Подготовка текста, перевод и комментарии Г. М. Прохорова 6 страница



А оттуда до столпа Давидова и до дома двести саженей. Столп этот святого пророка Давида; тут же и дом его был. В том столпе пророк Давид составил и написал Псалтырь. Чудесен этот столп, из больших камней сложен, очень высок, сделан о четырех углах, и весь крепок и прочен, и камень отборный. Внутри в нем воды много. Дверей же у него пять железных, а ступеней двести, по которым поднимаются наверх. И зерна в нем бесчисленное множество лежит. Очень он труден для взятия и главенствует над всем тем городом, и охраняют его очень, и не дают никому войти в него просто так. Мне же, дурному и недостойному, дал Бог возможность войти в тот святой столп; с собой я смог ввести одного только Изяслава.

 

О ДОМУ УРИЕВѢ

О ДОМЕ УРИИ

 

А от столпа того близь был домъ Уриевъ, егоже Урию уби Давыд и поя жену его, видѣвъ ю мыющюся в бани.[72] И ту есть новѣ метохия Святаго Савы,[73] и есть же близь от столпа, яко можеть доверечи. Есть знати, гдѣ же была баня та до днесь: есть же, идеже святаа Елена крестъ честный налѣзла, близ Распятиа Господня къ встоку лиць сажень 20 вдалѣе. И ту есть была на мѣстѣ том церкви создана клѣтски велика велми, нынѣ же мала церквица. Ту суть двери великия къ встоку лиць: к тѣмъ дверем прииде святаа Мария Египтянына, и хотѣ влѣсти; и цѣловати хотѣ, и не впусти ея сила Святаго Духа в церковь. И потом помолися святѣй Богородицѣ, то бо стоаше икона Святая Богородица въ притворѣ том, близь дверий тѣх, и потомъ возможе ити въ церковь и цѣловати честный крестъ.[74] Тѣми же пакы дверми изыдохъ въ пустыну Иорданскую.

А от столпа того близко был дом Урии — того Урии, которого убил Давид и взял жену его, увидев ее моющейся в бане. Там сейчас метох монастыря святого Саввы; близко он от столпа, можно до него добросить. А где баня та была, известно доныне: от того места, где святая Елена нашла честной крест — вблизи Распятия Господня — двенадцать саженей на восток. Здесь, на том месте, была построена клетская церковь очень большая, а теперь — маленькая церковка. Там стоят большие двери, обращенные на восток: к тем дверям пришла святая Мария Египетская, и хотела войти в церковь, и хотела поцеловать крест, но не впустила ее сила Святого Духа. И тогда она помолилась святой Богородице, ибо здесь, в притворе у этих дверей, стояла икона святой Богородицы, и после этого смогла войти и целовать честной крест. Этими же дверьми вышла она потом в пустыню Иорданскую.

 

А отъ тѣхъ дверей близь мѣсто, идѣже искуси святаа Елена крестъ Господень честный, абие вста мертваа дѣвица.[75] А оттуду есть, поидучи мало ко востоку лиць, Притории, идѣже воини приведоша Христа къ Пилату. И ту руцѣ свои умывъ Пилатъ и рече: «Чистъ есть отъ крове сего праведника». И бивъ Исуса и предасть июдеомъ.[76] Тужь есть темница июдейска; ис тоя темници изведе ангелъ святаго апостола Петра в нощи.[77] И то есть былъ дворъ Июдинъ, предателя Христова. Есть пусто и нынѣ дворище то проклятое: никтоже не смѣетъ на мѣстѣ томъ сѣсти клятвы ради. А оттуда мало придучи ко встоку лиць, есть мѣсто, идѣже Христось кровоточивую исцѣли.[78] И ту есть ровъ близь, идѣже вверженъ бысть Еремиа пророкъ,[79] ту и домъ его былъ. Тужь и Павла апостола дворъ был прежь, егда бяше вх жидовствѣ. А оттуды мало поидучи ко востоку лиць, уступить мало съ того пути: ту есть домъ был святаго Иоакима и Анны.[80]

