Томсинов не считает дасью рабами, вообще считает, что в Индии не было



рабства. По его мнению, дасью выполняли подсобную функцию; эта искусственная система, созданная для обеспечения функционирования сложной сельскохозяйственной системы, поддерживалась брахманами.

В IV вв. возникло первое крупное государство – Империя Нандов. Она существовала до прихода Александра Македонского (330 год), он подчинил их себе. Только после его смерти на этой территории начался новый процесс формирования государства. В III вв. создана Империя Мурьев (самый знаменитый – Ашока). Они объединили всю территорию Индии под своей властью. Он принял буддизм, поэтому это и привело к краху империи из-за противоречий двух религий. Новая империя возникла в III - IV в н.э.

Основатель - Гутта. Но просуществовала она недолго (даты все гипотетические, так не было точных данных). Мы много знаем о них благодаря Архашастре Каутильи (это трактат для получения выгоды в политике). Мы знаем из нее о функциях правителя, его советников (аматья).

Расцвета империя Маурьев достигает при третьем царе Ашока (правил около тридцати лет, но последнее десятилетие правил его сын фактически). Он принял буддизм и пытался следовать буддистским заповедям. Эдикты Ашоки во многом показывают характер государтсвенности: они писались на разных диалектах и разных языках. он проповедовал отказ от насилия, пытался игнорировать варновые различия, положил договор в основу государства. Империя Маурьев - сложное государство и предполагало договоры между государями. Новые переводы показывают, что не было министров, были сподвижники, помощники, надзиратели.

Государство предполагало определённую социальную политику, что видно по эдиктам.

Отсутствие бюрократического аппарата подтверждается тем, что после распада

во втором веке не останется следов бюрократического аппарата, который, в принципе, мощное явление, часто сохранявшееся и после прекращения династии

Индийская государственность имела особенности:

1. Из-за постоянных завоеваний и природных условий происходило частое переселение народов

2. Многоэтнический состав государства требовал территориальной организации общества

3. Обычаи, действовавшие локально и имевшие этическое значение, не могли обеспечить территориальную организацию

4. Поздно зарождается бюрократический аппарат


5. В Индии существовала потребность в сильной публичной власти

Основу общественного стоя составляла большая семья (joint family). Мужчины, вступая в брак, оставались частью своих семей, такая семья тормозила развитие товарно- денежных отношений, потому что семью должен был обеспечивать трудоспособный.

Община была еще одним институтом, в ней был староста и собственный аппарат.

Община могла самостоятельно осуществлять суд.

Существовала кастовая организация, то есть по профессиональному признаку на определенной территории, и, наряду с ней, варновая организация – отражавшая функциональное деление общества. Варны были закрытыми, переход был невозможен.

Варны:

 

1. Брахманы занимались изучением Вед, обучали Ведам и приносили жертвы. Они считались главными идеологами, хранителями духовной культуры, знатоками обычаев. Они были самыми бедными материально и самыми богатыми духовно.

2. Кшатрии были воинами, приносили жертвы. Первые две касты сложились раньше остальных, они и обеспечивали формирование государства. К этой варне принадлежали цари, они были интеллигентными, с образованием.

3. Вайшьи были земледельцами и скотоводами. Они были самыми зажиточными людьми, так как производили материальные ценности.

4. Шудры служили основным кастам, занимались ремеслом, только они не допускались до чтения Вед.

Главное достоинство варновой системы заключается в том, что она сохранила идентичность народа.

Бюрократическое государство существовало до вторжения Александра Македонского, после его смерти власть сумели удержать Маурьи, они начали передавать власть по наследству. После смерти Ашоки (3-е поколение) начался распад государства.

До этого момента существовал развитый государственный аппарат. Государства были монархическими, во главе стоял правитель, который опирался на Пришад (совет, куда входили брахманы). Аппарат управления делился на ведомства, во главе которых стояли должностные лица, осуществлявшие в основном надзорные функции, а не административные. Все государство связывала налоговая система. Существовала постоянная армия, результаты сражения фиксировались.

Постоянно боролись две тенденции: к установлению единодержавного правления и к раздробленности. Для единого государства часто не хватало оснований, так как не возникало единого религиозного сознания, которое могло бы обеспечить идеологическую основу крупного централизованного государства.


10. Источники права в Древней Индии. Общая

характеристика «Законов Ману» и Артхашастры Каутильи.

