Раздел 3. Художественно-техническое оформление энциклопедий для детей младшего школьного возраста



энциклопедия школьник редакторский стиль

Разработка художественно-технического оформления издания - одно из важнейших направлений его редакционной подготовки, поскольку книга, являясь носителем информации, представляет собой предмет, продукт полиграфического производства.

От привлекательности внешнего облика издания, качества иллюстраций во многом зависит, захочет ли потенциальный покупатель прочитать эту книгу, а от различимости шрифта, способствующего комфортности чтения, взаимного положения наборных элементов, грамотного использования средств выделения зависит, в свою очередь, качество восприятия содержания читателем.

Следует помнить, что не только текст издания является основополагающим фактором при выборе книги. Чаще всего издание выбирается покупателем в совокупности его признаков, которые, кроме собственно содержащейся в нем информации, характеризуются художественным и техническим его оформлением. Особенно важен этот признак в изданиях, рассчитанных на детскую аудиторию.

Занимательность как необходимое условие повышения интереса ребенка к книге может быть достигнута самыми различными средствами оформления и иллюстрирования.

Важно, например, «начало» книги - ее обложка, титул, первые страницы - как они вводят в тему книги, в ее эмоциональный настрой. При конструировании книги художнику необходимо выразительно строить внешнее оформление, содержание книги, ее аннотацию, т.е. те элементы, которые, раскрывая содержание, могут привлечь, заинтересовать читателя.

Привлечь ребенка, сообщить ему настроение можно оригинальным построением иллюстраций, которое характеризует и дополняет текстовый материал издания, вызывает в сознании ребенка желание узнать больше информации, фантазировать на заданную тему. Крайне важны иллюстрации на обложке издания, которые чаще всего являются первой мотивацией получить данное издание и начать его изучение.

Поэтому одно из важнейших направлений работы редактора - работа над иллюстрациями и художественно-техническим оформлением издания. Как и все ключевые вопросы подготовки издания, их решение зависит от типа издания, конкретной целевой установки.

Рассмотрим некоторые из позиций художественно-технического оформления энциклопедического издания для детей младшего школьного возраста. Изучаемые позиции являются приоритетными при подготовке издания и требуют особого внимания редактора.

 

Формат издания

 

Выбор формата издания должен зависеть от характера помещенного в книге литературного и изобразительного материала; он должен обеспечить целесообразную компоновку этого материала на ее страницах и разворотах; наконец, формат должен соответствовать целевому и читательскому назначению книги, условиям, в которых читатели будут пользоваться ею [11].

От формата книги зависит прежде всего удобство пользования ею. Книгу большого формата удобно читать или рассматривать только за рабочим столом; она не всегда умещается в книжном шкафу, не портативна. Наоборот, книгу сравнительно небольшого формата можно при чтении держать в руке; ею можно пользоваться не только дома или в читальне, но и в вагоне; она занимает мало места и на письменном столе, и на книжной полке, и в портфеле.

Формат книги оказывает влияние и на ее удобочитаемость. Чем книга шире, тем больше длина строки (конечно, при одинаковом решении вопроса о ширине полей). А удобочитаемость зависит и от длины строки.

С форматом книги связано решение многих вопросов ее композиции, например, размер книжной полосы, величина (кегль) шрифта, размер и размещение таблиц, формул, иллюстраций, книжных украшений. В книге небольшого формата трудно, а часто и невозможно хорошо разместить сложные таблицы и формулы, хорошо воспроизвести сложные иллюстрации.

Формат книги влияет и на ее издательскую себестоимость — в зависимости от него меняются количество необходимых переплетных материалов и объем брошюровочных работ.

Главное назначение энциклопедических изданий – предоставить людям необходимую информацию. Чем больше информации будет в поле зрения, тем быстрее читатель найдет то, что ему нужно. Следовательно, формат издания должен быть максимально большим, но при этом таким, чтобы вся страница постоянно была в поле зрения.

Выбор необходимого формата происходит при учете множества разнообразных факторов. Должны быть определены характер и структура текстового и визуального материала — как каждого в отдельности, так и обоих в совокупности. Формат, выбранный с учетом этого фактора, должен способствовать оптимальному выражению содержания и структуры текста, рациональному решению системы поиска и ориентации в издании, а также обеспечивать функциональную и эстетическую взаимоувязанность всех габаритов книги (здесь имеется в виду тесная взаимосвязь между форматом книги, ее толщиной и объемом текста, задающим объем издания).

