Подготовка текста и перевод Н. В. Понырко, комментарии Н. В. Понырко и Я. С. Лурье 9 страница



В 6961 (1453) год. Приходил князь Дмитрий Шемяка под город Кашин. И пришел не так, как это в обычае у князей и воевод — мужествовать явно, — но тайно, как хищник, пришел, когда никто об нем не ведал; не будучи сыном света, не пришел днем, а пришел в ночи до звона заутреннего. В то время все жители молились в церквах Божиих, ибо день был воскресный. И начал жечь посады. А людей в городе было очень мало, так как никто не подозревал (о нападении); а наместниками тогда в Кашине были: Иван Яковлевич, да Константин Федорович, да брат его Федор Федорович. И стали они совещаться с земскими тысяцкими и боярами, говоря себе: «Хоть и мало нас, но пойдем на них. Ибо силен Бог в милости своей. Если Бог захочет, он и малыми победит великих. Разве не знаем мы, что написано: “Один одолеет тысячу, а двое — десять тысяч, если Бог повелит”». И выступили против врагов, говоря: «Господи, услышь молитву нашу! На тебя уповаем, Господи, спаси нас! Не на луки наши уповаем! Не оружие оберегает нас, но ты один, царь и Бог наш; что ты пожелаешь, все возможно тебе. И мы по твоей милости всегда радуемся и именем твоим победим всех, восстающих на нас. Уничтожь ненавидящих нас, Господи. Видишь сам ныне, Господи, как князь Дмитрий предает огню церкви Божий. Не оставь того без наказания, Господи! Если бы враг на нас пришел, например, татарин, тогда бы еще стерпели это от него. Но этот — одного с нами крещения, христианин, а дела татарские творит, не щадит икон Божиих. Исполнились злобы уста его, и сердце его стяжало беззаконие. Но ты, Господи, не предай нас до конца в руки врага церквам Божиим, да убедимся мы, что не восторжествует над нами враг, и не выдай нас на поношение безумцу!» И в тот же час выступили из города навстречу войску. И с Божией помощью и благодаря счастью государя нашего, великого князя Бориса Александровича, одних побили, других живыми взяли в плен, третьи же, получив раны, сами бесславно испустили дух свой.

 

И князь же Дмитрей, видѣвъ помощь Божию воеводам великого князя Бориса, но побѣже, и прииде на мѣсто, глаголемое Киасово. И въсхотѣ стати от труда почити, но и видѣ свое войско безсчислено умирающи, иже суть язвлении. Не токмо ти умирающи злѣ, но и еще и здравыхъ болши 500 человѣкъ отступиша от него. Но ведущи, яко надежда его обетшевает и съвѣты его Богъ разссыпает, и оттолѣ побѣже. И никтоже его не вѣсть, гдѣ бѣ, но взыскахом бо его и не обрѣтохомъ и мѣста его. Мнози бо глаголют: се здѣ или ондѣ, но и никтоже его не вѣсть. Но мню, послѣдняя его зрит в погибель.

И князь Дмитрий, увидав Божию помощь воеводам великого князя Бориса, обратился в бегство, и пришел на место, называемое Киасово. И захотел остановиться здесь, чтобы оправиться от потерь, видя в своем войске бесчисленное число людей, умирающих от ран. И не только погибали раненые, но еще и здоровые, больше пятисот человек, покинули его. И поняв, что ему не остается надежды, что разрушает Бог его замыслы, бросился и оттуда (князь Дмитрий) снова в бегство. И никто не знает, где он, ибо искали его и не нашли даже следа его. Многие говорят о нем, будто находится он тут или там, но никто не знает, где он. Я думаю, что ждет его окончательная погибель.

 

И той же осенѣ посла князь великий Борис за тым же князем Дмитреемъ воеводу своего, князя Андрѣя Дмитреевича да князя Михаила Дмитреевича же,[147] и иных многих. Но и они же за ним хожаше много и не нашедше его, но понеже крыяшеся в пустых и непроходимых мѣстех; и воеводы же великого князя Бориса приидоша добри здрави.

В ту же осень послал великий князь Борис за тем князем Дмитрием своего воеводу, князя Андрея Дмитриевича, и князя Михаила Дмитриевича, и многих других. Но и они искали его долго и не нашли, ибо он скрывался в пустынных и непроходимых местах; и воеводы великого князя Бориса вернулись живы и здоровы.

