Подготовка текста, перевод и комментарии Г. М. Прохорова 5 страница



А от Кипра до города Яффы верст четыреста, все по морю. От Царьграда до острова Рода восемьсот верст, и от Рода до Яффы восемьсот верст. Всего же пути по морю до Яффы тысяча шестьсот верст. Яффа же — город на берегу недалеко от Иерусалима, оттуда посуху надо идти к Иерусалиму. По полю десять верст ходу до святого Георгия: тут была большая церковь, построенная во имя святого Георгия, там же и гроб его был в алтаре, тут ведь и замучен был святой Георгий. И воды там много; и там отдыхают странники, у той воды, но — с большим страхом, ибо место это пустое и близок город Аскалон, а оттуда выходят сарацины и избивают странников на тех путях, так что очень боязно от места того входить в горы. От святого Георгия до Иерусалима двадцать больших верст, но все в горах каменных. Путь тут и тяжел, и очень страшен.

 

О ГОРѢ АРМАФЕМ

О ГОРЕ АРМАФЕМ

 

И ту есть гора высока, близь Иерусалима, на десной руцѣ тамо идуще от Афа, имя горѣ той Армафемъ. На той горѣ той Армафемъ — на той горѣ есть гробъ святаго пророка Самоиля, и отца Елъкана, и Марьи Египтяныни,[46] ту бо святых было село и домъ. И есть мѣсто то градом одѣлано, да тако зоветься град-от Армафемъ.

И есть там гора высокая около Иерусалима, с правой стороны, если идешь от Яффы; название той горы Армафем. На той горе Армафем находится гроб святого пророка Самуила, и отца Елкана, и Марьи Египтянки, ибо тут святых было село, и дом. И обнесено то место оградой, и это огороженное место тоже называется Армафем.

 

О ЕРУСАЛИМѢ

О ИЕРУСАЛИМЕ

 

Есть же святый град Иеросалим в дербех, около его горы каменыи высокы. Да нолны пришедше близь ко граду тоже видѣти пръвое столпъ Давидовъ[47] и потом, дошедше мало, увидѣти Елеоньскую гору,[48] и Святаа Святых,[49] и Въскресение церковь, идѣже есть Гробъ Господень, и узрѣти потом весь град. И ту есть гора равъна о пути близь града Иерусалима яко версты вдале; на той горѣ ссѣдают с конь вси людие и поставляють крестьци ту и покланяются святому Въскресению на дозорѣ граду. И бываеть тогда радость велика всякому християнину, видѣвше святый град Иерусалимъ; и ту слезамъ пролитье бываеть от вѣрныхъ человѣкъ. Никтоже бо можеть не прослезитися, узрѣвъ желанную ту землю и мѣста святаа вида, идѣже Христосъ Богъ нашь претрьпѣ страсти нас ради грѣшных. И идуть вси пѣши с радостию великою къ граду Иерусалиму.

Святой город Иерусалим расположен в теснине, вплотную около него — высокие каменные горы. Подходя уже к самому городу, видишь сначала столп Давидов, а потом, пройдя немного, видишь Елеонскую гору, и Святая Святых, и церковь Воскресения, где находится Гроб Господен, и потом видишь весь город. И есть там пологая гора вблизи от дороги, на расстоянии примерно версты до Иерусалима, — на той горе ссаживаются с коней все люди, и кладут там крестные поклоны, и поклоняются святому Воскресению на виду у города. И испытывает тогда всякий христианин огромную радость, видя святой город Иерусалим, и слезы льются тут у верных людей. Никто ведь не может не прослезиться, увидев эту желанную землю и видя святые места, где Христос Бог наш претерпел страсти нас ради, грешных. И идут все пешком с радостью великою к городу Иерусалиму.

 

И ту есть на левой руцѣ у пути, тамо идучи, церкви святаго Стефана Первомученика:[50] на том мѣстѣ побиенъ бысть камениемъ Стефанъ Прьвомученикъ от июдѣй, и ту есть гроб его. И ту есть гора камена плоска просѣлася в распятие Христво; то зоветься Адъ; есть близь стѣны градныя, яко доверъжет.

И стоит здесь, по левую руку от дороги, когда там проходишь, церковь святого Стефана Первомученика: на том месте Стефан Первомученик был побит иудеями, там находится и гроб его. И тут есть гора каменная плоская — она просела во время распятия Христова; то место зовется Ад; оно находится около городской стены, на расстоянии примерно броска.