Формат справочных изданий довольно разнообразен – от карманных словарей и справочников, с которыми читателю проще не расставаться в пути, до настольных энциклопедий, к которым читатель обращается в домашних условиях.

Крайне важно оценить соответствие выбранного формата издания предполагаемым потребностям читательской аудитории.

При издании справочной, научной, познавательной литературы широко применяются средние форматы, размещение текста, таблиц и иллюстраций при которых является довольно уместным. Это – такие форматы, как 60*90/16, 84*108/32 и пр. [11].

При создании энциклопедий для детей младшего школьного возраста приоритет обычно отдается более крупным форматам, что связано с удобством чтения, однако это делается не всегда, поскольку издания форматов 64x108/8* 70x108/8, 60x90/8, 60x84/8, 84x108/16 являются довольно громоздкими и неудобными. Они отлично подходят для создания больших настольных энциклопедий, однако издания для детей требуют меньших объемов – для удобства пользования книгой юного читателя. Не следует забывать о том, что крупные издания имеют значительный вес, что существенно затрудняет обращение ребенка с изданием.

Малые форматы и форматы меньше средних (60*90/32, 60*84/32; 75*90/32, 70*100/32) также широко используются в справочных изданиях, однако характерны в изданиях для детей среднего и старшего школьнгого возраста, а также взрослых читателей. Данный формат связан с возможностью носить издание с собой.

Таким образом, оптимальный формат книги может быть установлен только в соответствии с характером и объемом помещаемого в ней материала, с ее целевым и читательским назначением, с учетом экономических показателей, которым должно удовлетворять данное издание. Вместе с тем иногда выбирают формат несколько отличающийся от оптимального, чтобы выделить книгу или серию из общего потока изданий аналогичного профиля.

Форматы 60*90/8, 60*84/8 представляются оптимальными по размеру энциклопедических изданий для детей младшего школьного возраста возможностью помещения в них текста нужного кегля, который способствует лучшему восприятию информации. Данные форматы изданий относятся к средним.

Длина строки в таких изданиях больше общепринятых, что затрудняет беглое чтение изданий, однако в связи с тем, что издания являются справочными, т.е. допустим набор текста в несколько полос, либо, что характерно для изданий для детей младшего школьного возраста, присутствуют красочные иллюстрации, которые зачастую занимают половину полосы набора, данный формат представляется наиболее уместным.

Назначая для книги тот или иной формат, непременно имеют в виду и то, каким будет при этом формат книжной полосы, то есть размер отпечатка на странице. Желательно, чтобы формат книжной полосы был геометрически подобен формату страницы книги — при этом достигается наиболее очевидная композиционная связь между прямоугольной страницей и прямоугольной книжной полосой.

Книжные полосы располагаются не посередине страницы, а заметно смещаются к корешку и вверх. Это имеет определенный композиционный смысл: сближение книжных полос подчеркивает единство книжного разворота, а смещение их кверху соответствует тому, что оптический центр страницы (и разворота) находится несколько выше геометрического.

С форматом книжных полос и их расположением на страницах книги связан вопрос об абсолютной и относительной ширине полей.

Поля на страницах книги имеют важное значение. На них отдыхает глаз при чтении книги, они предохраняют края отпечатков от загрязнения и порчи, придают книжным страницам и разворотам законченную форму. Чем больше формат книжной полосы (при соблюдении принципа подобия), тем уже поля, и наоборот. Слишком узкие поля плохо выполняют свои функции, в частности, плохо предохраняют отпечатки от загрязнения и порчи. Вот почему в книгах, предназначенных для длительного пользования, ширина полей должна быть больше.

Это – важное условие при создании справочных изданий, к которым читатель обращается неоднократно.

Таким образом, выбирая формат издания при создании энциклопедии для детей младшего школьного возраста, следует учитывать потребности и возможности данной читательской аудитории., характер и объем размещаемого в издании материала, экономические показатели издания.

С учетом вышеизложенных факторов оптимальными форматами энциклопедии для детей младшего школьного возраста являются форматы 60*90/8, 60*84/8, поскольку данные форматы позволяют изданию быть наиболее комфортным в восприятии юного читателя.

