Подготовка текста Л. А. Ольшевской, перевод Л. А. Дмитриева, комментарии Л. А. Дмитриева и Л. А. Ольшевской 29 страница



[2] ...церьки Богородицина Печерьскаа... — Церковь Успения Богородицы, строительство и роспись которой велись с 1073 по 1089 год, — главный собор Печерского монастыря — имела суровый, аскетичный вид. Это был шестистолпный крестовокупольный храм, лишенный башен и галерей, увенчанный лишь одним куполом. По преданию, отраженному в Патерике, собор строили греческие мастера в меру, данную варягом Шимоном; результаты археологических раскопок 1972 года позволяют говорить об участии в строительстве болгар; вместе с греческими мастерами, украшавшими собор мозаикой, фресками и иконами, работал древнерусский художник Алимпий (см. 34-е «слово» Патерика). Ο перестройках храма дают представление гравюры в книгах лаврской типографии. Β Патерике, изданном в 1661 году, он изображен пятиглавым, а его древнее ядро окружено приделами, часть из которых объединена под одной кровлей. После пожара 1718 года Успенский собор был восстановлен, надстроен и украшен в стиле барокко; в конце XIX века он был расписан заново в сухой академической манере. Β период оккупации Киева взорван фашистскими захватчиками.

[3] Архимандрития — монастырь с архимандритом во главе. Архимандритией Печерский монастырь стал при игумене Поликарпе между 1169 и 1171 годами. По мнению историка Я. Н. Щапова, на Руси архимандрития — институт, противопоставленный митрополиту и связанный с княжеской властью. Печерский игумен первым получил титул архимандрита, который стал присваиваться настоятелю важнейшего монастыря в городе, обладавшему определенными правами и вне своего монастыря (см. Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси. X—XIII вв. М., 1989, с. 159—160).

[4] Лавра — название крупных и важных по своему положению православных общежительных мужских монастырей.

[5] Феодосий — церковный деятель и писатель Древней Руси, один из основателей Киево-Печерского монастыря, игуменом которого был с 1062 по 1074 год. См. Житие Феодосия Печерского и его Поучения (наст. изд., т. 1). Феодосию Печерскому посвящен цикл статей в Повести временных лет, среди них 1074 года — ο смерти Феодосия, 1091 года — ο перенесении его мощей, 1108 года — ο вписании имени святого в Синодик (см. наст. изд., т. 1). Последние две статьи, а также Житие Феодосия Печерского и Похвала святому, сначала существовали в Патернке на правах литературного «конвоя», а затем постепенно, по мере редакторской работы над памятником, вошли в его состав.

[6] ...Африканъ, брат Якуна Слепаго, иже отбеже от златы луды... бяху два сына — Фриадъ и Шимон. — Имена Африкан, Фрианд и Шимон известны только по Киево-Печерскому патерику, причем одно из них — Фрианд, возможно, ошибочно принятое за имя собственное древне-исландское «fгіаndi-friaеndi», что значит «родственник», «родич». Β данном эпизоде имеется в виду битва Ярослава с Мстиславом 1024 года. Якун (Гакон) — предводитель отряда варягов, участвовавших в этом сражении на стороне Ярослава. Β Повести временных лет сказано: «...и бѣ Акунъ съ лѣпъ, луда у него златомъ истъкана» (и был Якун тот красив, и плащ у него был золотом выткан). Симон, автор этого рассказа Патерика, неверно понял текст своего летописного источника, объединив в одно слово словосочетание «съ лѣпъ». Луда — плащ, верхняя одежда; есть и другие толкования этого слова — маска, шлем, латы.

[7] Ярослав — Ярослав Мудрый, сын Владимира I Святославича. Победив Святополка в битве на реке Альте в 1019 году, занял киевский стол и княжил до 1054 года. Его правление ознаменовалось укреплением государственного и политического положения Киевской Руси, расцветом культуры.

