Эраст Фандорин - “новый интеллигент” России



Дополнительная литература http://subscribe.ru/archive/russ.book/200107/11001436.html

Александр Агеев

Голод 41

Практическая гастроэнтерология чтения

Подробнейшее изложение критических откликов на последние (2001 год) романы Б.Акунина. При этом автор статьи признается, что романов не читал и читать не собирается, но с их оценкой критиками согласен. Ясно, что при таком подходе к делу всё это ни к “детективной”, ни к “литературе” отношения не имеет.

“…из одного уважаемого еженедельника позвонили: дескать, не хочу ли я написать о новых романах Акунина, - и я долго объяснял, почему не только писать про них, но и читать их не хочу”.

“Зря, зря Акунин помянул когда-то нехорошим словом "Пашку Немцерова с Архангельского подворья". Не надо обидчивых критиков провоцировать”.

http://www.belletrist.ru/around/akimovhem.htm

Б.С. Акимов

О сыщике частном замолвите слово

Довольно подробное изложение биографии Дэшила Хэммета, которого автор статьи считает крупным талантом, не развернувшим в полную силу свои литературные возможности из-за ухода в писание сценариев для Голливуда и в политическую деятельность.

 “Рассказы, в которых он [герой Хэммета] действует, больше напоминают гангстерские боевики, где выстрелить первым не менее важно, чем “вычислить” преступника”.

“…с 1927 по 1930 год Хэммет сотрудничает в журнале “Субботнее литературное обозрение”, ведя критический раздел, где печатает рецензии на выходящие в свет детективные произведения. Кстати говоря, именно здесь писателю удалось обобщить и обнародовать свои представления о современном детективе, сформулировать законы жанра и найти ему достойное место в общем литературном процессе”.

http://www.altshuller.ru/triz/investigations2.asp

Г.С. Альтшуллер, А.Б. Селюцкий

Сила разума

Кое-что о Шерлоке Холмсе

Глава из книги “Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи. Петрозаводск, 1980”

Текст, повторяющий (с небольшими разночтениями) ранее опубликованную работу Г.С.Альтшуллера “Шерлок Холмс и ТРИЗ”. Здесь же помещены и другие главы этой книги, посвященные применению методов ТРИЗ в науке и художественном творчестве (в научной фантастике).

Г. Анджапаридзе

И все-таки он существует!

“Литературное обозрение”, 1987, N 8, 27 - 31

Текст для сугубо внутриведомственного употребления. Не упоминается ни одно произведение, которое можно было бы назвать детективом.

“...немало книг этого типа появилось именно в Кении, которая с первых дней обретения независимости пошла по капиталистическому пути развития. ...Читается же роман с неослабевающим интересом, ибо это - правдивый рассказ о современной Кении и о сложных проблемах, стоящих перед страной”. Ну и так далее.

www.belletrist.ru/around/adjapfenom.htm

Г. Анджапаридзе

Вступительное слово

(“Библиотека классического зарубежного детектива в

четырнадцати томах”. Том 1. - М.: Молодая гвардия, 1991)

Текст дан в сокращении.

“Сегодня мы с необыкновенной легкостью... называем детективом произведения, строго говоря, не являющиеся детективом в традиционном смысле: криминальный роман,

полицейский роман, боевик, шпионский роман и т.д.”

“Жесткая сюжетная схема и придает детективу ту структурную завершенность, которая неизменно позволяет отличить его в широком потоке художественной прозы”.

http://pnz.ru/sherlockholmes/

Кирилл Андреев

Противник Шерлока Холмса

О Конан Дойле, его произведениях, его литературном архиве. Много интересных деталей. Статья практически не касается детектива как жанра.

“Все книги этой серии не имеют ничего общего с уголовными романами Габорио или Понсон дю Террайля. Это не книги о преступлениях и преступниках, а повествования о приключениях человеческой мысли, раскрывающей преступления.”

www.russ.ru

Роман Арбитман

Модель для разборки?

Новый российский детектив в поисках выхода

“Итоги”, 2000, № 26

Обзор российских литературных новинок, выходящих под маркой “детектив”.

 

http://www.russ.ru/krug/20030703_krit.html

Роман Арбитман

[Интервью]

Дата публикации: 3 Июля 2003

Интервью с критиком, можно сказать, “специализировавшимся” на детективе и фантастике. Поэтому разговор идет, в основном, о соотношении “высокой” литературы и “низких” жанров.

Сейчас он [Б.Акунин ] - безусловно лучший из стабильно работающих российских детективщиков. Но это, как говорил классик, есть “похвала небольшая”: на фоне  Марининой-Дашковой-Устиновой легко быть лучшим; возможно, по этой причине в самых последних романах автор несколько расслабился и сделал несколько неудачных шагов за пределы жанра...”

http://www.gtnews.ru/cgi/news/view.cgi?id=22693&cat_id=9&page=1

Леон Арон

Эраст Фандорин - “новый интеллигент” России

Интервью, в котором Л.Арон - “директор российских исследований Института Американского Предпринимательства” - высказывает свое мнение о причинах огромной популярности героя романов Б.Акунина.

“…феноменальный успех этих детективов отчасти вызван тем, что Фандорин не просто дает людям какое-то эскапистское чтиво, а потому что он - модель поведения.

Георгий Чхартишвили, он же Б. Акунин - постмодернист и он литературный критик. Он все подобные трюки делает сознательно и мне кажется, что он совершенно сознательно создал такого героя - “нового интеллигента””.

http://www.press.alledu.ru/publication/432/2065

Ольга Архипова

Читатели-непочитатели

“Ижевск школьный”, 16.02.2004

Автор статьи обсуждает вопрос о том, что читают (и читают ли вообще) современные дети и подростки. Она считает, что читают “не то” и “не так”. Статья завершается сентенцией: “книга, которую можно купить всегда и везде, заплатив мало - книга идеологическая”. И хотя автор имела в виду ушедшую (вроде бы) из нашей жизни “советскую литературу”, этот вывод можно, вероятно, отнести и к основной массе современных отечественных и переводных “детективов”.