 

Внешнее оформление книги

 

От оформления внешних элементов книги в большой мере зависит, какое первое впечатление произведет книга на читателя.

К внешним элементам книги относятся обложка, переплет и некоторые примыкающие к ним детали — форзац, суперобложка, футляр.

Переплет или обложка издания

Важнейшие внешние элементы книги — обложка и переплет — имеют двоякое назначение. Во-первых, они скрепляют листы книги, защищают их от повреждения и грязи и тем самым делают ее достаточно прочной. Во-вторых, они дают читателю первоначальную общую информацию о книге. В этом отношении у внешних элементов книги много общего с титульным листом, но между ними есть и существенная разница. Мы видим внешние элементы книги не только, когда начинаем ее читать, но и когда рассматриваем витрины книжного магазина или библиотеки. От нашего первого впечатления часто зависит, захотим ли мы подробнее познакомиться с книгой [11].

Таким образом, внешние элементы книги выполняют не только информационную, но и рекламно-пропагандистскую функцию. Поэтому их оформление должно не только соответствовать виду и целевому назначению издания, но и привлекать внимание читателя, вызывать у него интерес к книге, желание прочитать или купить ее.

Первый вопрос внешнего оформления книги — выпустить ее в обложке или в переплете.

Обложка, в традиционном понимании этого слова,— это «бумажное покрытие книжного блока (то есть комплекта скрепленных между собой листов книги)» [11]. Строение такой обложки несложно — она представляет собой лист бумаги, который охватывает книжный блок спереди, сзади и со стороны корешка. Те части обложки, которые прикрывают блок спереди и сзади, называются ее сторонками, а та часть ее, которая соответствует корешку блока и скреплена с ним,— корешком обложки. Выпуск издания в обложке производственно гораздо проще и может быть осуществлен гораздо быстрее, чем в переплете.

В бумажной обложке выпускаются, главным образом, издания, рассчитанные на краткий или средний срок пользования, на пользование от случая к случаю, а также многие издания небольшого объема (при выпуске в переплете их цена значительно увеличилась бы). В обложке из более прочных материалов выпускаются и издания большего объема, предназначенные для длительного пользования.

Переплет прочнее обложки, но прочность различных его типов опять-таки зависит от материала и особенностей конструкции. Переплет, или переплетная крышка, имеет более сложную конструкцию, чем обложка. Обычно крышка состоит из нескольких деталей: двух сторонок, корешка, наружного материала для оклейки сторонок (или всей крышки) и отстава — полоски плотной бумаги или тонкого картона, которая наклеивается на корешок крышки с оборотной стороны (отстав увеличивает прочность и упругость корешка); переплетная крышка может быть и цельной, то есть состоять из одной детали, но такие крышки имеют лишь очень ограниченное применение.

В случае выпуска справочных изданий традиционно применяется переплет, поскольку особым свойством таких изданий является частое обращение к ним читателя, соответственно, переплетная крышка должна защищать издание от быстрого износа.

Как указывалось ранее, именно с обложки начинается знакомство читателя с книгой. Именно поэтому так важно верное ее оформление, котороен привлечет к изданию внимание потенциального покупателя.

Основные сведения, которые необходимо размещать на обложке или переплете книги – название книги и фамилия ее автора. Это – самые важные сведения об издании, которые интересуют покупателя в первую очередь.

Ему могут оказаться полезны и другие титульные данные, но из них для каждой конкретной книги приходится выбирать лишь наиболее важные, так как текст на переплете или обложке должен быть напечатан достаточно крупным шрифтом.

Чисто шрифтовое (или с добавлением элементов несложного орнамента) оформление переплета характерно для изданий политической, научной, производственно-технической, справочной литературы, для подписных изданий.

Шрифтовая надпись на переплете (обложке) имеет прежде всего информационное значение. Исходя из этого, казалось бы, достаточно, чтобы она была выполнена четким шрифтом. И все же важно, чтобы шрифт был не только четок, но и красив, а вся композиция (размеры различных элементов надписи, интервалы между ними, разбивка на строки и т. п.) — логична и обоснованна.

В композицию на обложке или переплете часто входят, кроме шрифта, еще и изобразительные элементы — орнаментальные, эмблематические (или символические), тематические, сюжетные. Все они в той или иной мере говорят о содержании книги.

