] ...до градака, зовомаго Редена... — Возможно, Редын (Редынь), в Дорогобужской «волости», в южной части великого княжества Тверского.

[128] ...когда же умолим бысть от него... и отпусти его на первое его государство. — Составитель Слова подчеркивает полную зависимость «нищевидного» Василия Темного; ему приходится «молити» Бориса возвратить ему Москву.

[129] ...Бориса Захариинича да брата его Семена Захариинича... — Представители рода Бороздиных, перешедших впоследствии на московскую службу.

[130] ...и град отвориша. — Об участии тверских сил (пушек) в осаде Углича упоминается и в Тверском сборнике; но великокняжеская летопись об этом умалчивает.

[131] ...къ Ярославу... — Κ Ярославлю, находящемуся к востоку от Углича.

[132] ...вoсхотѣ поискати изгыбшей драгмы... — Драхма — древнегреческая монета; здесь в смысле — вернуть утерянное. Β Тверском сборнике присоединение Ржевы (Ржева) объясняется тем, что Василий Темный дал ее Борису; в Слове далее также упоминается, что московские князья «отступают» ее Твери; в великокняжеском летописании ο переходе Ржева к Тверскому княжеству ничего не говорилось.

[133] ...князя Дмитрея Феодоровича... — Неясно, ο ком идет речь. Среди тверских служилых князей (Дорогобужские, Холмские и Микулинские) это имя не встречается.

[134] ...Григориа Никитича. — Очевидно, Григория Никитича Бороздина, двоюродного брата Бориса и Семена Захарьиничей.

[135] Опоки — город (ныне село) Опоки на Волге между Зубцовом и Ржевом.

[136] Карп Феодорович — сын московского служилого боярина Федора Коробьина, отъехавшего в первой четверти XV в. в Тверь; его потомки (вновь отъехавшие в Москву) именовались Карповыми-Долматовыми.

[137] ...«He может град укрытися... стоя». — Мф. 5, 14.

[138] Туры — осадные передвижные укрепления.

[139] ...ни ο чемъже не обрежет, а меч любит. — Традиционный сюжет ο князе, отвергающем дорогие подарки и предпочитающем меч, встречается в древнерусской литературе в Повести временных лет (рассказ ο Святославе) и в Сербской Александрии.

[140] ...на Федоровѣ недели... — Β первую неделю Великого поста.

[141] ...посли от Великого Новагорода... — Столкновение между Тверью и Новгородом произошло, судя по Новгородской первой летописи, в августе 1445 г., когда тверские воеводы напали на Торжок. Сохранился новгородский проект договора ο мире с Тверью 1446—1447 гг.

[142] ...дву царевичъ, Трегуба да Агуба... — Речь идет ο двух сыновьях Улу-Мухаммеда, Ягупе и Касыме, чья помощь Василию II в 1446—1447 гг. отмечалась и в «Повести об ослеплении Василия II». Прозвище Касыма «Трегуб» упоминается и в Севернорусском летописном своде 1472 года; впоследствии он стал царем вассального по отношению к Руси Касимовского царства.

[143] ...прииде князь Василей со Тфѣри на Москву и седе на великое княжение владимерское... — Β великокняжеском летописании и других летописях пребывание Василия Темного в Твери относится лишь ко времени до взятия Москвы и сражений под Угличем и Костромой. Β Слове ο возвращении Василия в Москву сообщается дважды.

[144] ...князя Ивана Бѣлскаго... — Иван Владимирович Бельский, внук великого князя литовского Ольгерда, сын киевского князя Владимира Ольгердовича, двоюродный брат короля Казимира. Ο военных действиях под Ржевом в Слове сообщается дважды (см. выше). Β Тверском сборнике об отвоевании Ржева тверичами не упоминается; говорится лишь, что «князь великий Борис Александрович со княгинею убежал в Опоки».

[145] ...церковъ каменную... Святого Михаила... — Ο строительстве церкви «архистратига Михаила» в 1452 г. сообщается и в Тверском сборнике.

[146] ...Иван Яковлич... — В Тверском сборнике, где тоже сообщается ο нападении Шемяки на Кашин в 1453 г., дано прозвище этого воеводы — «Киндирь»; Иван Яковлевич Киндырь был родоначальником Киндыревых.

[147] ...князя Андрѣя Дмитреевича да князя Михаила Дмитреевича же. — Очевидно, князя Андрея Дмитриевича Дорогобужского и князя Михаила Дмитриевича Холмского.

[148] ...княжна Настасиа... — Вторая жена Бориса Александровича Анастасия Александровна, дочь суздальского князя.

[149] ...город среди езера и нарекы имя ему Троки. — Название этого тверского города (крепости) было дано, вероятно, в подражание известной литовской крепости Троки (Трокай)— резиденции литовских королей, также находившейся среди озера.

[150] …«Господь даст ми языкъ». — Ср. Ис. 50, 4.

[151] Приточник — царь Соломон, автор библейской книги Притч Соломоних.

[152] ...«Сотове медвении словеса добраа... души»... — Пр. 16,24.

[153] …«По воздании же устъ его въздасть ему». — Ср. Пр. 29, 17.

[154] …«Но возлюбихъ бо вы, да нѣкое слово подах вы». — Ср. Римл. 1,11.

[155] И сей благовѣрный... брат его старѣйший князь великий Юрий... — Настоящий раздел «Похвального слова» явно оборван; возможно, что раздел, следуюший после сообшения об основании тверских Трок, представляет собой начало еще одного, незаконченного Слова.

ПЕРЕВОД

СМИРЕННОГО ИНОКА ФОМЫ СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ О БЛАГОВЕРНОМ ВЕЛИКОМ КНЯЗЕ БОРИСЕ АЛЕКСАНДРОВИЧЕ

 

Елма преподобному и похваляему възвеселяться людие,[2] и якоже рече Соломан, паче же и нами видимый и иже посреди нас не невидомо свѣтило великое — великий князь Борис Александровичь, и иже хвалимый и прославляемый от востока да и же и до запада; и како же мы и не возвеселимься, и иже толику радость даровалъ Богъ Тверской земли. И иже по благодати Божии и даннаго Богомъ на утвержение Тверской земли и на крѣпость человѣческому роду да въсхвалимъ и почтем благороднаго и благовѣрнаго и иже от чрева матерня Богомъ обѣтованнаго, и иже быти ему земному оку, и иже всѣм вкупѣ радость и веселие и безс печали житие. И якоже рече Иван Дамаскын,[3] идѣже нѣсть печали, и ту радость и веселие.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!