Детектив как феномен современной культуры



“Редко встретишь в современном детективе логическую игру, может быть, какое-то подобие и есть, но она не вызывает у читателя ни любопытства, ни иллюзии соучастия в процессе расследования. В таких детективах интерес может держаться на запутанности сюжета, но и то до определенного момента. Запутанность бывает неразборчива до такой степени, что распутать ее не может даже сам автор”.

 

http://www.fantasy.ru/fz/body74.htm

Василий Владимирский

Мерная барабанная дробь

(Дело о “Приключениях Гаррета” Глена Кука)

Рецензия на цикл романов о Гаррете, “частном сыщике, действующем в мире, населенном магами-аристократами, сказочными существами и ревнивыми древними богами”. Может ли читатель детективов предположить, что роман под названием “Золотые сердца с червоточинкой” относится к любимому им жанру? А автору рецензии это не мешает, как и наличие в нем магов-аристократов. Придерживаясь (на практике) теории “детектива без берегов” и ссылаясь при этом на тезис Т. Кестхейи о сходстве детектива с волшебной сказкой, он пишет:

“...функцию помощника героя тут и вовсе выполняет существо, необычное даже для мира Гаррета - мертвый логхир, способный читать лежащие на поверхности мысли и стремительно делать сложнейшие логические умозаключения”.  Ну, и так далее.

 

http://www.bibliogid.ru/heroes/lubimye/lubimye-sherlokholms

Надежда Воронова

Шерлок Холмс. Миф или реальность?

О Конан Дойле и его герое. Есть интересные подробности.

“Почему-то многие считают Ватсона человеком недалёким и полностью лишённым индивидуальности. На самом же деле, это был обаятельный джентльмен, к достоинствам которого можно отнести бесстрашие, терпимость, безупречное отношение к женщинам, литературную одарённость, способность иронично относиться к самому себе и не впадать в уныние ни при каких обстоятельствах. А уж глупым Ватсон определённо не был”.

 

http://www.russ.ru/krug/20030326_vos.html

Николай Востриков

Лохотрон

Крайне неодобрительное мнение об “иронических детективах” Д.Донцовой.

“Зачем гражданское население (народ) научилось читать? Ответ дает издательство-монстр: чтобы мять в руках этот пипифакс”.

 

http://www.chesterton.ru/about/gkc-mr-pond.asp

Александр Гаврилов

Г. К. Честертон. Парадоксы мистера Понда.

Послесловие к сборнику детективных рассказов Честертона “Парадоксы мистера Понда” (СПб.1999), вышедшему в серии “Личная библиотека Борхеса”.

“…те самые "парадоксы мистера Понда", давшие сборнику название, - и становятся завязкой каждого рассказа. "Карандаш был достаточно красный, поэтому и оставлял черные следы", "План маршала Грока не удался из-за образцовой дисциплины в его полку", "Нам бы заметить великана, но он был слишком велик", "Двое пришли к столь полному согласию, что один из них, естественно, убил другого", - произносит мистер Понд, и его собеседники не могут устоять перед соблазном потребовать объяснений.

Эти нонсенсы, несомненно, самый любимый литературный прием ГКЧ. И рассказы об отце Брауне, и "Перелетный кабак", и "Человек, который был Четвергом" строятся как разгадывание подлинного смысла бессмыслицы”.

“…все словесные игрища Честертона восходят к… тексту, где ученики приступают к учителю с вопросом: зачем говоришь с народом притчами? И он отвечает: "Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют" (Мтф, 13)”.

 

http://www.sem40.ru/famous2/m1749.shtml

Давид Гай

Борис Акунин “подбросил труп” Нью-Йорку

Интервью с Г.Чхартишвили, приехавшим в Нью-Йорк. В нем есть несколько слов о детективах.

“Я беру классическое литературное произведение, вбрасываю туда труп и пишу детектив”.

“В этом романе [“Пелагия и красный петух”] я и впрямь нарушил правила игры - не вываливать на головы читателей проблемы, которые меня волнуют в данный момент… Я отошел от этого правила и был не прав”.

“Раньше я писал романы за полтора месяца. Теперь - гораздо дольше. Слова замылились, все дается с трудом”.

http://www.proza.ru/texts/2001/05/06-48.html

Галина Галкина

Начитавшись современных детективов

В форме юмористического “руководства по написанию детективов” автор предлагает модель стандартного “современного российского детектива” (каким она его видит).

“Если какой-то одичалый интеллигент может быть еще и спросит Булгакова, то уж книги Тургенева не спросит никто и никогда. Так что, на ниве настоящей художественной литературы ни денег, ни славы уже никто не ищет. Народ дружно читает детективы. А те, кто уже освоил грамоту, вливаются в стройные ряды детективщиков - скорострельщиков”.

http://www.vavilon.ru/noragal/reviews.html

Нора Галь

Внутренние рецензии

Среди внутренних рецензий, написанных известным переводчиком, одна посвящена роману А.Кристи “Скорбный кипарис”. Н.Галь посчитала, что издание этой книги в 1965 году нецелесообразно, поскольку издательский “уклон” в сторону детективов начинает, по ее мнению, мешать публикации более серьезных и “по-настоящему увлекательных” книг. Вероятно, издательство согласилось с этой точкой зрения, и первое издание романа на русском языке вышло в свет только в 1990 году.

“Я отнюдь не принадлежу к числу заклятых врагов детектива вообще и Агаты Кристи в частности. Почтенная леди очень умеет писать - язык у нее отличный, сюжет построен мастерски и не так бессмысленно кровав, как у несчетных ее коллег”.

“…предполагается переводить и печатать еще одну очередную историю про убийство из-за наследства - "Скорбный кипарис". Смысл истории узок, общественного звучания никакого, человеческих чувств и мыслей на грош - преобладает пустопорожний сантимент.

…Впрочем, книжица вроде бы и не вредная, ни какой-либо патологии, ни политической реакционности в ней нет”.

http://www.svoboda.org/programs/OTB/2002/OBT.030602.asp

Александр Генис

Танец с саблями

В передаче 2002 года на Радио "Свобода" А.Генис затрагивает многие темы и среди них поэтику детектива. Есть интересные высказывания об А.Кристи, о Б.Акунине, о детективе вообще, о "Властелине колец" и о "Гарри Поттере", но наиболее подробно обсуждается фильм Р.Олтона с детективной интригой "Госфорд Парк".

"Пока волшебные приключения утешают Америку младшего возраста, взрослые ищут спасения в другом испытанном средстве - детективе. Надежная защита от абсурда, он дает как раз то, чего сейчас больше всего не хватает. Ужас террора в том, что ему все равно, кого убивать. ...Такому преступлению не нужны мотивы. Зато детектив - оружие с высокой избирательной способностью. Умышленное злодеяние разит не кого попало, а лишь тех, чья смерть полезна преступнику. Цитируя любимый тезис Ленина - "кому выгодно, тот и виноват", детектив возвращает в современную жизнь онтологическую устойчивость".

http://www.svoboda.org/ll/usa/0404/ll.042804-1.asp

Александр Генис


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 275; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!