Учение Канта о познавательных способностях

Периодизация творчества Канта

Принято считать1, что творчество Канта делится на 2 периода. В основу этого деления положено понимание самим Кантом задач философии.

Первый период – заканчивается началом 70-х гг.

Этот период связан в основном с изучением естественно-научных проблем.

Основное произведение – «Всеобщая естественная теория и история неба».

В этот период Кант убеждён в способности человеческого ума познать скрытую сущность мира. В этот период Канта больше интересует мир, чем человек.

Второй период – критический (с нач. 70-х гг.)

Именно в этот период создаются «Критика чистого разума»(1781), «Критика практического разума» (1787), «Критика способности суждения» (1790).

В этот период Кант усматривает задачу философии в исследовании условий возможности того, что до сих пор составляло предмет философского интереса (это познание, а также морали и религии). Сам Кант в этот период видит свою задачу в «критическом испытании всякого догматизма». В этот период Кант отрицает возможность познания вещей как они существуют сами по себе, т.е. независимо от познающего субъекта. Кант отрицает эту возможность не голословно, не абстрактно, а на основании предварительного исследования устройства и границ применения наших познавательных способностей.

Предпосылки теории познания Канта:

1. диалог сенсуализма и рационализма, который длился в философии на протяжении двух веков (XVII – XVIII)

2. философия французского Просвещения

3. философия Дэвида Юма

4. Возможна аналогия между Кантом и Коперником2.

 

Основная проблема и главные понятия теории познания Канта

Рассуждения Юма о происхождении понятия причинной связи, по выражению самого Канта, «прервало его (Канта) догматическую дремоту».

Согласно Юму, научные суждения (утверждения и отрицания) в сущности ничем не отличаются от эмпирических обобщений.

Согласно Канту, достоверность научного знания заключается в его логической необходимости и всеобщности. Однако знания, опирающиеся на эмпирическую индукцию, не могут обладать необходимым и всеобщим характером.

Чем гарантируется (обеспечивается) необходимый и всеобщий характер научного знания? Основная проблема «Критики чистого разума» сводится к вопросу о том, как возникает новое научное знание. Сам Кант формулирует проблему своего труда иначе.

 

Для того чтобы ввести логику анализа данной проблемы, Кант все возможные суждения делит на 2 большие группы, и в каждой группе оказывается пара суждений:

1) суждения априорные и противоположные им – апостериорные.

2) суждения аналитические (это тавтологии, не дающие нового знания, приращения знания. Например: треугольник имеет 3 угла) и противоположные им – суждения синтетические, которые дают приращение знания. Приращение знания в таких суждениях происходит за счёт того, что к субъекту присоединяется предикат.

Научное знание тем и ценно, что оно состоит из особых суждений, а именно из априорных синтетических суждений.

Априорное суждение – это суждение, в котором связь субъекта и предиката отвечает двум признакам:

1. эта связь носит необходимый и всеобщий характер

2. эта связь не образуется на основе наблюдения, а мыслится как бы из самого разума.

Кант формулирует основную проблему «Критики чистого разума» следующим образом: как возможны синтетические суждения априори. Чтобы обосновать возможность научного знания, нужно показать, как образуются априорные синтетические суждения

ש во-первых, в математике,

ש во-вторых, в теоретическом естествознании и

ש кроме того, следует прояснить статус метафизики, т.е. выяснить, является ли

она наукой.

Кант провозгласил неразрывную взаимосвязь, с одной стороны – чувственного и содержательного, а с другой стороны – рационального и формального начал в научном познании.

Научное познание представляет собой, по Канту, синтез

v содержания, исходными элементами которого являются, в конечном счёте,

данные чувств, и

v формы, которая априорна, т.е. существует до и независимо от опыта.

Понятие опыта у Канта используется в следующих смыслах:

1) в широком смысле

Опытное знание – это всё научное знание. В этом смысле границы возможного опыта – это границы возможностей самой науки.

2) Опыт – это знания, базирующиеся, в конечном счёте, на чувственных данных. Опыт – это содержательное знание.

Априорные формы. По Канту, познание начинается с ощущений, но далеко не всё знание напрямую выводится из ощущений. Существует знание, которое порождается нашей познавательной способностью как таковой (такое знание и представляет собой априорные формы). Такое знание – это, например, знание пространства и времени как таковых.