А от тех дверей близко место, где святая Елена проверяла крест Господен честной: тотчас встала мертвая дева. А если оттуда пойти немного к востоку — Претория, куда воины привели Христа к Пилату. И здесь, руки свои умыв, Пилат и сказал: «Чист я от крови этого праведника». И, бив Иисуса, передал его иудеям. Тут находится темница иудейская; из этой темницы ангел вывел святого апостола Петра среди ночи. И тут же был двор Иуды, предателя Христова. Стоит пустым и ныне дворище то проклятое: никто не смеет на месте том поселиться из-за проклятия. А если оттуда немного пойти к востоку, будет место, где Христос кровоточивую исцелил. И тут поблизости ров, куда брошен был Иеремия-пророк; там и дом его был. Там же и Павла-апостола двор был прежде, когда он был в иудействе. А если оттуда немного пойти к востоку и чуть сойти с той дороги, то там есть дом, который принадлежал святому Иоакиму и Анне.

 

Ту есть печера мало исподи подъ олтаремъ въ камени: въ той печерѣ родилася святая Богородица, въ тойже печерѣ есть гроб святаго Акима и Анны.

Там есть пещера немного ниже алтаря, в камне: в той пещере родилась святая Богородица; в той же пещере находится гроб святого Акима и Анны.

 

О ОВЧИИ КУПѢЛИ

ОБ ОВЧЕЙ КУПЕЛИ

 

А оттуду есть близь приторъ Соломонь, идѣже есть Овча купѣль, идѣже Христосъ разслабленного исцѣли.[81] И есть мѣсто то къ западу лиць о Акима и Анны, близь яко довержет человѣк. Оттуду на востокъ лиць близъ суть ворота городнаа, теми вороты исходятъ къ Гепсимании.[82]

А оттуда близок притвор Соломонов, где Овчая купель, где Христос расслабленного исцелил. Место то к западу от Акима и Анны, — ближе, чем может бросить человек. Оттуда на восток близко ворота городские; теми воротами выходят, идя к Гефсимании.

 

О ЦЕРКВИ СВЯТАА СВЯТЫХ

О ЦЕРКВИ СВЯТАЯ СВЯТЫХ

 

А отъ Въскресениа Христова до Святаа Святыхъ есть вдалѣе яко дважди дострѣлити можеть. Есть церкви Святаа Святых дивно и хитро создана моисиею издну, и красота ея несказанна есть. Кругла образом создана; извну написана хитро и несказанна; стѣны ей избьены дъсками мраморными другаго мрамора; и помощена есть красно мраморными дъсками. Столпов же имать под верхом, кругом стоящих, облых 12, а зданых столповъ 8, двери же имат 4-рь; мѣдию позлащеною покованы суть двери ты. И връх исписанъ издну мусеию хитро и несказанно, а звну врьхъ побиенъ есть былъ мѣдию позлащеною. Под верхом же тѣм самѣм есть пещера, в камени изсѣчена, и в той пещерѣ убиенъ есть Захария пророкъ;[83] туже и гробъ его был, и кровь его ту же есть была, нынѣ же нѣсть ту. И есть ту камень внѣ пещеры тоя под верхом же, и на том камени Ияковъ сон видѣл: и се лѣствиця бяше до небеси и аггели Божии всхожаху и низъхожаху по ней. И ту бралься съ аггелом Ияковъ, и вста от сна Ияковъ, и рече: «Се мѣсто домъ Божий, и се врата небеснаа суть».[84] И на том же камени пророкъ Давыдъ видѣ аггела, стояща съ оружием нагим и сѣкуща люди Израилевы, и влѣзъ в ту же пещеру плакаше, моляся Богу, и рече: «Господи, не овца согрѣшиша, но азъ согрѣших».[85] Есть же церкви та всямокачна, сажень 30 и в преки, и в длѣ; всходы же 4-ри. Ветхая же церкви Святая Святыхъ рена есть, и нѣсть ничтоже от прьваго здания Соломоня знати, и токмо знати насопъ церковный, еже Давыдъ пророкъ начал здати. И печера та днѣ въ церкви и камен-еть, иже то есть под врьхом, то есть ветхаго здания толко. А сиа церкви нынѣшняя создана есть от старѣйшины страциньскаго именемъ Аморъ.[86]

