Особенности общественного и государственного строя Спарты.



По Платону, Спарта была идеальным полисом, в ней был такой "античный социализм". Причиной установления такой системы были, в основном, исторические обстоятельства. Древние жители (илоты) были порабощены спартиатами, которые для удержания власти объединились в общину; фактически вся Спарта - одна большая община. В этой общине-семье не предавалось особого значения, женщина здесь пользовалась более равными правами, чем в Афинах.

Система управления показывает, что, в отличии от Афин, где доминировал демос, в спартанской общине доминировали аристократы. В Спарте было два царя, однако они не были главными должностными лицами, там есть апелло - народное собрание, "те, кто кричал"; герусия; в Спарте всеми усилиями обеспечивалось господство аристократии.

Первый раскол в Спарте наметился, когда разграбленные Афинские богатства будут привезены в полис. Также будет кровопролитный конфликт с Фивами.

Спарте не оставила после себя наук, но оставила легенды, красивые легенды, где

господствует доблесть, где презирается богатство.

Спарта, в отличие от Афин, была полисом сельскохозяйственным, а не торговым.

Там большей власть имела аристократия, которая обладала сильными позициями на равнинной местности. Но особенности Спарты были законсервированы законодательством 7 – 6 веков.


Она возникала вследствие завоевания Дорийских племен. Они покорили местное население и превратили его в илотов – рабов или крепостных, которые должны были отдавать половину урожая спартиатам. У илотов были договорные отношения со спартиатами, они жили отдельно от них. Илоты могли служить в армии в качестве гоплитов. А спартиаты, которых были меньшинство, должны были сплотиться и поддерживать свою первоначальную организацию, где доминировала аристократия.

Были приняты «Законы против роскоши», которые должны были предотвращать появление в Спарте богатых. Принятие таких законов могло быть и в Афинах, но там ограничивалась роскошь, а не богатство, а в Спарте именно богатства. Потому что богатые угрожали тем, кто опирался на знатность предков, на должности. Спартиаты полностью подчинились этим законам, поэтому организация отличалась от Афинской.

Запрещалось строительство роскошных домов, нужно было держать на виду все свое

имущество, его накопление считалось преступлением.

 

В Спарте было введено общественное воспитание детей. Они с 7 лет забирались от родителей и воспитывались в жестокой обстановке с призрением к богатству и почитанием военных подвигов. Так они были способны нести военную службу.

Женщины занимали высокое положение, они почитались как богини, потому что их главной функцией было рождение воинов. Женщины присутствовали в решении государственных вопросов. Спарта – особое общество, потому что это и общество воинов, и в нем одновременно почитались женщины.

Государственный строй тоже отличался от Афин. Тут было два царя: военный и гражданский. Это отражает факт возникновения Спарты в результате синойкизма. Они поделили власть: один царь всегда оставался в Спарте, другой мог участвовать в военных походах.

Социальное и политическое устройство Спарты этого периода было закреплено ретрой (договором), приписываемой легендарному законодателю Ликургу. Ликург как историческая личность, вероятно, не существовал, время его реформ точно не установлено. Считается, что ретра относится к VIII-VII вв. до н.э., а окончательно "ликургов строй" сложился к концу VII - началу VI в. до н.э. Ретра (возможно, их было несколько) пыталась решить две основные задачи - обеспечить единство спартиатов путем сдерживания имущественной дифференциации между ними и создать организацию их совместного господства над завоеванным населением.

Общественный строй:

1. Господствующий класс составляли спартиаты. Только они считались полноправными гражданами, у которых в зависимости был и земельный надел (клера), и илоты.

2. гипомейоны (опустившиеся) - спартиаты земельные наделы, которые наследовались только старшими сыновьями, остальные могли получить лишь выморочные наделы. Если таких не было, они переходили в разряд гипомейонов и теряли право участвовать в народном собрании и сисситиях (общественные трапезы спартиатов, организуемых за счет установленных ежемесячных взносов спартиатов)


3. Периеки - жители периферийных горных неплодородных районов Спарты - занимали в правовом отношении промежуточное положение между спартиатами и илотами. Они были лично свободны, обладали имущественной правоспособностью, но не пользовались политическими правами и находились под надзором особых должностных лиц - гармостов. На них распространялась военная обязанность: они должны были участвовать в сражениях в качестве тяжеловооруженных воинов. Основное занятие периеков - торговля и ремесло.

4. Илоты - порабощенные жители Мессении - были собственностью государства. Они предоставлялись в распоряжение спартиатов, обрабатывали их землю и отдавали им около половины урожая (на домашних работах спартиаты использовали рабов из военнопленных). Илоты практически самостоятельно вели свое хозяйство, не были товаром, подобно рабам, и свободно распоряжались оставшейся у них частью урожая. Их экономическое и социальное положение было близким к положению крепостных крестьян. Предполагается, что они имели семью и образовывали какое-то подобие общины, являвшейся коллективной собственностью общины спартиатов. Илоты участвовали в войнах Спарты в качестве легковооруженных воинов. Они могли выкупиться на свободу, но в других отношениях были совершенно бесправными. Ежегодно спартиаты объявляли илотам войну, сопровождавшуюся массовыми убийствами. Впрочем, убийство илота допускалось и в любое другое время.

 

Государственный строй («ликургов строй»)

Коллегия 5 эфоров: (Избирались на один год, решения принимали большинством голосов)

1) ведут переговоры с иностранными государствами,

 

2) руководят мобилизацией войск,

 

3) отдают приказы о начале военных операций,

 

4) надзор за царям во время походов,

 

5) полицейская власть,

 

6) контроль всех должностных лиц,

 

7) судьи по гражданским делам.

 

8) Созывают и руководят деятельностью народного собрания, совета старейшин. 9 )Вправе возбудить судебное преследование против царей и лишить их власти.

Два царя(архагеты) – наследственная власть. Но каждые 8 лет происходило гадание


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 404; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!