Подготовка текста, перевод и комментарии Г. М. Прохорова 11 страница



 

О АКРѢ ГРАДѢ

ОБ АКРЕ-ГРАДЕ

 

А отъ Кифы до Акры есть верстъ 15. И есть градъ тъ Акра великъ велми и твердъ зданиемъ, и лимень добръ под градом тѣмъ есть. И то град есть срациньский, нынѣ же фрязи держат. А от Акры до Тирова града есть верстъ 10, а от Тира до Сидона есть верстъ 10. И ту есть близь село Сареффа Сидонъскаа; в том селѣ Илиа пророкъ въскресилъ сына вдовича.[178]

А от Кифы до Акры пятнадцать верст. Город же тот, Акра, весьма велик и крепок строением, и залив хороший есть под тем городом. Это сарацинский город, ныне же им владеют фряги. А от Акиры до Тира-города верст десять, и от Тира до Сидона верст десять. И есть тут близко село Сарефта Сидонская: в том селе Илья-пророк воскресил сына вдовицы.

 

О ВИРИТѢ ГРАДѢ

О ГРАДЕ ВИРИТЕ

 

И от Сидона до Вирита града[179] есть верст 15. В том градѣ жидове прободоша образъ Христовъ копиемъ, изиде кровь и вода; и тогда мнози вѣроваша и крестишася во имя Отца и Сына и Святаго Духа. И в от же град Вирит Ксенофонтова сына Иоаннъ и Аркадие пошъла бяста учить философии.[180] А отъ Рита до Зевеля 20 верстъ; а от Зевеля до Триполя 40 верстъ; а от Триполя до рѣки Судии 60 верстъ.

И от Сидона до Вирита-города верст пятнадцать. В том городе евреи проткнули образ Христов копьем: изошла кровь и вода, и тогда многие уверовали и крестились во имя Отца и Сына и Святого Духа. И в тот же город Вирит Ксенофонтовы сыновья Иоанн и Аркадий пошли учиться философии. А от Вирита до Зевала двадцать верст, а от Зевала до Триполя сорок верст, а от Триполя до реки Судии шестьдесят верст.

 

О ВЕЛИЦѢ АНТИОХИИ

О ВЕЛИКОЙ АНТИОХИИ

 

На той бо рѣцѣ есть Антиохия Великаа. И есть от моря подале Антиохиев град 8 верстъ. Вдалее Адекия[181] 100 верстъ, таже Малаа Антиохия, таже Каниноросъ, таже Мавроноросъ, таже Сатилия градок, таже Хидониа островець малъ. И ти вси гради суть подлѣ море, да тѣ грады вси минухомъ по морю, не приставающе, и приидохомъ близь къ градомъ тѣмъ; боязни ради ратных не пристахомь в Хилидонии. И оттуда идохомъ в Мира, таже к Патеру граду; и у того града срѣтоша нь хусареве въ 4-хъ галиахъ, и яша ны, и излупиша всѣх. А оттуда дидохомъ къ Царюграду, и доидохом по здраву Царяграда.

На той-то реке стоит Антиохия Великая. А от моря Антиохиев город подалее восьми верст расстоянием. До Адекия сто верст, затем Малая Антиохия, затем Канинорос, затем Мавронорос, затем Сатилия-городок, затем Хидония — островок небольшой. И те все города стоят около моря; и все те города мы минули по морю, не приставая, хотя и подходили близко к тем городам; боясь ратных, не пристали в Хидонии. И оттуда мы шли до Мира, затем — к Патаре-городу, а у того города встретили нас корсары на четырех галерах, захватили нас и ограбили всех. А оттуда мы пришли к Царьграду и поздорову дошли до Царьграда.

 

О ГАЛИЛЕИ И О МОРИ ТИВИРИАДЬСТѢМ

О ГАЛИЛЕЕ И О МОРЕ ТИВЕРИАДСКОМ

 

И есть путь от Иерусалима в Галилею к Тивериадьскому морю, и к Фаорьстѣй горѣ, и к Назарефу. Та бо земля около Тивириадьскаго моря вся зовется Галилея, и есть земля та от Иерусалима на лѣтний въстокъ лиць. И есть Тивириада град 4 дний вдалее от Иерусалима пѣшему человѣку ити, и есть путь страшен сельми и тяжекъ зѣло; в горах каменых ити 3 дни, а четвертый день подлѣ Иорданъ по полю ити все къ всходу лиць, олне до верха Иорданова, отнюдуже поиде Иордан рѣка.