А от Воскресения Христова до Святая Святых расстояние подальше, чем можно два раза дострелить. Церковь Святая Святых чудесно и искусно построена, украшена изнутри мозаикой, и красота ее непередаваема словами. Построена она круглой по форме, снаружи расписана изображениями искусно и несказанно, стены ее облицованы мраморными плитами другого мрамора; и вымощена она красиво мраморными плитами. Столпов же в ней под крышей, кругом стоящих, круглых цельных двенадцать, а квадратных сложенных столпов восемь. Дверей же у нее четыре; окованы позолоченной медью те двери. И купол покрыт изнутри мозаикой искусно и непередаваемо в словах, а снаружи, сверху, был обит позолоченной медью. Под самым же куполом тем — высеченная в камне пещера, а в пещере той был убит Захария-пророк, тут же был он и погребен, и кровь его тут была, теперь же ее здесь нет. И есть там вне той пещеры под куполом же камень, на котором Иаков видел сон: лестница, достигающая неба, а ангелы Божий восходят по ней и нисходят. Здесь же боролся Иаков с ангелом; встал от сна Иаков и сказал: «Это место — дом Божий, и это — врата небесные». На том же месте и пророк Давид видел ангела, стоящего с обнаженным оружием и поражающего людей Израилевых, и он вошел в ту пещеру с плачем, молясь Богу, и сказал: «Господи, не овцы согрешили, но я согрешил». Церковь же та тридцать саженей равно вдоль и поперек; входов же у нее четыре. Старая же церковь Святая Святых разрушена, и ничего не осталось от первого здания Соломонова, что можно видеть, и только видна насыпь под церковь, что начал делать пророк Давид. И пещера та теперь в церкви, и камень тот; это теперь под крышей, и это все, что осталось от старого здания. А эта нынешняя церковь построена старейшиной сарацинским по имени Амор.

 

О ДОМУ СОЛОМОНѢ

О ДОМЕ СОЛОМОНА

 

Туже был домъ Соломонь, и силно было здание его, и велико велми, и зѣло красно. Мощенъ был весь мраморными дъсками и есть на комарах утверженъ, и воды исполнен весь дом-отъ был. Храми же создани были красни зѣло, и хитро мусиею украшено изрядно и столпи мраморяни драгаго мрамора и красно поставлени стоят по ряду; и комары на столпѣх тѣхъ создани суть хитро, и покрыт оловом весь. И ту суть врата дому того, красно зѣло и хитро покрыта оловом, мусею исписана и покована мѣдию позлащеною. И та врата зовуться Красная, идеже Петръ и Иоаннъ исцѣлиста хромца одного,[87] и есть мѣсто то у врат тѣхъ и донынѣ.

Там же был дом Соломона. Крепким было это здание, велико весьма и очень красиво. Весь он был вымощен мраморными плитами, утвержден на сводах, и весь дом был снабжен водой. Были сделаны прекрасные помещения и искусно украшены мозаикой, и мраморные столпы из дорогого мрамора были красиво поставлены в ряд, а на тех столпах искусно возведены своды, и весь дом был покрыт оловом. Там есть ворота того дома, очень красиво и искусно облицованные оловом, покрытые мозаикой и окованные позолоченной медью. А называются те ворота Красные, где Петр и Иоанн исцелили одного хромого. И доныне известно место это у тех ворот.