 

Но той же осенѣ послал князь великий Борис посла своего Ивана Давыдовича в Суздаль обручати за себя княжну, дщерь княжу Александрову Суздальскаго. Той же зимы, за неделю до мяснаго заговѣниа, приведена бысть княжна Настасиа[148] за великого князя Бориса. И вѣнча их Илиа, владыка тфѣрский въ Святом Спасѣ; и народу же ту сущи многу, не токмо ихъ церкви не мѣстити, но ни граду. Но бысть радость и веселие велие, но не токмо, но и на многы дни.

В ту же осень послал великий князь Борис своего посла Ивана Давыдовича в Суздаль сватать за себя княжну, дочь князя Александра Суздальского. И в ту же зиму, за неделю до мясного заговенья, приведена была княжна Анастасия за великого князя Бориса. И венчал их Илия, владыка тверской, в храме Святого Спаса; и было так много народу, что не только в церкви все не вмещались, но даже и в городе. И были радость и веселье великое не только (в этот день), но многие дни.

 

Но той же зимы заложи князь великий Борис город среди езера и нарекы имя ему Троки.[149] И съверъши его во едину неделю.

И в ту же зиму заложил великий князь Борис город посреди озера и нарек имя ему Троки. И возвел его за одну неделю.

 

Но хвалимъ убо преблагаго Бога, и подавшаго нам государя таковаго и земли Тфѣрской строителя; но сиает бо яко солнце, и златыи луча испущающи. Но о сем бо и Павелъ апостолъ учит ны, якоже добрыми словесы почитайте государя своего. Но понеже бо и земля напааема, но что всѣяно в ню сѣмена, и то с прибытком възрастит.

Так восхвалим преблагого Бога, даровавшего нам такого государя и попечителя о Тверской земле; ибо сияет он как солнце и излучает золотые лучи. Тому учит нас и апостол Павел, чтобы добрыми словесами воздавали честь государю своему. Ведь увлажняемая земля с избытком взрастит семена, что посеяны в нее.

 

И хотя бо кто добрая словеса изглаголати о своемъ государи, и да просит у Бога слова на отверзение устомъ, и аще ли человѣкъ ища разума, той долженъ есть навыкнути слову. Но якоже рече Исаиа пророкъ, рече: «Господь даст ми языкъ».[150] И Приточникъ[151] же рече: «Сотове медвении словеса добраа, и сласть же ихъ — исцеление души»,[152] и: «По воздании же устъ его въздасть ему».[153] Понеже бо и Павелъ апостолъ к римляномъ рече: «Но возлюбихъ бо вы, да нѣкое слово подах вы».[154] Но да възлюбите и вы уста глаголюща добро о великомъ князи Борисѣ.

Тому же, кто хочет сказать добрые слова о своем государе, следует просить у Бога слова в отверзение уст своих, и человеку, ищущему разума, следует владеть словом. Ибо как сказал пророк Исайя: «Господь даст мне язык». И Приточник сказал: «Медвяные соты — слова добрые, сладость их исцеляет душу»; и «Воздается ему по словам его». Ибо и апостол Павел сказал римлянам: «Ибо возлюбил вас и подал вам слово некое». Так возлюбите же и вы уста, говорящие добро о великом князе Борисе.

 

И сей благовѣрный и благородный и христолюбивые великий князь Борис Александровичь но ун сый оста отца своего великого кънязя Александра Ивановича, но и прият скыпетры тфѣрскаго чиноначалиа; брат его старѣйший князь великий Юрий...[155]

Сей благоверный, и благородный, и христолюбивый великий князь Борис Александрович в юном возрасте остался без отца своего, великого князя Александра Ивановича, и принял скипетр тверского владычества; брат его старший, великий князь Юрий...

 


[1] ...инока Фомы слово похвалное... — Инок Фома упоминается как автор только в первой из шести частей, на которые распадается комментируемый памятник, в связи с этим высказывалось предположение, что имя его как автора было вставлено переписчиком по догадке; однако большинство исследователей считают его автором всего Слова в целом.

[2] Елма... възвеселяться людие... — Ср. Притч. 29, 2.

[3] ...Иван Дамаскын... — Иоанн Дамаскин (673—777 гг.) — один из отцов церкви, богослов, писатель, гимнограф.