Изображения, помещаемые на переплете или обложке, могут иметь, как и шрифтовые надписи, информационное значение. Но и при таком подходе нельзя допускать, чтобы изображение на переплете или обложке было шаблонным, оно должно быть выразительным и интересным.

В изданиях, предназначенных для детей, подбор иллюстративного материала для обложки издания чрезвычайно важен. Иображения должны заинтересовать читателя, привлечь его внимание, пробудить интерес к чтению. Они должны быть красочными, информативными, конкретными – отображая содержимое книги

На обложке изобразительные и текстовые элементы могут быть расположены не только на лицевой стороне, но и на внутренней.

Все графические элементы — шрифтовые надписи, изображения, помещенные на обложке или переплете,— должны быть композиционно объединены. К композиции передней сторонки в известной мере относится сказанное выше о логичности построения титульного листа. Вместе с тем особое назначение переплета и обложки, их объемность (трехмерность), возможность применения различных по фактуре материалов, особенное значение изобразительных элементов — все это позволяет внести большое разнообразие в оформление внешних элементов книги, находить все новые и новые композиционные решения.

Отметим некоторые специфические особенности оформления переплета и обложки. Одна из них — широкое использование цвета. Другая особенность оформления некоторых видов переплета— применение тиснения, то есть такой печати, которая изменяет рельеф поверхности переплетной крышки. Тиснение используют главным образом на переплетах, оклеенных тканью или ее заменителями, а иногда — и на оклеенных достаточно прочной бумагой.

К бумаге для оклейки переплета, так же как и к обложке, может быть припрессована прозрачная синтетическая пленка. Таким путем значительно увеличивается прочность этих элементов книги, а вместе с тем их поверхность приобретает специфический блеск. Покрытие пленкой целесообразно и в гигиеническом отношении. Особенно целесообразен этот прием в оформлении книг для детей, школьных учебников, научно-популярных и литературно-художественных изданий, литературы для туристов[11].

Также в изданиях часто применяется суперобложка. Суперобложка не может играть существенной защитной роли. Зато ее рекламно информационная функция весьма значительна.

Во-первых, суперобложка привлекает внимание покупателей к справочным изданиям, которым, вообще говоря, свойственно сухое, неброское, подчеркнуто строгое, деловое оформление переплета или обложки. Во-вторых, и это главное—суперобложка может и должна информировать об особенностях формы и содержания, которые не всегда выражены в названии издания. Такая информация, например, может содержать перечень основных тематических разделов, сведения о порядке расположения материала, о наличии иллюстраций, указателей и библиографии, о числе иллюстраций или справок, например числе слов в языковом словаре, о наличии нетекстовых средств поиска, о решении издания в форме книги-«перевертыша», о характере иллюстраций и форме организации текста.

Текст на корешке справочного издания не менее важен, чем информация на верхней сторонке переплета. Роль надписей на нем весьма ответственна, что особенно отчетливо проявляется в многотомных изданиях. Не подлежит сомнению, насколько важно на корешке таких изданий выделить, сделать броским и удобочитаемым название издания, номер тома (в многотомных энциклопедиях).

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что при создании энциклопедии для детей младшего школьного возраста принято использовать переплетную крышку как более долговечное покрытие издания, заботиться о красочности книги, поскольку верное оформление способствует упрощению продажи издания. Часто применяется покрытие переплета прозрачной пленкой, что позволяет дольше сохранять целостность издания, защищает от истрепанности переплета. Также издания часто снабжаются суперобложкой, рекламно-информационная функция которой привлекает внимание покупателя и делает издание более заметным на книжном рынке.

Форзац издания

Необходимым элементом книги в переплете являются форзацы, один из которых соединяет первый лист книжного блока с передней сторонкой переплетной крышки, а второй — последний лист блока с задней сторонкой. Участвуя в скреплении переплетной крышки с книжным блоком, форзацы увеличивают прочность этого скрепления и, закрывая концы марли и грубую поверхность картона, придают оборотной стороне крышки аккуратный вид [11].Форзац отыскивается быстрее любого другого разворота книги. В этом свойстве заложена возможность его эффективного использования как носителя информации.

Форзац может использоваться и как элемент художественного оформления. На нем могут быть помещены рисунок, орнамент, узор, текст, связанные с содержанием книги. Даже самый цвет форзаца может быть использован для того, чтобы связать оформление переплета и титульного листа. Своеобразной разновидностью узорного форзаца является форзац из тисненой бумаги.

