Анализ стихотворения А.С.Пушкина «19 октября 1825 года»



Окончив лицей, выпускники постановили ежегодно собираться 19 октября, в день торжественного открытия в 1811 году лицея.

В те годы, когда Пушкин, был в ссылке и не мог в день годовщины быть вместе с товарищами, он не раз присылал собравшимся своё приветствие. В большом послании 1825 года Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзьям, вспоминает дни лицея, своих однокурсников. Он говорит о дружбе лицеистов, сплотившей их в единую семью.

Пушкин так пишет о посещении его в Михайловском Пущиным:

...Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный, Ты в день его, лицея превратил.

Близки ему были и Дельвиг, и Кюхельбекер, «братья родные по музе». Дельвиг тоже

посетил Пушкина в Михайловском, и его приезд «пробудил (в поэте) сердечный жар, так долго усыпленный», и внёс бодрость в душу изгнанника.

Лицей навсегда остался в памяти Пушкина как колыбель вольномыслия и свободолюбия, как «лицейская республика», сплотившая лицеистов в «святое братство».

Стихотворение согрето большой и подлинной нежностью, глубоко искренним чувством любви к друзьям. Когда Пушкин говорит о своём одиночестве в Михайловском, вспоминает умершего в Италии Корсакова, мужественная грусть звучит в его стихах. К теме дружбы

присоединяется тема любви к родине. Всё стихотворение — это гимн дружбе. Такое большое содержание вкладывает Пушкин в понимание чувства дружбы.

Стихотворение «19 октября» - одно из немногих строфических у Пушкина: оно написано восьмистишиями с формулой рифмовки. Это придает ему еще более стройности. Той

стройности, которая не мешает свободному движению поэтической мысли. В этом отношении


оно сродни «Евгению Онегину», который тоже имеет строфическое построение и тоже

отличается поэтической свободой. Авторская мысль в стихотворении «19 октября» развивается в достаточной мере последовательно. Поэт вспоминает одного за другим своих лицейских друзей и рисует выразительный портрет каждого, но по ходу этих воспоминаний и описаний он то и дело точно взрывается свободными, возникающими по принципу близких и неблизких ассоциаций, неожиданными признаниями ума и чувства:

Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво:

Но юность нам советует лукаво, И шумные нас радуют мечты…

Пушкинская элегия и в своей главной мысли, и в попутных авторских откровениях производит впечатление возвышенной и не менее того - мудрой. В период Михайловской ссылки вся лирика Пушкина становится не только очень зрелой, но и очень мудрой.

В известной мере лирика этой поры отличается тенденцией к постановке общечеловеческих и универсально мировоззренческих проблем. Пушкин пишет в это время свои «Сцены из Фауста» и «Наброски к замыслу о Фаусте». О первом произведении Белинский сказал: «Сцены из Фауста есть не перевод из великой поэмы Гете, а собственное сочинение Пушкина в духе Гете. Превосходная пьеса, но пафос ее совсем не гетевский», Белинский прав. «Сцены из Фауста» Пушкина - оригинальное произведение, ничего соответствующего у Гете нет. Нет ни в сюжете, ни в мыслях.

Пушкинский Мефистофель говорит: «Вся тварь разумная скучает…». Похожее говорил сам

Пушкин в письме к Рылееву от мая 1825 г.: «Скука есть одна из принадлежностей мыслящего существа» (IX, 148). Мефистофель в пьесе Пушкина говорит не по Гете, а по Пушкину.

В пьесах Пушкина - и в «Сценах из Фауста», и в «Набросках к замыслу о Фаусте» - звучат пушкинские мысли о жизни и человеке, и в них слышна пушкинская ирония. Трагическая

ирония. В Михайловском Пушкин глубоко задумывается над смыслом жизни, он весь полон вопросов и сомнений, и мысли его при этом тревожны и печальны. Можно сказать, что в

Михайловском Пушкин все более и более становится философом. Его потому и занимает так в это время гетевская тема - тема Фауста, что она по традиции является философской и открывает возможности для философствования.

В это же время Пушкин создает и свои первые опыты философских миниатюр. Он пишет

«Движение» (1825), о котором А. В. Чичерин говорит как о стихотворении с «теоретически обоснованной мыслью», со «строго философской аргументацией, полемикой и

устремленностью к решению конкретных проблем» 58. Впрочем, такого рода прямо философские стихи у Пушкина скорее исключение, чем правило. Более характерны для него стихи типа «Если жизнь тебя обманет…» или «Цветы последние милей…». Оба стихотворения представляют собой поэтическое выражение мудрости, поэтический урок мудрости. Они

близки по своей конструкции и отчасти по своему пафосу философским миниатюрам Тютчева. Но более всего они - пушкинские. Пушкинские в них - обиходность содержания, прозрачность, простота:


Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья,

верь, настанет. Сердце в будущем живет; Настоящее уныло: Все мгновенно, все пройдет; Что пройдет, то будет мило.

Поэтическая философия Пушкина, его стихи философского содержания и позже будут восприниматься как простая, ясная, близкая и нужная человеку мудрость. Он и в мудрости своей был необыкновенно человечен: он был, как все, просто как человек,- и потому он оказался поэтом всечеловеческого значения


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 338; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!