По Канту, именно априорные формы придают знанию необходимый и всеобщий характер, но при этом они не превращают наши знания в отражение вещей как они существуют сами по себе.

Кант различает 2 понятия: с одной стороны – это «вещь в себе», с другой стороны – «феномен».

Под феноменом понимается вся познаваемая действительность, мир явлений, который, по Канту, конструируется самим субъектом познания путём синтеза априорных форм и материала познания, в конечном счёте, доставляемого ощущениями. Феномен конструируется не эмпирическим субъектом*, а особым субъектом – всеобщим субъектом, или, по выражению Канта, трансцендентальным субъектом.

 

Кант употребляет понятие «вещь в себе» в 3-х смыслах:

1. вещь в себе – это внешний непознаваемый источник наших ощущений

2. вещь в себе – это любой недоступный опыту объект (например, Бог)

3. вещь в себе – это обобщённое понятие о недоступной для опыта объективной реальности; это понятие о мире в целом, о душе как единстве всех психических процессов, о Боге. В данном смысле понятие «вещь в себе» указывает не столько на сам объект, сколько на предел нашей познавательной способности (на предел содержательного знания). В этом смысле понятие «вещь в себе» у Канта имеет синоним – понятие «номэн» (имя).

Каждому из видов познания, согласно Канту, соответствует особая познавательная способность человека:

v математическое познание, математика базируется на чувственности, т.е. на способности

созерцания (в данном случае способность созерцания – это способность наглядно представлять себе вещь как целое)

v теоретическое естествознание базируется на другой познавательной способности –

на рассудке

v метафизика основывается на разуме.

Соответственно этим трём познавательным способностям и сферам, познавательной деятельности человека «Критика чистого разума» подразделяется на 3-х больших раздела:

1. трансцендентальная эстетика – это учение о чувственности. Здесь основной вопрос: как возможна математика в качестве науки.

2. трансцендентальная аналитика – это учение о рассудке. Основной вопрос: как возможно естествознание в смысле науки.

3. трансцендентальная диалектика – это учение о разуме. Основной вопрос: возможна ли метафизика в качестве науки.

Кант использует 2 понятия:

ש «трансцендентный» - означает потусторонний, находящийся за пределами всякого

опыта и не имеющий к этому опыту никакого отношения.

ש «трансцендентальный» - это доопытный, независимый от опыта, но необходимый в

процессе формирования опыта (это значит: составляющий необходимое априорное условие всякого возможного опыта).

Кант среди априорных форм* выделяет:

1. априорные формы чувственности (чувственного созерцания)

2. априорные формы рассудка.

Эти формы принадлежат трансцендентальному субъекту; они ответственны за организацию опытного знания; благодаря априорным формам являющийся нам мир предстаёт в качестве целого, пронизанного закономерностями (упорядоченного целого).

Истоки законосообразности мира как он дан нам в опыте заключены в устройстве человеческой познавательной способности. «Разум не черпает законы из природы, а предписывает их ей».

Учение Канта о познавательных способностях

Чувственность

Необходимой эмпирической основой познания являются ощущения, возникающие в результате воздействия вещей в себе на нашу способность к восприятию.

Случайные и разнородные ощущения упорядочиваются с помощью априорных форм чувственности, а именно пространства и времени.

Пространство как особого рода чистое созерцания систематизирует внешние ощущения;  а время как особого рода чистое созерцание систематизирует, упорядочивает внутренние ощущения.

Согласно Канту, представления о длительности и протяжённости есть условия возможности вообще любых явлений. Например: чтобы воспринимать нечто одно после другого, нам нужно изначально, до всякого конкретного восприятия иметь чистое представление о длительности как таковой.

Вещь в себе не имеет ни пространственных, ни временных характеристик, а мир в качестве феномена с неизбежностью существует в пространстве и во времени.

Пространство и время делают необходимыми и всеобщими истины математики. В рамках математики Кант выделял арифметику и геометрию. Геометрия, по Канту, базируется на пространстве как априорной форме внешнего чувства, арифметика – на времени как априорной форме внутреннего чувства.

       

Второй раздел «Критики чистого разума» - «Трансцендентальная аналитика» – учение о рассудке.

Рассудок – это способность обобщать содержания чувственных созерцаний (наглядных представлений) посредством категорий.

Категории (у Канта их насчитывается 12) – это априорные формы рассудка.

