Анализ стихотворения «Юбилейное»



В своих шумных литературных манифестах футуристы, и в их числе В. Маяковский, призывали сбросить русскую классику «с парохода современности», они заявляли о необходимости отказаться от классического наследия и создавать новое искусство, искусство будущего.

Маяковский в ряде теоретических высказываний и стихотворений (например, «Той стороне»,

«Радоваться рано») призывал «атаковать» Пушкина и прочих «генералов» русской


классической литературы. Однако известны его признания, что он читает Пушкина по ночам и

потому его ругает, что, может быть, очень сильно любит. Современники вспоминают, что Маяковский ценил и любил Пушкина, знал и читал наизусть чуть ли не всего «Евгения

Онегина» (особенно любил строки, которые он приводит в «Юбилейном»: «Я знаю жребий мой измерен, но чтоб продлилась жизнь моя, я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я...»). И поэтому такое стихотворение, как «Юбилейное», в его творчестве не

случайно. Духовное родство с Пушкиным, пушкинская интонация ощутимы во многих произведениях Маяковского, но особенно отчетливо проявилось это в «Юбилейном».

Используя в общем-то случайное совпадение - после смерти Маяковского книги двух поэтов окажутся на книжных полках почти что рядом («Вы на Пе, а я на эМ...»), - Маяковский создает неожиданный, многоплановый образ, в котором бытовой факт переведен в план философских раздумий о сущности поэтического творчества, о новаторстве и традиции в искусстве. В числе своих литературных предшественников поэт называет в первую очередь Пушкина и

Некрасова. Он обращается к Пушкину с признанием:

Может, я один

действительно жалею, что сегодня нету вас в живых...

Но Маяковскому дорог именно живой, а не хрестоматийный Пушкин: Я люблю вас,

но живого, а не мумию.

Его бунтарство близко Маяковскому:

Вы,

по-моему, при жизни

- думаю -

тоже бушевали. Африканец!

Оба поэта прокладывали нехоженые пути в искусстве, их творчество - принципиально новый этап в развитии поэзии. Вслед за Пушкиным Маяковский утверждает искусство, способное

«глаголом жечь сердца людей», истинно новое по форме и содержанию, языку («речи точной и нагой»). И только такой подход к творчеству дает поэту право на бессмертие:

У меня, да и у вас,

в запасе вечность.

Личное и общественное, как всегда у Маяковского, тесно переплетаются в этом стихотворении. И именно с Пушкиным делится он самым сокровенным:

Было всякое:

и под окном стояние,


письма,

тряски нервное желе.

Вот

когда

и горевать не в состоянии - это,

Александр Сергеич, много тяжелей...

Маяковский как бы исповедуется великому предшественнику и посвящает его в самые свои заветные желания и помыслы, размышляет с ним о сиюминутном и вечном; ведь часто

«большое понимаешь через ерунду».

Порой в стихах звучат шутливые, юмористические интонации, иногда намеренно

используются прозаизмы, но все это создает атмосферу непринужденности, раскованности и нисколько не снижает образ Пушкина, а только приближает его к читателю. Чеканная

концовка стихотворения подчеркивает живое, человечески теплое восприятие пушкинского наследия:

Ненавижу

всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь!

Предельно искренний, исповедальный характер разговора с Пушкиным показывает истинное отношение Маяковского к русскому гению. Это программное стихотворение - своеобразная декларация любви и уважения к Пушкину и в целом к классическому наследию.

Стихотворение В.В. Маяковского «Прозаседавшиеся» (восприятие, истолкование, оценка)

Уже в начале второй строфы появляется образ просителя, «со времени оно» обивающего пороги учреждения. Он надеется получить «аудиенцию» у его руководителя – неуловимого

«товарища Ивана Ваныча», который без конца заседает. Издеваясь над псевдоважностью дел, решением которых занимаются Иван Ваныч и его подчиненные, Маяковский прибегает к

гиперболе.

Владимир Владимирович Маяковский — поэт, который всегда откликался на события современности. Для него не было тем, на которые бы не могла откликнуться поэзия. Все было предметом его внимания, если способствовало процветанию Родины. В двадцатые годы

бюрократизм захлестнул чиновничество, и Маяковский откликнулся на это зло стихотворением “Прозаседавшиеся”.

Чуть ночь превратится в рассеет, вижу каждый день я:

кто в глав, кто в ком,

кто в полит,

кто в просвет,

расходится народ в учрежденья.


