РАЗДЕЛ 1. Предельный опыт Чорана. Между агонией и экстазом



СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………..

РАЗДЕЛ 1. Предельный опыт Чорана. Между агонией и экстазом……..

1.1.Метафизика Чорана. Метод агонии …………………………..

1.2. Существование «на обочине жизни». Отказ от укоренения как позиция Чорана…………………………………………….

1.3.Профессиональный философ или «непрофессиональное существо». Фрагментарность и повторяемость как стратегии письма Чорана……

1.4.Мышление как исповедь. Терапия философствованием……

Раздел 2. Противоречивость философских и политических воззрений Чорана. Изменение отношения к фашизму……………………

2.1. Идея национальной революции. От логики к эпилепсии…………

2.2. Румынские интеллектуалы и фашизм. Трансформация мировоззрения……

2.3.Преображающая катастрофа. Концепция плодотворности страдания в контексте политических событий в Украине…..

3. Охрана труда и безопасность в чрезвычайных ситуациях…..

Выводы………………………….

Библиографический список……

 

 

 

 


Введение

Актуальность темы исследования обусловлена сложившейся в современном мире ситуацией, в контексте которой целесообразным представляется разделить людей на две противоположные группы и применить эту идею к истории Украинского государства.

Люди, относящиеся к первой, неспособны критически мыслить. Неосознанно или сознательно отказываясь брать на себя ответственность, они прибегают к «уже готовым истинам», которые предлагаются различными политическими концепциями, многочисленными религиозными догмами, а в худшем случае - необразованным и интеллектуально неразвитым ближайшим окружением. Невежественность и узость мышления таких людей не мешает, а наоборот – благоприятствует им в активном выражении своих взглядов и уверенных попытках воплотить их в социальную реальность. Их узкий кругозор и духовное убожество является предпосылкой формирования категоричных воззрений, истинность которых эти люди не подвергают сомнению.

Ко второй группе можно отнести людей, которые так же, как и Э. Чоран, не могли ни жить, ни умереть, а лишь агонизировать, которые боролись против себя и представляли собой тип людей, у которых мысль соприкосается с немыслимым. Собственно, лишь для таких читателей эссеистика румынского скептика представляется воплем существа, испытывающего высшее напряжение жизни; молитвой неверующего; терапевтическим средством, предотвращающим безумие и самоубийство, а не словоблудием и нытьем заскучавшего бездельника.

Такие люди страдают от избытка рефлексии, постоянно анализируя и подвергая все сомнению, в том числе и само сомнение. «Излишняя» сознательность, неспособность принять утверждение на веру, остановить анализ, совершаемый собственным сознанием, лишают их возможности действовать.

Вследствие этого, будучи, возможно, наиболее интеллектуально развитыми представителями человечества, такие личности теряют самоидентичность, доводя себя посредством собственного мышления либо до нигилизма, либо до отчаяния, а иногда они находятся на грани самоубийства. На этой грани всю жизнь и находился Э. Чоран.

Русский философ, которого Чоран упоминал в числе внутренне близких ему, Лев Шестов писал, что всякая глубокая мысль должна начинаться с отчаяния, а оптимизм, торопливую готовность перескакивать от заключения к заключению можно без всякого колебания считать верным признаком ограниченного, не любящего сомнений самодовольства - а, стало быть, и поверхностности. А ведь именно эти «чересчур мыслящие», умерив свой скептицизм, могли бы указать обществу оптимальные пути развития.

Степень разработанности. Информация о жизни Эмиля Чорана и осмысление его творчества представлены в работах украинских литературных обозревателей Т. Огарковой и И. Славинской, российских социологов Б. Дубина и А. Бовдунова, историка Л. Наврозова, в интернет-публикации дискуссии литературоведа Р. Семкова, писательницы Е. Кононенко и культуролога А. Иванишиной, а также в переведенных на русский язык трудах американского критика Сьюзен Зонтаг и французской журналистки А. Леньель-Лавастин.

В интернете представлено много иностранных сайтов, содержащих большое количество работ, в том числе диссертаций, посвященных изучению творчества Чорана, которые не переведены ни на русский, ни на украинский языки.

Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть противоречивость сложной философской мысли Э. Чорана в контексте культурно-философских процессов в Европе и Украине.

1. Показать на примере творчества Э. Чорана, что в условиях надвигающейся катастрофы современным рационально мыслящим философам также необходимо критически переосмыслить свою позицию.

2. На примере Эмиля Чорана показать, что даже неверующий может найти способ молиться и исповедоваться. Показать, что достижения крайней степени нигилизма, приводит к его преодолению.

Достижение поставленной цели предполагает выполнение следующих задач:

1. Рассмотреть маргинальность взглядов Э. Чорана.

2. Определить сущность философствования Э. Чорана.

3. Рассмотреть концепцию плодотворности страдания Э. Чорана в контексте современных политических процессов в Украине.

    Объектом исследования является сущность философии антиинтеллектуализма Э. Чорана.

Предмет исследования – философствование Э. Чорана как вариант терапевтического средства для преодоления противоречий современного глобального мира.

Выводы. Несмотря на фрагментарное нелинейное письмо Э. Чорана и отсутствие оформленной системы взглядов, его по праву можно назвать не только эссеистом-литератором, но и великим философом. Он был тем мыслителем, который стремился избавиться от мышления, преодолеть его противоречия. Настоящий философ – это тот, кто в каждой мысли неизбежно видит ее противоречивость, ощущает давление невыразимого, которое порой не совместимо с жизнью; он пишет не ради получения научной степени или должности, славы или развлечения, а для того, чтобы спасти себя от безумия, несправедливости и самоубийства. Таким и был отчаянный скептик Эмиль Мишель Чоран.

В процессе работы выявлено, что образ мысли Э. Чорана был в значительной степени связан догмами исторического сознания; он с неотвратимостью снова и снова воспроизводил его нормы, пытаясь в то же время их преодолеть. Мысль Чорана постоянно находилась в скрытом конфликте между мучительным принятием этих норм и подлинной их переоценкой.


 

РАЗДЕЛ 1. Предельный опыт Чорана. Между агонией и экстазом


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 165; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!