 

А иныя врата суть троя кромѣ тѣх, а 5-я врата суть Апостольская. Та бо врата Давыдъ пророкъ създалъ есть. Твердо и дивно хитростию врата суть сдѣлана: мѣдию позлащеною покована была издну, исписана хитро была по мѣди, а извну желѣзы поковна была твордо. И суть 4-ры двери у вратъ тѣх. И та бо суть врата осталася толко ветхаго здания, ти и столпъ Давыдовъ, а ино здание все ново есть. Ветхий бо град Иерусалимъ разоренъ есть весь не единою. И тѣми враты вшелъ есть Христос в Иерусалимъ от Вифаниа с Лазаремъ, егда въскресилъ Лазаря Христос.[88] Вифаниа на всток лиць противу Елеоньстѣй горѣ. И есть отъ тѣх вратъ до церкви Святаа Святыхъ сажень 100 и 50.

И трое других ворот есть, кроме тех, а пятые ворота — Апостольские. Те ворота построил пророк Давид. Крепко и удивительно искусно сделаны ворота: они были окованы изнутри позолоченной медью и искусно расписаны по меди, а снаружи крепко окованы железом. Четверо дверей у тех ворот. Только те ворота и остались от древних строений — они и столп Давидов, а иные постройки все новые. Ведь древний город Иерусалим неоднократно был разорен. Теми воротами и вошел Христос в Иерусалим с Лазарем со стороны Вифании, когда воскресил Христос Лазаря. Вифания с восточной стороны от города, напротив Елеонской горы. Расстояние же от тех ворот до церкви Святая Святых сто пятьдесят саженей.

 

О ВЕСИ ВИФАИНѢ

О СЕЛЕ ВИФАНИЯ

 

Вифаниа же от града Иерусалима вдалѣе двою версту, за горою во удолнѣ мѣстѣ. И есть Вифаниа градок малъ к полуденью лиць от Иерусалима. И влѣзучи есть во врата градка того, на деснѣй руцѣ есть пещера, и в той пещерѣ есть гробъ святаго Лазаря. И в той келии Лазарь болѣлъ, ту же и умерлъ был. И есть посрѣдѣ градка того церкви велика, создана вверхъ и исписана добрѣ была вся. И есть от церкви тоя до гроба Лазарева сажен 12; и есть гробъ Лазаревъ от церкви к западу лиць, а церковь къ встоку лиць. И пред градом к западу лиць есть вода добра зѣло, и есть глубоко в земли, по степенемъ влѣсти къ ней. А оттуда есть къ Иерусалиму лиць столпъ от Вифаниа вдалѣ версты; и на том мѣстѣ усрѣла Марфа Исуса; ту паки на осля всѣл Христос, егда Лазаря въскресивъ.

Вифания же находится от города Иерусалима на расстоянии двух верст за горою на ровном месте. Вифания — это городок небольшой к югу от Иерусалима. Когда входишь в ворота того городка, то по правую руку пещера, а в той пещере гроб святого Лазаря. В той самой келье Лазарь болел, тут же и умер. Посреди того городка большая церковь, вытянутая вверх и вся хорошо расписанная. От той церкви до гроба Лазаря двенадцать саженей; Лазарев гроб от церкви — по направлению к западу, а церковь от гроба — к востоку. И есть с запада перед городом очень хорошая вода глубоко в земле; спускаются к ней по ступенькам. А по направлению оттуда к Иерусалиму — от Вифании побольше версты — стоит столп; на том месте Марфа встретила Иисуса, и тут снова сел Христос на осла по воскрешении Лазаря.

 

О ВЕСИ ГЕПСИМАИНѢ

О СЕЛЕ ГЕФСИМАНИЯ

 

Фепсиманиа же есть село, идѣже есть гробъ святыя Богородица, близь града Иерусалима на потоцѣ Кидардьстѣмъ въ Удолѣ плачевнѣм, и есть отъ Иерусалима межи встока лиць лѣтнимъ и зимным.