Источники права:

1. Обычаи были источником права, но не было общего понятия обычая, были обычаи поведения, обычаи для касты, и каждый из них в отдельности был источником права.

2. Источниками были указы, законы, сборники правителей

 

3. Советы знатоков традиционных правил поведения

4. Судебные решение, которые принуждали человека жить в соответствии с общественной природой.

5. Веды. Регведа – гимны, Самаведа – песни, Яджульведа – толкования, регулировали жертвоприношения, Артхароведа – мистическая литература. Право привязывалось к ведам, чтобы оно приобретало авторитет.

 

 

Устный характер Индийской литературы сохраняет определённый устный характер: они изложены в форме афоризмов и стихов, чтобы брахманам было легче их запоминать.

Правовая культура сильно отлична от современной. Нужно различать 2 термина: древнеиндусская правовая культура и древнеиндейская (ее не было, была культура, возникшая и формировавшаяся на базе индуизма).

В ведах нет правовых норм, но они считаются высшим источником права, так как играют важную функцию в социо-нормативной культуре. Веды возникли от услышанного от древних мудрецов, богов. Все трактаты, привязанные к ведам, получали независимость от государственной власти. Особенность правовой культуры была, что не государство создавала правовые нормы, а слой мудрецов. Это предавало устойчивость правовой культуры и независимость от краха государства. Индусы жили в том же правопорядке, что и при государстве, и без него. Древнеиндийские мудрецы всячески поддерживали авторитет вед – (услышанное). Третья концепция – это кама. Все они выражали сущность древнеиндийской правовой культуры. Дхарма - это порядок во Вселенной (это правовая обязанность, религиозный долг). Артха – искусство достигать выгоды. Кама – это искусства наслаждаться жизнью.Следовательно, существовала три рода литературы.

Дхамашастры и архашастры показывают своеобразный подход к регулированию общественных отношений. Они же не просто книги, дающие сведения о мире, но задают определенную модель поведения в обществе. Она создана во многом традицией. Она вобрала опыт жизни правоверных индусов. Манава Дхармашастра – запомненное, что услышано от Ману. Отношения регулируется предложением образа жизни, наиболее достойного для того общества. Внешние правила поведения не создаются, но воспитывают у индивида определенное мировоззрение. Ведущий источник – мнение мудрецов. То есть индивид будет вести себя правомерно, даже при отсутствии внешних ограничений. Это наиболее эффективный способ правового регулирования.


Воспитание населения в духе приверженности – функция Дхармашастры. Это воспитательный учебник жизни.

Периоды:

- ранние – артхасутры

- классические (законы Ману)

- поздние (Нарада и Бартхустран). В них идет искажение функций Дхармашастры –

увеличение количества правовых норм.

Сохранились сведения о девяти артхашастрах. Это учение о том, как достигать выгоды (Дхармашастра же – учение о долге). Триада целей пронизывает все общество, особенно семейные отношения.

Отсутствовали термины ПРАВО и ЗАКОН. для обозначения социал-нормативной культуры использовался очень общий термин дхарма, очень похожий на “маат", но “маат" был персонифицирован, а дхарма просто открывается, поэтому священные книги есть ОТКРОВЕНИЯ, то есть они объективно существует в этом мире, это часть космического порядка; дхарма должна быть изложена и передана из поколения в поколения.

Ранние трактаты о дхарме - дхармасутры, восьмой век, они носили имена брахманских школ. Они были религиозны, поэтому в государстве большую роль играла религия.

Дхармашастры, также как и дхармасутры, - жанры литературы. Ашрамадхарма и варнадхарма - доктрина стадий человеческих жизней и варн. Ученичество, хозяин, аскет, отшельник - стадии по Ашраму.

Дхармашастра Нарады - сугубо юридическое произведение. Если веды - священное откровение, то последующее - шрута (услышанное); Смити - запомненное - Артхашастры.

Самое главное в индийской литературе - человек. А ведь в Европе гуманизм представит только Петрарка в шестнадцатом веке. Правовые источники Индии - не совокупность норм, а ОБРАЗ ЖИЗНИ. Право есть правосознание, а не нормы. Само представление о человеке очень сложное: это не только тело, но и душа, и душа зависит от дхармы.

К изучению вед допускались только представители трёх высших варн; считалось, что регулирующую роль играло сознание; источником права было праведное поведение брахманов, умозаключения знатоков вед; получается, что образ жизни и есть источник права, а правопорядок поддерживается образом жизни, а не совокупностьюправовых норм.