Анализ стихотворения В.Маяковского "Нате"

Неприятие существующей действительности – основной мотив ранней лирики Владимира Маяковского. Поэт объявляет себя глашатаем новых истин и сталкивается с отчуждением

окружающих его людей. Мир вокруг лирического героя Маяковского бесчеловечен, жесток и духовно убог. Человек нравственный, благородный душой бесконечно одинок в таком

обществе. Однако он не столько отчаивается и чуждается своего окружения, сколько пытается бороться с ним. Поэт беспощадно, яростно критикует существующий миропорядок, создавая яркие сатирические образы сытых, самодовольных, равнодушных людей. Одним из

классических образцов ранней сатиры Владимира Маяковского является стихотворение

«Нате!». Название произведения уже режет слух, в нем выражено негодование творца,

которого избалованная публика принимает за раба, готового выполнить любое ее желание. Нет, герой стихотворения - поэт – будет служить искусству, а не этой толпе, которая впустую прожигает жизнь. Монолог творца очень эмоционален, каждое слово в нем бичует публику, состоящую из пошлых обывателей:

Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я – бесценных слов мот и транжир.

Первая строфа произведения представляет нам окружение лирического героя в общем.

Людей поэт изображает в виде одного сплошного жира, к тому же «обрюзгшего» (эпитет). Эта метафора свидетельствует как раз об их излишней сытости, перешедшей в самодовольство и тупость. Поэт противопоставляет себя всему такому обществу, потому что суть творца – отнюдь не скопидомство, а душевная щедрость. Герой называет свои слова «бесценными»

(эпитет) не из тщеславия. Просто искусство, поэзия – самое дорогое, что есть у него. Стихи являются «самоцветами» сердца поэта, и хранятся они, видимо, поэтому в «шкатулках». Герой не прячет эти «драгоценности», он готов открыть тайники своей души всем и каждому. Но

беда в том, что его поэзия не нужна обществу, как, впрочем, и культура вообще. С отвращением герой описывает представителей этого мира:

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Поэт оскорбляет этих людей не просто так. Он хочет быть услышанным, пытается

всколыхнуть обывательское «болото», пробудить души этих людей, заплывшие жиром. Больше всего во второй строфе мне нравится метафора «раковина вещей». На мой взгляд, она очень точно отражает полное погружение человека в быт, убивающий личность,

превращающий людей в каких-то «моллюсков», лишенных внутренней формы и безропотно принимающих любое обличье, даже самое жуткое. Окинув своим пророческим взглядом это гнусное общество, поэт понимает одно: впереди его ждет множество страданий:

Все вы на бабочку поэтиного сердца


Взгромоздитесь, грязные, в калошах и без

калош,

Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь.

Эта строфа так же, как и первая, основана на противопоставлении хрупкой, трепетной

«бабочки поэтиного сердца», такой ранимой, нуждающейся в бережном отношении, мерзкой

«стоглавой вши», олицетворяющей толпу обывателей. Не люди, а «паразиты» окружают творца и отравляют его существование. Образ бабочки свидетельствует о чистой душе поэта. Конечно, злые завистники попытаются испачкать ее, даже уничтожить. Поэтому творец должен быть сильным, уметь себя защитить, не дать в обиду. Я думаю, отсюда эта показная грубость и циничность лирического героя:

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется - и вот я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я – бесценных слов транжир и мот.

Эпатажная выходка лирического героя вызвана опять-таки стремлением обратить на себя внимание и быть услышанным во что бы то ни стало. Так «грубым гунном» врывается

Маяковский в поэзию ХХ века, чтобы показать мир сытых, изнанку настоящей жизни. Несовершенство миропорядка, резкое несоответствие мечты и действительности,

удручающая бездуховность и пошлость порождали в душе поэта гневный протест. А оружие у него было одно – слово. Стихотворения Маяковского всегда будут современны. Они

устремлены в будущее, потому что призывают человека совершенствоваться. Поэт

ненавязчиво воспитывает нас. Так, в сатирическом произведении «Нате» он утверждает: духовная смерть гораздо страшнее физической. Мы должны это помнить и быть

бдительными.

Стихотворение «Нате!» имеет элементы конкретного сюжета. Лирический герой в каком-то заведении, может быть, в ресторане, читает жующей публике свои стихи. Он говорит с этими людьми с самом наболевшем, о том, что он отрывает от сердца, о своем самом сокровенном:

«я вам открыл столько стихов шкатулок, я - бесценных слов мот и транжир».


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 522; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!