Подготовка текста Л. А. Ольшевской, перевод Л. А. Дмитриева, комментарии Л. А. Дмитриева и Л. А. Ольшевской 30 страница



[33] ....епископи: Иоань Черниговьскый и Исайа Ростовьской, Лука Белоградскый, Антоний Юрьевьскый... — Ο епископах, участвовавших в освящении Успенского собора, известно мало. Антоний как епископ Юрьевский упоминается в летописных статьях под 1089—1091 годами. Лука Белгородский принимал участие и в освящении церкви Святого Михаила в киевском Андреевском монастыре (1088), умер в 1089/90 году. Иоанн стал епископом Черниговским до 1087 года, в 1091 году присутствовал при перенесении мощей Феодосия Печерского, умер в 1110 году. Самый известный из епископов — Исайя Ростовский. Родом из Киевской земли, он в юности принял постриг в Киево-Печерском монастыре при игумене Феодосии (1062—1074). По просьбе киевского князя Изяслава Ярославича был поставлен Феодосием Печерским на игуменство в Дмитровский монастырь, сменив на этом посту Варлаама, умершего 1073—1074 году. Около 1088 года Исайя был назначен киевским митрополитом Иоанном II на ростовскую епископию, где язычники убили его предшественника — епископа Леонтия. Скончался в 1090/91 году и похоронен в ростовском Успенском соборе. Причислен κ местночтимым святым Ростова с 1474 года, Киева — с 1643 года; в 1762 году по указу Синода имя Исайи было внесено в Святцы для общерусского почитания.

[34] «Изчезоша испытающей испытаниа!» — Ср. Пс. 63, 7.

[35] Пресвятаа Богородице... апостолы от конець вселенныа собравши въ честь своему погр ѣ бению... — По церковному преданию, в день успения Богородицы апостолы из разных стран земли были чудесным образом перенесены в Иерусалим, в Гефсиманию, и поставлены между гробами родителей Богородицы и Иосифа Обручника.

[36] «Възм ѣ те, врата, князи ваша»... — Пс. 23, 7 и 9.

[37] «Кто есть царь славы»... — Пс. 23, 8 и 10.

[38] «О глубина богатества и сило разума! Кто исл ѣ дит умь Господень или кто съв ѣ тникъ бысть ему?» — Ср. Рим. 11, 33—34.

[39] Нестера, мниха обители монастыря Печерьскаго... — Нестор был пострижен в Киево-Печерском монастыре при игумене Стефане (1074—1078 гг.), который позднее возвел его в «диаконский сан», хотя, возможно, пришел в монастырь еще в игуменство Феодосия Печерского, «лет сущу 17 от рождения» (см. приписку κ 7-ому «слову» Патерика). Является составителем Повести временных лет и автором Чтения ο житии Бориса и Глеба, Жития Феодосия Печерского. С именем Нестора, кроме Жития Феодосия Печерского, в Патерике связываются «сказание, что ради прозвася Печерьский монастырь», рассказы ο первых черноризцах печерских (Дамиане, Иеремии, Матфее, Исакии), «слово» ο перенесении мощей Феодосия из пещеры в Успенскую церковь. Β старопечатном Патерике издания 1661 года читается «Житие Нестора», причисленного κ местночтимым киевским святым митрополитом Петром Могилой в 1643 году; общерусское почитание установлено в 1762 году.

[40] Владимир Святославич — киевский князь (980—1015). Княжение Владимира I ознаменовалось усилением Киевской Руси как в международном плане, так и во внутренней жизни страны. При Владимире I в 988 году на Руси было принято христианство как единая официальная религия.

[41] Любеч — город на Днепре, недалеко от Чернигова.

[42] И въ Святую Гору доиде... — Святая Гора — Афон. Своеобразная монашеская республика из православных монастырей. Находится на восточном выступе Халкидонского полуострова в Эгейском море. Первый монастырь был основан в 962 году греком Афанасием. Β 1172 году на Афоне возник первый русский (Пантелеймонов) монастырь. Связь русской церкви с Афоном играла большую роль в церковно-религиозной жизни Древней Руси.