[8] ...изыдоша сие трие Ярославичи... Изяславъ, Святославь и Всеволод... — Еще при жизни Ярослав Мудрый дал «ряд» на княжение своим сыновьям: старший, Изяслав, получал Киев, Святослав — Чернигов, Всеволод — Переяславль-Южный, Ростов, Суздаль и Белоозеро. После смерти отца эти три князя заключили союз и совместно вели военные действия против внешних врагов, согласовывали свою внутреннюю политику. Β 1068 году они выступили против половцев и в битве на реке Альте (приток реки Трубеж на юго-восток от Киева) потерпели поражение. Это вызвало восстание киевлян, потребовавших дать им оружие, чтобы продолжить борьбу с половцами. Изяслав на это не решился и был изгнан киевлянами, посадившими на княжеский стол Всеслава Полоцкого, который находился в это время в заточении в Киеве, плененный в междоусобной распре Ярославичами. Изяслав бежал в Польшу, откуда вернулся в 1069 году и снова занял киевский стол. Β 1073 году триумвират Ярославичей распался. Святослав в союзе с Всеволодом изгнал из Киева Изяслава, который бежал в Польшу. На киевский стол сел Святослав Ярославич. После смерти Святослава (1077) киевский стол получил Всеволод Ярославич, но он добровольно уступил его Изяславу, а сам сел в Чернигове. После гибели Изяслава в междоусобной войне (1078) Всеволод Ярославич занял киевский стол и княжил до 1093 года.

[9] Антоний — основатель Киево-Печерского монастыря. Родился около 983 года в г. Любече. Совершил хождение в Константинополь, а затем на Афон, где жил в пещере близ монастыря Есфигмен. Здесь он был пострижеи в монахи игуменом Феоктистом и в качестве миссионера направлен на Русь, где поселился в Варяжской пещере в Берестове около Киева. После смерти князя Владимира Святославича, в период междоусобной борьбы его сыновей за киевский стол, Антоний удалился на Афон, откуда по приказу игумена Феоктиста в 1028 году вернулся в Киев и поселился в Иларионовой пещере на берегу Днепра. Вокруг Антония, прославившегося монашескими подвигами, собрались ученики и последователи, среди них — Никон Великий, Феодосий Печерский, Моисей Угрин и др. Они выкопали пещерную церковь, трапезную, общий подземный ход, поставили над пещерами деревянную Успенскую церковь. Так возник Киево-Печерский монастырь, сказание об основании которого читается в Повести временных лет под 1051 годом (см. 7-е «слово» Патерика). Известность и авторитет Антония были так велики, что вступивший в 1054 год на киевский стол князь Изяслав Ярославич вместе с дружиной приходил κ нему для благословения. Β 1061 году отношения Антония с киевским князем осложнились из-за пострижения в монастыре приближенных Изяслава, боярина Варлаама и евнуха Ефрема. Предпочитая отшельничество, Антоний поставил в игумены Варлаама, а сам удалился в Ближнюю, так называемую Антониеву, пещеру. Β 1062 году князь Изяслав назначил Варлаама игуменом основанного им монастыря Святого Дмитрия, и Антоний по просьбе братии сделал новым игуменом Феодосия Печерского. Β 1067 году князья Изяслав, Святослав и Всеволод Ярославичи, отправляясь в поход на половцев, просили благословения у Антония, и он предсказал им поражение, что произошло в битве на реке Альте. Β конце 60-х годов Антоний был обвинен киевским князем в помощи Всеславу Полоцкому и удалился в Чернигов к Святославу Ярославичу, где жил в пещере на Болдиных горах. Позднее по просьбе князя Изяслава вернулся в Киев, в 1073 году участвовал в закладке каменного Успенского собора. Антоний умер на девяностом году жизни и похоронен в Ближней пещере Киево-Печерского монастыря. Канонизацию святого Антония Печерского историки церкви относят κ домакарьевскому периоду: ко второй четверти XII — первой четверти XIII века (Е. Голубинский), κ концу XIV — началу XV века (В. Васильев). Житие Антония Печерского, не дошедшее до нас,— один из основных источников сведений по истории монастыря для авторов Киево-Печерского патерика.

[10] ...яко 10 лакот. — «Локоть»— мера длины, приблизительно равная расстоянию от локтя до конца вытянутого среднего пальца. Сопоставляя метрические величины с их определением в «локтях», можно считать его равным 46 см.

[11] ...имущь в ѣ са 50 гривенъ... — Β данном случае «гривна» — единица денежного счета, равная определенному весу драгоценного металла.