 

И потом входять въ святый град Иерусалимъ вси людие с радостию великою враты, сущими близь сына Давыдова. И та суть врата от Вифлеома[51] лиць, и ту суть врата Венияминова.[52] Яко воидуче въ градъ, путь есть сквозѣ град въ Святаа Святыхъ на правую руку, а на левую къ Святому Въскресению,[53] идеже есть Гроб Господень.[54]

И потом все люди с великой радостью входят в святой город Иерусалим через ворота, находящиеся около столпа Давидова. Те ворота — со стороны Вифлеема; это ворота Вениаминовы. Войдя в город, видишь по правую руку дорогу через город в Святая Святых, а по левую — к святому Воскресению, где находится Гроб Господен.

 

О ЦЕРКВИ ВЪСКРЕСЕНЬЯ ГОСПОДНЯ

О ЦЕРКВИ ВОСКРЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ

 

Есть церкви Въскресениа Господня всяка образом: кругло создана, столповъ имат 12 обьлых, а 6 зданыхъ; мощена же есть дъсками мраморяными красно; двери же имат шестеры; а на полатех столпов имат 16. А над полатьми под верхом исписани суть пророци святии мусиею, яко живи стоятъ. А над олтарем написан есть Христос мусиею. Въ олатри же велицѣм написано есть Адамово воздвижение[55] мусиею; горѣ верху написано есть мусиею възнесение Господне,[56] обаполы олтаря на обою столпу написано есть мусиею Благовѣщение.[57] Врьхъ же церковный не до конца сведенъ каменемъ, но тако сперенъ есть древом тесаным, яко полъстичнымъ образом; и тако есть безъ верха, не покрыта ничимже. Под тым самым врьхом непокрытым Гробъ Господень.

Церковь Воскресения Господня такова: по форме она круглая; в ней двенадцать круглых цельных столпов, а шесть сложенных; она красиво вымощена мраморными плитами; дверей у нее шесть; а на хорах у нее шестнадцать столпов. А над хорами на потолке мозаичное изображение святых пророков — как живые стоят. А над алтарем мозаикой изображен Христос. В алтаре же великом мозаика изображает воздвижение Адама, дальше кверху — мозаичное изображение вознесения Господня; на обоих столпах по сторонам алтаря изображено мозаикою Благовещение. Верх же церкви не до конца сведен камнем, но расперт каркасом из тесаного дерева, так что она без верха, ничем не покрыта. Под самым же тем непокрытым верхом — Гроб Господен.

 

Есть же сице Гробъ Господень: яко печерка мала у камени сѣчена, дерци имущи малы, яко можеть человѣкъ влѣсти на колѣну поклонься. Възвыше же есть мала, всямокачна 4 лакоть и в длину и в ширину. И яко влѣзуче в пещерку ту дверцами малыми, и на деснѣй руцѣ есть яко лавица засѣчена въ томже камени пещерьнѣмъ, и на той лавицѣ лежа тѣло Господа нашего Исуса Христа. Есть нынѣ лавица та святая покрыта дъсками мраморяными. Суть на странѣ продѣлана оконца 3 кругла, и тѣми оконци видиться святый тъ камень, и тудѣ цѣлують вси христьяне. Висит же в Гробѣ Господни 5 кандил великих с маслом, и горят беспрестани кандила свята день и нощь. Лавица же та святаа, идѣже лежало тѣло Христово, есть в длину 4 лакот, а в ширину 2 лакти, а възвыше полулакти. И пред дверми пещерными предлежить камень, треи стопъ вдале от дверець тѣх пещерных: на том камени аггелъ, сѣдя, явися женамъ и благовѣсти има въскресение Христово.

Гроб же Господен собою таков: это как бы маленькая пещерка, высеченная в камне, с небольшими дверцами, через которые может, став на колени, войти человек. В высоту она мала, а в длину и в ширину одинаково четыре локтя. И когда входишь в эту пещерку через маленькие дверцы, по правую руку — как бы скамья, высеченная в том же пещерном камне: на той скамье лежало тело Господа нашего Иисуса Христа. Сейчас та святая скамья покрыта мраморными плитами. Сбоку проделаны три круглых оконца, и через эти оконца виден этот святой камень, и туда целуют все христиане. Пять больших лампад с маслом висят в Гробе Господнем, и горят беспрестанно лампады святые день и ночь. Скамья ж та святая, где лежало тело Христово, в длину четыре локтя, в ширину два локтя, а по высоте пол-локтя. Перед дверьми пещеры лежит камень — на расстоянии трех стоп от тех пещерных дверец: на том камне, сидя, ангел явился женам и благовестовал им о воскресении Христовом.