И есть путь от Иерусалима в Галилею, к Тивериадскому морю, и к Фаворской горе, и к Назарету. Вся ведь эта земля около Тивериадского моря называется Галилеей, и лежит та земля по направлению от Иерусалима на юго-восток. И находится город Тивериада в четырех днях пути от Иерусалима, если пешком идти. И путь этот весьма страшен и очень тяжел: в горах каменных идти три дня, а четвертый день вдоль Иордана по полю идти, все на восток вплоть до верховий Иордана, откуда берет начало Иордан-река.

 

И пригоди ми Богъ пут-ет исходити тако: поиде бо князь Иерусалимьский Балдвинъ[182] на войну к Дамаску путем тѣм к Тивирьядьскому морю, туда бо есть путь к Дамаску мимо Тивириадьское море. То азъ увѣдах, оже хощеть князь путем тѣмъ к Тивириадѣ, идохъ ко князю тому, и поклонихся ему, и рекох: «И азъ бых хотѣл поити с тобою к Тивириадьскому морю, да бых походил святаа та мѣста вся около Тивириадьскаго моря. Да Бога дѣля поими мя, княже!» Тогда княз-етъ с радостию повелѣ ми поити с собою и приряди мя къ отрокомъ своим. Тогда азъ с радостию великою наях под ся. И тако проидохдомъ мѣста та страшная с вои царьскими бе-страха и без пакости. А без вои путемъ тѣмъ никтоже может проити, но токмо святаа Елена путем тѣм ходила, а инъ никтоже.

И дал мне Бог пройти путь тот так: пошел князь иерусалимский Балдуин на войну к Дамаску путем тем, к Тивериадскому морю, ибо там проходит дорога к Дамаску, мимо Тивериадского моря. Я узнал, что хочет князь идти путем тем к Тивериаде, пошел к тому князю, поклонился ему и сказал: «И я бы хотел пойти с тобою к Тивериадскому морю, чтобы походить по тем всем святым местам около Тивериадского моря. Бога ради, возьми меня, князь!» Тогда этот князь с радостью повелел мне пойти с собою и пристроил меня к своим слугам. Тогда я с радостью великою нанял под себя на чем ехать. И таким образом прошли мы места те страшные с воинами царскими без страха и без ущерба. А без воинов той дорогой никто не может пройти; одна только святая Елена путем тем ходила, а другой никто.

 

Да се есть путь к Тивириадѣ: а от Иерусалима до кладязя святыя Богородица верстъ 10; а от кладязя того до Гельвуньских горъ суть версты 4. И на тѣх горах Гелвуньских убиенъ бысть Саулъ, царь июдѣйскый, и сынъ его Анафанъ ту же убиен бысть.[183] И суть же горы велики, камены сухи, безводны, нѣсть бо росы на них никогдаже.[184] А горъ тѣх до кладязя Давыдова есть верстъ двѣ; а от кладязя того до пещеры Давыдовы суть версты 4. В той пещерѣ дал бяше Богъ Саула царя в руцѣ Давыдови, и не уби его, оному спящу, но урѣза скуть окройнища его и взя мечь его и покровъ ручный.[185] А от тѣх горъ до Сихемьских горъ и до рова Иосифова суть версты 4. И на тѣх горах сынове Ияковли пасяху стада отца своего Иякова; та тѣ горы прииде Иосифъ Прекрасный къ братьи своей, от отца своего посланъ к ним, нося им миръ и благословение от отца своего Иякова. Они же, видѣвше брата своего Иосифа, вставше и яша и, и ввергоша и́ в ровъ,[186] иже и до днешняго дне есть ров-отъ, яко и стѣна глубока создана камением великым, и твердъ велми. И ту угоди ны ся ночьлѣгъ лежати на мѣстѣ том. Есть бо мѣсто то близь пути людскаго, на правой руцѣ, тамо идучи.

И вот каков путь к Тивериаде: от Иерусалима до колодца святой Богородицы верст десять, а от колодца того до Гельвунских гор версты четыре. И на тех горах Гельвунских убит был Саул — царь иудейский, и сын его Анафан тут же убит был. Горы же эти велики, каменны, сухи, безводны, ибо нет росы на них никогда. А от гор тех до колодца Давида две версты, а от колодца того до пещеры Давида версты четыре. В той пещере дал Бог Саула-царя в руки Давида, и он не убил его, когда тот спал, но отрезал лоскут одеяла его и взял меч его и полотенце. А от тех гор до Сихемских гор и до рва Иосифова версты четыре. На тех горах сыновья Иаковлевы пасли стада отца своего Иакова; на те горы пришел Иосиф Прекрасный к братьям своим, отцом своим будучи послан к ним, неся им мир и благословение от отца своего Иакова. Они же, видя брата своего Иосифа, встали и схватили его, и бросили его в ров, каковой ров и до сего дня существует, — как стена углубленная, сложенная из больших камней, и крепок весьма. И там пришлось нам на ночлег ложиться, на месте том. Ибо находится это место вблизи пути людского, на правую руку, когда там идешь.

