Понятие и принципы избирательного права 12 страница



В конституциях ряда стран этой группы говорится о необходимости защиты от «несправедливой эксплуатации» (основные законы Индии 1949 г., Перу 1979 г. и 1993 г., Бразилии 1988 г., Нигерии 1989 г. и др.).

В современных капиталистических странах осуществляется госу­дарственное регулирование экономики. Чисто рыночной, нерегулируе­мой экономики не существует ни в одной стране, хотя степень и характер государственного регулирования неодинаков (например, в Японии боль­ше, в США меньше). Прежде всего используется метод планирования (прогнозирования) экономики. Конституционные положения о планиро­вании содержатся лишь в немногих новых конституциях (Бразилии, Испании, Португалии и др.), да и то они с течением времени иногда исключаются из них (например, в 1959 г. из конституции Португалии изъяты нормы о принципах демократического планирования экономики, равно как и положения об обобществлении средств производства, недопуще­нии монополий и латифундий). Эти изменения направлены, однако, в основном против идей директивного планирования, само же прогнозирование развития общества, его разных сторон, принятие соответствующих документов, в том числе об интеграции, практикуется в капиталистических странах во все возрастающих масштабах. Кстати, в 1993 г

92

 положения о директивном народнохозяйственном планировании были исключены и из конституции Китая. Их заменили положения о макроре­гулировании экономики, хотя с 1996 г. в Китае действует девятый пяти­летний план.

Перспективные программы на четыре, пять, шесть лет (они нередко назывались планами) принимались в Великобритании, Франции, Япо­нии, в большинстве развивающихся стран, которые пытались использо­вать идею планирования для ускоренного развития. Эти планы иногда принимались в форме закона, но их значение было иным, чем в социалис­тических странах. При рыночной экономике осуществляется не дирек­тивное планирование (обязательное, с ответственностью за выполнение плана), а индикативное, ориентировочное, имеющее целью создание для тех или иных отраслей лучших условий для вложения капитала и устанавливающее финансовую поддержку определенным проектам из государственного бюджета.

Наряду с прогнозированием используется множество других рычагов для регулирования экономики. Это перераспределение бюджета, прямое огосударствление (национализация) ряда отраслей хозяйства, налоговая и кредитная политика, вмешательство государства в область трудовых отношений (законодательное регулирование продолжительности рабо­чего времени, отпусков и т.д.), создание специальных ведомств и разного рода смешанных компаний с участием государственного капитала, в правлениях которых государственные чиновники и руководители моно­полий вместе решают вопросы регулирования экономики, и т.д.

Новые конституции буржуазных стран придают большое значение роли труда, иногда объявляя его основой общества. На деле, однако общественный продукт распределяется не столько с учетом количестве и качества труда, сколько в соответствии с размерами частной собственности (в акционерных компаниях — по акциям, с учетом банковских вкладов и т.д.).

В тех странах, в конституциях которых нашла выражение теория и практика огосударствленной экономики, различаются общественная собственность на средства производства (государственная и кооператив­ная), частная собственность на средства производства (в соответствии с социалистической доктриной она имеет эксплуататорский, угнетатель­ский характер), частная трудовая собственность (мелкие мастерские, крестьянские хозяйства и т.д., которые используются на основе труда владельца и членов его семьи, без применения наемной рабочей силы) и, наконец, личная собственность граждан на предметы потребления и оби­хода. В некоторых развивающихся странах, провозглашающих ориента­цию на социализм, частная собственность делится на две категории:

эксплуататорскую (она принадлежит крупной буржуазии и помещикам)

93

 и неэксплуататорскую (собственность национальной буржуазии, со­трудничающей с государственной властью).

Конституции стран тоталитарного социализма отвергают равнопра­вие различных видов собственности, а государство проводит неодинако­вую политику по отношению к ним: общественная собственность пользу­ется преимуществами, ее государственная форма считается высшей фор­мой собственности и подлежит особой правовой защите. Важнейшие объекты экономики могут находиться только в собственности государст­ва. Частная собственность на средства производства либо практически не допускается (так было в СССР и существует в КНДР), либо имеет ограниченный характер (как сейчас во Вьетнаме, Китае) и подлежит жесткому правовому регулированию. Государство путем национализа­ции ликвидирует частную собственность и проводит обобществление крестьянских хозяйств, хозяйств ремесленников, превращая частную трудовую собственность в общественную, кооперативную. Правда, в пос­ледние десятилетия положение изменилось (в том числе и на Кубе), происходит разгосударствление собственности (приватизация, акциони­рование и др.), обратное превращение кооперативов в хозяйства собст­венников (в том числе путем создания семейных бригад и т.д.).