Дхармашастра Ману - описание образа жизни праведного индуса, это и учебник, и наставление.

Артхашастра - светский памятник.


Дхармашастра Ману была сборником мировоззренческих догматов индуизма, норм морали. Норм с чисто паровым содержанием там практически не было. Название не совсем правильно переводится, на самом деле – это наставление о жизни вообще, а не Законы Ману.

В вынесении решений суды опираются на справедливость. Поведение добродетельных людей есть модель поведения разумного человека, то есть фактически надо опираться на правосознание, а значит Дхармашастры - выражение мировоззрения.

Способен ли народ выражать мнение, не зная о состоянии государства, не зная всех людей? Нет. И чтобы народ не задавался лишними вопросами, надо сделать определённое знание абсолютным, бессомненным.

(“покажите, почему?” - “не могу, священное откровение!”) (с)

Характерная черта - мышление аксиомами (“откровения”), из них выводятся

“предания”

Каждая правовая культура покоится на авторитете - якобы не люди это всё придумали, а боги. Все правовые ценности вытекают из “откровения”

Любое право покоится на вере, иначе выстроить систему нельзя. Вера в некий абстрактный народ. Народ непогрешим, не он же принял эти законы, а значит, они верны. Получается, народ - новая категория бога.

“поведение добродетельных людей” - идеальное поведение. Но почему человек должен жить праведно? От уровня нравственности зависит уровень жизни. Как внушить это всё человеку? Обманом.

Само понятие «дхармы» довольно непростое. В широком смысле оно тождественно понятию «маат» в Древнем Египте или понятию «дао» в Китае. Оно обозначает всеобщий мировой порядок, пронизывающий все живые существа и неживую материю. В узком смысле «дхарма» обозначает долг, обязанности правила поведения и образ жизни идеального благочестивого индуса, религиозные, моральные и правовые нормы. Шастра обозначает трактат, то есть Дхармашастра – трактат о дхарме.

Источниками Дхармашастры названы обычаи, традиции, поведение брахманов, которые были знатоками норм, носителями этой информации. Источникам названы и Веды, которые являлись корнем «дхармы». Веды следует отличать от ведической литературы: Ведами были не только знания, хранившиеся в книгах, но и знания брахманов, доступные только им, как духовной элите.

Трактат имеет две части: сначала описана дхарма, ступени жизни, затем идет варнадхарма, то есть установления, направленные на сохранение варнового строя.

Артхашастра Каутильи была произведением, посвященным искусству управления государством. Она содержала рекомендации правителю по управлению государством в соответствии с тремя целями:


1. Достижением Дхармы, то есть общественного порядка и вселенского спокойствия, исполненного в соответствии с долгом

2. Достижением Артха – применения способов достижения выгоды для возвышения государства

3. Достижения Кама – наслаждения

 

В общем, правовая культура Индии была связана с философией и нравственностью. Нормы права были привязаны не к власти и не обеспечивались страхом наказания, а они имели силу и соблюдались обществом потому, что они соответствовали природе человека.

 

 

11. Правовое положение основных групп населения по

«Законам Ману» и Артхашастре Каутильи.

Эти правовые памятники дают полную картину общественного устройства, социальное расслоение привело не к возникновению рабовладельческих классов, а к появлению варн. Варновое деление основано на функциональном и социальном признаке.

Брахманы названы самой высокой варной, они созданы из уст Брахмы.

Дваждырожденные. Их старшинство определялось по знаниям, выделялись преподаватель, учитель, отец и мать. Законы Ману предписывали им заниматься обучением Веде, жертвоприношениями для себя и для других, раздачей и получением милостыни. Посвящались в брахманы на 8 году от зачатия.

Брахманы – наилучшие люди, рожденные для дхармы и для охраны сокровищницы дхармы. Они владыки всех существ и собственники всего, что существует в мире.

Получались брахманы обладателями исключительных знаний, которые передавались только внутри этой варны.

Они не могли пасти скот, быть слугами, платить налоги, заниматься торговлей, ремеслом, актерским мастерством, не могут быть свидетелями. Могли: жить как вайшия, но избегать земледелия, присваивать имущество шудры или раба, осуществлять суд вместе с царями и толковать дхарму в суде.

Брахманы пользовались наибольшей степенью защиты жизни, имущества и чести, но и обладали повышенной степенью вины за совершенные проступки как наиболее праведная варна. Брахманы были самой бедной материально и самой богатой духовно варной.