[43] ...прозря... хотящаа быти доброд ѣ тели ...нарече имя ему Антоние.. — Возможно, мирское имя Антония — Антипа (в переводе с греческого — «вместо отца»). При пострижении назван Антонием в честь Антония Великого (христианский подвижник III—IV веков, основатель и идеолог отшельнической монашеской жизни. Прославился аскетическими подвигами, живя в гробнице, в пещере на берегу Нила, где общался с приходящими κ нему через узкое отверстие в стене; в борьбе с искушениями дьявола изнемог так, что его приняли за мертвого. Известен как непримиримый противник арианства, еретического учения, по которому Христос — творение Бога, но не Бог. Культ Антония широко распространен в западной церкви, где в XI веке возник орден святого Антония. Житие Антония Великого, созданное около 365 года знаменитым греческим духовным писателем Афанасием Александрийским, — один из ранних переводных памятников агиографии, известный на Руси с XI века).

[44] Берестово — вотчина и загородная резиденция великих киевских князей, находившаяся недалеко от Киево-Печерского монастыря. Название «Берестово», видимо, происходит от берестового (березового) леса, окружавшего тогда село. Здесь находились рубленный из дерева двухэтажный княжеский дворец и службы, монастырь и церковь Спаса, возникшие около 1072 года. Еще при Ярославе Мудром в Берестове существовала церковь Святых Апостолов, в которой начал свою церковно-политическую деятельностъ будущий первый русский митрополит Иларион. Архитектуряый комплекс в Берестове отличался богатым декором и противостоял суровому облику построек Киево-Печерского монастыря.

[45] ...безбожный и оканный Святополкъ... уби святаго Бориса и Гл ѣ ба. — После смерти Владимира I Святославича его сын Святополк, убив братьев Бориса, Глеба и Святослава, захватил киевский престол. После длительной борьбы за киевское княжение Ярослава Святославича со Святополком, последний потерпел в 1019 году окончательное поражение, бежал и погиб. Об убийстве Святополком Бориса и Глеба, перипетиях борьбы с ним Ярослава подробно рассказывается в Повести временных лет и в Сказании ο Борисе и Глебе (см. наст. изд., т. 1).

[46] ...презвитерь, именемь Ларионъ... — Иларион был священником в церкви Святых Апостолов в княжеском селе Берестове. По словам летописца, «муж благ, книжен и постник», он «ископа печерку малу» для уединенной молитвы, где позднее возник Киево-Печерский монастырь. Был первым киевским митрополитом из русских. Однако константинопольская патриархия не утвердила Илариона на митрополичьей кафедре. Видимо, сразу после смерти Ярослава (1054) Иларнон был смещен с поста главы русской церкви и заменен митрополитом-греком Ефремом. Существует гипотеза, что после низложения Иларион удалился в Киево-Печерский монастырь. Иларион — автор Слова ο законе и благодати — раннего памятника русского ораторского красноречия, в котором провозглашалось равноправие русской церкви и русского народа с остальным христианским миром (см. наст. изд., т. 1).

[47] Сажень — русская мера длины, равная 2,13 м.

[48] Святая София — Софийский собор в Киеве, памятник древнерусского зодчества, главное церковное и общественное здание Киевской Руси. Заложен при князе Ярославе Мудром и митрополите Феопемпте в 1037 году как митрополичья церковь. Β Софийском кафедральном соборе осуществлялось посвящение в митрополиты.

[49] Великий Антоний — христианский подвижник III—IV веков, основатель и идеолог отшельнической монашеской жизни. Прославился аскетическими подвигами, живя в гробнице, в пещере на берегу Нила, где общался с приходящими κ нему через узкое отверстие в стене; в борьбе с искушениями дьявола изнемог так, что его приняли за мертвого. Известен как непримиримый противник арианства, еретического учения, по которому Христос — творение Бога, но не Бог. Культ Антония широко распространен в западной церкви, где в XI веке возник орден святого Антония. Житие Антония Великого, созданное около 365 года знаменитым греческим духовным писателем Афанасием Александрийским, — один из ранних переводных памятников агиографии, известный на Руси с XI века.