 

Есть пещерка та святаа одѣлана около красным мрамором, яко имѣнъ, и столпьци около мрамором красным стоят числом 12. Верху же над пещеркою сдѣланъ яко теремець красенъ на столпѣх, верху круголъ и сребреными чешюями позлащеными покован; и на връхъ того теремца стоит Христос, сдѣланъ сребром яко в мужа болѣе, и то суть фрязи сдѣлали, и нынѣ есть под самым врьхом тѣмъ непокрытымъ. Суть двери 3-и у теремца того учинени хитро, яко и решето крестьци; и тѣми дверми влазят люде къ Гробу Господню. Да то есть Гробъ Господень был пещерка та, якоже то сказах: испытах добрѣ от сущих ту издавъна и вѣдущих поистиннѣ вся та святаа мѣста.

Пещерка же та святая отделана снаружи красным мрамором наподобие амвона, и столбики из красного мрамора стоят вокруг числом двенадцать. Сверху же над пещеркой построен как бы теремец красивый на столбах, сверху он круглый и окован позолоченными чешуями; а наверху того теремца стоит Христос, изваянный из серебра, выше человеческого роста; это фряги сделали; и ныне он стоит под самым верхом тем непокрытым. Есть три двери у теремца того, устроенных хитро — как решетка из крестов; через те двери люди входят к Гробу Господню. А что Гробом Господним была та пещерка, как я сказал, я хорошо разузнал от живущих здесь издавна и по-настоящему знающих все те святые места.

 

Есть же церковь та Въскресение образомъ кругла, всямокачна: и в длѣ и въ преки имать же сажень 30. Суть же в ней полати пространьны, и тамо горѣ живет патриархъ. И есть же отъ дверей Гробных до стены великого олтаря саженъ 12. Ту есть внъ стѣны за олтаремъ Пупъ земли,[58] и создана над нимъ комарка, и горѣ написан Христос мусию, и глаголеть грамота: «Се пядию моею измѣрих небо и землю».

Церковь же Воскресения по форме круглая, а в длину и в ширину равно имеет тридцать саженей. В ней устроены просторные помещения, и там наверху живет патриарх. Расстояние же от дверей Гроба до стены великого алтаря двенадцать саженей. Здесь же, за стеной, вне алтаря, находится Пуп земли; над ним сделан свод, и сверху мозаикой изображен Христос, и надпись гласит: «Вот пядью моей я измерил небо и землю».

 

О МѢСТѢ СРЕДИ ЗЕМЛЯ, ИДѢЖѢ РАСПЯТЬСЯ ХРИСТОС

О МЕСТЕ СРЕДИ ЗЕМЛИ, ГДЕ БЫЛ РАСПЯТ ХРИСТОС

 

А отъ Пупа земнаго до Распятия Господня[59] и до Края[60] есть саженъ 12. Есть же Распятие Господне къ встоку лиць, есть же на камени, высоко было, яко стружия выше. Камень же тый был круголъ, яко горка мала. А посреди камени того, на самом врьху, высѣчена есть скважня лакти воглубле, а вширѣ мний пяди кругъ; и ту был въдруженъ крестъ Господень. Исподи же под тѣмъ каменемь лежить прьвозданаго Адама глава.[61] И в распятие Господне, егда на крестѣ Господь нашь Исус Христос предасть духъ свой, и тогда раздрася церковная катапетазма, и камение распадеся; тогда же и тъ камень просѣдеся над главою Адамлею, и тою разсѣлиною сниде кровь и вода изъ ребръ Владычень на главу Адамову и омы вся грѣхы рода человѣча. И есть разсѣлина та на камени том и до днешняго дне. Знати есть на деснѣй странѣ Распятиа Господня знамение то честное.

А от Пупа земного до Распятия Господня и до Края двенадцать саженей. Распятие Господне находится с восточной стороны на камне, оно было высоко, выше копья. Камень же тот был круглый, вроде маленькой горки. А посреди того камня, на самом верху, высечена скважина локтя два глубиной, в ширину меньше пяди, круглая, тут был водружен крест Господен. В земле же под этим камнем лежит голова первозданного Адама. А во время распятия Господня, когда Господь наш Иисус Христос предал свой дух на кресте, тогда разорвалась церковная завеса, и камень тогда же распался; и разошелся тот камень над головой Адама; и через ту расселину кровь и вода из ребер Владыки сошли на голову Адама и омыли все грехи рода человеческого. И есть расселина эта на камне том и до сегодняшнего дня. С правой стороны Распятия Господня можно видеть знамение то честное.