 

О КЛАДЯЗИ ИАКОВЛИ

О КОЛОДЦЕ ИАКОВА

 

И оттуда до вси Иосифовы, иже нарицаеться Сихарь, есть верстъ 10. И ту есть кладязь Ияковль, глубокъ и великъ, и вода студена зѣло и сладка. И у того кладязя Христос бесѣдовал с женою самарянынею.[187] И ту лежахом ночьлѣгъ.

И оттуда до жилища Иосифова, что называется Сихарь, верст десять. И там есть колодец Иаковлев, глубокий и большой, и вода очень холодна и вкусна. У того колодца Христос и беседовал с женщиной-самарянкой. И мы там лежали ночь.

 

О САМАРИИ

О САМАРИИ

 

И ту есть близь град Самариа яко полверсты вдалее от кладязя того. Град же Самариа великъ есть велми и обиленъ есть всѣм добром. Град-от Самария стоитъ межи двѣма горама высокима, источници воднии мнози студени посредѣ града того текуть красно. И древеса овощная бе-щисла ту суть всяка: смокви, орѣшие и рожци, масличие, яко дубравы, яко лѣси суть по всей земли той окоо Самария. По краемъ нивы многоплодовиты суть по полем тѣмъ. И есть земля та около Самариа красна и чюдна зѣло. И есть мѣсто то обилно всѣм добром: маслом и вином, пшоницею и овощомъ. И просто рещ, оттуда есть живъ Иерусалимъ всѣмъ добром. И тъ нынѣ град Самарийский зовется Неаполи. А оттуда есть мѣсто, двою версту к западу лиць от града Самариа, имя мѣсто тому Севатополи; и есть ту градокъ малъ созданъ, и то есть темница святаго Иоанна Крестителя Христова; и в той темници усѣченъ Иоаннъ Предтеча Христовъ от Ирода царя.[188] И ту есть гробъ святаго Иоанна Предтеча, и есть на мѣстѣ том церковь создана добра во имя Предтеча Иоанна. И есть нынѣ ту манастырь фряжьский, богат зѣло.

И оттуда недалек город Самария — примерно полверсты расстояние от того колодца. Город же Самария большой весьма и изобилует всем добром. Тот город Самария стоит между двумя высокими горами; много источников вод холодных красиво течет посреди того города. И деревья плодовые всяческие там без числа: смоквы, орешник, рожки и маслины, — как дубравы, как леса по всей земле той около Самарии. По краям тех полей плодородные нивы. И земля та около Самарии прекрасна и весьма удивительна. И изобильно место то всем добром: маслом и вином, пшеницей и плодами. И проще говоря, оттуда получает Иерусалим все то добро, которым он жив. И ныне город тот Самарийский называется Неаполи. А оттуда в двух верстах к западу от города Самарии есть место, которое называется Севастополи; и выстроено тут укрепление небольшое, это и есть темница святого Иоанна Крестителя Христова: в этой темнице усечен был Иоанн Предтеча Христов Иродом-царем. И там гроб святого Иоанна Предтечи, и создана на том месте хорошая церковь во имя Предтечи Иоанна. И ныне там фряжский монастырь, очень богатый.

 

О АРИМАФЕИ ГРАДѢ

ОБ АРИМАФЕЕ-ГРАДЕ

 

А оттуда есть 4 версты до Аримафѣя. И ту есть гробъ святаго Иосифа и святаго Малелеиля.[189] И есть мѣсто к западу лиць от Самариа в горах. Есть градок мал созданъ над мѣстом; церкви добра клѣтьски создана над гробом святаго Иосифа. И то ся мѣсто зоветь Аримафѣй. А от Самариа путь есть к Тивириадьскому морю на встокъ лиць на лѣтний.

А оттуда четыре версты до Аримафея. Там находится гроб святого Иосифа и святого Малелеила. Находится это место к западу от Самарии, в горах. Ограда небольшая построена над местом; церковь хорошая клетью построена над гробом святого Иосифа. То место и зовется Аримафей. А от Самарии путь к Тивериадскому морю на юго-восток.