Правовое регулирование собственности в постсоциалистических странах в основном соответствует рыночной модели (хотя элементы ста­рого еще сохраняются), в странах социалистической ориентации — ого-сударствленной модели, хотя патриархальные институты, остатки ста­рых порядков не позволяют осуществить это до конца.

§ 2. Конституционные положения о социальной структуре общества

Конституции стран либеральной экономики обычно не говорят о классовой структуре общества. Хотя в отдельных из них (Ирландии 1937 г., Чили 1926 г. и др.) были упоминания о классах, но обычно гово­рилось об отсутствии каких-либо привилегированных классов. Напро­тив, конституции стран тоталитарного социализма жестко фиксируют социальную структуру общества, называя рабочий класс, класс коопери­рованных крестьян и социальный слой — интеллигенцию. Они закрепля­ют неодинаковую государственную политику по отношению к этим соци­альным общностям. Рабочий класс характеризуется как передовой, веду­щий класс общества. В Китае он имеет установленные законом преиму­щества на выборах в представительные органы. Крестьянство характери­зуется как союзник рабочего класса, руководимый последним. Главная цель государственной политики — преобразование класса мелких собст-

94

 венников в класс крестьян-кооператоров. По конституциям обычно ко­оперирование должно иметь добровольный характер, но на практике применялись массовые насильственные меры. В некоторых конституци­ях стран Азии есть упоминания о «врагах народа» (это, в частности, «неперевоспитавшиеся» помещики, лица, посягающие на «социалисти­ческий строй») и борьбе народа против этих «врагов». Они могут быть лишены политических прав. В конституциях бывших стран социалисти­ческой ориентации наряду с классами называются и другие социальные общности — кочевники, торговцы, ремесленники, а также армия как особая социальная группа.

Концепции общественного развития в странах тоталитарного социа­лизма и прежних государствах социалистической ориентации многие десятилетия исходили из тезиса о классовой борьбе. Законодательство постсоциалистических стран запрещает пропаганду классовой борьбы, разжигание классовой, национальной, религиозной и иной розни.

§ 3. Конституционные принципы политической системы

Понятие политической системы в конституционном праве. Тер­мин «политическая система» был введен в конституционное право бол­гарской конституцией 1971 г., которая закрепляла некоторые принципы «социалистической политической системы». Впоследствии этот термин был употреблен в конституциях Сальвадора 1983 г., Никарагуа 1987 г. и Эфиопии 1987 г. (последняя в настоящее время не действует). Кон­ституция СССР 1977 г. содержала целую главу, посвященную полити­ческой системе. В подавляющем большинстве конституций стран мира термин «политическая система» не употребляется, однако все они ре­гулируют те или иные ее звенья, стороны, элементы: государство, по­литический режим, часто — политические партии, иногда политичес­кую идеологию. Поэтому политическая система традиционно является объектом изучения конституционного права, хотя длительное время изучались лишь ее отдельные стороны и только в последние два деся­тилетия она стала объектом изучения как комплексный конституцион­но-правовой институт.

В конституционном законодательстве не содержится определения политической системы, а в современном обществоведении (преимущест­венно в политологии) имеются два подхода к этому понятию. Структур­но-функциональный подход в его бихевиористском (поведенческом) ис­толковании, сформировавшемся на основе американской политической науки, рассматривает политическую систему как политическое поведе­ние, процесс в рамках различных человеческих коллективов: партий,

95

 профсоюзов, фирм, клубов, городов и т.д. С этой точки зрения, в любом обществе существует множество политических (параполитических) сис­тем, которые не обязательно связаны с государственной властью.