 

О МѢСТѢ ЛОБНѢМ

О ЛОБНОМ МЕСТЕ

 

Есть Распятие Господне и камен-ет святый озданъ стѣною все. Горѣ над распятиемъ создана комара хитро, исписана мусиею дивно. И от встока лиць на стѣнѣ написано есть мусиею — Христос на крестѣ распят — хитро и дивно, прям яко живъ, и вболѣ и възвыше, якоже был тогда. А полудне лиць написано есть снятие такоже дивно. Двери же имат двои. Възлѣсти же есть горѣ по степенемь: до дверей 7 степеней, а въ двери вшед 7 степеней. Помощено же есть мраморными дъсками красными.

Распятие Господне и тот святой камень кругом обнесены стеной. Сверху над Распятием создан замысловатый свод, чудесно украшенный мозаикой. И с восточной стороны на стене мозаикой изображен Христос, на кресте распятый, искусно и удивительно, прямо как живой, и по величине и в высоту — каким был тогда. А с южной стороны написано снятие со креста, так же чудесно. Дверей же две. Входить надо вверх по ступенькам: до дверей семь ступеней, и в двери войдя семь ступеней. Пол вымощен красными мраморными плитами.

 

Споди же под Распятиемъ, идѣже есть глава, такоже приздано есть яко церквица мала, и красно исписана есть мусиею и помощена есть красным мрамором. Да то зовется Крайниево мѣсто, еже есть Лобное мѣсто. А горѣ, идѣже есть Распятие,— то зоветь Голгофа. А отъ Распятия Господня до Снятия есть сажень 5. И ту есть у Распятия Господня близь мѣсто къ полунощию лиц, идѣже раздѣлиша ризы его.[62] И ту другое мѣсто, идеже възложиша вѣнець трьновъ на главу Господню и в багряницу поругания облекоша.[63]

Снизу под Распятием, где лежит голова Адама, тоже пристроена как бы церковка маленькая, красиво украшенная мозаикой и вымощенная красным мрамором. Это и называется Краниево место, что значит Лобное место. А выше, где Распятие, — то зовется Голгофой. А от Распятия Господня до Снятия Господня расстояние пять саженей. И есть там, близко от Распятия Господня, место с северной стороны, где разделили ризы его. Там и другое место, где возложили венец терновый на голову Господа и в багряницу поругания облекли его.

 

О ЖЕРТВЕНИЦѢ АВРАМОВѢ

О ЖЕРТВЕННИКЕ АВРААМА

 

И ту есть близ жрьтвенник Авраамовъ, идеже положи жрьтву Богови Авраамъ и закла овенъ въ Исаака мѣсто.[64] На то же бо мѣсто възведен бысть Исаакъ, идеже Христосъ възведен бысть на жертву и закланъ бысть нас ради грѣшных.[65] А оттолѣ есть близь мѣсто, яко двою сажень далее, идеже заушен бысть Христос Богъ нашь. А оттолѣ есть далѣе 10 сажень святая Темница, идеже всаженъ бысть Христос, и ту посидѣл мало, дондеже приспѣють июдѣи и поставять крестъ, да распнуть и. И та святаа мѣста вся под одиным покровом суть, по ряду вся к полунощию лиць. А отъ Темници Христовы до мѣста, идеже святаа Елена налѣзла честный крестъ, гвоздия, и вѣнець, и копие, и губу, и трость, есть сажень 20 и 5. Есть же Гроб Господень, и Распятие, и та святаа мѣста вся на удолнѣмъ мѣстѣ суть; и есть вгорие от запад лиць над Гробом и над Распятием.

И там поблизости находится жертвенник Авраамов, где Авраам положил жертву Богу и заклал барана вместо Исаака. Ведь Исаак был возведен на то самое место, куда возведен был Христос закланным быть нас ради, грешных. А оттуда близко место — примерно на две сажени дальше — где заушен был Христос Бог наш. А дальше через десять саженей — святая Темница, куда был посажен Христос и где посидел немного, пока иудеи успеют поставить крест, чтобы его распять. Все же эти святые места находятся под одним покрытием, все стоят в ряд по направлению к югу. И от Темницы Христовой до места, где святая Елена нашла честной крест, гвозди, венец, копье, губку и трость, саженей двадцать пять. Гроб Господен, Распятие и все эти святые места расположены на ровном месте; взгорье же подымается над Гробом и над Распятием с западной стороны.