Кшатрии создавались из рук Брахмы, тоже дваждырожденные. Их старшинство определялось доблестью. Посвящали в кшатрии на 11 году от зачатия.

Им предписывалось заниматься охраной подданных, изучением Вед, раздачей милостыни и жертвоприношениями. Запрещалось придаваться мирским утехам. Не могли брать собственность брахмана, но могли – раба.


Из кшатриев был царь – великое божество с телом человека. Он вершил суд и накладывал наказания. Царь стоял ниже брахманов по социальной лестнице.

Вайшьи были дваждырожденными, создавались из бедер Брахмы. Посвящались на 12 году от зачатия. Старшинство зависело от количества зерна, то есть материального богатства.

Им предписывалось заниматься пастьбой скота, раздачей милостыни, жертвоприношением, изучением Вед, торговлей и ростовщичеством, земледелием. Обязанностью была уплата налогов.

Вайшьи были самой богатой варной, потому что они занимались хозяйственной деятельность и обеспечивали материальное благополучие государства.

Шудры были рожденные один раз, созданные из ступней Брахмы. Они были служителями трем высшим варнам со смирением, они не допускались к чтению Вед и не причислялись к ариям, до Артхашастры, по ней уже причислялись. Их старшинство зависело от возраста.

Иметь могли только самое необходимое имущество, накапливать которое не должны были даже при наличии такой возможности. Среды них выделялись: друг семьи, пастух, раб. Рабы отличалась еще более приниженным положением, они не могли иметь никакого имущества. После Артхашастры смогли иметь имущество и получать наследство, потомство продавшего себя раба было свободное, как потомство свободного от рабыни.

Категории рабов:

 

1. Захваченные

2. На содержание

 

3. Рожденные в доме

 

4. Купленные

 

5. Подаренные

 

6. По наследству

7. В силу наказания

 

 

12. Правовое регулирование брачно-семейных отношений по «Законам Ману» и Артхашастре Каутильи

Сущность семьи в древнеиндийской культуре понять сложно. Внешне это союз двух людей для рождения детей, но брак понимался в качестве религиозного института.

Заключение брака – это рождение нового существа. Согласно их концепции брака мужчина и женщина вне брака не является в полной мере людьми. Брак – это необходимая стадия в жизни человека. Первая стадия жизни - ученичество (12 лет). Это подготовка к браку.


Брак совершался следующим образом: невеста и жених не знают друг друга, возводится шатер (2входа), посередине жрец, брачующие не видят друг друга до совершения брака. Церемония длится от 3х до 10 дней. Церемонию оплачивают родители невесты, она же дает выкуп (стрипхана), но содержит ее муж. Брак обычно был моногамным (по велению брахманов), но встречалась и полигамия среди богатых людей. Женщина попадала в полное подчинение мужа и сыновей. Женщина – несамостоятельный субъект права, но ее уважали. Ее функция – рождение и воспитание детей, которые считались мужа. В брак нельзя вступать родственниками (7 по мужском колене, 5 по женской)

Различались восемь разновидностей брака:

1. Брахма – вручение дочери, награжденной украшениями, ученому мужу доброго поведения

2. Дайва – вручение наряженной дочери жрецу после исполнения им жертвоприношения

3. Арша – получение от жениха двух коров

 

4. Праджапатья – вручение дочери отцу после слов о совместном исполнении дхармы и освобождение жениха от почестей

5. Асура – жених давал невесте и родственникам сколько добра, сколько мог

 

6. Гандхарва - добровольны союз, основанный на желании

7. Ракшастра – похищение спящей девушки

 

8. Пайшача – тайком овладение спящей

 

По сути брак был формой сделки между женихом и невестой или же родителями. Большое количество форм брака преследует одну цель: чтобы каждый мог заключить брак, независимо от своего материального и социального положения.

Так, брак Брахма предназначался для тех, кто мог позволить себе пышную церемонию с украшениями. Но это мог позволить далеко не каждый. Брак Гандхарва был предпочтителен с точки зрения совместной жизни, потому что заключался по обоюдному согласию. Брак Пайшача позволял избегать ответственности за половое сношение. Брак Ракшастра позволял выйти замуж без согласия родителей обесчещенной невесте при отсутствии у жениха денег для выкупа.

