Графическое представление компонентов и факторов конфликта



Графическое представление компонентов и факторов конф­ликта основано на использовании визуальных методов. Одним из первых образцов такого подхода стала предложенная И. Галь-тунгом (1969) так называемая модель треугольника конфликта (см. рис. 8), которая предлагает рассматривать конфликт как треугольник, включающий такие вершины, как противоречие, или объективная конфликтная ситуация (С), установка (А) и поведение (В).

Рис. 8. Треугольник конфликта (модель И. Гальтунга)

Под противоречием понимается лежащая в основании кон­фликта конфликтная ситуация, которая включает действитель­ную или предполагаемую «несовместимость целей» конфликту­ющих сторон. В симметричных конфликтах противоречие опре­деляется в первую очередь столкновением интересов сторон. В асимметричных конфликтах, к которым относятся этнические конфликты, оно определяется прежде всего отношениями сто­рон и их восприятием друг друга и природы своих отношений и лишь затем конфликтом интересов, заложенным в их объектив­ных позициях. Например, если политическая власть сосредото­чена в руках одного этнического сегмента населения, или если одна из групп обладает исключительным правом распоряжаться природными ресурсами на какой-либо территории, или если страна разделена таким образом, что создаются привилегии для политического участия одной группы перед другими, то рано или поздно непривилегированные группы обнаруживают это, что и вовлекает их в конфликт. Специалисты, которые подчер­кивают роль объективных компонентов, таких, как структурные отношения, соперничающие материальные интересы или фор­мы поведения, образуют так называемое инструментальное на­правление (подход) к источникам конфликта.

Установки сторон включают верные или ложные представле­ния друг о друге и восприятия сторонами друг друга и самих себя. Как известно, установка включает эмоциональный (чув­ство), когнитивный (представление) и конативный (воля) ком­поненты. Установки могут быть позитивными или негативны­ми. К негативным установкам, которые могут порождать конф­ликт, относятся, например, представления о том, что другая группа представляет меньшую ценность, чем своя, или что чле­ны другой группы планируют и замышляют что-либо во вред «нашей» группе, или что их убеждения оскорбляют «наши»

моральные устои и представляют «для нас» угрозу. В насиль­ственных конфликтах действует тенденция к выработке сторо­нами уничижительных стереотипов и негативных установок по отношению друг к другу под влиянием таких коллективных эмо­ций, как страх, гнев, горечь и ненависть. Специалисты, кото­рые подчеркивают роль этих субъективных аспектов, образуют так называемое экспрессивное направление (подход) к источ­никам конфликта.

Поведение (т.е. действия людей) образует третий компонент структуры конфликта. Оно может включать формы как сотруд­ничества, так и принуждения, жесты как примирения, так и враждебности. Если одна группа ведет себя агрессивно по отно­шению к другой (например, убивает ее членов, угнетает или дискриминирует их), высока вероятность, что вторая группа предпримет ответные действия. В насильственном конфликте модели поведения сторон характеризуются угрозами, принуж­дением и деструктивными атаками. По мнению И. Гальтунга, все три указанных компонента присутствуют в полностью сфор­мировавшемся конфликте (при отсутствии конфликтных уста­новок или поведения конфликт носит латентный характер). Каждый из этих элементов может представлять собой источник конфликта: ситуация, в которой оказались люди; демонстриру­емое ими поведение; их представления друг о друге. Гальтунг рассматривает конфликт как динамический процесс, в котором структура, установки и поведение постоянно меняются и влия­ют друг на друга. Начавшись в одной точке, конфликт способен быстро распространяться и на другие. По сути дела каждый струк­турный компонент конфликта усиливает действие другого. В слу­чае эскалации конфликта агрессивное поведение усиливает не­гативные установки, негативные установки ухудшают конфлик­тную ситуацию (т.е. усугубляют противоречия), ухудшившаяся ситуация способствует тому, что поведение по характеру стано­вится все более оборонительным или агрессивным. И равным образом агрессивное поведение ухудшает ситуацию, ухудшив­шаяся ситуация усиливает негативные установки, а негативные установки проявляют себя в еще более агрессивном поведении. Аналогичным образом модель треугольника помогает понять и ситуацию деэскалации конфликта.