Гефсимания же, село, где находится гроб святой Богородицы, близко от Иерусалима, на потоке Кедронском, в Долине плача, и расположено от Иерусалима в среднем направлении между юго- и северо-востоком.

 

О ВРАТѢХѢ ГРАДНЫХ

О ГОРОДСКИХ ВОРОТАХ

 

И есть от врат градных сажень 8 до мѣста, идеже Охония жидовинъ хотѣ сврещи тѣло со одра святыя Богородица, егда несяхуть е погребать апостоли в Гепсиманию. И утя ему аггелъ обѣ руцѣ мечем, и положи я на нем.[89] И есть на мѣстѣ том был монастырь женьскый, и нынѣ же разорено есть от поганых.

От городских ворот восемь саженей до места, где Охония-еврей хотел стащить с постели тело святой Богородицы, когда несли ее погребать апостолы в Гефсиманию. И отсек ему ангел обе руки мечом, и положил их на нем. Был на том месте монастырь женский, а теперь оно разорено погаными.

 

О МѢСТѢ ГРОБА СВЯТЫА БОГОРОДИЦА

О МЕСТЕ ПОГРЕБЕНИЯ СВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

 

И оттуда до гроба святыя Богородица есть сажен 100. И есть гробъ Святыя Богородица въ удолнѣ мѣстѣ: пещерка была мала в камени изсѣчена, дверци имущи малы, яко можеть человѣкъ влѣсти наклонься; и во днѣ в пещерѣ той противу дверцам яко лавица засѣчена в томже камени пещернѣмъ, и на той лавици положено бысть тѣло честьное Пречистыя Владычица нашеа Богородица, и оттуда же взято бысть въ рай, нетлѣнно суще. И есть пещерка та днѣ мужа възвыше, а вширѣ 4 лакоть всямокачна, а около теремцем одѣлана красно мраморными дъсками. А врьху, над гробом святыя Богородица, создана была церкви велика велми клѣтьски, во имя святыя Богородица Успения; нынѣ же разорено есть от поганых мѣсто то. И есть гробъ святыя Богородица исподи под великим олтаремъ тоа церкви.

И оттуда до гроба святой Богородицы саженей сто. Расположен гроб святой Богородицы на ровном месте: была высечена в камне небольшая пещерка с маленькими дверьми, чтобы мог, наклонясь, войти человек; а в глубине той пещеры, напротив дверец, как бы скамья высечена в том же пещерном камне, — на той скамье и было положено тело Пречистой Владычицы нашей Богородицы, и оттуда же взято было в рай, оставаясь нетленным. По высоте пещерка та повыше человеческого роста, а в ширину четыре локтя и так и так; снаружи она, как терем, красиво отделана мраморными плитами. А сверху над гробом святой Богородицы была выстроена очень большая клетская церковь во имя святой Богородицы Успения; ныне же разорено погаными то место. Расположен гроб святой Богородицы внизу под великим алтарем этой церкви.

 

О ПЕЩЕРѢ, ИДѢЖЕ ПРЕДАН БЫСТЬ ХРИСТОС

О ПЕЩЕРЕ, ГДЕ БЫЛ ПРЕДАН ХРИСТОС

 

А от гроба святыя Богородица есть сажень 10 до пещеры, идеже преданъ бысть от Июды жидом на 30 сребреницѣх.[90] И есть пещера та об онъ пол потока Кѣдарьскаго при горѣ Елеоньстѣй.

А от гроба святой Богородицы десять саженей до пещеры, где предан был Христос Иудой евреям за тридцать сребреников. Находится же та пещера по другую сторону потока Кедронского при горе Елеонской.