[4] ...иже от Владимера, добрѣ да ублажим... — Владимир I Святославич (ум. в 1015 г.), князь киевский, креститель Русской земли.

[5] …«И иже въ отець... сынове твои»... — Пс. 44, 17.

[6] ...Моисея того именуют... новаго Израиля... добрѣ правящи. — Моисей — пророк, освободитель и законодатель еврейского народа.

[7] ...втораго Констянтина... — Константин Великий.

[8] ...юноша, и девы, и старци со юнотами... — Пс. 148, 13.

[9] …«Велий еси, Господи, и чюдна дѣла твоя». — Ср. От. 15, 3.

[10] ...новаго Ярослава... — Киевский князь Ярослав Владимирович Мудрый (ум. в 1054 г.), сын Владимира I Святославича, крестителя Руси.

[11] ...око бѣ слепым и вож хромымъ... — Иов. 29, 15.

[12] ...«Наипаче царскыя славы обьятъ мя лице твое». — Ср. Быт. 46, 30.

[13] ...«Сладка есть словеса твоя... устом моимъ». — Ср. Пс. 118, 103.

[14] ...бывшу стязанию ο православной вѣре христианомъ с римляне. — Речь идет ο Ферраро-Флорентийском церковном соборе (1438—1439 гг.), ставившем своей целью соединение западной и восточной церквей (см.: «Хождение на Флорентийский собор» в т. 6 наст. изд.).

[15] ...царю же цариградскому Иоанну възвѣстившу в послании... И приимъ же царская посланиа великий князь Борис Александрович... — Византийский император Иоанн VIII Палеолог (1425—1448 гг.), инициатор и участник Ферраро-Флорентийского собора. Текст неясен и исправлен предположительно по смыслу. Β рукописи: «возѣстиша» переправлено из «въвѣстити наши послании», и далее: «царская посланиа великаго князя Бориса Александровича». Если бы это чтение было верным, то следовало бы предполагать, что еще до приглашения принять участие в соборе Борис отправил со своими посланцами «царская посланиа» императору (послания тверского великого князя могли именоваться «царскими», так как и далее автор именует Бориса «царем»); император принял их с радостью. Но текст приходится считать дефектным, так как далее идет речь не ο том, как поступил император, получив послание Бориса, а ο том, как Борис чествовал императорских послов и готовил своего посла.

[16] ...епископа Илию... — Илья, епископ тверской (упом. в 1437, 1438, 1451 гг.).

[17] ...посла... именем Фому... — Фома, тверской посол на Флорентийском соборе, упоминается и в других памятниках, в том числе и западных (в одном случае как «Фома Матвеевич»).

[18] ...на Немецкую земълю... — Очевидно, земли немецкого Ливонского ордена, с которыми граничила Псковская земля.

[19] ...Курвскую землю... — Курляндия, часть Ливонии.

[20] ...Жмотьскую земьлю... — Жмудская земля, часть Литвы.

[21] ...Прускую землю... — Земли немецкого Прусского (Тевтонского) ордена.

[22] ...Словенъскую землю... — Название непонятно, может быть, речь идет ο земле лужицких сербов.

[23] ...Любутскую землю... — Название не совсем понятно: если речь идет ο ганзейском городе Любеке, то это противоречит дальнейшему изложению, где речь идет, очевидно, ο более близких к началу маршрута германских землях.

[24] ...Морьскую землю... — Возможно, что речь идет ο северо-восточной немецкой земле — Померании.

[25] ...Жуньскую землю... — Очевидно, «Зундскую землю»; возможно, речь идет ο немецком прибалтийском городе Штральзунде.

[26] ...Свѣйскую земьлю... — Это указание особенно усложняет описание маршрута тверских послов. Едва ли русские послы могли ехать через Швецию (и сразу из нее попасть во Флоренцию); судя по другим описаниям путешествия во Флоренцию, из Германии русские послы ехали через Тироль и Триент (Тридент); поэтому если «Свейская земля» означает Швейцарию, то это указание также неточно.

[27] ...ту наехалъ есми папу римьскаго Евгениа... — Папа Евгений IV (1431—1447 гг.); если первое лицо («есми») в этой фразе не является ошибкой в рукописи, то автор может считаться участником посольства во Флоренцию.