С возникновением конфликта он становится конфликтной формацией (формирует себя) по мере того, как интересы сто­рон вступают в конфликт или отношения сторон становятся угнетающими. Впоследствии конфликтная формация начинает расти и развиваться, в ходе чего конфликт может расшириться (вовлекая новые стороны) или углубиться (порождая вторичные конфликты между основными участниками или вовлеченными сторонами). Это часто серьезно осложняет задачу работы с ис­ходным, первоначальным, центральным конфликтом. Поэтому, по мнению Гальтунга, деятельность по разрешению конфликта непременно должна включать набор динамических изменений, которые предполагают деэскалацию конфликтного поведения, смену враждебных установок и трансформацию лежащих в ос­новании структуры конфликта отношений сталкивающихся ин­тересов.

Другая широко известная картографическая модель конфликта была предложена Ж.-П. Ледерахом (179). Она также основана на выделении трех, но иных, чем у Гальтунга, компонентов кон­фликта: люди, проблема и процесс (см. рис. 9).

Рис. 9. Треугольник конфликта (модель Ж.-П. Ледераха)

По мнению Ж.-П. Ледераха, каждый из этих аспектов следу­ет анализировать отдельно, опираясь на ряд «ведущих вопро­сов».

Люди

Кто эти индивиды и группы, непосредственнно вовлеченные в конфликт?

На кого повлияет исход конфликта и кто, в свою очередь, может повлиять на его исход?

Какую структуру имеет каждая группа и кто ею руководит?

Как каждый из участников конфликта видит ситуацию?

В какой степени каждый из участников затронут конфлик­том?

Какие индивидуальные чувства, проблемы характеризуют каждого участника?

Каковы главные расхождения в понимании ситуации сторон конфликта?

Какие коммуникации, связующие звенья каждый участник имеет с другой стороной конфликта?

Процессы

Из-за каких проблем разгорелся спор?

Существует ли исторический прецедент взаимодействия сто­рон?

В каком процессе взаимодействия была бы готова участво­вать каждая сторона?

Какие дополнительные проблемы или вопросы возникли по мере развития конфликта?

Какой степени достигла поляризация между сторонами?

Какие действия каждой стороны усиливали конфликт в про­шлом и какие усиливают его в настоящее время?

Какую роль играют более умеренные группы и личности?

Какая связь существует между сторонами (когда, почему, как часто, с какими результатами)?

Какие препятствия возникают для связи (в том числе иска­женные представления, стереотипы и пр.)?

Как могут быть улучшены контакты?

Проблемы

Каковы основные интересы, потребности и ценности каж­дой стороны?

Что каждая из сторон предлагает, чтобы их реализовать или чего добивается в процессе их реализации?

Насколько несовместимы интересы, потребности и ценнос­ти сторон?

Насколько несовместимы их предложения об урегулирова­нии?

Какие базовые потребности лежат в основе конфликта (безо­пасность, самоуважение, продовольствие, права, земля и т.д.)?

Каковы, по существу, минимальные результаты, которые могут удовлетворять каждую из сторон?

Каковы основные сферы согласия и несогласия?

Какие ресурсы имеются, чтобы справиться с конфликтом (ресурсы самих сторон, другие)?

Какой стадии достиг конфликт, созрел ли он для урегулиро­вания, трансформации?

Визуально-графическое картографирование применяется также при определении «перекрывающихся» конфликтов, на­пример изображение различных конфликтов в виде пересека­ющихся кругов. Где и насколько они пересекаются, отражает понимание конфликтологом реальных конфликтов и степень их пересечения и взаимозависимости (см. рис. 10). Такого рода схемы, в которых сопоставляется несколько взаимосвязанных конфликтов, могут стать первым шагом в дальнейшем анали­зе, рассматривающем не только разные стороны как субъек­тов конфликта, но и соотношение их позиций, потребностей и опасений, а также сфер потенциальных союзов и соглаше­ний.

Рис. 10. Картографирование конфликта при помощи пересекающихся кругов (89, 83)

Визуальный способ картографирования также может приме­няться при изучении динамики конфликта (см. рис. 11) и цик­лов его эскалации (см. рис. 12).

Рис. 12. Картографирование циклов эскалации конфликта (89, 91)

Визуальные карты могут быть важным инструментом не толь­ко при анализе конфликта, но и для целей конфликтологиче­ского менеджмента. В связи с этим можно привести пример широко известной карты трансформации асимметричных кон­фликтов, предложенной Дианой Френсис, одним из наиболее выдающихся международных тренеров конфликтологических семинаров (см. рис. 13).

Другой известной каргой, применяемой для целей кон­фликтологического менеджмента, является карта акторов и подходов к постконфликтному миростроительству (подробнее об этом понятии см. в гл. 9). предложенная Ж.-П. Ледерахом (см. рис. 14).


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 936; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!