Кант все свои 12 категорий объединяет в 4 группы:

1. категории количества

2. категории качества

3. категории отношения

4. категории модальности

В основе способности объединять представления, обобщать их содержание лежит так называемое «первоначальное синтетическое единство апперцепции».

Кант различает

§ так называемую «трансцендентальную апперцепцию» (единство и

самотождественность самого познающего субъекта) и

§ «эмпирическую апперцепцию» (это вторичное единство, т.е. единство,

проявляющееся в продуктах рассудочной деятельности).

Метафизика – это склонность, укоренённая (заложенная) в устройстве самого человеческого разума, которая пытается выдать себя за строгую науку.

Рассмотрение вопроса о возможности синтетических суждений в метафизике Кант связывает с исследованием природы разума.

Когда рассудок забывает о своих границах (о границах своего применения) и пытается познать вещи в себе в содержательном смысле (т.е. научно), тогда и возникает метафизика.  

Тот раздел «Критики чистого разума», который называется «Трансцендентальной диалектикой», посвящён рассмотрению (анализу) тех последствий, которые должны получиться в случае применения форм рассудочного синтеза к познанию вещей в себе.

В человеческом разуме заложено стремление к идеалу познания (к абсолютной полноте знания). Проблему для разума представляет абсолютное целое всего возможного опыта, но такое целое не может быть в принципе результатом опытного познания. Разум оперирует уже не категориями, а идеями, т.е. условно говоря: понятиями о безусловной целостности (единстве) всех обусловленных явлений. Это: понятия о душе (по Канту, «психологическая идея»), понятие о мире в целом (космологическая идея), понятие о Боге (теологическая идея). Идея – это такое понятие, для которого в созерцании не может быть дан в принципе адекватный предмет.

§ Психологическая идея содержит в себе абсолютное (безусловное) единство

мыслящего субъекта.

§ Космологическая идея касается вопроса о мире, представленном совокупностью

условий существования всех явлений как целого.

§ Теологическая идея выражает абсолютное единство условий всех предметов

мышления вообще.

Разум непосредственно направлен (т.е. его предметом является) не на феномен, а на рассудок. Основная функция разума в познании состоит в том, чтобы «свести огромное многообразие знаний рассудка к наименьшему числу принципов и таким образом достигнуть высшего единства знаний и рассудка».

Рациональная психология (учение о душе), рациональная космология (учение о мире в целом), рациональная теология (учение о Боге) представляют собой основные разделы метафизики. К каждой из своих идей разум приходит путём особого умозаключения и в каждом из этих 3-х умозаключений разум обнаруживает свою диалектическую сущность. Соответственно диалектика разума делится на 3 части:

1. паралогизм (соответствует психологической идее)

2. антиномия (соответствует космологической идее)

3. идеал разума (соответствует теологической идее)

Притязания (претензии) рациональной космологии с необходимостью ведут к возникновению антиномий. Антиномия – это условно говоря: два тезиса (тезис и антитезис), каждый из которых доказывается с той же силой убедительности, как и логически противоположный ему тезис, но, если А и не-А равнодоказуемы, то отсюда, по Канту, следует, что оба эти высказывания (утверждения или отрицания) не могут считаться научными. Кант выделяет в рамках космологической идеи 4 антиномии соответственно 4 группам категорий:

1. Тезис: мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.

Антитезис: мир не имеет начала во времени и границ в пространстве.

2. Тезис: всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое и то, что состоит из простого.

Антитезис: ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого.

Эти две антиномии Кант называет математическими, т.к. они касаются количественных характеристик мира.

!3! Тезис: причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо допустить ещё свободную причинность.

Антитезис: нет никакой свободы (в феноменальном мире), всё совершается в мире только по законам природы.

4. Тезис: к миру принадлежит (либо как часть его, либо как его причина) безусловно необходимая сущность (Бог).

Антитезис: нигде (ни в мире, ни вне мира) нет никакой абсолютно необходимой сущности как причины мира.

Эти две антиномии Кант называет динамическими, т.к. они касаются качественных характеристик мира.

Человек – это существо странное, двойственное: с одной стороны – это эмпирическое существо, которое подчинено природным законам, с другой стороны – человек наделён разумом и поэтому он находится в то же время в царстве свободы (он свободен).

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 5220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!