[28] ...и вселеньскаго патриарха Иосифа... — Константинопольский патриарх Иосиф II (1416—1439 гг.).

[29] Ираклийский митрополитъ Антоней рече... — Здесь начинаются явно легендарные речи в честь тверского князя двадцати двух митрополитов православных церквей (византийской, русской, болгарской, молдавской, грузинской), участвовавших в работе Ферраро-Флорентийского собора.

[30] ...и крѣпостию съвершаяся, а мужство... — Окончание речи ираклийского митрополита Антония утрачено, так как далее в рукописи вырван лист, на котором, вероятно, были также записаны речи митрополитов: Марка Эфесского, Исидора Русского и Досифея Монемвасийского.

[31] ...от двою или триехъ свѣдителей станетъ всякъ глаголъ истиненъ. — Ср. Вт. 19, 15; 2 Кор. 13, 1.

[32] ...милость на судии хвалиться... — Иак. 2, 13.

[33] ...Блажени милостиви... будутъ... — Мф. 5, 7.

[34] ...но и до Царствующаго града и до Святыя горы... — Имеются в виду Константинополь (Царьград) и колония православных монастырей на полуострове Афон.

[35] ...И аще ли кто напоитъ чашу... мъзду прииметь». — Ср. Мф. 10, 42; Мр. 9, 41.

[36] ...подобенъ есть великому царю Констянтину. Онъ бо съ святыми отци на 1-м съборѣ былъ. — Византийский император Константин Великий участвовал в Первом вселенском церковном соборе (325 г.). Β рукописи ошибочно: «7-съборѣ».

[37] ...«Сий день, иже сътвори Господь... възвеселимься во нъ!» — Пс. 117, 24.

[38] И мы же почтохомъ такова писаниа и удивихомься... — Это замечание и заставляет сомневаться в том, что Фома, автор Слова, читавший «похвалу святыхъ отець ο великомъ князѣ Борисѣ», записанную по приказу посла Фомы, идентичен этому послу.

[39] ...«Обрѣтох мужа по сердцу моему... до вѣка». — Ср. Пс. 88, 21—30.

[40] …«Благословенъ Богъ Симовъ». — Быт. 9, 26.

[41] …Распространитъ Господь Афета ...села Симова». — Быт. 9, 27.

[42] ...слыша южескаа царици премудрость Соломоню и прииде от конець земли, и слышати хотя премудрость Соломоню? — Β Библии повествуется, что царица Савская (из южной части Аравии), наслышавшись ο необычайной мудрости еврейского царя Соломона, решила лично убедиться в достоверности слухов и совершила поездку в столицу Соломона. См. 3 Цар. 10, 1—2.

[43] ...нареку его Тивириа кесара Правосудна. Но Тиверий не повели людемъ своимъ въ красныхъ ризахъ и въ златыхъ блистаниихъ предъ собою ходити. — Ο Тиберии, римском императоре (14—37 гг.), писали, что он жил в простоте, собственным примером борясь против роскоши общества.

[44] ...нареку его Премудраго Лва... — Лев VI Мудрый (886—911 гг.), византийский император.

[45] ...иже просвѣщаютъ... человека, грядущаго в миръ. — Ср. заключительную молитву службы Первого часа в Часослове.

[46] И Августа его нареку, и при неможе имена человечьская напишася... — Август — римский император (27 до н. э. — 14 н. э. гг.); при нем была произведена очень тщательная перепись населения. Эта перепись упоминается в Евангелии от Луки в связи с рассказом ο рождении Иисуса Христа.

[47] ...Семиона ли его нареку златоструйнаго и любокьнижнаго или Птоломию Книголюбца? — Речь идет ο болгарском царе Симеоне (893—927 гг.), покровителе литературы и книжности, которого сравнивали с другим книголюбцем древности, царем Птолемеем Египетским (ум. в 283 г. до н. э.), создателем публичной библиотеки в Александрии.

[48] ...Констянтина ли царя его нареку, или Устиана царя, или Феодосѣя, царя благочестиваго, иже и соборы утвердиша православна ихъ крестианства? — Имеются в виду византийские императоры, принимавшие деятельное участие во вселенских соборах христианской церкви: Константин Великий, участвовавший в 325 г. в Никейском первом соборе; Феодосий Великий, участвовавший в 381г. в Константинопольском первом соборе; и Юстиниан Великий, созвавший в 553 г. Константинопольский второй собор.

