Роль семьи в воспитании личности (по произведению И.С. Тургенева «Отцы и дети»)



Одной из ведущих тем в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» является тема любви и семьи. Это одни из тех «вечных» ценностей, которые, по мнению Тургенева, являются основой существования человека. Именно они формируют личность, определяют его дальнейшую жизнь и судьбу, делают его счастливым или глубок несчастным.
Основа семьи - это любовь. Во многом именно это чувство стало «камнем преткновения» между Базаровым и Кирсановыми, между поколением «отцов» и «детей», между убеждениями Евгения Васильевича и его истинными желаниями.
Итак, Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы - представители старшего поколения – считают, что любовь - это основа, на которой держится жизнь, одно из важнейших человеческих чувств, придающих смысл существованию.
Мы знаем, что Николай Петрович десять лет был женат на матери своего старшего сына Аркадия. Супруги были счастливы и жили «душа в душу»: «…почти никогда не расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты…» Когда же жена Кирсанова умерла, «он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель…» Но забота о сыне и жизненные обстоятельства заставили Николая Петровича жить дальше. А спустя несколько лет герой встретил и полюбил Фенечку – простую девушку, от которой у Кирсанова родился еще один сын – Митенька.
Можно сказать, что Николай Петрович был счастлив и был счастлив именно любовью, наполнявшей всю его жизнь, и своей большой семьей, которую ему удалось создать и сохранить.
Брат же Николая Петровича, Павел Петрович, наоборот, был несчастлив, и именно от недостатка любви. Он, на склоне лет, остался совершенно один, и герой это мучительно осознает, живя рядом с братом и видя его семейное счастье.
На долю Павла Петровича выпала несчастливая роковая любовь, которая перевернула и определила всю его жизнь. Герой «фатально» любил княгиню Р., которая была замужем, отличалась экзальтированностью и непостоянством характера и, в конце концов, «скончалась в Париже, в состоянии близком к помешательству». Их короткий, но бурный роман навеки запечатлелся в душе Павла Петровича – и в дальнейшем он так и не смог создать семью, навсегда остался одиноким.
Важна любовь и для младшего Кирсанова – Аркадия. Хотя он и причислял себя к нигилистам, отрицающим «высокие материи», но в душе герой чувствовал потребность любви и семьи, понимал, насколько это важно для него. Именно поэтому Аркадий «безболезненно» принимает любовь к Катеньке Одинцовой и женится на ней.
В финале романа автор рисует Кирсановых как большую и счастливую семью: «другие все улыбались и тоже как будто извинялись; всем было немножко неловко, немножко грустно и, в сущности, очень хорошо».
Пожалуй, категорически отрицает любовь лишь главный герой романа - нигилист Базаров. До определенного момента он низводит это чувство до уровня физиологических инстинктов. Однако и в его жизни появляется женщина, вызвавшая в душе и сердце Базарова бурю чувств, настоящую любовь: ««Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно... Вот чего вы добились».
Любовь заставила Базарова понять, что все его теории, на которых он строил свою жизнь, были ошибочными. Да и сам он обычный человек, которым управляют какие-то неведомые ему законы. Это открытие подкосило героя – он не знал, как жить дальше, во что верить, на что опереться.
Базаров решает уехать к родителям, чтобы как-то прийти в себя. Именно здесь, в родительском доме, с ним происходит роковой случай, который можно назвать судьбоносным. Делая вскрытие тифозного больного, Базаров заражается сам. Вскоре он понимает, что умрет: «…дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь».
Поведение Базарова перед смертью в полной мере отражает силу и богатство его натуры, его внутреннюю эволюцию и трагизм судьбы. К герою приходит некое озарение, он начинает понимать, что в жизни по-настоящему важно, а что – наносное, игра его самолюбия, заблуждения.
Истинными ценностями для Базарова предстают его родители и их любовь: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…» А также - его собственная любовь к Одинцовой, которую теперь герой признает и принимает: «Ну, что ж мне вам сказать... я любил вас!»
Таким образом, любовь и семья в романе Тургенева «Отцы и дети» показаны не только как важнейшие человеческие ценности, определяющие смысл жизни. Семья, говорит нам писатель, то гнездо, где формируется человек, где определяются его взгляды, характер, во многом - судьба. Несомненно, на каждого влияет и окружающая среда, но жизненный стержень, сформированный в семье, помогает выжить, выстоять, сохранить себя и свою душу в любых условиях. Помогает обрести подлинное человеческое счастье.

 

Сила и слабость базаровского нигилизма (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети" )

В первой части романа Базаров - относительно цельная личность. Он уверен, что знает коренные нужды народа, и что его отрицательное направление служит народным интересам. В разговоре с Аркадием Базаров прямо заявляет: "Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения".
В базаровском складе ума действительно проявляются типичные качества народного характера: недоверие к чрезмерному энтузиазму, который в глазах русского народа всегда был смешным и приторным, склонность к резкой критической самооценке. Базарова ничуть не смущает, что значительная часть русских крестьян не поймет его воззрений. Он готов для народной пользы пойти даже против самих крестьян.
Богатырская сила базаровских отрицаний не исключает деспотического самоуправства. Он готов таким путем вести народ к свободе, если в нем не окажется ожидаемой революционной силы и сознательности. "Да вспомните, наконец, господа сильные, - урезонивает нигилистов Павел Петрович, - что вас всего четыре человека с половиною, а тех - миллионы, которые не позволят вам попирать ногами свои священнейшие верования, которые раздавят вас!". "Коли раздавят, туда и дорога, - промолвил Базаров. - Только бабушка еще надвое сказала".
Когда Кукшина обвиняет Ситникова в домостроевских симпатиях: "Вам бы плетку в руки", Базаров неспроста откликается: "Плетка - дело доброе". В разговоре с Аркадием Базаров поощряет аналогичные поступки своего отца: "Он на днях велел высечь своего оброчного мужика и очень хорошо сделал; да не гляди на меня с таким ужасом... потому что вор и пьяница он страшнейший". "В высеченном объекте, - не без юмора уточнял тургеневского героя Писарев, - действительно происходит процесс мысли. В нем изощряется чувство самосохранения", которое "составляет первую причину всякого человеческого прогресса".