[12] «Приид ѣ те... насл ѣ дуйте уготованное вам царство искони мира». — Мф. 25, 34.

[13] «Да благословить тя Господь от Сиона... и до посл ѣ дних рода вашего!» — Ср. Пс. 127, 5.

[14] ...с ѣ д ѣ Георгий Владимерович в Киев ѣ ... — Юрий Владимирович Долгорукий, сын Владимира Мономаха. Ростово-Суздальская земля была закреплена за ним еще при жизни отца. Β 1146 году умер Всеволод Ольгович, владевший Киевом. Киевский стол занял его брат Игорь Ольгович, который вскоре был смещен Изяславом Мстиславичем, внуком Владимира Мономаха. За Киев началась междоусобная распря, в результате которой в 1149 году киевский стол захватил Юрий Владимирович, но в 1151 году Изяслав Мстиславич вернул себе Киевское княжение. Β 1154 году Юрий Долгорукий снова захватил Киев и был киевским князем до 1157 года.

[15] Зовет вы царица Влахерну. — Влахерна — район Константинополя, расположенный около гавани, где находилась церковь Богородицы с «чудотворной» иконой Богоматери. Отсюда название церкви и иконы.

[16] Вда же намь и мощи святыхь мученикь... рекши нам: «Сиа положите во основании». — По решению V Карфагенского собора, в основании каждого храма должны лежать мощи мучеников за христианскую веру. Среди мощей святых, положенных в основание Успенского собора Киево-Печерского монастыря, мощи святого Полиевкта — патриарха Константинопольского, за красноречие прозванного вторым Златоустом, который, по преданию, крестил княгиню Ольгу (память 5 февраля); Арефы Эфиопского — одного из мучеников, скончавшихся в Аравии в 523 году (память 24 октября); святого Артемия, который перенес в Рим мощи апостолов Андрея и Луки и за распространение хритианства в Египте принял в 363 году мученическую смерть (память 20 октября).

[17] Та нам ѣ стнаа... будет. — Местными («наместными») называются иконы, имеющие постоянное место в нижнем ярусе иконостаса, находящиеся по обеим сторонам царских врат в церкви.

[18] Β дни благов ѣ рного князя Святослава, сына Ярославля... — Святослав Ярославич был великим киевским князем с 1073 по 1077 год (см. подробнее коммент. κ словам «изыдоша сие трие Ярославичи» (сноска 8)).

[19] Въ Житии бо святого Антониа... — Житие Антония Печерского, по предположению С. П. Розанова, было создано не позднее 90-х годов XI века в Чернигове или Тмутаракани, ибо история возникновения Киево-Печерского монастыря в нем изложена иначе, чем в памятниках киевской литературной традиции (см. Розанов С. Π. Κ вопросу ο Житии преподобного Антония Печерского. — ИОРЯС за 1914 г., т. 19, кн. 1, 1915, с. 34—46). Житие Антония Печерского послужило источником сведений для авторов Повести временных лет и Киево-Печерского патерика (см. «слова» ο Евстратии, Агапите, Моисее Угрине, Феодоре и Василии и др.). Уже в XIII веке для составителей Патерика Житие Антония Печерского — редкий, забытый памятник, κ XVI веку его не находят в русских рукописных собраниях. Β первой половине XVII века на Украине на основе летописных и агиографических источников было создано новое Житие Антония Печерского, которое вошло в Патерик издания 1661 года.

[20] Β Феодосиев ѣ Житии... — Β Житии Феодосия Печерского есть «чудеса», знаменующие место основания Успенского собора: явление «некоему христолюбцу» огненной дуги, один конец которой исходил из купола старой, деревянной церкви, другой указывал на место, где позднее был возведен каменный собор Успения Богородицы; видение людям, живущим близ монастыря, яркого света в ночи и процессии монахов во главе с Феодосием, направлявшейся с иконой Богородицы из старой церкви на место возникновения новой, и др. (см. наст. изд., т. 1). Житие Феодосия Печерского послужило историческим и литературным источником для авторов и редакторов Киево-Печерского патерика, в состав которого оно вошло не позднее XV века.

[21] «Радуйтеся... имена ваша суть написана на небес ѣ х...» — Ср. Мф. 5, 12.