В самом браке муж выступал покровителем, женщина была подопечной. С одной стороны, жена не могла иметь своего имущества, должна была почитать любого мужа как бога, но с другой стороны женщина почиталась как мать и, в этом смысле, считалась почетнее отца. Противоречия не возникало, потому что мать была иной ролью для общества, нежели просто женщина.

Мужчина обладал честью, рассудком, он принимал решения. Женщина воплощала в себе чувственное существо, была подвержена страстям и слабостям, потому и подчинялась мужчине. Но она была почитаема как мать, которая обеспечивала продолжение мужского рода.


Можно сделать вывод о том, что брак идеологически был соединением двух разных существ для достижения полноценного равновесия. Брак как человекообразующий фактов

Кража невесты есть инсценировка по обычаю, поэтому за неё нет наказания. Брак также не является выбором индивидов, он во многом - общественное дело, даже в самом браке не должна проявляться индивидуальная воля. Только муж имеет имущественные права, потому что он управляет имуществом.

Когда говорится, что женщина сама по себе “дурна”, имеется в виду, что она не выживет одна без мужа, так как в основном обеспечивали себя тяжёлым трудом.

Женщина одновременно оценивается и высоко, и низко. Муж - хранитель жены. Ссновная цель брака - не просто рождение, а воспитание детей, передача традиций. Восемь форм брака, брак по любви - самый лучший, самый презренный - при покупке жены; жена должна быть из своей же Варны, но допускались и исключения.

Женщина не имела оснований к разводу, но это свидетельствует, скорее, не о ее бесправии, а о том, что ее социальное положение защищалось. Без брака она переставала быть почитаема обществом, не имела имущество и оставалась ненужной обществу.

Потому развод по основанию ее недостойное поведения можно было оценить, как своего

рода наказание для нее.

 

 

13. Правовое регулирование имущественных отношений в

«Законах Ману» и Артхашастре Каутильи

Очень много внимания выделяется договору аренды, так как земельные отношения играли огромную роль, причём земельные конфликты о границах рассматривались общиной, в чём проявляется нецентрализованный характер государства.

Относительно вещного права существовали нормы, выражающие чисто идеологические установки, выражающие желание автора трактатов (все, что существует в мире собственность брахмана), и нормы, отражающие реальную практику.

В вещном праве выделялось право собственности и право владения: допускалось открытое владение вещью, если не было препятствий со стороны собственника. Такое владение в течение 10 лет влекло приобретение права собственности на основании давности владения. Артхашастра указывала на то, что водоем без собственника должен был содержаться в порядке деревней или благочестивыми людьми.

Имущество могло быть:

 

1. Движимым (зерно, одежда, деньги)

 

2. Недвижимым (дом, поле, роща, оросительное сооружение, пруд, водоем). Недвижимость находилась в общинной собственности, либо в индивидуальной.

Государственной собственности на землю практически не было, потому что царь обладал территорией государства как признаком государства (в Артхашастре перечислены семь признаков государства), а не как землей.


Способы приобретения права собственности:

1. Наследование

 

2. Покупка

 

3. Получение

 

4. Милостыня

 

5. Завоевание

6. Ростовщичество

 

В обязательственном праве существовали условия действительности сделок:

1. Правосубъектность: не больной, старый, пьяный, вменяемый, ребенок, несобственник

2. Без принуждения, добровольность заключения

3. Открытость заключения (не в лесу, дома, в уединенном месте) Договоры:

1. Купля-продажа могла заключаться только собственником и быть расторгнута при обнаружении недостатка в товаре

2. При займе был ограничен рост процентов

3. Залог был отдельным договором, предмет залога нельзя была использовать против воль должника

4. Договор хранения был бессрочный, но всегда была обязанность вернуть предмет хранения

Дарение

Аренда

7. Личный наем – при неисполнении обязанностей по лени лишался вознаграждения

 

8. При заключении договора товарищества ответственность по договору распределялась поровну

9. При перевозке нужно было заключить соглашение о месте и времени

 

 

14. Преступления и наказания в «Законах Ману» и Артхашастре Каутильи

Эпитимия - самонаказание, ведь главное осознать, исправить душу, ведь главное наказание ждёт после смерти, это в 12 главе.


Наказание тесно связано с понятием греха. Это нарушение долга, дхармы, которые являются закономерностью жизни во вселенной. Поэтому человек выступает против такой закономерности, а не закона. Поэтому наказание не просто возмездие, а способ восстановления порядка. Самое главное наказание, не связанное с телесными мучениями,- это рождение в следующей жизни в оболочке более низкого существа.