В сильных руках Базарова есть еще и богатырская "палица" - естественнонаучные знания. Герой верит в их сокрушительную и обновляющую мощь. Павел Петрович напрасно иронизирует: "В принципы не верит, а в лягушек верит". Базаров не принял бы его иронии близко к сердцу.

В спорах с Павлом Петровичем материалист Базаров отрицает то, что аристократу Кирсанову даже страшно вымолвить, - веру в Бога. Успехи естественных наук поддерживали пафос революционного отрицания.

Тургенев обратил внимание не только на сильные, но и на слабые стороны распространенного в то время учения немецких вульгарных материалистов - Фогта, Бюхнера и Молешотта. В "Отцах и детях" посредством взглядов главного героя он наглядно показал отрицательные последствия некритического к ним отношения. В начале романа Базаров отзывается о немцах с нескрываемым почтением: "Тамошние ученые дельный народ", "немцы в этом наши учители". И тут же народная жизнь устами крестьянского мальчугана на болотце возле осиновой рощи задает Базарову недоуменный вопрос: "На что тебе лягушки, барин?" - "А вот на что, - отвечал ему Базаров..., - я лягушку распластаю да посмотрю, что у нее там внутри делается, а так как мы с тобой те же лягушки, только что на ногах ходим, я и буду знать, что у нас внутри делается".

Крестьянские ребятишки не соглашаются с Базаровым: что-то в его доходчивости и простоте их настораживает: "Васька, слышь, барин говорит, что мы с тобой те же лягушки. Чудно" - "Я их боюсь, лягушек-то", - заметил Васька. "Чего бояться? Разве они кусаются?" - "Ну полезайте в воду, философы", промолвил Базаров".
А ребятишки, действительно, оказались маленькими мудрецами. "Философ", смышленый и трезвый мальчуган, почувствовал странность базаровских рассуждений о сходстве людей с лягушками. А Васька, малыш впечатлительный, выразил свое несогласие эмоционально. Грубой ошибкой вульгарных материалистов было упрошенное представление о природе человеческого сознания, о сути психологических процессов, которые сводились к элементарным, физиологическим: мозг выделяет мысль, как печень - желчь.
В утилитарном взгляде Базарова, отрицающем искусство, не все бессмыслица. В базаровских выпадах против "искусства наживать деньги" есть вызов бесплодному эстетизму, особенно безнравственному в эпоху глубоких общественных потрясений.

Базарову, человеку деловому и практичному, демократу до конца ногтей, ненавистна барская изнеженность, избыточная культурная утонченность, внутренняя дряблость характеров, призрачность интересов, лишенных связей с практическими потребностями жизни. В базаровской злости на "барчуков проклятых" есть доля трезвой социальной правды, тем более, что эти "барчуки" сознательно сыплют соль на обнаженную рану. Грубые шутки Павла Петровича (не пиявки ли в мешке у Базарова и не ест ли он лягушек) унижают героя.

Базаров не остается в долгу. Черты барства у старших Кирсановых он объясняет еще и как явление патологическое, как физиологическую неполноценность. "Разовьют в себе нервную систему до раздражения... ну равновесие и нарушено". Более того, Базаров презирает братьев Кирсановых еще и потому, что они "старички". Вообще "старики", с его точки зрения, - отставные люди, их "песенка спета". К своим родителям Кирсанов подходит с этой же меркой: "Замечательная живучесть!" "Презабавный старикашка и добрейший... Много уж очень болтает".

Базаров готов назвать предрассудком не только уважение к старости, он не желает "рассиропиться" не только со своими родителями. Он считает романтической чепухой духовную утонченность любовного чувства: "Нет, брат, это все распущенность, пустота!... Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество".
Чем больше кичится герой своей силою, тем чаще в романе звучат глухие угрозы, роковые предупреждения заносчивому Базарову. Судьба посылает герою испытание любовью. Дорого обходится Базарову его самоуверенность, высмеивающая любовь Павла Петровича к княгине Р.: "Человек, который всю жизнь поставил на карту женской любви, и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина, не самец".
Нет любви, если лишь физиологическое влечение, нет никакой красоты в природе есть лишь вечный круговорот химических процессов ученого вещества, из которого состоит все, так считает главный герой Тургенева. Живущее в человеке чувство сострадания Базаров в горькую минуту жизни склонен считать малодушием. И тут он глубоко заблуждается. Ведь, кроме правды физиологических законов, есть правда другая, правда человеческой одухотворенной природности. Так встают на пути Базарова могучие силы красоты и гармонии, любви, искусства. "Над чем посмеешься, тому и послужишь" - горькую чашу этой жизненной мудрости Евгению Базарову суждено испить сполна.

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 4863; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!