[50] И постави им игумена именем Варлама... — Β Житии Феодосия Печерского Нестора говорится, что Варлаам был поставлен игуменом монастыря при Изяславе Ярославиче, то есть после 1054 года. Варлаам был сыном боярина Иоанка. Β одно время с Варлаамом в монастыре был пострижен «каженик» (скопец) Ефрем, также знатного происхождения, близкий κ князю Изяславу Ярославичу человек. Эти пострижения вызвали такое недовольство Изяслава, что Антоний с частью монахов был вынужден на время покинуть монастырь, а Никон, постригавший Варлаама и Ефрема, — бежать в Тмутаракань. При игумене Варлааме произошло примирение монастыря с князем Изяславом, который подарил землю для монастырского строительства, был возведен деревянный Успенский собор, построены хозяйственные службы и монастырская «ограда». Β 1062 году Изяслав Ярославич основал Дмитровский монастырь и сделал его игуменом Варлаама (надеясь, что в делах религиозно-политического и культурного развития Руси княжеский монастырь станет авторитетнее Киево-Печерского). Β конце 60-х — начале 70-х годов Варлаам совершил два путешествия в Иерусалим и Константинополь. Возможно, что в первом «хождении по святым местам» его сопровождал «каженик» Ефрем, ο котором известно как об ушедшем в Царьград после основания Никоном монастыря в Тмутаракани (1061—1068). Одна из главных задач путешествия Варлаама — изучение греческих монастырских уставов. Как игумен Дмитровского монастыря, где постригались богатые и знатные люди, он, видимо, был недоволен строгим Студийским уставом, предполагавшим общежительство, обязательный физический труд, отказ от личной собственности. На обратном пути из Константинополя в Святогорском монастыре близ Владимира Волынского Варлаам «впаде в недуг лют» и скончался. Это произошло после смерти Антония Печерского (1073 г.) и до кончины Феодосия Печерского (1074 г.): в завещании он не упоминает Антония, а привезенные из Константинополя церковную утварь, книги и иконы просит передать Феодосию. Β XVII веке Варлаам был причиcлен κ местночтимым киевским святым (1643), было создано его Житие, входящее в состав печатных редакций Киево-Печерского патерика.

[51] ...монастырь Святаго Дмитреа... — Дмитровский монастырь был основан князем Изяславом Ярославичем около 1062 года на Михайловой горе (см. выше). Видимо, в это же время Изяслав построил большой шестистолпный каменный храм Дмитрия Солунского, богато украшенный мозаиками, фресками, барельефами. Монастырь оставался в семье князя и после смерти Изяслава. Β нем его старший сын Ярополк построил церковь Святого Петра (около 1087 года), а младший сын Святополк — Михайловский Златоверхий собор (заложен в 1108 году), который стал родовым у его потомков.

[52] ...монастыря Студийскаго... — Имеется в виду Студийский монастырь в Константинополе. С 798 по 826 год настоятелем монастыря был Феодор Студит, идеолог монашества. Он составил монастырский устав (обязательный труд, отказ от личной собственности, общежительство), принятый Киево-Печерским монастырем и ставший образцом для всех русских монастырей.

[53] ...пришелъ из Гр ѣ къ с митрополитом Георгиемь. — Георгий — грек по происхождению, киевский митрополит. По мнению историка церкви Макария Булгакова, занимал митрополичью кафедру в 1062—1077 годах; по предположению Филарета Гумилевского, — в 1065—1073 годах. Георгий был членом императорского сената и носил придворный титул синкелла. Β 1073 году он был в Византии и при заложении Успенского собора Киево-Печерского монастыря его замещал юрьевский епископ Михаил.

[54] Се же написахъ и положих, иже в кое л ѣ то началъ быти монастырь... Α ο Феодосиев ѣ житии пакы скажем.— 7-е «слово» Патерика восходит κ рассказу Повести временных лет под 1051 годом. 8-е «слово» — «Житие Феодосия Печерского» Нестора (т. 1 наст. изд.).

[55] «С похвалами бывающиа памяти праведных възвеселятся людие»... — Ср. Пс. 67, 4; Притч. 29, 2.

[56] «Праведник, аще умреть, — живъ будет, и душа праведных в руц ѣ Божии суть».— Ср. Прем. 3, 1.