 

И ту есть мѣсто на пригории; на то мѣсто притече скоро святая Богородица. Тщаше бо ся, текущи вслѣд Христа, и глаголаше, в болѣзни сердца своего слезящи: «Камо идеши, чадо мое? Что ради течение се скорое твориши? Еда другий бракъ в Кана Галилеи,[66] да тамо тщишися, сыну и Боже мой? Не молча отъиди мене, рожшаа тя, дажь ми слово, рабѣ своей».[67] И пришедше на мѣсто то святаа Богородица, и узрѣ с горы тоя сына своего распинаема на крестѣ, и видѣвши, ужасеся, и согнуся, и сѣде, печалию и рыданиемъ одръжима бѣаше. И зде събысться пророчество Симеоне, яко прежь рече святѣй Богородици: «И се лежит на встание и на падение многим въ Израили, и тебѣ же самой оружие душу проидет, егда же узриши сына своего закалаема».[68] Ту же стояху мнози на мѣстѣ том, друзи и знаниа его, издалеча зряще. Мария Магдалыни и Мария Ияковля и Саломии,— идѣже стояху вси, иже от Галилея пришедше и съ Ианном и съ материю Исусовою. Стояху же вси знаемии друзи Исусови, зряще издалеча, якоже пророкъ глаголеть о том: «Друзи же мои и ближники моя издалеча мене сташа».[69] И то мѣсто есть подаль от Распятия Христова, яко полутораста сажень есть на запад лиць мѣсто то от Распятия Христова. Имя мѣсту тому Спудий,[70] иже ся протолкуеть Тщание Богородично. И есть на мѣстѣ томъ нынѣ манастырь, церкви Святаа Богородица клѣтьски верхъ въсперенъ.

И есть там на склоне место, на которое прибежала святая Богородица. Она торопилась следом за Христом и говорила в болезни сердца своего сквозь слезы: «Куда идешь ты, дитя мое? Чего ради движение твое так быстро? Или снова брак в Кане Галилейской, и туда торопишься, сын и Бог мой? Молча не уходи от меня, родившей тебя, промолви мне слово, рабе своей». И придя на то место, святая Богородица увидела с горы той сына своего, распинаемого на кресте, и, видев, ужаснулась, и согнулась, и села, одержимая печалью и рыданием. И здесь сбылось пророчество Симеона, как он прежде сказал святой Богородице: «Этот лежит на востание и на падение многим в Израиле. И тебе же самой оружие душу пронзит, когда увидишь сына своего, убиваемого». Тут же стояли многие, на месте том, друзья и знавшие его, издали смотря: Мария Магдалина, и Мария Иаковля, и Саломия, — где стояли все из Галилеи пришедшие с Иоанном и с матерью Иисусовой. Стояли же все знакомые и друзья Иисуса, смотря издали, как пророк говорит о том: «Друзья же мои и близкие мои вдали от меня стали». И расположено то место поодаль от Распятия Христова; примерно полтораста саженей на запад это место от Распятия Христова. Называется то место Спудий, что переводится как «Поспешание Богородицы». А ныне на том месте стоит монастырь и церковь Святой Богородицы с поднятым клетью верхом.

 

О СТОЛПѢ ДАВЫДОВѢ

О СТОЛПЕ ДАВИДА

 

А оттуда есть до столпа Давыдова и до дому 200 сажень. Столпъ же то есть святаго пророка Давыда; ту есть и дом его был. В том столпѣ Давыд пророкъ и Псалтырю сставил и написал. Дивен есть столпъ тъ, великим камениемъ сдѣлан высоко вельми, на 4 углы созданъ, и весь есть черствъ и днероден; и камень уродился. Посредѣ его воды в немъ многи. Двери же имать 5-ры желѣзны и степеней имать 200, по нима же взити горѣ. И жита в нем бес числа лежитъ. И есть много твердъ ко взятию, и то есть глава всему граду тому; и блюдуть его велми и не дадять влѣсти никомуже во нь лапь. Мнѣ же, худому, недостойному, пригоди Богъ в столп-от святый, одва могох ввести с собою единого Издеслава.[71]


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 510; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!