“Подростки, в отличие от старшего поколения, воспринимают мир визуально, то есть готовыми, не требующими домысливания образами, поэтому в их жизни так значимы комиксы и глянцевые журналы. Литература, требующая интеллектуальных усилий (а это практически вся школьная программа), такой категории читателей, как тинейджеры, малоинтересна, более того непонятна. По этой же причине не в почете у школьников классические детективы и романы-приключения (Джек Лондон, Марк Твен, Конан Дойл), но, например, детективы Дарьи Донцовой с упрощенным языком, интригующей сюжетной линией в подростковый репертуар чтения входят. Думается, не зря на российском книжном рынке появились повести Бориса Акунина в комиксах…”

http://www.bestlibrary.ru/catalog/avt/crisbio.shtml

А. Астапенков

А. Титов

Биография Агаты Кристи

(1890 - 1976)

Большая статья, в которой авторы касаются и вопросов творчества А.Кристи.

“…в те времена всякий уважающий себя любитель детектива стремился сам докопаться до истины. Агата Кристи ориентируется именно на такого пытливого читателя, стремящегося разгадать роман до denouemenz [Развязки (фр.)]. Именно такому читателю ее романы доставляют наибольшее удовольствие”.

“…не может не поражать неиссякаемая фантазия писательницы, изобретающей все новые и новые трюки, которые позволяют ей до поры до времени “скрыть” убийцу. Прелесть этих, казалось бы, сугубо “игровых” романов-головоломок состоит в том, что эмоциональность и психологизм проявляются не во взаимоотношениях персонажей, а в общении автора с читателем. В этой “дуэли” Агата Кристи проявила столько лукавства и изобретательности, что среди ее коллег не найдется ни одного, кто мог бы с ней сравниться. Роберт Барнард вполне справедливо утверждает, что ей принадлежит подавляющее большинство самых оригинальных детективных ходов”.

http://www.russ.ru/krug/20030328_bav.html

Дмитрий Бавильский

Двести лет вместе-2

О романе Б.Акунина “Пелагия и красный петух”. Автор рецензии считает, что в обсуждаемом романе “реально волнующие Акунина проблемы” не дали ему возможности остаться в рамках детективного жанра и сломали исходную сюжетную конструкцию. И, по мнению Д.Бавильского, это только на пользу роману и “на радость всему прогрессивному человечеству”.

“Раздвоенность Пелагии имеет явно психоаналитическое свойство и косвенно рассказывает о сомнениях автора текста, мечущегося, подобно своей инокине, между сугубым серьезом традиции и беллетристической развлекухой”.

“Акунин… только все время прикидывается, что развлекает. …наряду с Владимиром Сорокиным и Виктором Пелевиным, он - один из самых важных современных литераторов”.

“Акунину надоело прикидываться обычным стилизатором, обыкновенным детективщиком, вот он и подрывает жанр изнутри - вводя в текст иррациональные начала”.

 

www.belletrist.ru/around/bavtradi.htm

С. Бавин

От автора

(“Зарубежный детектив XX века (в русских переводах): Популярная библиографическая энциклопедия”. - М.: Книжная палата, 1991)

Текст дан в сокращении.

“Отечественная традиция изучения зарубежного детектива находится в стадии становления. ...Литературоведение может предложить весьма скудный перечень исследовательских работ”.

http://www.pspu.ru/sci_liter2005_baland.shtml

Я.В. Баландина

В мире формул

(к проблеме анализа современного детектива)

Статья, появившаяся на сайте Пермского педуниверситета, взята из материалов “международной научно-практической конференции” и по жанру принадлежит к той самой “формульной литературе”, которая заявлена как тема данного исследования. Это “вариация на тему Кавелти”, использующая современные российские образцы “детектива” для заполнения пустых мест в формуле, изложенной американским литературоведом двадцать с лишним лет назад. Уверенность автора в том, что “детектив сегодня очень разный”, полностью отсекает для нее возможность реального исследования жанра, но этого, вероятно, и не предполагалось - целью было создание еще одной “волшебной сказки”, которая ничем не хуже тех, что уже были прочитаны.

“Связь с волшебной сказкой наиболее прозрачна в произведениях, подобных роману Д.Корецкого “Антикиллер””.

“Мелодраматическая линия, заканчивающаяся традиционным хэппи-эндом, в детективном повествовании - уникальное “изобретение” (термин Д.Кавелти) П.Дашковой”.

“В повести “Декоратор” подругу Фандорина зовут Ангелина. Имя, безусловно, знаковое: она напоминает женщин-христианок, героинь произведений И.Шмелева (“Богомолье”, “Неупиваемая чаша”)”.

http://vgershov.lib.ru/ARCHIVES/B/BALAHONOV_Viktor_Evgen’evich/_Balahonov_V._E..shtml#1

В.Е.Балахонов

От Лекока до Люпена

Предисловие к книге “Габорио Э. и др. Дело вдовы Леруж. М.-Минск, 1991”, в которую вошли романы Габорио, Леру и Леблана. О становлении криминального и детективного романа, об их предшественниках и об авторах произведений, вошедших в книгу.

“...здесь, как и во многих других случаях, определение того, о чем мы рассуждаем, оказывается не столь уж простым делом. Практически мы не делаем различия между двумя не вполне тождественными понятиями: роман детективный и роман полицейский”.

 

http://www.znanie-sila.ru/online/issue_2531.html

Ольга Балла


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 219; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!