Институциональный подход, представленный, в частности, француз­ской политологией (хотя в последние годы и на нее значительное влия­ние оказывает американский постбихевиоризм), исходит из существова­ния в любом государственно-организованном обществе одной политичес­кой системы, которая связана с государственной властью. Наряду с таки­ми институтами, как государство, партии и др., в понятие политической системы включается обычно политический режим, хотя одни француз­ские политологи отождествляют систему с режимом, а другие истолко­вывают ее весьма широко, понимая под ней всю политическую (а иногда и не только политическую) жизнь. В отечественной литературе полити­ческая система определяется как универсальная управляющая система социально асимметричного общества, компоненты которой (институцио­нальный — партии, государство и др., нормативный — политические нормы, в том числе соответствующие отрасли и институты права, функ­циональный — политический режим, идеологический — политическая идеология) объединяются в диалектически противоречивое, но целост­ное образование «вторичными» политическими отношениями — между звеньями системы («первичные» политические отношения — это отно­шения между крупными социальными общностями данной страны). В конечном счете политическая система регулирует производство и рас­пределение социальных благ между различными общностями и личнос­тями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Конституционные положения о политической системе. В консти­туциях стран тоталитарного социализма и бывших стран социалистичес­кой ориентации содержатся положения о характере самой системы, о природе государственной власти (диктатура пролетариата, революцион­но-демократическая диктатура народа, власть патриотического блока и т.д.), об однопартийной (в большинстве стран) системе или о возмож­ности создания других партий (на деле они не играют самостоятельной роли, примыкая к правящей партии), о руководящей роли коммунисти­ческой или (в странах социалистической ориентации) революционно-де­мократической партии, о роли массовых общественных организаций как форме участия народа в решении государственных задач, о развитии демократии как закономерности политической системы, о демократичес­ком централизме как основном методе организации и деятельности госу дарственного аппарата, правящей партии, общественных организаций, с «социалистической» (революционно-демократической) законности, с марксистско-ленинской идеологии.

96

 Некоторые из этих положений не соответствовали и не соответству­ют действительности (о развитии демократии, о роли массовых организа­ций, о неуклонном обеспечении законности), другие отражали реальное положение искаженно (например, власть принадлежала не революцион­но-демократическому блоку, а узкой группировке правящей верхушки), третьи соответствовали реальным фактам (обязательность определен­ной идеологии, насаждаемой «сверху»).

В конституциях капиталистических стран и стран, развивающихся по капиталистическому пути, также содержатся положения, относящиеся к политической системе. В них провозглашается власть народа. На деле основную роль в политической власти в развитых капиталистических странах играет «средний класс», имеющий неплохие условия жизни и заинтересованный в политической стабильности, а реальные рычаги власти находятся в руках политической элиты общества. В ряде развива­ющихся стран политическая власть принадлежит или буржуазно-поме­щичьему блоку, или более широкому слою населения, включающему зачатки формирующегося «среднего класса», или узкой группировке «предбуржуазии», предбуржуазной политической элите, которая не свя­зана давлением различных слоев населения и действует в своекорыст­ных интересах (некоторые страны Тропической Африки, Океании). В капиталистических и развивающихся странах теперь обычно провозгла­шается политический плюрализм, но в отдельных развивающихся стра­нах господствующей, а порой и единственной, провозглашена определен­ная идеология, например панча-сила в Индонезии, исламские ценности, «исламский социализм» и др. Ранее обязательная идеология (например, мобутизм в Заире) провозглашалась во многих странах капиталистичес­кой ориентации в Африке; предусматривалось создание единственной всеобъемлющей «партии-государства» (ее членами объявлялись все жи­тели страны).

Государственная власть во всех странах осуществляется соответст­вующими органами государства. Они рассматриваются ниже.

Классификации политических систем. В научной литературе суще­ствует множество классификаций политических систем. Выделяют соци­алистические, буржуазно-демократические и буржуазно-авторитарные политические системы, политические системы в странах социалистичес­кой и капиталистической ориентации, однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы и т.д. Наиболее признанным является деление политических систем на демократические, авторитарные и тоталитар­ные. В демократических системах основным структурным принципом является плюрализм, а функциональным — ролевая автономия. Здесь существует многопартийность (нередко партий более сотни, а то и тыся­чи, например в Японии, среди них — мельчайшие), причем разрешаются

97

 

 партии политической оппозиции (в конституциях иногда закреплен принцип соревновательности, например в Чехии); признается разделе­ние властей (вместе с принципами сдержек и противовесов и взаимодей­ствия ветвей власти); действует несколько центров принятия решений;

признается право принятия решений большинством и охрана прав мень­шинства; осуществляются основные права человека и гражданина; про­возглашен и реализуется принцип юридического равенства; признаны и осуществляются идеи правового государства и законности; существует идеологический плюрализм; метод выборности является решающим при формировании руководства государством и различных политических объединений; главными методами решения конфликтов служат компро­мисс и консенсус. Словом, в данной системе присутствуют все основные элементы демократии. Это открытая система, и различные слои населе­ния, «заинтересованные группы», партии могут добиться уступок, реше­ния своих проблем с помощью различных форм мирного давления на государственную власть. Смена политических группировок и лиц у рыча­гов власти осуществляется путем свободных выборов.