[57] «Се коль добро и что красно, еже быти братии вкуп ѣ ». — Ср. Пс. 132, 1.

[58] ...услыша било церковное заутрении... — Било — металлическая или деревянная доска, в которую ударяли для созыва братии.

[59] ...поимъ съ собою Климента, егоже постави игуменом в себ ѣ м ѣ сто. — Климент был игуменом Кловского Богородичного монастыря. Поставлен в игумены Стефаном в 1090 году, после того как он стал епископом во Владимире Волынском.

[60] ...епископи вси вкуп ѣ ... Ефр ѣ мь Переаславьский, Стефанъ Владимерьский, Маринъ Юрьевьский, Иоанъ Черниговьский, Антоней Порьский. — Ефрем Переяславский — приближенный киевского князя Изяслава Ярославича, его домоправитель. Β 1060/61 году постригся в Киево-Печерском монастыре и вызвал этим поступком гнев князя. По благословению Антония Печерского в начале 60-х годов Ефрем отправился в Константинополь, где жил в одном из монастырей. Здесь он списал и, видимо, перевел Устав Студийского монастыря, который послал Феодосию Печерскому в Киев. На Русь вернулся, скорее всего, в начале 80-х годов и был рукоположен в митрополиты Переяславля (между 1073 и 1077 годами). При князе Всеволоде Ярославиче Переяславская митрополия была упразднена: в 1091 году Ефрем упоминается как епископ. По свидетельству В. Н. Татищева, в 1095 году Ефрем ездил в Константинополь; в 1096 году участвовал в поставлении новгородского епископа Никиты и в этом же году скончался. Владимиро-суздальский епископ Симон, один из авторов Патерика, называл Ефрема в числе самых знаменитых постриженников Киево-Печерского монастыря. При митрополите Петре Могиле Ефрем был причислен κ местночтимым киевским святым, было создано Житие Ефрема, которое с XVII века входит в состав печатных редакций Патерика. Марин Юрьевский, другой участник перенесения мощей Феодосия Печерского, был поставлен в епископы в 1091 году киевским митрополитом Иоанном III. Β 1093 году встречал в Киеве вступавшего на великокняжеский престол Святополка Изяславича. Β 1095 году этот князь построил около Киева город Святополч (Витичев) и переселил туда юрьевского епископа вместе с другими юрьевцами. Антоний «Порьский» возглавлял юрьевскую епископскую кафедру в 1089 году, в 1090 году был перемещен в Белгородскую епархию. Носил титул Поросского, так как в его ведении находилась территория по реке Рось и ее притокам южнее Киева. Ο Стефане Владимирском см. коммент. (сноска 27). Об Иоанне Черниговском см. коммент. (сноска 33).

[61] ...Фектистъ-игуменъ...— Феоктист был игуменом Киево-Печерского монастыря после Иоанна, по одним источникам с 1103 года, по другим с 1108 по 1112/1113 годы. По инициативе Феоктиста и при поддержке князя Святополка Изяславича имя Феодосия было внесено в Синодик и стало поминаться в службе по всем епархиям, что послужило началом церковного почитания святого. Β 1108 году при игумене Феоктисте было завершено строительство монастырской трапезной. Β 1113 году он был рукоположен митрополитом Никифором I в епископы Черниговские. Умер Феоктист в 1123 году.

[62] ...нача понужати... князя Святоплъка... — Святополк II Изяславич, сын Изяслава Ярославича, внук Ярослава Мудрого, князь полоцкий (1069—1071), новгородский (1078—1088), туровский (1088—1093), великий киевский князь (1093—1113).

[63] Синодик — книга с перечнем имен умерших, поминаемых на литургиях и вселенских панихидах.

[64] ...в ц ѣ ломудрии живуща, по божественому Павлу, бракъ честенъ храняще. — Β Послании κ ефесянам апостола Павла (см. Еф. 5, 22—33).

[65] «Сътворите себ ѣ другы от мамоны... приимут вы в в ѣ чныа кровы». — Лк. 16,9.

[66] «Приемляй праведника во имя праведниче, мзду праведничю примить». — Мф. 10, 41.

[67] ...прииде к н ѣ му Георгий-князь... — Юрий Долгорукий.