 

О ГРАДѢ ВАСАНЬСТѢ

О ГРАДЕ ВАСАНСКОМ

 

И есть от Самариа до Васана града верстъ 30. В том градѣ Васаньстѣ Огъ, царь Васаньский, был, егоже уби Исус Навгинъ у Иерихона.[190] И есть мѣсто то страшно и гроздно велми. Исходит из градища того Васаньскгаго 7 рѣкъ, и стоитъ тростие велико по рѣкам тѣм, и финици мнози стоятъ высоци по градщу тому, яко лѣсъ частый. И есть мѣсто то страшно и неудобь проходно: ту бо живуть срацини силнии погании и биют на рѣках тѣхъ на бродѣхъ. И лвове мнози ту ся ражают. И есть бо мѣсто то близь Иордана рѣки и болоние велико прилежить от Иордана къ градищу тому Васаньскому. И ты рѣки текуть от Васана въ Иорданъ; да тѣм лвове мнози суть въ мѣстѣ том.

От Самарии до города Васана тридцать верст. В том городе Васанском Ог, царь Васанский, был, которого убил Иисус Навин у Иерихона. Выглядит место то страшно и весьма грозно. Вытекает из городища того Васанского семь рек; и стоит тростник большой по рекам тем, и фиников много стоит высоких по тому городищу, как лес густой. И место это страшное и негодное для прохода, ибо там живут сильные сарацины поганые и разбойничают на тех реках, на бродах. И много львов тут водится. И находится это место вблизи реки Иордан, и большое болото прилегает со стороны Иордана к градищу тому Васанскому. А те реки текут от Васана в Иордан, оттого много львов в месте том.

 

И ту есть близь под градомъ тѣм къ востоку лиць пещера дивна крестным образом уродилася. Ис тоя пещеры исходит источник; и есть ту купѣль чюдна, сама уродилася и яко создана от Бога. В той купѣли самъ Христос купался съ ученики своими. И есть знати до днешняго дне мѣсто то, идеже Христос сѣдѣл на камени. Ту купахомся и мы грѣшнии недостойнии. Въ том же градѣ Васаньстѣмъ жидове искаху Христа, показаша ему кинисъ, и рекоша: «Достит ли дань дати или ни?» Рече же имъ: «Чий есть образ и написание? Въздадите кесарева кесареви, а Божиа Богови». И рече Христос, обращься къ Петру: «Иди верзи удицу в море; юже преже имеши рыбу, разверзи уста ея, изми статиръ и вдай за мя и за ся».[191] У того же града Васана Христос ицѣли два слѣпца, иже зваста въслѣд его идуща.[192]

И есть там, под тем городом на восток, пещера удивительная: она получилась в форме креста. Из той пещеры вытекает источник, и есть там чудесный водоем, сам образовавшийся и как бы созданный Богом. В том водоеме сам Христос купался с учениками своими. И известно до сего дня место то, где Христос сидел на камне. Там купались и мы, недостойные. В городе же том Васанском евреи испытывали Христа: показывали ему динарий и спрашивали: «Следует ли дань давать или нет?» Он же им: «Чей здесь образ и надпись? Воздайте кесарево кесарю, а Божие Богу!» И сказал Христос, обратясь к Петру: «Иди, забрось удочку в море, и той рыбе, которую первой поймаешь, открой рот, вынь статир и отдай за меня и за себя!» У того же города Васана Христос исцелил двух слепцов, которые взывали, идя за ним следом.

 

О ИОРДАНѢ РѢЦѢ

О ИОРДАНЕ-РЕКЕ

 

А от Васана до врьха Иорданова и до Мытници Матфѣевы[193] есть верстъ 20; и есть пу-тет все по полю ити подлѣ Иордан, пиюще Иорданову воду,— сладка зѣло и чиста,— все къ восходу лиць ити отли до верха Иорданова. Иордан же поиде из моря Тивириадьскаго,[194] от двою источнику кипит зѣло чюдно. Имя источнику единому Иоръ, а другому имя источнику Данъ. И оттуда поиде Иордан двѣма рѣками из моря Тивириадьскаго. И еста подалѣ себе, яко трижды перестрѣлить межи има. И поидета рѣцѣ тѣ разно себѣ мало яко полверсты вдалѣе, и потомъ сонметася обѣ рѣцѣ въ едину рѣку, и то ся зоветь Иордан — по имени двою источнику. Течеть же Иорданъ быстро и чисто водою, и лукаряво велми. И есть всѣм подобен Сновѣ рецѣ, в ширѣ и в глубину, и болонием подобенъ есть Иорданъ Сновѣ рѣцѣ. И рыбы многи суть на верху его зѣло. И есть на самомъ верху Иордановѣ, на обою потоку, еста 2 моста камена, создана на комарах твердо велми, и под та моста течеть Иорданъ сквозѣ комары мосту тою.