В условиях авторитарной системы принципы плюрализма и ро­левой автономии могут не отрицаться, но на деле они сведены к мини­муму. Эти принципы распространяются только на небольшую часть общества. Однопартийность не введена, но разрешается деятельность лишь определенных политических партий и организаций (хотя партий может быть несколько, например четыре в Сенегале в течение короткого времени в 80-х годах, три в Индонезии, две до переворота 1993 г. в Нигерии). Разрешенные партии — это не подлинная политическая оп­позиция, а проправительственные партии, лояльная квазиоппозиция. Хотя есть парламент и судебные органы, однако разделения властей, упомянутого иногда в конституции, на практике не существует: безраз­дельно доминирует исполнительная власть во главе с переизбираемым 5, 6, а то и 8 раз (Парагвай) президентом, который фактически, а порой и юридически возглавляет правящую партию и принимает все важней­шие решения; в конституциях декларируются основные права человека и гражданина, но многие из них фактически ограничены или не соблю­даются (некоторые партии и издания запрещены); социально-экономи­ческие права не обеспечены/личные права граждан нарушаются все­сильным административным аппаратом; при формировании разного рода органов нередко доминирует принцип назначаемости, а выборы в усло­виях запрета оппозиционных партий и изданий дают искаженные ре­зультаты; существует официальная доминирующая идеология, закреп­ленная конституцией (например, панча-сила в Индонезии), хотя за ук­лонение от нее все же не карают в уголовном порядке; при урегулиро­вании конфликтов компромиссы используются редко, основным методом

98

 разрешения противоречий является насилие (на Востоке доминирует принцип консенсуса, но это относится лишь к регулированию отноше­ний в парламенте, в среде правящей верхушки и не применяется е отношении оппозиционной части населения).

Словом, при данной политической системе существуют лишь незна­чительные элементы демократии, да и то в текстах конституций, но не на практике. Это почти замкнутая, полузакрытая система. Оппозиция фак­тически исключена из нее, ей трудно организовать мирное давление на государственную власть с целью добиться определенных уступок, а на массовые выступления государственная власть отвечает жестокими рас­правами. Но какие-то элементы оппозиции все же могут допускаться.

В условиях тоталитарной системы ликвидируется даже ограни­ченный плюрализм, не существует ролевой автономии звеньев полити­ческой системы. Создается единая, слитная тотальная организация, свя­зывающая воедино государство, правящую партию, а иногда и другие разрешенные партии. Центром принятия всех общественно значимых решений является верхушка правящей, по существу, единственной ле­гальной партии (иногда разрешены некоторые мелкие партии, но они признают руководящую роль правящей партии в обществе и государстве и являются ее своеобразными филиалами). В некоторых странах в усло­виях религиозно-тоталитарной системы запрещаются все партии (Ку­вейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Свазиленд и др.). Запрещаются они обычно и при военных переворотах, когда устанавливается военный то­талитаризм. Общественные организации рассматриваются как «привод­ные ремни» партии, а государство — нередко как ее технический аппа­рат. Концепция разделения властей отвергается, господствует идея един­ства власти, которую возглавляет фюрер, дуче, каудильо, «пожизненный президент» (например, в прошлом в Малави, Тунисе, Уганде, Югосла­вии, Экваториальной Гвинее и некоторых других странах). Иногда он не провозглашен пожизненным и переизбирается, но фактически остается на месте до своей кончины, управляя страной, в частности, с помощью политбюро правящей партии. Бывает, что основные права человека и, в частности, гражданина непосредственно ограничиваются законом (на­пример, в соответствии с расистской идеологией режима, как это было в ЮАР) или провозглашаются в конституциях, но фактически не осущест­вляются (расправы над диссидентами, помещение инакомыслящих в пси­хиатрические лечебницы, карательная роль всесильных комитетов и ми­нистерств государственной безопасности и т.д.). Фактически господ­ствует принцип назначаемости, лишь внешне прикрытый выборами, ибо для избрания предлагаются лишь кандидатуры от правящей партии. В условиях тоталитарной системы существует обязательная идеология (идея «арийской расы» при фашизме, мобутизм в африканском Заире


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 107; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!