Душа бессмертна, но она меняет свои телесные оболочки. Она не вольна вселяться в любую оболочку, но поврежденная не может вернуться в человека. Эпитимия – самовольное лишение человеком своих благ. Скитание, отшельничество – это стадии жизни, а не наказание. Это способ очищение души. Наказание всегда души, а не тела. Наказание тела – очищает душу

Уголовное право было сильно подвержено религиозному и идеологическому влиянию, потому преступления и наказания имеют во многом идеологическое и религиозное значение больше, чем практическое.

Под преступлением понималось деяние, которое нарушает всеобщий порядок, идущее вразрез с нормами этики, морали, с религиозным нормами, представлениями о должном, наносящее вред обществу, его морали и устоям. То есть то, что нарушало дхарму и препятствовало ее нормальному и должному исполнению.

Субъектами моли быть все лица. Чем выше социальный статус лица, тем выше была его ответственность за совершенное преступление. Это объяснялось тем, что к чем более высокой варне принадлежал человек, тем более высокие моральные ценности он олицетворял, потому преступление, совершенное брахманом, приносило больший вред мировому порядку, чем преступление шудры.

В субъективной стороне выделяется умысел и неосторожность как форма вины. Есть институт необходимой обороны. Наказание назначалось в зависимости от личности и характера преступления. Здесь тоже была дифференциация в зависимости от общественного статуса. Хотя высшие касты и подлежали большей ответственности, их жизнь и честь защищалась особо усиленно, наказание за преступления против высших каст было серьезнее. Отягчающими обстоятельствами признавалось повторное совершение преступления в течение одного года и в отдельных случаях способ и время.

Объектами были:

 

1. Государственность (служба врагам царя, поломка городской стены)

2. Религиозные

 

3. Должностные и против порядка управления

 

4. Против личности (убийство, оскорбление словом или действием)

 

5. Имущественные (кража, разбой)

 

6. Против нравственности (прелюбодеяние)

7. Против правосудия

 

Наказание накладывал царь на людей, живущих неправильно. Оно понималось как сила, поддерживающая правопорядок, то есть существовало всегда, а не только после


совершения преступления. Оно должно было налагаться правильно, чтобы поддерживать порядок, если оно налагалось несправедливо – оно губило все. Страх наказания обеспечивал правопорядок и подчинение подданных, заставлял их жить правильно.

Наказания были и чисто религиозные, и сугубо практические. К первым относилось низвержение в ад, ко вторым – смертная казнь. Но все наказания имели одно значение – они наказывали душу, а не тело. Их целью было искоренить неправедную душу, чтобы она не нарушала дхарму, целю не было исцеление души – в этом проявлялось влияние индуизма. Смертная казнь лишь ускоряла исполнения наказания для души в виде низкого перерождения. Были телесные наказания, членовредительские и имущественные.

 

 

15. Периодизация истории древнекитайской государственности. Реформы Шан Яна. Циньская и Ханьская Империи.

Периодизация:

1. 25 – 18 века до н.э. – первое государство Китая: государство Ся(о), существовал аппарат власти и бюрократия

2. 18 – 12 века до н.э. – второе, Шаньское, государство: административно- территориальная организация. Власть наследственная. Глава - Ван, при нем государственный аппарат. Должность Вана обожествлялась (сын неба). Практиковалось жертвоприношение людей.

3. 1122 – 256 года до н.э. – период Чжоу, в нем выделяется период Чуньцю (7 -5 века до н.э.) и период Чжаньго «борющихся государств» (5-3 века до н.э.). О нем сохранилось большее количество источников. Не было жертвоприношений. Выработали особую государственную идеологию (составили идеологию Китая)

4. 206 – 220 года до н.э. - Империя Цинь и Хань

Империя Шань делилась на три зоны:

 

1. Центральный округ – внутренняя территория

 

2. Территория местный правителей - промежуточная

 

3. Территория правителей союзных государств – внешняя территория

Ван стал правителем и общества, и природы, представление о нем было как о земном божестве (сын неба). Менталитет Китая основывался на превосходстве китайского этноса, и в то же время, на полной замкнутости, изолированности и безразличия к другим этносам.

Основные постулаты Шаньской Империи:

1. Столица была центром Вселенной, правитель был сыном Неба, хотя доктрина Мандата Неба не была еще до конца оформлена. Поэтому полномочия чиновника не были связаны с должностью, они зависели от правителя.


