Различные применения психоанализа



 

Хотя психоанализ применялся до сих пор, главным образом, к лечению болезней, но его можно применять вообще к искоренению всяких нежелательных душевных состояний и к развитию желательных качеств и исправлению характера.

Представьте себе, например, что любимый вами человек вдруг или постепенно изменился к вам, психоанализ откроет вам причину этого и вы сможете ее устранить и воскресить прежнюю, погрузившуюся в Бессознательность любившую вас Личность.

Если человек беспричинно зол или упрям, вы также сможете узнать причину этого и бороться с ней.

Вместо того, чтобы огульно осуждать пороки людей и подвергать их окончательно губящих их карам общество должно бы было заняться исследованием причин, вызвавших их. Во многих случаях люди вовсе не виноваты в том, что они делаются преступниками и легко могли исправиться при подходящей обстановке.

 

Главные приемы психотерапии

 

Главные приемы психотерапии и вообще всякого психического воздействия на душевную жизнь человека: психоанализ, т. е. разбор его душевного состояния и выяснение его скрытых причин; воскрешение прежней здоровой личности, или постепенное создание новой и уничтожение больной или нежелательной.

Прежде всего надо открыть скрытую причину болезни или душевного состояния больного, постараться, чтобы он сам ее вспомнил или объяснить ее ему. В легких случаях этого бывает достаточно для излечения, особенно, если при этом применяется и логическое убеждение.

Известен, например, случай излечения мнимого паралича убеждением. Больной слегка ушиб себе колено и, благодаря страху лишиться способности ходить, действительно не мог двигаться в течение нескольких лет; никакие лекарства и физические способы лечения не помогали, да и не могли помочь ему. Выздоровление последовало как только больному было объяснено ничтожность повреждения и нелепость его образа мыслей.

Подобным пресечением круговорота мыслей излечиваются многочисленные фобии (например, болезнь открытого места, воды и т. п.).

В более тяжелых случаях следует погружать больного в полусонное пассивное состояние, или в настоящий гипноз и уже тогда воздействовать на него внушением, уничтожая вредную идею или эмоцию и внушая прямо противоположное им.

При этом, однако, оказывается иногда необходимым предварительно заставить больного вновь пережить то, что вызвало его болезнь и затем уже уничтожить вредную идею или чувство. Переживаемые вновь впечатления следует видоизменять в благоприятном для выздоровления смысле, т. е. ослаблять или сглаживать их.

При душевных болезнях следует всегда стараться пробудить мысли, чувства и воспоминания больного, относящиеся к той эпохе, когда он был еще здоров, что ведет к воскрешению прежней здоровой личности и уничтожению ненормальной.

Возможность этого доказывается тем, что даже умалишенные порою приходят в себя и рассуждают здраво. Ясно, значит, что их прежняя здоровая личность еще живет в Бессознательном.

Пользуясь законом ассоциаций идей больному часто показывают лица и вещи, которые он прежде видел, говорят о них, окружают его обстановкой, похожей на его тогдашнюю обстановку и т. п.

Только после некоторого успеха в пробуждении воспоминаний (например, больной узнает лица, которых не узнавал прежде, радуется тому, что прежде любил, но к чему стал равнодушен) приступают к главному средству, т. е. переживанию роковых для больного впечатлений (горя, испуга и т. п.), видоизменяя и смягчая их в благоприятном для выздоровления смысле, для окончательного воскрешения прежней здоровой личности.

В самых тяжелых случаях, при отсутствии надежды сразу воскресить прежнюю здоровую личность, приходится делать это долгим, постепенным и повторяемым применением указанных мер и гипноза, а иногда даже приходится искусственно создавать внушением новую личность (перевоспитание), если больной никогда не имел здоровых личностей.

Возьмем пример: некто увидел во сне, что его укусила за руку змея и проснулся с парализованной рукой, причем, по пробуждении, конечно забыл свой сон. Психоанализ открыл вам, что пациент почему‑то боится змей, что он во сне часто бредит ими, вы усыпляете его и путем внушения окончательно узнаете, что причиной болезни был роковой сон, виденный несколько лет тому назад.

Если теперь вы просто станете внушать больному, что он может двигать рукой, то по всей вероятности из этого ничего не выйдет, но если вы в гипнотическом состоянии заставите его вновь пережить сон, но видоизмените его в том, например, смысле, что змея укусила только материю рукава, или, что это было чучело змеи, с помощью которой над больным хотели подшутить, и уже после этого станете внушать, что рука двигается, то вы, по всей вероятности, совершите исцеление, которое покажется всем чудесным.

При этом полезно окружить больного обстановкой, близкой к той, в которой он находился во время вызвавшего болезнь сна, положить его на ту же кровать, в ту же комнату, окружить теми же или похожими предметами, держать в руке чучело змеи и т. п.

Лишнее говорить, что все указанные способы психического воздействия можно применить не только для лечения болезней, но и для устранения всяких нежелательных душевных состояний, развития способностей, перевоспитания и т. п.

 

Флюидическое лечение

 

К больным идейного происхождения относятся так называемые навязчивые идей, от которых человек не в силах освободиться и которые иногда граничат с безумием (одержимость древних).

Иногда таких идей бывает много и они группируют вокруг себя соответствующие бессознательные личности, враждебные друг другу и главной личности субъекта. Сюда относится случай изгнания Христом бесов, которые сами сказали по евангельскому рассказу, что «имя им легион».

Зловредные мысли, обладающие большой живучестью (лярвы, «личинки») иногда могут принимать довольно реальную форму и быть видны семзитивами и ясновидцами.

Большей частью они не удаляются от породившего их субъекта и живут, как мы уже знаем, на счет его же сил, в его «ауре», образуя «скорлупу», но иногда они преследуют и других слабых людей. Вот причина «заразительности» мыслей, психических эпидемий, эпидемий самоубийств, подозрительности, моды и т. п.

Борьба с лярвами и зловредными мыслями, своими или чужими, основана на одних и тех же принципах.

Прежде всего будут полезны окуривания комнаты, постели, платья и самого себя дымом ароматических и бальзамических веществ, брошенных на раскаленные уголья или железо.

Металлические острия имеют свойство рассеивать астральные флюиды. В виду этого можно укрепить несколько таких острий у изголовья кровати больного, а в случае обнаружения местопребывания зловредных лярв (помощью ясновидящего или без него), прямо протыкать их острием даже на теле, где они часто находятся у головы и вдоль спинного хребта.

Также уместно применение раскаленных до красна железных острий или угля, или пламени. Курительные свечи, или так называемые «монашки», будучи проводимы по телу, соединяют в себе действие раскаленных тел и курения. Подобный способ лечения помогает, например, при «нервных» болях, мигрени и т. п.

Лечебное действие прижиганий и уколов объясняется именно их свойством рассеивать флюиды.

Подробности см. в следующей лекции (Общие принципы лечения магнетизмом, «демагнетизация»).

 


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!