Произношение согласных звуков и сочетаний согласных звуков



РАЗДЕЛ «ОРФОЭПИЯ»

 

Русское литературное произношение в его историческом развитии

Орфоэпия (греч. orthos - прямой, правильный и epos - речь) это

1. совокупность правил произношения отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических форм;

2. раздел языкознания, изучающий нормы произношения и вырабатывающий произносительные рекомендации – орфоэпические правила.

В основе традиционных орфоэпических норм русского литературного языка лежит так называемое московское просторечие, сложившееся в результате взаимодействия северно- и южновеликорусских говоров. Например, из южнорусских говоров в литературный русский язык вошло аканье, из севернорусских говоров – твердое окончание форм 3 лица глаголов (поёт, поют).

Установившееся к XVII веку как единообразная система московское произношение со временем становится образцовым для всей России. Московские произносительные нормы передавались в другие экономические и культурные центры в качестве образца и там усваивались на почве местных диалектных особенностей, поэтому они подвергались влиянию произносительных особенностей, характерных для этих центров.

С развитием и укреплением национального русского языка московское произношение приобрело характер и значение национальных произносительных норм.

 

Произношение гласных звуков

Литературное произношение безударных гласных основано на фонетическом законе современного русского литературного языка – редукции гласных. Редукции подвергаются все безударные гласные, но степень редукции неодинакова.

Основные правила произношения гласных рассмотрены в теме «Позиционные чередования гласных звуков» (см. таблицу).

Также необходимо также обратить внимание на следующие особенности:

1. Аканье - совпадение в первом предударном слоге после твердого согласного звуков [о], [а] в [ a ],  например:

a  |б р ].

2. Иканье – совпадение звуков [о], [а], [э] в первом предударном слоге после мягкого согласного в э], например:

[з’ иэ | м л’ ],   [п’ иэ  |т’ |р к ъ ].

3. Трудности иногда представляет произношение звуков [о], [а] в первом предударном слоге после шипящих [ж], [ш], [ц].

По старомосковским нормам здесь произносится звук э], который сохранился в некоторых словах: лошадей, к сожалению, жалеть, жакет, двадцати, тридцатью.

В большинстве случаев по современным нормам мы произносим [ a], например:

жара, зарница, царица, шагать, шапчонка, шалить, жаркое.

4. В некоторых сложных и сложносокращённых словах и словах с некоторыми приставками возможно произношение гласных без качественной редукции, т.е. гласные [а], [о], [э], если на них падает побочное ударение произносятся чётко, например:

др[ ]внер[ ]сский, капит[ ]ловлож[ ]ние, к[ ]нтригр[ ], с[ ]ред[ ]ктор.

5. В некоторых иноязычных словах безударные [о], [а] в начале слова и после твёрдых согласных могут различаться, например:

[о]тель, [о]азис, б[а]обаб, В[о]льтер.

Произношение согласных звуков и сочетаний согласных звуков

Основные правила произношения согласных рассмотрены в теме «Позиционные чередования согласных звуков».

Также необходимо обратить внимание на следующие особенности:

1. Звук [г] перед гласными, сонорными и звонкими согласными произносится как шумный звонкий, взрывной: [г]ора, [г]рад, [г]воздь. На конце слов и перед глухими согласными он меняется на  [к] : дру[к], ожё [к]ся .

Исключение: Бо[х].  

2. Сочетания  -гк-, -гч- обычно произносятся как [хк], [хч], например:

мягкий – [м’  | х к’ j ], мягче - [м’  | х ч ь ].

3. Все согласные перед [э] произносятся как мягкие, например:  [б’ j ].

Но в некоторых иноязычных словах они остаются твёрдыми: портер, отель, шоссе, ателье, кафе.

4. На месте орфографического сочетания -чн- в одних словах произносится произносится [чн]: вечность, точный, отличник, научный; в других - [шн]: конечно, нарочно, Ильинична, прачечная, яичница.

В некоторых словах допускается двоякое произношение: булочная, лавочник, подсвечник, порядочный, сливочный.

Одно и то же слово в разных сочетаниях может произноситься неодинаково, например: серде[чн]ый приступ – друг серде[шн]ый, шапо[чн]ая мастерская - шапо[шн]ое знакомство.

5. В слове «что» и производных от него (кое-что, что-нибудь, чтобы и т.д.) произносится [шт].

Исключение: нечто - [чт].

А в слове «ничто» возможно двоякое произношение.

6. Сочетания  -тц- , -дц- на стыке морфем, реже в корнях произносятся как долгий [ ], например:

братцы – [б р |    ], двадцать - [д в  |  ъ т’ ],  отцы - [a |  ].

7. Сочетание  -тс- на стыке глагольного окончания и постфикса –ся произносится как долгий [ ], например: 

дерется – [д’ иэ |р’ | ъ] и т.д.

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 442; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!