2. Наследование власти шло от отца к сыну, но после захвата власти это уже не могло быть обосновано.

3. Ван нес ответственность за неурожаи, засухи, упадок и подобные катаклизмы – это обеспечивало право народа на восстание, своего рода небесная кара правителя.

Империя Шань была завоевана государством Чжоу, они привнесли новое в китайскую государственность. Чжоу принял на себя титул вана, выслал всех правителей за территорию, но сохранил систему должностей. При нем окончательно оформляется доктрина Мандата Неба:

1. Правитель должен быть один, так как Небо существует одно

 

2. Правитель – сын Неба и от Неба он получает свою легитимность.

 

3. Ван управляет всеми процессами, потому что, например, вода падает с Неба, а ван

– сын Неба.

 

4. Правитель занимает должность не по наследству, а по своим заслугам.

 

5. Принцип народности: правитель должен обеспечивать народ урожаем и благами, поэтому у народа сохранялось право на восстание как небесную кару правителя.

Ван передавал отдельные земли своим родственниками в управление, потому что территория была огромная. После ослабления центральной власти из-за засухи: «Вода пропала и авторитет пропал», власть на местах усиливается и наступает период Джаньго

– период семи воюющих царств. Он заканчивается возвышением династии Цинь, ван Цинь принимает титул Ши Хуанди. До реформ Шан Яна государство было основано на знатности, которая определяла должности. Он выселил всех правителей на окраины, они потеряли власть и поубивали друг друга за землю. По реформе:

1. Новая семья – моногамная – при ее появлении выделялась земля отдельно, отдельно велось хозяйство у новой семьи

2. Это обеспечивало приток налогов, так как увеличивалось число плательщиков

 

3. Связал службу с земельными владениями

4. Он привязывал должности к благам

 

5. Установил воинскую повинность для все мужчин от 23 лет

 

6. Упала роль обычаев, потому что признавались только акты, издаваемые по реформе Шан Яном – легизм

После смерти Цинь Ши Хуанди в Китае была 8-летняя гражданская война, которая завершается установлением Империи Хань. В ней были восприняты все основные элементы правопорядка предыдущего государства, сохранялась Доктрина Мандата Неба. Возвращена роль обычаям, убрали полную централизацию: помимо самого правителя появились должности Великого Маршалла, Правителя Бюрократии и Правителя Хозяйства. На должности назначали по экзаменам, к которым готовили в специальных школах. Местная власть владела 2/3 территории, они собирала налоги.


Мандат неба: монарх – сын неба. Небо одно, поэтому правитель один. Правитель тот, кому благоволит небо. Благая воля неба достигается личными заслугами правителя. Кому небо не благоволит, может быть свергнут, и на его место может прийти тот, кто заслуживает благой воли неба. Идея – правительство должно соответствовать определенным требованиям, а если нет, то его можно заменить. Отказ от доктрины преемственности власти из-за захвата её. Управление государством представлялось в качестве долга, служения обществу. Это было централизованное государство со своей бюрократией. В её организации были использованы механизмы, оставшиеся в имперской организации современного Китая: главный критерий занятия должностей в государственном аппарате знания и конкурсная система (каждый год молодые люди могли получить должности в аппарате Вана). Был культ знаний, различных школ (в основном частные – например, школа Конфуция).

В середине VIII века централизованное государство ослабевает. Для того, чтобы контролировать власть на местах, начинается раздача земель сановникам. Возникает что-то похожее на феодализм. Раздачи задерживают процесс распада, но ослабляет централизацию. Это ведет к появлению независимых государственных образований. Это идет до конца VI в. В V в новый период - борьба между маленькими государственными образований (джамбо) до 221 г. До того, как государство Цинь собрало все воедино, были проведены реформы для совершенствования госаппарата.

Цинь наняли чиновника Шань Яна, который и укрепил госаппарат. Он понимал, что государство ослабляет аристократия, поэтому цел реформ – разрушение родственных связей, уничтожение аристократии. Он использовал свободными землями на окраинах, которые раздавал аристократии и удалил от царского двора влиятельные роды. Он объявил, что налог будет взиматься не с хозяйства, а с семей, которые начинают дробиться. Этим он лишает их экономической мощи. Он стал привлекать на службу людей, не имеющих земель, и за службу давать землю, но в служебную собственность. Этим он создал прослойку землевладельцев, интересы которых тесно связаны с интересами государства.