[22] ...животныа книгы... — Β данном случае речь идет ο синодиках, поминальных книгах.

[23] ...и на семь камени съгради Господь церковь сию, и врата адова не удол ѣ ют еи. — Эта фраза об утверждении Печерской церкви является реминисценцией из Евангелия (Мф. 16, 18). Христос, обращаясь κ Петру, говорит: «Ты — Петр, и на сем камне я создам церковь мою, и врата ада не одолеют ее» (Петр, по-гречески, — камень).

[24] Никон — игумен Киево-Печерского монастыря после Стефана, с 1078 по 1088 год. Был сподвижником Антония и Феодосия, ο высоком авторитете Никона свидетельствует то, что Нестор называет его Великим. Β 50-е годы XI века вместе с Антонием жил в пещере на берегу Днепра, где позднее был основан Киево-Печерский монастырь. По предположению М. Д. Приселкова, печерский монах Никон и бывший митрополит Руси Иларион — одно историческое лицо. Никон играл большую роль в политической жизни Киевской Руси 60—70-х годов XI века. Дважды ему пришлось бежать из Киева в Тмутаракань, спасаясь от гнева князей: в 1061 году, после пострижения в монахи приближенных Изяслава; во время междоусобной войны Ярославичей, когда он выступил в поддержку изгнанного из Киева Изяслава. Β Тмутаракани Никон основал монастырь, оттуда он приезжал в 1067 году в Киев с целью поставления в Тмутаракань нового князя вместо умершего Ростислава. По гипотезе А. А. Шахматова, Никон — автор летописного свода, составленного около 1073 года, где исторический материал впервые обрел подобную форму изложения. Возможно, именно Никон ввел в летопись рассказ об основании Киево-Печерского монастыря, легенды ο призвании варягов на Русь, ο крещении княгини Ольги в Царьграде и др., он активно использовал фольклор Причерноморья и придал летописанию светский характер. Сведения ο Никоне содержат Повесть временных лет, Житие Феодосия Печерского и рассказы Киево-Печерского патерика.

[25] Канев — город на Днепре, южнее Киева.

[26] Треполь — город на Днепре, расположенный между Киевом и Каневом.

[27] ...Стефанъ-игумень, демественикъ... Влахерньскую церковь на Клов ѣ създа — Стефан был постриженником Киево-Печерского монастыря, учеником Феодосия. Β 60—70-е годы XI века исполнял обязанности доместика (руководителя церковного хора) и екклисиарха (проповедника) монастыря. Перед смертью Феодосий Печерский советовал братии избрать игуменом Иакова-пресвитера, но монахи настояли на кандидатуре Стефана, поддержанной и киевским князем Святославом Ярославичем. Β игуменство Стефана шло строительство каменного Успенского собора, был возведен новый деревянный монастырь. Β 1078 году в результате конфликта с «некиими от братии» Стефан был изгнан из монастыря. Видимо, столкновение произошло между ним и Никоном, который в 1077 году вернулся в Печерский монастырь и через год стал его игуменом. Как полагают исследователи, Никон был сторонником нестяжательной политики монастыря, строгой аскетической жизни монахов. Стефан, напротив, занимался приумножением монастырских богатств, активной строительной и торгово-хозяйственной деятельностью. Β 1077 году на киевский стол вернулся Изяслав Ярославич, поддерживавший Никона, что предрешило изгнание Стефана. Когда в следующем году киевским князем после смерти брата стал Всеволод Ярославич, бывший печерский игумен, получив «на потребу от боляр и велмож» большие средства, построил на Клове (урочище на ручье Клове между Киевом и Печерским монастырем) каменную церковь во имя Влахернской Богоматери. Он собрал вокруг себя братию и основал монастырь, где игуменствовал до 1090 года, когда стал первым епископом новоутвержденной кафедры во Владимире Волынском. Β сане епископа он принимал участие в перенесении мощей Феодосия Печерского из пещеры в Успенский собор (1091). Умер в 1094 году, похоронен в Киеве. Β XVII веке на основе летописных и агиографических источников было создано Житие Стефана, включенное в состав печатных редакций Патерика.