[68] ...вдастъ и гривну, юже ношаше сий... — Гривной называлась не только денежная единица, но и украшение, надевавшееся на шею, знак отличия.

[69] Егда бо приидохом на Изяслава Мстиславича с половци... — Имеется в виду поход на Киев Юрия Долгорукого в 1149 году. Изяслав Мстиславич, сын Мстислава Владимировича, внук Владимира Мономаха, занимал киевский великокняжеский стол с 1146 по 1149 год и с 1151 по 1154 год.

[70] ...правнуци его любовь им ѣ ють къ Святому Дмитрею... — Предполагают, что под «святым Дмитрием» подразумевается церковь Святого Дмитрия, построенная в Суздале епископом Ефремом, постриженником Киево-Печерского монастыря. Дмитровская церковь и монастырь, возникшие в конце XI века, стали крупным культурным центром, где велось летописание. Историки называют Дмитровский монастырь в Суздале «северной Киево-Печерской лаврой». Из этого монастыря вышел ряд ростовских епископов.

[71] Похваляему праведнику възвеселятся людие. — Ср. Пс. 67, 4; Притч. 29, 2.

[72] ...вид ѣ хомъ св ѣ т в ѣ ры апостоломъ нашим... княземь Владимером... — Князь Владимир I Святославич, внук княгини Ольги, за введение христианства на Руси как государственной религии (988) был причислен русской православной церковью κ лику святых и наречен «равноапостольным».

[73] «Аще кто остави отца и матерь... приимет мзду и въ будущий в ѣ къ царство небесно». — Ср. Мф. 10, 37; Лк. 18, 29—30; Мр. 10, 29—30.

[74] «Аще зерно пшенично впадет в землю... умреть, то многъ плод сътворит». — Ср. Мр. 4, 20; Мф. 13, 23; Лк. 8, 15.

[75] ...умножи талантъ, данный ему от Бога... — Ср. Мф. 25, 20, 22, 29.

[76] «Благый рабе, в ѣ рный, в мале б ѣ в ѣ ренъ, над многыми тя поставлю».— Мф. 25, 21.

[77] «Мнози будут посл ѣ днии пръвии и пръвии посл ѣ днии». — Мф. 19, 30; 20, 16.

[78] ...по апостолу, — «задняа забываа, на пр ѣ дняа простираася». — Фил. 3, 13.

[79] ...и бысть, по Иеву рещи — «око слепым и нога хромым».— Иов 29, 15.

[80] «Друг другу тяготы носите, и тако скончаете закон Христовъ». — Гал. 6, 2.

[81] ...яко Моисий съ горы Синайскыа, душею сиаа паче лица Моисиееа... — Β библейских рассказах сообщается, что когда Моисей после беседы с Богом на Синайской горе сошел вниз, лицо его было озарено сиянием (см. Исход. 34, 29—30).

[82] ...иже десятъ талантъ приимъ и тысящу ими приобр ѣ те! — Феодосий Печерский сравнивается с «добрым и верным рабом» евангельской притчи, который, получив от господина серебро, не зарыл его в землю, а приумножил богатство, употребив таланты (денежная единица у древних евреев) в дело. Ср. Мф. 25, 14—30; Лк. 19, 11—27.

[83] Радуйся, столпе огненый, св ѣ тл ѣ е паче при Моисии бывшаго... и амалика мысленаго лучами духа устраши... — Β библейском рассказе об «исходе» евреев из Египта говорится, что идущим по пустыне в «обетованную землю» евреям путь указывал сам Бог, который шел впереди их «днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном». Во время шествия по пустыне произошло сражение евреев с племенами амалекитян, окончившееся, благодаря божественной помощи, поражением последних (см. Исход 17, 8—16).

[84] «В ѣ руай в мя — рекы истекуть исъ чрева его воды живы». — Иоан. 7, 38.

[85] Егда умножишася гр ѣ си наша... — Вероятнее всего, имеется в виду монголо-татарское нашествие на Русь. Киев был захвачен и разрушен монголо-татарами в 1240 году.

[86] Слово 12. — См. летописную статью 1074 года в Повести временных лет.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!