Используемые при анализе прозаического текста



Экспозиция, завязка, кульминация, развязка, система образов, сюжет, коллизия, внутренний и внешний план, система зеркал, мотив, идеал, тема, микротемы, метасюжет (метафизическое пространство), пафос, эклектика жанра, доминанта, психологизм, доминирующая деталь, мастерство художника, примета времени, цепь антитез, формула, триада, протагонист, антагонист, оппозиция, антиномия, художественное пространство и время (см. даты, время года, обстоятельства места и времени, глаголы), дискретное время, рассказ в форме (сказа, диалога, монолога, обращения, исповеди и т.д.), стилистические и лексические особенности, роль деталей, ремарок, символика, аллегория, гротеск, литературное направление (архаика сентиментализма, романтизма, высокой оды и т.д.), модификация героя, типаж, историко-культурный контекст, условно-метафорическое пространство.


Приложение 2

Литературные понятия, используемые при анализе стихотворения

Понятие Содержание Рекомендации по использованию
Творческая биография автора История жизни и творчества автора разбираемого произведения Фактам биографии автора следует уделить внимание обязательно, если они просматриваются в тексте произведения, если есть посвящение, имена, названия, даты и т.д.
История создания произведения Время, место, история создания, черновые варианты произведения. Этот материал необходим, если он углубляет, расширяет ваше восприятие произведения.
Мировоззрение автора Система взглядов, их эволюция, в т.ч. гражданская позиция, эстетические, религиозные взгляды. Не стоит рассматривать мировоззрение отдельно. О нём следует говорить в той мере, в которой это необходимо для понимания произведения.
Лирика Род литературы, передающий переживания человека, его мысли и чувства. Анализируя лирическое произведение, следует учитывать его специфику: внимание к внутреннему миру человека, отсутствие сюжета.
Тематика стихотворений Гражданская, любовная, философская, вольнолюбивая, пейзажная лирика. Самое употребимое из определений этого ряда – философская лирика, так как она может включать пейзаж как способ выражения переживания, может быть посвящена теме любви, размышлению о судьбе родины, осмыслению таких понятий, как свобода, Бог, творчество.
Жанр Лирическое стихотворение, песня, ода, элегия, послание, дума и др. О жанре стоит говорить, если налицо его признаки, и только в связи с содержанием.
Содержание Тема, идея, проблема, конфликт, пафос Содержание стихотворения реализуется с помощью композиции, образной системы, стихотворной речи.
Форма Композиция Расположение и соотнесение частей. Следует следить за развитием поэтической мысли.
Средства выразительности Фонетические Семантические Морфологические Синтаксические Следует рассмотреть, как средства выразительности всех уровней обогащают впечатление об изображаемом явлении, как участвуют в выражении авторского отношения к поднятой проблеме.
Тропы Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, метонимия, синекдоха, оксюморон, гипербола, литота, перифраз, аллегория Следует рассмотреть, какими оттенками смысла троп обогащает впечатление об изображаемом явлении, как он участвует в передаче авторского отношения к изображаемому.
Синтаксические фигуры Риторический вопрос, обращение, риторическое восклицание, умолчание, инверсия, градация, параллелизм, повтор, антитеза, многосоюзие, бессоюзие Синтаксические фигуры рассматриваются как средство художественного изображения неотрывно от цели – придания тексту художественной выразительности.
Лирический герой Условный образ поэта, лирическое «я», художественный «двойник» автора в произведении. Следует разграничивать сферы употребления понятий поэт, автор и лирический герой.
Стихотворная речь: размер Ямб Хорей Амфибрахий Анапест Дактиль  
рифмы Смежные (парные) Кольцевые Перекрёстные  

Библиография

1. Аверинцев С.С. Филолог. Русский язык: Энциклопедия – М., 1979.

2. Александров В.Н. Знаю, понимаю, могу: Пособие-тетрадь по литературному моделированию. – М., 1999

3. Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. – Екатеринбург, 2002.

4. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект; еукатеринбург: деловая книга, 2004.

5. Винарская Е.Н. Выразительные свойства текста. - М., 1971.

6. Виноградов В.В. О теории художественной речи. - М., 1980.

7. Гиршман М.М. Литературное произведение: теория и практика анализа. - М., 1991

8. Долинин К.А. Интерпретация текста - М., 1985.

9. Зарубина Н.Д. текст: лингвистический и методологический аспекты. - М., 1981

10. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - М., 1972

11. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. - М., 1988.

12. Пищальникова В.А. Концептуальный анализ художественного текста: Учебное пособие. – Барнаул, 1991.

13. Рогова К.А. О филологическом анализе художественного текста // Художественный текст: Струкура. Язык. Стиль. – СПб, 1993.

14. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. – Л, 1990.

 

Словари и справочники

15. Квятковский А.В. Поэтический словарь. - М.: 1966.

16. Литературный энциклопедический словарь. - М.: 1987.

17. Словарь литературоведческих терминов. - М.: 1974.

18. Энциклопедический словарь юного литературоведа. - М.: 1987.

19. Энциклопедический словарь юного филолога. - М.: 1984.

 

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 231; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!