[28] ...князь Владимеръ Всеволодичь Монамах... — Владимир Мономах (1053—1125) — сын Всеволода Ярославича, внук Ярослава Мудрого, Мономахом прозван по имени матери, дочери византийского императора Константина IX Мономаха. При крещении получил христианское имя Василий. Выдающийся государственный деятель и полководец. См. Поучение Владимира Мономаха в т. 1 наст. изд. На время правления Владимира Мономаха приходится расцвет литературы Киевской Руси. Для Симона, автора Слова ο создании церкви Печерской, Владимир Мономах — символ былого могущества и единства страны.

[29] ...Владимеръ... създа церковь въ град ѣ Ростов ѣ ... Георгий-князь... създа церковь в град ѣ Суждал ѣ в ту же м ѣ ру, яже по л ѣ тех вся та распадошася... — Сообщение ο постройке Владимиром Мономахом и его сыном Георгием соборных храмов Ростова и Суздаля входило в систему доказательств об огромном значении киевского наследия в развитии культуры и искусства русских княжеств периода феодальной раздробленности. Успенский собор в Суздале был возведен на рубеже XI—XII веков и стал оплотом церкви в недавно христианизированном крае. По распоряжению князя Георгия Всеволодовича обветшавший храм был разобран и в 1222—1225 годах на его месте была построена новая церковь «краснейшю первыя», κ основанию которой был причастен владимиро-суздальский епископ Симон, один из авторов Патерика. Успенский собор в Суздале выдержал несколько перестроек и реставраций, ο его первоначальном виде можно судить по сохранившемуся нижнему ярусу XIII века. Ссылаясь на результаты раскопок А. Д. Варганова и Α. Φ. Дубынина, Η. Η. Воронин считал, что если суздальский собор, бывший по своим размерам значительно меньше печерского, внешне напоминал его, то рассказ Симона ο строительстве Мономахом каменного собора в Ростове является вымышленным (см. подробнее: Воронин Η. Η. Политическая легенда в Киево-Печерском патерике. — ТОДРЛ, т. 11. М.—Л., 1955, с. 102).

[30] ...игумену Иоану... — Иоанн был игуменом Киево-Печерского монастыря после Никона, с 1088/89 года. До какого года он игуменствовал — точно неизвестно, но в 1108 году печерским игуменом был уже Феоктист. Из рассказов Повести временных лет и Патерика известно, что он участвовал в освящении Успенского собора, в погребении печерского монаха Исакия, был инициатором перенесения мощей Феодосия Печерского, присутствовал при «изгнании беса» из печерского затворника Никиты, во время правления в Киеве Святополка Изяславича был сослан в Туров за обличение князя в насилии над людьми и жажде богатства. Возвращение Иоанна в Киево-Печерский монастырь было связано с междоусобной борьбой князей после ослепления Василька Теребовльского в 1097 году. По свидетельству Поликарпа, одного из авторов Патерика, Святополк «убоався... въстаниа на ся» Владимира Мономаха и «скоро възврати съ честью игумена в Печерьскый манастырь» (см. 31-е «слово» Патерика). По предположению М. Д. Приселкова и Б. А. Рыбакова, Иоанн был составителем Начального летописного свода (см.: Приселков М. Д. История русского летописания XI—XV вв. Л., 1940, с. 34—36; Рыбаков Б. А. Древняя Русь: Сказания; Былины; Летописи. М., 1963, с. 245—259).

[31] Трапеза — жертвенник, престол — сооружение в виде стола, стоящее в левой стороне алтаря, на котором приготовляется «бескровная жертва»— хлеб и вино, для совершения евхаристии — причащения.

[32] Иоан же митрополит... — Иоанн II, митрополит Киевский с 1080 по 1089 год, участвовал в поставлении ростовского епископа Исайи, основал две новые епископии: во Владимире Волынском (около 1085) и в Турове (1088), присутствовал на похоронах князя Ярополка Изяславича (1086), освящал церковь Святого Михаила в Выдубицком монастыре (1088) и Успенский собор в Киево-Печерской лавре (1089). Β некрологической статье Повести временных лет он характеризовался как «мужь хытръ книгамъ и учению». Иоанну приписываются сочинения нравственно-дидактического (Ответы на вопросы Иакова-черноризца) и религиозно-полемического характера (Послание κ папе римскому Клименту III).


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 132; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!