А от Васана до верховий Иордана и до Мытницы Матфеевой двадцать верст; и весь путь тот все по полю идешь около Иордана, пия воду из Иордана, очень вкусную и чистую, все к востоку идешь до самого верховья Иордана. Иордан же берет начало из моря Тивериадского, из двух истоков; кипит чудесно весьма. Название одного источника Иор, а другого источника название Дан. Оттуда и выходит Иордан двумя реками из моря Тивериадского. Они вдали друг от друга, примерно три перестрела между ними. И текут те реки порознь немного, примерно полверсты, а потом сливаются обе реки в одну реку, и она называется Иордан — по названиям двух источников. Течет же Иордан быстро, чистою водою, и очень извилисто. Всем похож он на Сновь-реку: по ширине, и по глубине, и заводями подобен Иордан Снови-реке. И очень много рыбы в его верховьях. А в самом верховье Иордана есть два моста каменные через оба потока, выстроенные на сводах крепко, и под теми мостами течет Иордан, сквозь пролеты тех мостов.

 

О МЫТНИ МАТФЕОВѢ

О МЫТНИЦЕ МАТФЕЕВОЙ

 

От тою мосту близь была мытница Матьфиева, апостола Христова; ту бо ся сходять путье вси черсъ Иорданъ к Дамаску и в Месопотамию. И ту, в тою мѣсту, ста обѣдати князь Балдвинъ с вои своими. Ту же и мы стахом с нимъ у самово верха Иорданова, купахомся на самом версѣ Иордановѣ в мори Тивириадьстѣмь. И походихомъ тогда около Тивириадьскаго моря бе-страха и без боязни вся та святаа мѣста. Кудаже Христос Богъ нашь походил своима ногама, ту же и мене худаго и грѣшнаго сподоби Бог походити и видѣти всю ту землю Галилѣйскую. Его же не надѣяхомся николиже видѣти, то же ми показа Богъ видѣти и обиходити ногама своима недостойныма. И видѣхъ очима своима грѣшныма всю ту землю святую и желанную. Не ложно, по истинѣ, яко видѣхъ, тако и написах о мѣстѣхъ святыхъ. Мнози друзии, доходивше мѣстъ сих, не могоша испытати добрѣ, блазнятся о мѣстѣх сих, а инии, не доходивше мѣстъ сих, лжуть много и блядуть. Мнѣ же худому Богъ показа мужа свята и стара деньми, и книжна велми, и духовна, живша в Галилеи лѣт 30, а у святаго Савы въ лаврѣ живша лѣтъ 20, и тый ми мужь указа все по истинѣ, от святыъ книгъ испытавъ добрѣ. Да что въздасть мнѣ грѣшному толико добра видѣти?

От тех мостов близко была мытница Матфея, апостола Христова, ибо тут сходятся все пути, ведущие через Иордан к Дамаску и в Месопотамию, И там, в том месте, остановился на обед князь Балдуин с воинами своими. Тут же и мы остановились с ним у самого верховья Иордана, купались мы у самого верховья Иордана в море Тивериадском. И походили тогда около моря Тивериадского без страха и без боязни по всем тем святым местам. Где Христос Бог наш походил своими ногами, там же и меня, худого и грешного, сподобил Бог походить и дал видеть всю ту страну Галилейскую. Чего не надеялся я никогда видеть, то показал мне Бог, чтобы я видел, обходя ногами своими грешными всю ту землю святую и желанную. Не ложно, по истине, как видел, так я и написал о местах святых. Многие другие, доходившие до этих мест и не смогшие разузнать хорошо, обманываются относительно этих мест, а иные, не доходившие до этих мест, лгут много и выдумывают. Мне же, дурному, Бог показал мужа святого и старого днями, и книжного весьма, и духовного, жившего в Галилее лет тридцать, а у святого Саввы в лавре жившего лет двадцать; и тот муж показал мне все поистине, по святым книгам разузнав основательно. И за что это мне, грешному, столько хорошего видеть?

 

И ту стояхом у мосту тою весь день тъ, и к вечеру князь Балъдвинъ поиде за Иордан к Дамаску с вои своими. Мы же идохомъ в град Тивириадьский и ту пребыхом 10 дний въ градѣ том, дондеже прииде князь Балъдвинъ с войны тоа от Дамаска. Мы же дотолѣ походихом во вся мѣста та святаа около Тивериадьскаго моря.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!