В 246 г был талантливый правитель - Инь Джень, при нем был регент. Ему удалось за короткий срок создать мощную армию: разбил государства Хань, Джао, Вэй, Чу, Джей. Они стали провинциями. 221 г молодой правитель Цынь Ши Хуанди объявляет себя величайшим императором (Хуанди). Он дополняет существующую доктрину доктриной легизма (задача правительства – это поддержание правопорядка). Появляется разветвленное законодательство. Государство распадется после его смерти.

Основа государства - бюрократия, которая получила стройную организация и доминирующую власть. Император сумел свести семью до незначительного объединения. Он ввел новую систему регуляции жизни, основанную на законах.

Семейные отношения стали регулироваться законами, а не обычаями. Была строго иерархическая система управления. Он ставил на ключевые должности своих доверенных людей, приближенных, но вместе с тем создавал вокруг них целую систему надзорных учреждений (военоначальник, начальник провинции, надзиратель, подчинявшийся императору). Должностные лица имели своим штаты. Эти три ветви взаимно друг друга контролировали.


Бюрократия была разделена на ранги (20), им приписывалось свое материальное состояние. Глава государственной идеологии – законность, неуклонное следование императорских предписаний. Дополнялась идеология культом материального достатка. Цель жизни – накопление богатств, что возможно только при служении императору.

Империя просуществовала только 10 лет. В 210 году - к власти приходит младший безвольный сын, управляемый евнухом, который организовал государственный переворот. В поисках наживы родственники евнуха развалили государственный аппарат.

С 209 г вспыхивают восстание. Наиболее успешное в провинции Хань, возглавляемое старостой Любань (Любань? вот серьёзно Любань? или опечатка?), и двинул его на столицу. Взял её и провозгласил себя императором. 29 марта 1974 год - крестьяне нашли фигуру солдата, сделанная из терракота (пассаж о терракотовой армии). Под холмом в полный рост стояла армия в полный рост. Это был знак благоговения перед армией.

Любань стал первым императором Ханьской империи, в рамках нее возникнет китайская нация. Она просуществует до 221 год н.э. Это была культура особенного типа государственного управления: разветвленный бюрократический аппарат покоился на общине и семье. Принципы легизма были заимствованы. Цель была такая же, то есть стремление урегулировать с помощью закона сфер общественной жизни, но при этом были традиции и обычаи, которые освещались. Официальная идеология – конфуцианство. Власть передавалась по наследству, но признавался и отказ от власти. Это обеспечило сменяемость людей, сосредотачивающих власть. При императоре создавался совет чиновников (от 100), но вопросы обсуждались совместно. Многие традиции заложил Любань. Он возвеличивал низкое положение свое.

- сётун - высшее должностное лицо, благоустройство городов, охрана правопорядка

- сёккун - министр экономики

Империя предполагала жесткую иерархию в системе управление (18 рангов), культивировала деление на управляющих и управляемых, но формировалась уважение друг к другу. При создании иерархии использовались исторические традиции (занятие должностей по результатам экзаменов). Ши - ученые служилые люди. Образование, грамотность, знание литературы – необходимые условия. Регулярно проводились аттестации. Образование – фактор, определяющий статус человека. При организации управления были употреблены принципы из Циньской империи (высшие должностные лица делились на 3 категории:

- тайвай (военачальник)

- правитель империи (первоначально человек, ведавший канцелярией)

- верховный контролер

При императоре возникла должность великого наставника. Его сын женился на девушки из знатного рода, что смягчить противоречия. Культивирование хороших отношений между разными социальными слоями. Империя распалась, так как появилась сеть подпольных организаций, которые опрокинули властную структуру. Ханьская империя предопределила развитие Китая на 1,500 лет. Управление – это искусство не мешать, другим жить, как они хотят.


16. Возникновение государств в античном мире. Сущность античного полиса.

Государственность Древней Греции вторична, так как основывается на Микенской государственности, причиной гибели которого являются природные катаклизмы.

Древняя Греция – это понятие географическое, оно не обозначает единой государство, оно обозначает территорию. Единого государства и не возникло, а возникла совокупность полисов.

Во II тысячелетии регион находился под властью Микенского государства, которое было похоже по устройству на государства Древнего Востока: бюрократия + централизованное управление. Оно погибло в 13 веке до н.э. по причине природных катаклизмов. После гибели восстановился первобытнообщинный строй, государство возникало заново, но уже на новой основе, на новом уровне.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 914; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!