Изображение на форзаце может иметь не только декоративное, но вместе с тем и познавательное значение. Именно такого типа изобразительный форзац все шире применяется в школьных учебниках, справочниках, научно-популярных и научно-технических изданиях.

На форзаце справочного издания могут быть размещены:

Элементы аппарата издания:

1) сводный поисковый регистр в изданиях с нетекстовыми средствами поиска;

2) оглавление;

3) расшифровка принятых сокращений и условных обозначений;

4) методические указания по пользованию изданием;

5) алфавит (в изданиях с алфавитной структурой расположения материала, в том числе в детских).

Элементы основного текста:

1) хронологические таблицы, например в энциклопедических словарях;

2) карты и планы (в путеводителях);

3) структурные, принципиальные и эволюционные схемы;

4) математические таблицы, единицы измерения, числовые константы, формулы и т. д. (в справочниках по технической и математической тематике) [4].

Верхний и нижний форзацы с информацией могут быть как традиционно одинаковыми, так и различными.

В энциклопедиях, предназначенных для детей младшего школьного возраста также целесообразно использовать форзац с целью дополнения издания информацией. Он может быть иллюстрированным, в таком случае выполнять чисто декоративную (украсить издание) или информативную функцию (размещение карты или схемы) функцию, может содержать оглавление издания, алфавит (если материал издания упорядочен по алфавитному принципу). Примеры оформления форзацев – в приложении 7.

Таким образом, следует сделать вывод, что целесообразно использовать форзац для выведения на него полезной информации, содержащейся в издании. Это способствует быстрому нахождению данного материала, а также позволить сэкономить материал издания, не добавляя в него дополнительных листов.

 

Внутреннее оформление книги

 

Оформитель через функциональное и эстетическое осмысление авторского труда может внести ценные предложения, затрагивающие сферу содержания,— перегруппировка некоторых частей текста, корректировка системы рубрикации, введение некоторых дополнительных и вспомогательных текстов, исключение избыточных и т. п.

В таком единстве и взаимопроникновении авторской и оформительской сфер деятельности — залог достижения единства формы и содержания справочного издания, единства, исключающего всякие неоправданные и случайные решения как формального, так и содержательного характера.

Поскольку справочные издания для детей играют ведущую роль в развитии ребенка и познании им окружающего мира, к оформлению детских изданий предъявляются особо высокие требования.

Каждая книга имеет свою архитектонику. Выявить ее, упорядоченно и удобно для читателя расположить весь неоднородный материал книги — основная задача оформления ее внутренних элементов.

Во многих изданиях наряду с основным текстом имеются еще и дополнительные, такие как примечания, приложения, справочные материалы. В каждом издании существует система заголовков, справочно-вспомогательные элементы (оглавление).

Рациональное, обдуманное размещение всех элементов – одна из важнейших задач при издании книги.

Структура справочных изданий подчиняется единому принципу организации материала, который, как правило, расчленяется на отдельные, относительно самостоятельные «отрезки» (участки) текста - статьи, позиции, фрагменты. Каждый «отрезок» является минимальной структурной единицей издания и представляет читателю, описывает тот или иной объект (объект описания). Примером такого отрезка может служить словарная статья, которая, как уже говорилось, является структурной единицей словарей (словарных изданий) всех типов. Словарная статья - относительно самостоятельный текст, включающий заглавное слово и его пояснение.

Информация в энциклопедических изданиях может быть размещена по алфавитному или тематическому принципу.

Систематическое расположение материала позволяет показать общее состояние знаний в данной области, сохраняет связи между отдельными понятиями, однако поиск необходимой справки (по сравнению с очевидным удобством алфавитного принципа) в известной мере затрудняется. Алфавитный порядок облегчает поиск нужной справки, но разрывает внутренние связи между родственными предметами, делает их разрозненными и независимыми друг от друга.

В энциклопедиях для детей младшего школьного возраста принято использовать систематический принцип размещения материала, который позволяет воспринимать информацию последовательно. Это связано с необходимостью детей накапливать новые знания в отличие от взрослых, чье обращение к справочным изданиям связано с уточнением ранее изщвестной информации.


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 749; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!