 

И ту есть мѣсто близь пещеры тоя, яко довержеть человѣкъ каменемь малымъ, и есть къ полуденью лиць мѣсто то, идѣже помолися Христос Отцу своему в нощи, в нюже преданъ бысть на распятие июдѣем, и рече: «Отче, аще возможно есть, да минеть чаша си от мене».[91] И есть на мѣстѣ томъ нынѣ создана церквица мала. А оттуда есть дострѣла вдалѣе до гроба Асафатова; и то есть былъ царь июдѣйскъ и потому зоветься та дебрь Асафатова.[92] И ту есть близь в той же дебри гробъ святаго Иякова, брата Господня.[93]

И есть здесь место близ той пещеры — человек может добросить небольшим камнем, в южном направлении то место, — где помолился Христос отцу своему той ночью, когда предан был на распятие иудеям, и сказал: «Отец, если возможно, пусть минует меня чаша сия». Теперь на том месте построена церковка маленькая. А оттуда перестрел расстояние до гроба Асафата, — это был царь иудейский, и потому зовется та теснина Асафатова. И тут же поблизости, в той же теснине, гроб святого Иакова, брата Господня.

 

Елеоньскаа же гора есть от Иерусалима на лѣтний встокъ лиць. От Гепсимании полѣсти есть на гору Елеоньскую высоко велми, яко может на ню 3-жды встрѣлити едва, но до Отце нашь толко можеть въстрѣлити от Гепсимании.

Елеонская же гора расположена от Иерусалима в направлении на юго-восток. От Гефсимании лезть на гору Елеонскую очень высоко: едва ли возможно за три раза дострелить на ее верх; но только до Отче наш можно дострелить из Гефсимании.

 

О ПЕЩЕРѢ, ИДЕЖЕ НАЧА ХРИСТОС УЧЕНИКЫ СВОЯ УЧИТИ

О ПЕЩЕРЕ, ГДЕ ХРИСТОС НАЧАЛ УЧИТЬ СВОИХ УЧЕНИКОВ

 

И ту есть создана церкви велика, и пещера подо олтарем есть исподи; в той пещерѣ Христос научи ученики своя пѣти «Отче нашь».[94] А оттуда до врьха самого Елеоньскыя горы, идеже есть Възнесение Господне, есть сажень 90.

И там возведена большая церковь, и есть под алтарем изнутри пещера: в той пещере Христос научил своих учеников петь «Отче наш». А оттуда до самого верха Елеонской горы, где Вознесение Господне, девяносто саженей.

 

О ГОРѢ ЕЛЕОНЬСТѢЙ

О ГОРЕ ЕЛЕОНСКОЙ

 

Възнесение же Господне есть на врьхъ Елеоньския горы прямо къ стоку, и есть яко горка мала. И на той горцѣ был камень круголъ, выше колѣ: с того камени възнеслъся Христос Богъ нашь на небеса. И есть мѣсто то оздано все комарами около, и верхъ на комарахъ тех созданъ есть, яко дворъ камень кругомъ, и помощень есть весь двор-от мраморнымыи дъсками. И посрѣди того двора есть созданъ аки теремець кругло, и есть без верха; тако и во днѣ теремца. И в том теремци под самым врьхом тѣмъ непокрытым лежит камен-етъ святый, идѣже стоястѣ и нозѣ пречистѣи Владыки нашего и Господа. И есть под каменем тѣмъ трапеза сдѣлана дъсками мраморными, и на той трапезѣ литургисають нынѣ.[95] Есть исподи под святою трапезою камен-етъ, оделан весь около дъсками мраморными, толико врьхъ его видѣти мало, и ту цѣлують вси християне. Двери же имат 2-и термец-етъ. Възлѣсти же есть по степенем къ Възнесению Господню, и есть же степеней тѣх 22. И есть гора Елеоньскаа высока над градом Иерусалимом и видѣти с неа все въ градѣ Иерусалимѣ, и Святаа Святыхъ, и до Содомскаго моря[96] и до Иордана с нея дзрѣти, и всю ту землю, и об онъ пол Иордана, все с неа видѣти: вышьши бо есть всѣх Еленьскаа гора сущих горъ около Иерусалима.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 9217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!