[49] ...по Владимерѣ приатъ такую великославную честь... — Имеется в виду Владимир I Святославич, креститель Руси.

[50] ...Моисѣя великого нареку его... еже проведе израиля немокреными стопами сквозѣ Черьмное море? — Согласно Библии, Моисей, выводя еврейский народ из египетского плена, чудесно провел его через Красное море. См. Исх. 14, 1—32.

[51] ...Иосифа... егоже постави Богъ господина надо всѣмъ Егыптомъ? Но той толико пшеницею препиталъ градъ Егыпет... — Β Библии повествуется, что Иосиф сделался верховным правителем Египта и спас народ от голода, прокормив его сбереженной в урожайные годы пшеницей. См. Быт. 41, 1—57.

[52] ...Григорей Богослов... — Григорий Богослов (IV в.) — один из отцов церкви, богослов, писатель, поэт.

[53] ...Иаковъ, братъ Божий... — Иаков — один из апостолов, именуется в христианской традиции братом Иисуса Христа, согласно одной версии — потому, что был сыном Иосифа Обручника от первой жены, согласно другой — потому, что принадлежал к числу двоюродных братьев Иисуса Христа; ему принадлежит одна из книг Нового завета «Соборное послание святого апостола Иакова».

[54] ...якоже оноя вдовици двѣ лѣпте... — Β Евангелии повествуется ο бедной вдове, пожертвовавшей в иерусалимский храм две лепты (лепта — денежная единица) «от скудости своей» и тем превзошедшей всех, жертвовавших много, но «от избытка своего». См. Мр. 12, 42; Лк. 21, 2.

[55] ...пою пѣснь побѣдную, якоже и Мариамъ древле... — Согласно Библии, сестра Аарона Мариам воспела восторженную песнь Богу в честь перехода евреев через Красное море. См. Исх. 15, 20—22.

[56] Аминь. — Эта концовка, возможно, обозначает окончание первой части памятника, посвященной Флорентийскому собору, и переход к другой — теме войны с Москвой.

[57] ...Тфѣрьская же земля... Михаилом хвалящеся... — Имеется в виду Михаил Ярославич, великий князь владимирский и тверской (1304—1318 гг.), убитый в Орде, или Михаил Александрович, великий князь тверской (1368—1399 гг.), претендовавший в 1375 г. на великое княжение владимирское.

[58] ...иже просвѣщают... человека, грядущаго в миръ. — См. выше.

[59] ...гордыя съ власти сверже, а смиренныя на престолѣ со собою посади... — Начало княжения Бориса Александровича было ознаменовано борьбой с удельными князьями. После смерти его деда Ивана Михайловича и кратковременного правления отца Александра Ивановича и старшего брата Юрия Александровича в 1425 г. престол занял Борис. Ho y Юрия был сын, Иван Юрьевич, который мог считаться прямым наследником престола; однако Борис не допустил его к власти, дав ему небольшой удел — Зубцов. Β том же 1425 г. Борис лишил престола и заточил старого соперника своего деда — Василия Михайловича Кашинского.

[60] ...въ дни Авраама, егда бѣ плененъ бысть Лотъ.... и възврати сыновца своего. — Ο возвращении Лота из плена Авраамом см. Быт. 14, 14—16.

[61] ...нѣкто от предѣлъ московскихъ, именемъ Колычевъ, и тъй прииде в силѣ тяжцѣ, хотя пленити сына брата его, князя Юрия Александровича. — Иван Юрьевич, князь зубцовский, племянник Бориса; Колычев, нападавший на тверские земли, был, очевидно, одним из сыновей Федора Колыча, родоначальника Колычевых. Андрей Федорович Колычев погиб в 1445 г. в бою с татарами под Суздалем.

[62] ...и гнаша ихъ до Сижешкы, и еже есть ошуюю Ржевы. — Ржева, Ржев — город на границе между Тверским и Московским княжествами и Литвой; был постоянно предметом спора между этими землями. Река Сижешка, по-видимому, идентична реке Сишке вблизи Ржева или Гастижке вблизи Зубцова. Нападение москвичей на тверские земли происходило, очевидно, перед 1439 г., так как в этом году был заключен договор, упоминающий пленных, захваченных во время столкновения между княжествами.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!